Как оценить эффективность маркетинга. Метрики отслеживания для маркетологов

Интуиция в маркетинге — это хорошо, когда касается креатива. Но на ней одной далеко не уедешь. Отсутствие системы в аналитике приводит к риску слива бюджета компании и упущенным возможностям роста. Разберёмся, какие метрики маркетинга помогают превратить данный инструмент в источник генерации прибыли.

Метрики маркетинга 
Метрики маркетинга 

Что будет, если не анализировать маркетинг

Отсутствие выстроенной системы измерения результатов ведёт к серьёзным бизнес‑проблемам:

  • бесконтрольное расходование средств. Финансирование каналов, по которым нет данных, сливает бюджет и тратит время команды.
  • невозможность масштабирования. Без данных о результатах кампаний невозможно понять, что работает хорошо или плохо.
  • ошибки стратегий. Ваша команда тратит время на одни и те же действия, но ничего не меняется.
  • потеря рыночной доли. Как итог, компании, работающие на интуиции, постепенно вытесняются конкурентами.

Внедрение регулярного анализа эффективности совершаемых активностей предоставляет прозрачную систему оценки. С ее помощью бизнес будет иметь чёткие количественные показатели, что позволит оптимизировать работу.

5 важных метрик для оценки эффективности маркетолога

Метрики эффективности являются частью методов прогнозирования бизнеса. На основе полученных данных компания сможет планировать свои действия для достижения целей. Рассмотрим основные:

ROI (Return on Investment)

Показатель окупаемости вложений. Демонстрирует, приносит ли маркетинг прибыль или работает в убыток, сколько вложенных рублей принесли n-дохода.

Формула расчета:

ROI=(выручка от маркетинговых активностей − затраты на маркетинг):затраты на маркетинг×100%

CPA (Cost per Acquisition)

Цена привлечения одного клиента. Позволяет сравнивать эффективность разных каналов и оптимизировать распределение бюджета. Показывает, оправданной стоимости привлечения клиентов.

Формула расчёта:

CPA=общие затраты на канал продвижения:количество полученных целевых действий.

CR (Conversion Rate)

Метрика отражает процент конверсии, а именно эффективность превращения потенциальных клиентов в покупателей. Помогает в будущем тестировании способов повышения конверсии.

Формула расчёта:

CR=(количество совершённых целевых действий:общее число посетителей)×100%

LTV (Lifetime Value)

Совокупная ценность клиента за весь период взаимодействия с компанией. Отражает долгосрочность присутствия клиента относительно компании и обосновывает допустимые затраты на его привлечение.

Формула расчёта: LTV=(средний чек×частота покупок в год×средний срок сотрудничества (в месяцах).

CAC (Customer Acquisition Cost)

Отражает полную стоимость привлечения клиента, так как учитывает все сопутствующие затраты (рекламу, персонал и др.).

Формула расчёта:

CAC=совокупные затраты на маркетинг и продажи:количество новых клиентов

Важно знать, что при оптимальном соотношении LTV должен превышать CAC минимум в 3 раза.

CRM‑система как инструмент автоматизации аналитики

Ручной сбор и обработка данных — трудоёмкий и ненадёжный процесс. Риск ошибки человеческого фактора неизбежен. Для четкой работы современный рынок предлагает инструменты автоматизации бизнес-процессов, среди которых — CRM‑система.

Простыми словами, CRM представляет собой единый центр управления данными о клиентах, компании и ее эффективностью. С ее помощью бизнес может:

  • централизовать учёт контактов. Вся информация о лидах и клиентах хранится в единой базе, доступ к которой есть у выделенных сотрудников. Кадровая текучка или отпуска не помещают стабильности процессов.
  • контролировать лиды. Система собирает заявки со всех подключенных каналов и фиксирует, откуда пришёл клиент: из соцсетей, контекстной рекламы или email‑рассылок.
  • проводить регулярную аналитику из личного кабинета. Автоматический расчёт ключевых метрик происходит за счет формирования отчетов (например, по источникам трафика), а также предоставляет дополнительные данные через интеграции с популярными сервисами.
  • улучшать воронки. История взаимодействия с клиентами выявляет «узкие места», где теряются потенциальные клиенты.

Планируете внедрение CRM-системы? Используйте бесплатный чек-лист Envybox внедрения системы для своего проекта.

Маркетинг без анализа — это игра вслепую. Он может стать набором бесполезных действий, которые тратят ресурс компании и команды. Для оптимизации работы необходимо изучать и внедрять современные решения, которые предлагает рынок. Например, с EnvyCRM бизнес может автоматизировать 95% рутинных действий, оптимизировать бюджет за счет регулярного контроля эффективности проводимых кампаний. Такой подход даст управляемый рост и конкурентное преимущество на рынке.

Начать дискуссию