Как вас официально обманывают в РСЯ. Что нужно знать при запуске рекламы в Яндекс.Директ в 2025

Сегодня у меня сгорела *опа, настолько что я решил поделиться своими выводами о том как устроена скам система РСЯ и по моему личному оценочному суждению YX сама принимает в этом главное участие, если с поисковой рекламой более или менее понятно хотя и там вопросики есть то РСЯ откровенный скам и слив бюджета.

Начнем с наблюдений которые знают практически все

  • В РСЯ полно ботов, которые просто скликивают ваш бюджет
  • Конверсия из РСЯ часто мизерная или вообще отсутствует
  • Качество площадок в РСЯ очень низкое, практически один мусор
  • В метрике по РСЯ львиная доля переходов это нулевые визиты*

Вот так будет выглядеть ваша реклама после запуска в метрике

Нулевые визиты, трафик за который вы платите ~9р клик и 0 профита (слив)
Нулевые визиты, трафик за который вы платите ~9р клик и 0 профита (слив)

На скрине примерно -200р, и это лишь малая часть данных и упаси боже если у вас не установлены лимиты, ваши 100-200 тысяч рублей могут улететь и за день в замен получая ноль лидов.

Тут справедливости ради стоит учесть тот факт, что люди могут действительно нажать на рекламу и потом ее закрыть, особенно это касается всех игровых и развлекательных сайтов, ты залипаешь в игру и видишь примерно такое окно, оно появляется в замен на внутриигровые бонусы или просто по таймеру / триггеру

Реклама открывается на весь экран или закрывает большую ее часть
Реклама открывается на весь экран или закрывает большую ее часть

Часто люди ошибаются и жмут "перейти на сайт" вместо крестика (закрыть) тк он меньше, но самое плохое что попасть в крестик бывает реально сложно и человек может вместо крестика нажать на область левее/ниже тем самым открывая сайт вместо попытки закрыть, что скорее все чаще и происходит и вы естественно за это платите деньги, причем много и дорого.

То что показано на картинке сверху это я еще хороший пример нашел, я видел такие баннерные системы, где крестик не появляется сразу а идет отсчет времени, естественно любые нажатия открывают сайт рекламодателя, плюс сам крестик уменьшен и в него сложнее попасть, в некоторых системах надо нажать не один раз а несколько (подтвердить), трюк тут заключается в том, чтобы дать пользователю больше возможностей для ошибки и он перешел на сайт, даже если визит нулевой он платный. Я не буду сейчас расписывать всю эту технологию просто сами понаблюдайте как вы видите рекламу и как ее закрываете а потом представьте что ваши потенциальные клиенты сталкиваются с тем же, тут вариантов как помочь пользователю перейти на сайт случайно, просто масса. Поэтому берем за правило, добавлять в корректировки игровые сайты, в том числе знакомства и прочий шлак, вот инструкция и список актуальных площадок которые надо обязательно банить в РСЯ кампаниях

Но это все цветочки по сравнению с куда более серьезной проблемой, а именно ботоводами и фермами

Львиная доля трафика это просто боты
Львиная доля трафика это просто боты

Ты наверняка видел в сети фото таких ботоферм, где десятки сотни, телефонов подключены как единая система и выполняет нужные оператору функции в том числе они легко могут скликивать твою рекламу, вот именно об этом я и хочу рассказать подробнее.

Как понять что нашу рекламу скликивают боты? Давай посмотрим

Рис.4 - Слева время визита, справа время пребывания на сайте
Рис.4 - Слева время визита, справа время пребывания на сайте

И казалось бы "Иван, ну че ты ноешь" у тебя вон куча переходов более 15 секунд, радуйся, тебе с РСЯ нормальный трафик дали. Но опытный директолог уже почует запах *овна

Для справки: все визиты менее 15 секунд считается отказом то есть = мусором. И такие визиты надо стараться не допускать, чистить трафик от площадок, ставить понижающие корректировки при настройке рекламы. А на скрине выше визиты с РСЯ трафика, по 2-5 минут и даже как на картинке по 13-20 минут, вроде все ок, или нет?

