Маркетолог в штате: нужен или нет? Опыт предпринимателей, выбравших Эдвайзинг
Я работаю с разными форматами клиентов — от небольших экспертных бизнесов до производственных компаний. И практически у каждого в какой-то момент возникает один и тот же вопрос: «А нужен ли мне маркетолог в штате? И если да, то какой?»
На своей практике я пришла к интересному выводу: маркетолог в штате часто не нужен тем, кто сам вникает в маркетинг и продвижение. Именно вникает — не делает всё сам от и до, а понимает логику процессов, задаёт правильные вопросы специалистам, умеет оценить результат и принять стратегическое решение.
Такие предприниматели не просто экономят на фонде оплаты труда (а хороший маркетолог стоит недёшево). Они растут в выручке быстрее, потому что принимают взвешенные маркетинговые решения, оптимизируют процессы, потому что видят всю картину целиком, и эффективнее управляют подрядчиками, потому что говорят с ними на одном языке.
Что значит «нет маркетолога в штате»?
Собственник делает всё сам? Конечно, нет. Он работает с приглашённым маркетологом по методу эдвайзинга.
Эдвайзинг в маркетинге — это формат стратегического консультирования, при котором маркетолог не встраивается в штат компании, а выступает внешним советником.
Эдвайтер - маркетолог:
- Даёт экспертную оценку текущим процессам и гипотезам
- Помогает собственнику и эксперту принимать обоснованные маркетинговые решения для развития и роста проекта
- Обучает видеть возможности и точки роста
- Курирует работу подрядчиков через задачи (подрядчиков по рекламе, SMM-специалистов, дизайнеров, копирайтеров итд)
- Предлагает нестандартные решения, которые не всегда очевидны изнутри бизнеса
Структура работы с эдвайзером маркетологом:
- первичный аудит бизнеса/проекта
- утверждение цели клиента, до которой он хочет дойти в своем деле с помощью эдвайзера
- определение кол-ва встреч и тем (обычно они регулярные : 1-2 встречи в месяц) для достижения цели
- заключение договора и старт работ
- после каждой встречи эдвайзер отправляет запись встречи и список задач для реализации цели
‼ При этом собственник остаётся полноценным участником маркетингового процесса — он понимает, что происходит, зачем и как это влияет на результат.
У меня есть клиенты, с которыми я работаю по такому методу. Где компании активно растут, не имея маркетолога в штате, работая именно в формате эдвайзинга.
Сегодня я не буду описывать их кейсы сухими цифрами. Я решила записать с ними интервью, где они из первых уст поделятся, почему у них получается работать в таком методе взаимодействия и как они к этому пришли.
Знакомьтесь с героями ⬇
Игорь развивает бизнес по продаже кухонь и корпусной мебели на заказ. Работает с частными клиентами и дизайнерами интерьеров. В нише высокая конкуренция, где важно не только качество продукта, но и грамотное позиционирование, работа с репутацией и выстраивание доверия ещё на этапе первого касания с клиентом.
Алексей запустил компанию по ремонту квартир чуть больше года назад. В строительной сфере много игроков, которые конкурируют исключительно ценой, не понимая базовых принципов привлечения клиентов. Алексей изначально выбрал другой путь — осознанное выстраивание маркетинговой системы.
Интервью🎙
Какие форматы работы с маркетологами вы рассматривали до того, как выбрали работу с эдвайзером?
Игорь: Я пробовал работать с агентствами и фрилансерами. Результаты были разные, но системного понимания, что и как работает, не появлялось.
Алексей: Я изначально рассматривал вариант работы с маркетологом именно через поддержку и кураторство. У меня был опыт работы с IT-продуктом, который позволил на базовом уровне получить понимание маркетинга. В сфере строительства очень много конкурентов, которые не понимают основы и я понимал, что смогу быть более конкурентоспособным. Если бы я работал в IT, точно взял бы маркетолога в штат — в этой нише выбрал такое решение и не прогадал.
Что стало ключевым фактором в пользу выбора именно модели работы с маркетинг-эдвайзером?
Игорь: Я хотел попробовать такую схему работы, нужно было попробовать. Не попробуешь — не узнаешь (смеётся).
Алексей: Я выбирал маркетолога консультанта через платформу для подбора специалистов. Смотрели релевантный опыт по описанию, ориентировались на чек. Точно не брали бы консультацию с чеком меньше 4 000 рублей. Есть установка: если чек выше, значит, консультант более опытный и ценит своё время. Следовательно, решили, что консультация будет продуктивной.
Были ли у вас опасения или сомнения перед началом работы с эдвайзером?
Игорь: Скорее нет, чем да. Понимал, что без маркетинга компания не живёт и не растет, это жизненная необходимость. С эдвайзингом ты работаешь частями, и всегда сможешь остановиться без больших потерь.
