Курочка Ряба: сказка о системном кризисе KPI-менеджмента и неадекватности бонусной программы
Коллеги, разрешите представить вашему вниманию казуистический разбор архаичной парадигмы мотивации и краха системы вознаграждения в условиях примитивной экономической модели.
В условиях ресурсно-ограниченной операционной среды (Дед и Бабка, выполняющие функции совета директоров с устаревшим мышлением) ключевым активом числилась Курочка Ряба - низкоэффективный, но стабильный провайдер базовых активов (стандартные яйца, white egg).
Внезапно, в рамках спонтанного пилотного проекта, не согласованного с продуктовой стратегией, актив произвел эксклюзивный, высокомаржинальный, но технологически несовместимый с текущей инфраструктурой продукт - Золотое Яйцо.
Возник классический организационный тупик:
1. Попытка монетизации (Дед):
Применение устаревших, силовых методов управления («бил, бил»). Результат - нулевой. Высокотехнологичный актив не поддается традиционному экстракционному воздействию.
2. Дублирующая попытка (Бабка):
Повторение тех же самых ошибок с ожиданием иного результата, что является классическим признаком операционной некомпетентности. Итог тот же - провал.
Ключевая проблема
Система управления оказалась не готова к работе с активом премиум-класса. Отсутствовали инструменты, компетенции и, что главное, стратегическое видение. Единственным известным им методом было уничтожение (демонтаж) сложного актива с целью получения его примитивной составляющей.
Разрешение кризиса произошло не благодаря, а вопреки действиям руководства. Мышка (внешний консультант / мелкий форс-мажор / рядовой сотрудник, проходящий мимо) совершила легкое, непреднамеренное касание (agile-методология против waterfall-подхода Деда).
Хрупкая система иллюзорной ценности (Золотое Яйцо) немедленно разрушилась, обнажив свою полную операционную несостоятельность и нежизнеспособность в данной экосистеме.
Однако вместо проведения work-out сессии и анализа причин провала, совет директоров (Дед и Бабка) начинают публичную демонстрацию ложной, истеричной вовлеченности («рыдают»), создавая нарратив о «невероятной утрате», хотя минуту назад сами пытались этот актив уничтожить.
Финальный акт абсурда
Для купирования имиджевых рисков и с целью сохранения лояльности низкопробного провайдера (Курочки), ему даются пустые, ни к чему не обязывающие обещания («простое яичко»). Обещание, являющееся по сути возвратом к старой, неэффективной, но привычной операционной модели.
Мораль
Система, способная лишь на разрушение, не может управлять сложными активами. Любая инновация будет уничтожена либо грубым вмешательством руководства, либо случайным стечением обстоятельств. Единственный выход для системы - дать обещание вернуться к тому, что она хоть как-то умеет делать, создав видимость утраты там, где был лишь очевидный провал. Плач по разбитому золотому яйцу - это пиковый перформанс менеджмента, неспособного к рефлексии.
Загляните в мой Telegram @citatco - там вас ждет самое свежее.