10 ЛЕГКИХ СПОСОБОВ УГРОБИТЬ СВОЙ БЛОГ И ВЫГОРЕТЬ САМОМУ
«Веди блог регулярно, и будет тебе счастье в виде лояльной аудитории и хороших продаж» – слышим мы из каждого утюга. Но что делать тем, кто не раз пробовал, но у него почему-то не получилось быть успешным и соблюдать регулярность (даже с чатом GPT), зато удалось приобрести нервно дергающийся глаз и отношение к блогингу как к рабству?! В этой статье я разберу все «почему-то», из-за которых вы можете забросить блог и схлопотать выгорание.
Кто я такая, чтобы об этом говорить?
Елена Брозовская, контент-стратег и копирайтер. Более 10 лет я вела свои аккаунты в соцсетях и чужие (как копирайтер и контент-менеджер). Сейчас я на регулярной основе веду блоги двух разных направлений: экспертный телеграм-канал Textbomba https://t.me/textbomba про контент, продажи и блогинг, а также хобби-канал по генеалогии.
Итак, перейдем к тем граблям, которые вы можете не замечать, а они тем временем бьют по вашей мотивации вести блог. Сейчас я буду не просто рассказывать об ошибках, но и предлагать внятное решение по каждому пункту.
Начали!
1. ЖЕСТКИЙ КОНТЕНТ-ПЛАН
С одной стороны, такой контент-план успокаивает: у блогера/эксперта появляется ощущение, что всё под контролем, и ожидание успеха. В понедельник – закулисье бизнеса, во вторник – публикация кейса, в четверг – продающий пост… – примерно так выглядит жесткий контент-план. Всё расписано по датам, разнесено по дням недели. Всё по полочкам, но… ни охнуть, ни вздохнуть.
В эту жесткую сетку невозможно поставить инфоповод, который появился спонтанно, неожиданно. Эту жесткую сетку трудно долго вести, если у вас нет солидного запаса постов. Представьте: вы внезапно заболели, а у вас по плану после обеда продающий пост. Вам явно не до продаж. Даже если текст будет написан усилием воли, в нем не будет ни огня, ни куража, ни убедительности.
Решение: гибкий план. Совсем без него нельзя, план задает направление блогу, выстраивает прогрев и ведет к продажам. Но он не должен быть чрезмерно жестким. Закрепляйте в сетке плана только базовый минимум (то, что нужно опубликовать во что бы то ни стало). Помечайте те публикации, которые считаете второстепенными (которые можно будет заменить на спонтанно появившиеся инфоповоды или не публиковать, если у вас форс-мажор).
2. НЕТ КОПИЛКИ ПУБЛИКАЦИЙ
Форс-мажоры бывают у всех, и в такие периоды о ведении блога думаешь в последнюю очередь. Если нет запаса публикаций, соцсети простаивают, а после перерыва в блог всегда психологически сложно вернуться (наверняка сами знаете).
Решение: копилка. Я в качестве копилки завела себе закрытую группу в Телеграм и назвала ее «Копилка Текстбомбы». Туда я складываю идеи для постов, скрины с отзывами клиентов, скрины с вопросами подписчиков, какие-то интересные ссылки на статьи по моей нише, с которыми хочется поспорить, опубликовав свое мнение… Закрытая группа тем хороша, что в ней можно завести много разных подтем: отдельно для отзывов, отдельно по рубрикам. А еще в каждой нише есть определенное количество вечнозеленых тем: таких, которые для целевой аудитории актуальны в любое время года. В копилку я складываю ссылки на свои вечнозеленые уже написанные посты, чтобы при случае можно было быстро вытянуть пост, слегка отредактировать при необходимости и пустить в эфир. Пока я разгребаю форс-мажоры, этот пост будет работать на мои цели и блог не будет простаивать.