Алексей: Нет никаких. Мы выбирали через проверенную площадку, смотрели на опыт и отзывы маркетологов. Это давало определённую уверенность.
Насколько глубоко вы лично вникаете в маркетинговые процессы компании? Что вами движет?
Игорь: Глубоко и движет мной жизненная необходимость. Я должен понимать, что происходит, куда идут деньги и какой результат мы получаем.
Алексей: Мной движет в первую очередь необходимость контроля. Мне как руководителю важно понимать основы, чтобы продуктивно проводить планёрки с подрядчиками. Я не погружаюсь в УТП, фотографии и другие инструменты на уровне исполнения, но стратегически должен всё понимать.
Насколько автономно работает ваша команда с рекомендациями эдвайзера?
Игорь: Мы только начали взаимодействовать и сейчас команда работает в основном с текущими задачами. Пока автономность не на том уровне, на котором хотелось бы, но мы движемся в этом направлении.
Алексей: Команда сейчас автономно справляется. Я выстраиваю процессы так, чтобы команда могла работать самостоятельно по рекомендациям маркетолога - эдвайзера, а я подключался только на уровне стратегии и контроля.
Как бы вы оценили работу с эдвайзером? Что изменилось в вашем бизнесе благодаря этому сотрудничеству?
Игорь: Точно появилось понимание того, как работать с подрядчиками. Появилось описание целевой аудитории по когортам, которое начали использовать в SMM и трафике. Правда, прошло недостаточное количество взаимодействий для существенных изменений — это процесс и мы по нему уверенно идем сейчас.
Алексей: Раньше изначально я понимал, какие каналы привлечения клиентов нужно развивать. Но периодически мне требовался профессиональный взгляд со стороны, чтобы подсветили несколько гипотез, которые можно протестировать, или подсказали, какими инструментами можно пользоваться.
Также могу отметить, что ты мне подсветила не самые очевидные для меня вещи. Например, название компании. Я получил от тебя критерии по выбору названия. Основной критерий — чтобы при запросе в поисковой строке браузера клиент видел только наши каналы привлечения, без конкурентов. Оценка работы: 10 из 10.
Что вам особенно ценного даёт именно формат работы с эдвайзером по сравнению с другими вариантами?
Игорь: То, что в таком методе работы с маркетологом конкретные запросы разбираются. Ты можешь задать вопрос и получить профессиональный ответ, не содержа человека в штате.
Алексей: Гибкость и точечная экспертиза. Я плачу только за то, что мне нужно, и получаю взгляд со стороны, который помогает не упустить важные детали.
Какие конкретные результаты или улучшения вы можете отметить?
Игорь: Прошло недостаточное количество взаимодействий для существенных изменений, но направление движения правильное и комфортное.
Алексей: Компания по ремонту квартир открылась год назад. Сейчас в работе 55+ объектов одновременно. Считаю это отличным результатом для первого года.
Что бы вы посоветовали собственнику, который только начинает продвигать свой бизнес и не знает нюансов и процессов продвижения?
Игорь: Совет - пройти курс по онлайн-маркетингу или наставничество. Чтобы понимать терминологию и логику процессов. И еще совет - принять, что эти знания маркетинга - это инвестиции в твое дело.
Алексей: Скорее всего, работа с установками — с этого начинается результат. Я бы рекомендовал собственникам бизнеса всегда подходить к консультациям с пониманием, что ты ничего не знаешь и не понимаешь, даже если есть опыт (смеётся). Как показывает практика, можно узнать много полезных советов, если ты открыт и готов слушать.
Выводы
Формат эдвайзинга подходит конечно не всем. Он требует вовлечённости собственника, готовности учиться и принимать ответственность за маркетинговые решения.
НО! Если вы готовы вникать, задавать вопросы и внедрять рекомендации — это один из самых эффективных и экономически выгодных способов выстроить системный маркетинг в бизнесе и вырасти даже в условиях нестабильности.
А как у вас? Работаете ли вы сейчас по методу эдвайзинга? Каких результатов достигли? Пишите в комментариях — обсудим ваш опыт!
Если у вас схожая ситуация и хочется не просто гнаться за трафиком, а построить надежный фундамент для роста — могу поделиться подробнее своими подходами лично. Готова поделиться опытом и инструментами.
Нужна консультация, помощь в построении системы продвижения, эффективный запуск или воронка в интернете и соцсетях - оставляйте заявку ЗДЕСЬ.
✅ Подписывайтесь на мой Телеграм канал "Блондинка в маркетинге" где я рассказываю всю правду о продвижении в интернете, даю много полезной информации для развития бренда, продукта и роста дохода.