Чек-лист продюсера на съемочной площадке
Киноиндустрия и рекламный production обросли ошибочными представлениями о том, что же такое настоящие съемки. Люди, далекие от реальных съемок, полагают: снимать кино или рекламу — это весело. А если от напряжения у продюсера в кино “99 франков” кружится голова, то он принимает запрещенные препараты, завершает работу и получает за ролик “Каннского льва”.
На деле, сами съемки — это не начало веселой беготни по площадке, а закономерный итог большого пути и результат ранее проделанной работы. Хороший production примерно на 70-80% состоит из подготовки, и только оставшиеся 20% занимают сами съемки. Поговорим о том, что такое реальный продакшн, какие профессиональные навыки позволяют продюсеру уверенно довести дело до конца, и что важно помнить в процессе подготовки — вместе с Дарьей Солониной, Brand manager креативного агентства TRIKO. Вместе с ней мы пройдемся по процессу с помощью чек-листа.
Цели, бриф и тритменты
Все начинается, конечно, не с локации или выбора на главную роль актера Безрукова. Сначала надо понять, что и для чего мы будем делать. Нужен бриф, а затем — его “проращивание” в конкретные детали будущего ролика или фильма:
- Бриф: все ли цели “хотелки” заказчика ясны креативной команде? Ясны ли цели съемки? Что мы хотим рассказать в ролике? Каковы УТП и ценности продукта, о котором мы будем говорить? Кто наша аудитория? Бриф формирует единое для заказчика и креативной команды видение концепции ролика. Здесь могут обсуждаться идеи локации или технического исполнения ролика — 3D-графика, съемки на природе, студийные съемки и т.д.
- Сбор команды: продюсер должен с первой минуты проекта думать о создании команды. Которая будет мыслить в едином с ним и заказчиком креативном ключе, готова к работе.
- Тритмент: до того, как появится этот документ (трактовка и изложение сценария будущего ролика режиссером), нужно убедиться, что сам режиссер, как говорит Дарья, “забрифовал креативную команду чуть более чем полностью”. То есть нет ни малейшего пробела в понимании идеи. В тритментах режиссер отображает реализацию идеи: от вариантов освещения на площадке до типажей или даже имен актеров.
- Формирование концепции съемки. Когда все подробности, цели и идеи ясны, можно говорить о создании базовой концепции, на основе которой готовятся:
- несколько вариантов синопсисов или тезисов основного сообщения;
- обсуждение вариантов синопсиса с выбором того единственного, который уйдет в продакшн;
- подготовка режиссерской версии сценария.
Детализация
Это этап, когда все элементы концепции и сценария обретают наполнение. А именно:
- Адаптация концепции к каналам. Обычно, заказчик сразу сообщает, для каких ресурсов ролик предназначен. Нужно прописать это в концепции, а затем адаптировать сценарно к каждому каналу: например, ДНК и концепция бренда должны быть отражены в презентационном ролике на несколько минут, 10-секундном TikTok-видео и 30-секундном ТВ-ролик. Продюсер и команда должны учитывать это сразу во избежание накладок в съемках.
- Шаблоны документов: в опыте TRIKO есть истории по подготовке сразу трех сценариев для одного проекта — один пишется для съемочной группы, второй — для монтажера, а третий — для актеров. Это важно, чтобы в процессе production и пост-продакшн никто не путался в своих задачах. Ибо, если это случится, это будет проблемой в первую очередь продюсера.
- Смета. Этот этап часто связан со сложностями: заказчик, как правило, хочет оптимизировать свои затраты на производство, а продюсеру и агентству важно качественно и эффективно реализовать идею. А ведь смета — это детальное описание вообще всего, что будет применяться в производстве, от работы сценаристов до труда каскадеров, гримеров и авторских прав на использование музыки.
Тайминг
Фактически road map или дорожную карту, которая уже имеется на руках, надо перепроверить на соответствие задумке и таймингу:
- Создание раскадровок будущего ролика или роликов.
- Проверка текстов и сценариев на логичность, хронометраж и наличие всех ключевых месседжей.
- Формирование таймингов по каждому подпроцессу продакшна. Желательно все дедлайны согласовывать с командой и подрядчиками письменно — это позволит уменьшить число ASAP-ситуаций в непосредственных съемках. Для продюсера это, пожалуй, самая важная задача — контроль тайминга.
Пре-продашкн
На этой стадии начинает реализовываться все то, что так долго и мучительно расписывалось на бумаге:
- Поиск и подбор локации
- Кастинг актеров
- Брифинг стилистов, визажистов, set-дизайнеров
Здесь продюсер формирует конкретный съемочный план, в котором фиксируются периоды работы каждого члена команды, время работы по монтажу-демонтаж декораций и тайминг каждого эпизода съемок.
Чек-лист на съемках
Чтобы съемки прошли с минимальными неожиданностями, никто ничего не забыл, все началось и заканчилось в срок, нужно иметь отдельный строгий чек-лист. Дарья делится следующими пунктами своего чек-листа:
- Заранее, если съемочная площадка со сложной логистикой и найти ее не так уж просто — заранее разослать всем участникам съемок план прохода/проезда вместе с контактами встречающего, чтобы в съемочный день продюсера не отвлекали звонки заблудившихся.
- Накануне съемок — обязательный обзвон всех задействованных лиц, включая подрядчиков и площадку: узнать, все ли в порядке, напомнить о себе, еще раз проговорить ключевые подробности завтрашних съемок.
- На площадку приехать заранее: проверить готовность павильона (студии, зоны на природе и т.д.) к работе, провести опись с администратором при необходимости.
- Проконтролировать заезд подрядчиков с техникой.
- Отдельно заранее обсудить с подрядчиками, как выставляется свет и декорации, чтоб не переделывать все в панике за 5 мин до старта съемок.
- Разместить повсюду тайминги и контакт-листы (в гримерке, курилке и других места), чтоб все понимали когда работа, а когда можно отдохнуть.
- Заранее предусмотреть ассистента/хелпера, который будет встречать всех, показывать, где раздеться или попить воды или кофе.
- Провести проверку-перекличку, убедиться, что все на месте, забрифованы, знают свое место и знают свои обязанности на площадке.
- Проверить еще раз готовность техники, настроек, грима, декораций, нарядов.
- Провести финальный брифинг, найти нужные слова, чтобы замотивировать всех на продуктивную работу.
- Во время съемок — следить, чтоб режиссер и команда не отклонялись от “заданного курса”.
- Обязательно (заранее рассчитать) тайминг время на горячий обед и отдых.
- Не забыть по окончанию съемок поблагодарить всех участников!
Production в этой части пройдет хорошо и практически без эксцессов, если вся огромная предварительная работа сделана тщательно и подробно. Но даже детальный съемочный план не гарантирует срывов. Но профессионализм съемок, продюсера и команды оценивается не по числу ASAP-ситуаций. Он оценивается по степени минимизации нервных срывов на самой площадке, а также по результату — насколько готовый материал соответствует первоначальной концепции и реализован ли он в поставленные сроки. Поэтому, если креативная команда, продюсер и режиссер заранее разобрали “на запчасти” весь production — то они могут минимизировать “уровень паники” и число неожиданностей на площадке. Чем подробнее и тщательнее подготовка — тем легче и безоблачнее будет производство.