3. ВЕСТИ БЛОГ ТОЛЬКО ПО ВДОХНОВЕНИЮ
Есть категория предпринимателей, которые боятся почувствовать себя рабом соцсетей и поэтому подчеркнуто ведут свой блог по вдохновению. Это необязательно только творческие личности (иллюстраторы, дизайнеры, швеи). Среди «вдохновленцев» я встречала также психологов, юристов и представителей других ниш.
Так как блог при такой стратегии ведется нерегулярно, от Музы к Музе, невозможно прогнозировать продажи, ставить финансовые и брендовые цели. Блог напоминает корабль, у которого капитана вместе со штурвалом уже смыло за борт. Дальше – больше: нет плана и прогнозируемого результат – значит, нет выхлопа – а значит, нет мотивации продолжать вести соцсети. В такой ситуации Муза приходит всё реже и реже, и блог покрывается пылью.
Решение: копилка. Да, точно такое же решение, как в предыдущем пункте. Наверняка вы не раз замечали, что классные идеи для тем или даже целые куски будущих постов приходят в вашу голову неожиданно, в самый неподходящий момент, или как быстрый отклик на что-то увиденное. Вы отмахиваетесь: некогда, не сейчас, потом запишу. Но потом из головы всё выветривается. Как только идея приходит мне в голову, я открываю свою копилку (закрытую группу в Телеграм) и быстро набрасываю туда всё, что я об этом думаю. Или записываю аудиодорожку, если набирать текст по какой-то причине неудобно. Так у меня набирается запас ярких, интересных черновиков, которые останется только довести до ума и опубликовать в тот момент, когда вдохновения на пост с нуля нет.
4. ВОСПРИНИМАТЬ КОНТЕНТ КАК ОДНОРАЗОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Одна из самых распространенных ошибок людей, ведущих экспертные, коммерческие соцсети, звучит так: «Я об этом уже писал». Будете воспринимать свой контент как одноразовый – очень быстро выгорите. 100%! С таким восприятием вы будете часто мучиться вопросом «О чем писать? Я уже, наверное, обо всем рассказал, я исписался». Да, чат GPT на время может снять эту головную боль, но потом вопрос-проблема возникнет снова, потому что в голове человека продолжает сидеть представление о том, что каждая тема контента одноразовая.
Решение. Для начала примите за аксиому, что единица контента – штука многоразовая.
Есть вечнозеленые темы, которые можно раз в год даже без изменений спокойно перевыпускать.
А еще можно переупаковывать контент. Например, вы записали видеолекцию на какую-то тему, она идет на вашем платном курсе. Можно из этой лекции вырезать несколько коротких фрагментов с важными мыслями и сделать из них рилсы и шортсы. Можно оформить эти ключевые мысли на карточках и пустить в Пинтерест (со ссылкой на вашу соцсеть, чтобы новые люди подписывались). Можно сделать краткий (для прогрева) конспект этой лекции или пост-список с ключевыми тезисами и выложить это как пост… Вариантов переупаковки контента очень и очень много. Когда я создавала pdf-книжку «Пиши. Отдыхай!», у меня набралось аж 50 идей и примеров, как можно сэкономить время и силы на создании контента. Речь шла как раз о переупаковке.
Проведите аудит контента в своем блоге: просмотрите посты за последние полгода и подумайте, какие из них вечнозеленые и их можно будет выпустить снова, какие можно обновить с учетом изменившейся обстановки, с какими из своих старых теорий и идей хочется теперь поспорить и т. п. Зафиксируйте всё это в копилке. Старый контент – это неплохой источник для новых публикаций.
5. ИГНОРИРОВАТЬ КОММЕНТАРИИ ПОДПИСЧИКОВ
Подписчики, которые под вашими публикациями задают вопросы, спорят, о чем-то просят, делятся своими случаями, – это отличный источник идей для блога. Я недавно проанализировала, какая часть контента была создана на основе того, что подкинули подписчики моего телеграм-канала Textbomba. Оказалось, около 30%! Благодаря такой стратегии блог кажется не мертвенно-экспертным, когда гуру с неба льет пользу, а живым, откликающимся «на нужды трудящихся». А это делает аудиторию еще более лояльной к блогеру.