Смотрим детализацию визитов в вебвизоре

Что мы тут видим:

  • Визиты более 15 секунд
  • Мертвые визиты с нулевой активностью
  • Телефоны от Apple
  • Браузер Safari

Про визиты 15 секунд я скажу позже. Теперь обрати внимание на то что в этих визитах нет никакой активности, то есть якобы пользователь открыл страницу и оставил ее открытой на длительное время, причем он даже ее не закрыл страницу мышью, сессия просто была отключена (скорее всего программно), для примера я покажу как выглядит визит реального человека в вебвизоре

Вебвизор позволяет посмотреть запись визита глазами пользователя
Вебвизор позволяет посмотреть запись визита глазами пользователя

Тут у нас видно и как пользователь тапает по экрану (желтый кружок), на таймлайне видны желтые линии которые показывают что пользователь совершал на странице какие-то действия, скролл, клик, ввод текста, конверсии если есть и так далее. Такие визиты в списке выглядят вот так

Список реально качественных визитов, которые стоят денег даже если конверсий нет
Список реально качественных визитов, которые стоят денег даже если конверсий нет

Эти вот зеленые и желтые кружки от 3 до 5 показывают активность на странице именно они подсказывают нам о том что этот визит был сделан человеком а не ботом. Если ты посмотришь рисунок 4, то там на всех стоит один красный кружок, хотя визиты более 2х минут, проще говоря страницу открыли, подержали и закрыли програмно (автоматически)

Теперь когда с прилюдями мы закончили переходим непосредственно к основным фрикциям (неприятным)

Я специально кратко пробежался по базовым вещам, чтобы синхронизироваться, старался максимально кратко только по верхам, чтобы не затягивать в лонгрид. Вот мои основные выводы

  • YX прекрасно все это знает, но ничего не делает (тк выгодно)
  • Полноценной защиты от ботов нет, потому что см. п1
  • Нет контроля по качеству площадок (только номинально, законы)
  • Деньги рекламодателей просто распиливаются

YX все знает - тут думаю даже пруфы не нужны и так понятно что компания в курсе происходящего, она даже частично возвращает деньги за фрод, где что 200 рублей где-то десятки тысяч, если пользователь встанет в позу и потребует, то есть сам факт ботоводничества думаю всем очевиден. Вопрос в другом, почему ситуация не меняется? Почему до сих пор YX не может ничего с этим сделать, ответ простой - им выгодго.

Так выглядит реклама РСЯ на сайтах партнерах <b>YX</b>
Так выглядит реклама РСЯ на сайтах партнерах YX

Админы сайтов которые подключили себе баннерную систему YX, получают выплаты если на их сайте произошла конверсия (клик) по рекламе. Очевидно, что львиную долю этой прибыли YX оставляет себе а админ получает копейки, какой именно процент сказать сложно, тут остается только догадываться, кто знает напишите в комментариях. Также учитываем следующие основные моменты что у владельцев сайтов

  • Огромная конкуренция, особенно с крупными сайтами, порталами, изданиями (авто, игры и тд)
  • Тяжело удерживать аудиторию на своем сайте, иметь постоянных читателей, как бы круто ты не вел контент на сайте

Вот и получается, что деньги зарабатывать хочется с партнерки на своем сайте а заниматься его качеством дело не реальное, практически гиблое. Поэтому проще запилить/заказать ботоферму, которая будет скликивать рекламу на твоем сайте, это проще быстрее и эффективнее.

Каких только ферм нет, вспомните хомяка даже там фармили
Каких только ферм нет, вспомните хомяка даже там фармили

Предположим приходит на твой сайт трафик 1000 человек из них реально клик сделают 20-30 человек по рекламе, ты получишь условно 40-60 рублей, а с ботом который прокликает всю рекламу ты получишь уже рублей 300-600, разница очевидна?

Причем это все легко исправить, YX может абсолютно легко банить такие площадки где нет конверсий, где по статистике визиты "мертвые" с отстутствием активности, определить бота очень легко тем более что ботоводы даже не парятся. Самые "умные" дают ботам посидеть на сайте от 2х минут до 20ти, чтобы визит с их сайтов не уходил в отказ, так их площадки по статистике будут считаться "качественными" ведь мало кто полезет в визор копать кто там сидит на сайте, главное не отказ (визит менее 15 секунд)

Почему же YX ничего не делает? Ну очевидно когда рекламодетель компании платит 1000р а из них ты 50р рублей отдаешь партнеру чтобы забрать себе эти 950р, в такой потрясающей схеме банить ботоводов абсолютно не выгодно, пользователь все равно ничего не докажет, все можно списать на сложные алгоритмы, искусственный интеллект, в крайнем случае не хочешь не пользуйся, читай правила сервиса.

В Директе есть такой параметр как "Корректировки", выглядит он вот так:

В вебвизоре мы видим активность пользователя, также в целом у компании YX отлично работают алгоритмы определения накрутки и спама особенно в сервисе Карты (Бизнес). Там даже реальный пользователь оставив отзыв может не пройти модерацию тк. система фильтрации работает очень жестко и обойти ботами крайне тяжело если вообще возможно, почитайте мою статью о удалении отрицательных отзывов с карт. Но почему то с директом, все эти фильтры и алгоритмы чудесным образом не работают, и позволяют ботам заниматься фродом, почему я ответил выше.

