Можно ли удалить плохой отзыв клиента или лучше на него ответить?

С плохими отзывами всегда непонятно, что делать. Часто, когда начинаешь их читать, то первая реакция – «да что они здесь пишут, это ведь всё неправда!». После этого, кажется, остаётся только одно: удалить такой отзыв к чёртовой матери. Но поможет это решение или навредит ещё больше? Как работать с плохими отзывами, чтобы они помогали бизнесу развиваться или, как минимум, не мешали

Разбираемся вместе на примерах.

Как удалить плохой отзыв от клиента
Как удалить плохой отзыв от клиента

Когда можно удалять отзывы и почему в большинстве случаев не нужно

Удалить отзыв — звучит привлекательно. Вроде бы одно движение и проблема решена. Но, во-первых, это не так просто. Во-вторых, еще и не всегда необходимо.

Удалить отзыв в Яндекс Картах или 2ГИС действительно получится, если:

  • Отзыв содержит личные оскорбления или мат.
  • Очевидно, что отзыв фейковый: автор не был вашим клиентом, пишет чушь или копирует текст с других платформ.
  • Есть прямые нарушения правил площадки (например, угрозы, клевета).

На таких основаниях можно подать жалобу через службу поддержки в Яндекс, 2ГИС или на другом сервисе, но даже тогда потребуется доказать, что отзыв нарушает правила, указав нарушение в заявке. Просто потому что вам обидно — не повод для удаления.

Удалить плохой отзыв клиента
Удалить плохой отзыв клиента

Но здесь есть подводный камень: если вы удалите отзыв без явной причины, автор может вернуться — и уже не с одним, а с пятью аккаунтами и ещё более ядовитыми формулировками.

Плюс, в глазах других пользователей это может выглядеть как попытка что-то скрыть. А люди — существа подозрительные. А когда все отзывы идеально положительные, доверие падает. Никто не верит в 5.0 «звезд» от 200 человек без единой критической реплики.

Как лучше отвечать на отзывы

Ответ на отзыв — это хорошая возможность. Возможность показать, что вы — не безликая организация, а живой, внимательный бизнес, за которым стоят люди и которому действительно важно, что думают клиенты.

Что даёт ответ:

  • Вы показываете, что слышите клиента.
  • Все будущие посетители читают не только отзыв, но и ваш ответ.
  • Вы можете разрядить ситуацию, объяснить, предложить решение.
  • Иногда — прямо в ответе — удаётся вернуть лояльность.
Как ответить на плохой отзыв — пример с шаблоном ответа
Как ответить на плохой отзыв — пример с шаблоном ответа

Такой ответ не только смягчает ситуацию, но и показывает другим читателям: вы умеете признавать ошибки и готовы их исправлять. Это дорогого стоит.

Как правильно работать с отзывами

Краткая справка. Удаляем — если есть серьёзное основание: нарушение правил, агрессия, фейк. Отвечаем — всегда, если отзыв от настоящего клиента, даже если он неприятный и кажется вам несправедливым.

Здесь действует простое правило: чем быстрее и человечнее вы отвечаете, тем меньше вреда от негатива. Даже если вы ничего не исправите для этого конкретного клиента — вы сохраните доверие остальных.

Как отвечать на отзывы правильно: мини-гайд

  • Не оправдывайтесь — «сами виноваты» никак не сработает.
  • Не переходите на личности — даже если очень хочется.
  • Пишите человеческим языком — без штампов и канцелярита.
  • Предложите решение — извинитесь, верните деньги, позовите снова.
  • Будьте кратки, но искренни.

Шаблон для ответа на отзыв:

«Имя, спасибо, что написали нам. Мы не оправдали ожиданий — это наша ошибка. Разберёмся и поправим. Напишите нам на [почта], мы предложим решение».

Ответ компании на плохой отзыв

Ошибки, которые делают ещё хуже

  • Агрессия: «Не устраивает — не приходите больше!»
  • Штампы и отписки: «Ваше мнение очень важно для нас, спасибо за обращение.»
  • Молчание: люди воспринимают тишину как признание вины.

Как мыслят клиенты, когда видят отзыв

«Нет ответа, значит вся критика – это правда», — вот что думает пользователь, увидев негатив, оставшийся без реакции.

А теперь представим иную ситуацию. Клиент салона красоты пожаловался на администратора: «Разговаривал сквозь зубы», и получил ответ: «Спасибо, что написали. Мы разберёмся с ситуацией и хотим загладить вину. Напишите нам — найдём, как компенсировать вам этот негатив».

Каким будет развитие событий? Почти наверняка мы увидим продолжение истории и обновленный отзыв: «Со мной действительно связались и извинились. Спасибо, это приятно». Репутация спасена, лояльность восстановлена.

Плохой отзыв — не катастрофа. А вот молчание, формализм или грубость — вполне может к ней привести.

Удалять негативные отзывы стоит только в крайних случаях. А ответ — это ваша визитная карточка, ваш сервис в действии.

Проверьте прямо сейчас:

  • Где пишут про ваш бизнес?
  • Кто и как отвечает на отзывы?
  • Настроены ли уведомления?

Для системной работы с отзывами подключите сервис MyReviews. С ним удобно собирать отзывы с 15+ площадок, получать уведомления об отзывах и ничего не пропускать. Также в сервисе есть дополнительные фишки для усиления репутационного маркетинга: виджет на сайт с отзывами и QR-ловушки для перехвата негатива.

Вместо вывода

Плохой отзыв — это нормально, они есть у всех. Поэтому важно в работе отвечать искренне и решать вопрос клиента. Так вы покажете другим, что вы заботитесь о покупателях и с вами можно иметь дело.

Начать дискуссию