Выйти в лидеры: почему 84% российских фитнес-клубов делают ставку на автоматизацию
Потерянные заявки, путаница в расписании, ошибки при финансовом учете — подобные «пробоины» ежедневно «уносят» часть прибыли фитнес-клуба. Устранить проблемы можно с помощью автоматизации рабочих процессов. Но как выбрать правильное программное решение? Разбираемся, как технологии ведут бизнес к успеху и на что обращать внимание тому, кто собирается их использовать.
Рынок фитнеса России в цифрах
Текущее состояние отрасли
За последние 5 лет финансовая емкость отечественного фитнес-рынка увеличилась более чем в 1,5 раза, поднявшись со 155,7 млрд рублей в 2019-м до 262,8 млрд рублей в 2024 году. Одновременно с этим выросло общее число спортивных заведений (с 13,2 до 14,4 тыс.) и процент граждан, регулярно посещающих тренировки (4,8%).
Прогноз развития
По оценкам экспертов FitnessData, к 2031 году объем российского рынка фитнес-услуг вырастет вдвое, а инфраструктура пополнится тремя тысячами новых клубов. Это означает, что конкуренция за клиентов станет еще острее, а требования к уровню обслуживания — значительно выше.
Ключевая проблематика
По мере увеличения клиентского потока ручные методы управления не только не помогают, но и всячески мешают справляться с возросшей нагрузкой. Для полноценного масштабирования бизнесу необходимы цифровые платформы. Этот факт осознали уже 84% участников рынка, внедривших специализированное ПО для автоматизации.
Роль технологий в повышении эффективности
Автоматизация — своеобразный дирижер в оркестре бизнес-процессов, благодаря которому все отделы могут работать более слаженно. Клиенты получают удобный качественный сервис, а менеджеры перестают тратить лишнее время на рутинные задачи, чтобы сфокусироваться на взаимодействии с посетителями.
Основной результат цифровизации — измеримый финансовый успех. Опрос 606 операторов, проведенный FitnessData, показал, что клубы, инвестировавшие в технологии, на 11% выше оценивают свое экономическое состояние по сравнению c теми, кто предпочитает традиционные методы управления.
Внедрение программного обеспечения позволяет сформировать на базе клуба целостную IT-инфраструктуру, которая включает:
- онлайн-расписание — 60% клубов позволяют клиентам самостоятельно управлять своим графиком тренировоки, осуществляя запись без участия администратора;
- интеграция с платежными системами — 92% операторов принимают онлайн-оплату, а 82% используют для проведения транзакций СБП;
- омниканальная коммуникация — 77% фитнес-центров общаются с клиентами при помощи мессенджеров, что делает взаимодействие более персонализированным;
- глубокая бизнес-аналитика — 28% фитнес-клубов внедрили сквозную аналитику для точного измерения окупаемости рекламы.
Лидеры рынка автоматизации фитнеса в России
В сегменте программного обеспечения для фитнес-индустрии сложилась устойчивая тройка лидеров, что подтверждается данными FitnessData:
- 1С:Фитнес клуб — рыночная доля 53% (70% для клубов премиум-класса);
- Fitbase — рыночная доля 13%;
- Mobifitness — рыночная доля 13%.
Все трое предоставляют набор ключевых возможностей:
- Принцип «одного окна». Все инструменты — от CRM до кассовых операций — собраны в одной системе, что исключает путаницу или дублирование данных.
- Готовые интеграции. Платформу можно интегрировать онлайн-кассами, IP-телефонией и другими сервисами, что существенно экономит бюджет.
- Оптимизация рабочего времени. Автоматизация рутинных операций позволяет персоналу уделять больше внимания клиентам.
- Отчетность и аналитика. Встроенные аналитические модули помогают визуализировать ключевые показатели и получить более объективную картину бизнеса.
В то же время системы собственной разработки (self-developed) теряют актуальность, поскольку их поддержка обходится слишком дорого, а функционал не успевает за динамикой развития отрасли.
Как выбрать IT-платформу для своего клуба
Выбор программного обеспечения — стратегическая инвестиция в будущее вашего бизнеса. Чтобы она была успешной, придерживайтесь следующих критериев:
- Ищите комплексное решение. Выбирайте систему, которая объединяет все процессы в единой среде. Это защитит от ошибок при синхронизации данных и сэкономит ресурсы.
- Оцените решение с точки зрения клиента. Удобство — ключевой фактор качества ПО. Платформа должна иметь возможность онлайн-записи, коммуникации в мессенджерах и т. д.
- Проверьте глубину аналитики и отчетности. Система должна предоставлять точные данные по выручке, оттоке клиентов, эффективности маркетинга, загрузке персонала и другим KPI.
- Убедитесь в наличии мобильного приложения. Этот инструмент используют уже две трети операторов фитнес-услуг, что позволяет им более эффективно взаимодействовать с клиентами.
- Ориентируйтесь на выбор игроков вашего сегмента. Если большинство успешных клубов, похожих на ваш, используют определенное решение, скорее всего, оно оптимально подходит и для ваших задач.
Вывод
На современном высококонкурентном рынке фитнеса автоматизация — это уже не уникальное преимущество, а необходимое условие для стабильной работы и роста бизнеса. Правильно подобранная IT-система становится надежным партнером, помогая оптимизировать расходы, повышать качество сервиса и уверенно масштабировать бизнес.