А решение очень простое:

  • Дать пользователю расширенные настройки корректировок, там до сих пор все эти годы так ничего толкового не завезли, например банить по активности пользователя, он ведь не только на нашем сайте сидит тихо, статистика активности есть по каждому, но тогда YX потеряет сотни миллионов поэтому нет
  • Вести оценку качества рекламной площадки, повторюсь YX делает отличные алгоритмы и сделать критерии качества рекламной сети не составит труда, заниматься чисткой ботов, банить ботофермы, ip адреса, пользователей, закрывать сотрудничество с сетями которые занимаются откровенным мошенничеством и фродом (но тогда пчелы против меда?)
  • Не брать оплату от рекламодателя с нулевых визитов. Все визиты с 00:00 исключать из отчета, что усложнит жизнь ботоводам, повысит стоимость обслуживания фермы, сделает бизнес менее рентабельным, а если еще и привязать выплату к активности то крутить на ферме имитацию кликов, чтения, скролла может похоронить всю эту индустрию, тк будет тупо не рентабельно.
  • Также заметили закономерность? Боты сидят преимущественно с iphone и safari mobile, тут я не эксперт, вероятно железо более устойчиво для промышленного использования а может просто железо представляется одним шаблоном в ферме. Но было бы не плохо банить в корректировках эти закономерности, но таких опций увы у нас нет, опять же по причинам озвученным выше, кто-то потеряет деньги а кто именно и так понятно.

Можно сюда еще записать массу пунктов, но уже этого будет достаточно чтобы частично решить проблему, которую очевидно решать никому не выгодно. YX сама создала систему в которой комфортно и хорошо чувствуют себя ботоводы, безнаказанно занимающиеся скамом, где 80-90% бюджета просто распиливается самой же компанией, а рекламодатель не получает качественного трафика за который и так платит по сильному оверпрайсу

Интересы рекламодателя никак не защищены

Бесполезная техподдержка которая никак не решает проблемы
Бесполезная техподдержка которая никак не решает проблемы

1. Нельзя добавять вхождения в бан, например *games* даже если ты добавил в блок игровые площадки, попадет другая, забанить их всех увы не получится, будешь платить
2. Площадок заблокировать в Директе можно не более 1000, а их там сколько? Вероятно несколько десятков тысяч, поэтому слив будет в любом случае.
3. Мало того вот статья от 26 февраля 2020г, о том что теперь и корректировки тебя не защитят от некачественного трафика, если компания YX захочет налить тебе некачественного трафика она это сделает по своему усмотрению (будет лить со своего dsp)

Ложка меда в бочке *овна

Я думаю что компания YX очень не честно ведет свои дела обманывая своих клиентов, но кто мы такие чтобы их судить (челядь беззубая). Жаль что имея в своем распоряжении такой сервис компания не двигает рекламную индустрию а просто "стрижет" деньги с наивных рекламодателей, вероятнее всего закрывая свои финансовые дыры из-за отстутствия грамотного менеджмента и раздутых расходов, за ошибки которые платят рекламодатели из своего кармана. Причем наверняка это настолько в компании YX вошло уже в систему, что поменять уже это просто не представляется возможным.

Но да ладно, я хочу отметить сервис Yбизнес (карты), я все думал зачем делать аналогичный сервис и конкурировать с директом, ранее я скептически относился к нему пока не попробовал на нескольких проектах и там он показал себя отлично, 260-300тр в год себя полностью отбивали. Хочется верить, что компания YX попыталась реабилитироваться за тот скам которым по сей день кормит своих рекламодателей и выкатила реально хороший рабочий инструмент, но я думаю что реальная причина лишь в том, чтобы снизить порог входа в рекламу и дать возможность людям без навыков в маркетинге запускать рекламные кампании основанные на базе ИИ и алгоритмов которым доступны все возможные плейсменты компании.

Директолог be like
Директолог be like

Из-за вот такого отношения страдает не только рекламодатель а весь рынок в целом, маркетологи не могут часто настроить качественно рекламу клиенту, потому что они сами не понимают что ставят деньги своего клиента "в казино". Как бы скрупулезно ты не настроил бы, РСЯ это всегда ставочка на zero, которая очевидно не залетит.

Так что отчасти в том что маркетологи криворукие мужеложцы, виновата сама рекламная платформа. Представляете какого масштаба проблема? А ведь вся страна туда несет денежки

Все выше описанное является личным оценочным суждением, все совпадения случайны, пруфов нет, все это шизотеория в которую верить или нет вы решаете сами.

PS: Если есть что добавить, исправить ошибки пишите, хотел сделать развернутую статью но тогда получилось бы в 5 раз длиннее, если накидаете своих пруфов, налюдений то можно выпустить вторую часть в деталях. Пишу чтобы люди могли найти в поиске и иметь ввиду о том, как их нагло скамит одна из самых крупных компаний в России

3
1 комментарий