Решение. Если вы ведете несколько соцсетей, я не предлагаю вам клонировать себя и общаться с аудиторией везде 24/7. Всё равно какая-то площадка у вас более крупная, ключевая, активная. Вот там и начните почаще включаться в диалоги с подписчиками.
Многие эксперты для сбора идей предпочитают просто спросить: «О чем бы вы хотели у меня почитать?» Так можно выкрутиться один раз, ну два от силы, но не всё время. Для разнообразия можно устроить опрос-голосование, предложив 5-6 тем на выбор (такое удобно устраивать в Телеграм; по результатам опроса вы поймете, какие темы сейчас больше волную вашу аудиторию и выстроите релевантный план). Также поищите комментарии ваших подписчиков, на которые было бы интересно и уместно отреагировать целым постом. Сохраните такие ценные зацепки в копилке, чтобы не упустить и в последующем воплотить в блоге.
6. ВЕСТИ БЛОГ, НЕ СТАВЯ ЦЕЛИ
Многие эксперты и предприниматели ведут блоги, открещиваясь от собственной ответственности за контент-результат и отрицая свое влияние на него. Ссылаются на непредсказуемые алгоритмы. На капризную ЦА, у которой непонятно что в голове. На ретроградный Меркурий... И при этом воспринимают блог как неприятную, но необходимую рутину. С такими установками привет, демотивация и выгорание!
Блог – это инструмент. С этим инструментом надо научиться работать.
Решение. Ставьте каждый месяц цель на блог: реалистичную, конкретную, измеримую (в продажах, росте активности).
Спросите себя: «Что я в этом месяце хочу получить через свой блог?»
Сформулировав цель, вы перейдете к следующему вопросу: «Что для этого надо сделать? Какой контент поможет достичь этой цели?» И начнете планировать публикации в блоге под вашу цель, а не как бессмысленную череду постов.
7. ИЗБЕГАТЬ РЕГУЛЯРНОГО АНАЛИЗА БЛОГА, НЕ ИЗМЕРЯТЬ ПОКАЗАТЕЛИ
Этот пункт по смыслу связан с предыдущим. Выпускать пост за постом, потому что нужна регулярность, – так себе стратегия. Это всё равно что двигаться вслепую, но всё равно двигаться, потому что вам сказали, что движение – это жизнь. Выше я только что рассказала о том, как важно ставить цели на блог. А сейчас говорю о том, что не менее важно анализировать, насколько успешно вы к этим целям продвинулись. По студентам своих курсов знаю, что у многих есть страх перед анализом: кажется, что это долго-скучно плюс есть риск понять, что ты далеко не молодец, и упасть духом окончательно. Есть у вас такое?
Решение. Я рекомендую использовать прием «Взгляд чужого». Представьте, что вы – это не вы, а чужой человек, который смотрит чей-то блог и анализирует его. Ваша задача – сопоставить цель на месяц и результат и, просмотрев посты, понять, что сработало хорошо, а что стоит улучшить в следующем месяце. Если вам сложно дается многосторонний анализ, то и не нужно везде подсчитывать количество лайков, комментариев, сохранений, репостов и др. Незачем. Берите ту метрику, которая была заложена в вашей цели на месяц. Например, если вы в цели записали «ХХ продаж», посмотрите, сколько в итоге продаж было. Допустим, цифра сильно ниже. Перечитайте продающие посты с позиции «я чужой», посмотрите, каким был прогрев: не слишком ли вы торопились с ним…
Главное, о чем следует помнить: такой анализ делается не ради того, чтобы посыпать голову пеплом и убедиться в том, что вы неудачник. Это способ понять, какие действия надо включить в контент-план в следующем месяце, а от каких отказаться, чтобы результат был лучше.
8. СОЗДАВАТЬ ОДНОТИПНЫЙ ПО ФОРМЕ КОНТЕНТ
Длиннющий пост в Telegram. Потом снова «простыня». Снова и снова… Благодаря чату GPT теперь можно хоть сутками ваять лонгриды – и пальцы не устанут. Однотипность утомляет аудиторию и отталкивает потенциальных подписчиков, особенно если у вас такая ситуация, которую я только описала: сплошняком длинные тексты.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что каждая единица контента должна по форме отличаться от предыдущей и что два-три поста рядом не могут стоять. Могут. Но не 5-10-15.
Решение. Откройте свой блоги пролистайте ленту, чтобы понять, однотипный у вас по форме контент или нет. Если да, то есть парочка простых решений:
- следите за длиной постов, варьируйте средние, длинные, короткие, просто текст, текст с фото…
- подумайте, какие формы контента вам лично создавать проще и веселее. Видеокружочки? Карточки в Canva? Аудиодорожки? Тексты?.. Выберите 2-3 комфортных для вас(!) варианта и, когда составляете контент-план, пропишите в нем рядом с темой формат и объем. Так вам будет проще соблюдать разнообразие.
Я не просто так поставила восклицательный знак рядом со словами «для вас». Несколько лет все вокруг кричат, что люди смотрят только рилсы, а значит, надо создавать большой массив видеоконтента. Всё не так: люди также продолжают смотреть карточки, читать посты и слушать аудиоподкасты. Если слепо идти за трендами, которые лично вам воплощать сложно и некомфортно, можно быстро выгореть. Выбирайте то, что вам аутентично.
9. ДЕЛЕГИРОВАТЬ ВЕСЬ КОНТЕНТ ЧАТУ GPT
ИИ всё еще не может тягаться с человеком по силе эмоций и живости контента. ИИ хоть и развивается, но всё-таки ИИшные тексты легко отличить от человеческих: они более гладкие и выхолощенные. Аудитория это чувствует, пусть даже неосознанно, и откликаться реакцией или комментарием на такой контент ей не очень-то и хочется. К тому же благодаря нейросетям теперь можно генерить тонны контента в сутки, что, собственно, и происходит. Соцсети завалены искусственным контентом. Люди пресытились. Инфошум становится еще более мощным. И в этой ситуации выигрывает… крафтовый контент: человеческий, авторский, пусть и не идеальный, но с неподдельными эмоциями, с живой интонацией. Он и дальше будет расти в цене, вот увидите.
Решение. Я не прошу вас удалить нейросети)))). Если вы их активно используете для создания контента, редактируйте тексты после ИИ! Добавьте туда личный пример, своё «Я», сделайте слишком «умную» фразу попроще. Словом, немного очеловечьте то, что сделал чат GPT.
10. БЛОГ КАК ДЕБРИ, ГДЕ СЛОЖНО СРАЗУ СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ
Расставьте в блоге для новеньких хотя бы основные указатели-флажки:
- кто вы, о чем и для кого, что предлагаете (в шапке блога),
- где у вас сразу можно почитать самое полезное (закрепы),
- какая у вас вообще тематика (пост с хештегами основных рубрик в закрепе).
Во-первых, это упростит понимание с порога, и на вас будет подписываться целевая аудитория (а новые подписчики – хорошее лекарство от демотивации).
Во-вторых, когда вы сами определитесь с ключевыми рубриками, вам проще будет придумывать и подбирать контент. Не нужно создавать миллион рубрик-хештегов на каждый случай, пусть их будет 4-5: про ваш продукт, 2-3 полезные, которые закрывают самые базовые боли вашей ЦА и прогревают к вам как к эксперту, и ту, которая будет укреплять ваш личный бренд или показывать вас как личность.
***
В телеграм-канале Textbomba https://t.me/textbomba я рассказываю о том, как в соцсетях продавать товары и услуги, укреплять экспертность, становиться заметным автором. Словом, как достигать с помощью контента своих целей, а не просто «вести страничку». Подписывайтесь! У меня в закрепах есть пост с рубриками. Обратите внимание на рубрику «Бложьи заповеди», там много интересного и полезного про блогинг