Модель пользования, а не владения инструментом в строительной отрасли – как ощутимый источник оптимизации расходов

Российская строительная отрасль во 2 квартале 2021 года начнет активное восстановление, уверены аналитики Высшей школы экономики (ВШЭ). По мнению директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, ретроспективный анализ предпринимательских опросов в строительстве в начале текущего года показал, что со «2 квартала отрасль войдет в фазу восстановительного и компенсационного роста, «отбивая» потери пандемического 2020 года». По мнению экспертов ВШЭ, наиболее успешно преодолели минувший коронакризисный год девелоперы, адаптировавшиеся к недостатку трудовых ресурсов из-за сокращения миграционных поток, а также эффективные, технологически и финансово развитые строительные компании.

Сегодня сокращение миграционного потока приводит к росту оплаты труда в строительстве. Поэтому строительному бизнесу необходимо искать иные ресурсы для сокращения расходов. Одним из таких трендов может стать модель пользования, а не владения инструментом. Директор по маркетингу компании Hilti в России Йиржи Йиндрак напоминает, что строительные инструменты составляют 3–4% расходов в бюджете стройки, а модель пользования позволяет экономить более 30% этих расходов.

По утверждению Й. Йиндрака, преимущество модели пользования перед моделью владения инструмента в строительной отрасли – это прежде всего продуктивность, возможность оптимизировать ресурсы. Например, программа «Флит Менеджмент» компании Hilti позволяет перейти от серьезных затрат на покупку строительных инструментов к системе эффективного управления парком оборудования. Комплекс услуг помогает девелоперу формировать оптимальный парк оборудования в зависимости от задач строительства. Сегодня в Швеции и Великобритании аренда строительного оборудования доходит до 30%, в России эта доля пока около 5%. Поэтому расширение модели пользования в строительной отрасли России создаст тренд для ощутимого сокращения издержек девелоперов, уверен директор по маркетингу Hilti.

По оценке Й. Йиндрака санкции, пандемия, девальвация и рост цен на строительные материалы — за последний год они увеличились на 20–25% — привели к тому, что все больше российских компаний переходят на более продуктивные решения. Для этой категории потенциальных клиентов Hilti в программе «Флит Менеджмент» подготовила решения, упрощающие бюджетирование и администрирование строительного бизнеса. Так при пользовании оборудованием клиент, оплачивая фиксированный ежемесячный платеж за любое оборудование, уходит от необходимости создания резерва оборудования на случай поломки или ремонта.

Кроме того, партнерство с Hilti, пожалуй, пока единственной в России компанией, предоставляющей широкий спектр строительного оборудования в пользование, позволяет существенно упростить доступ к инновациям. Благодаря услуге обмена, партнер всегда использует инструмент на пике его продуктивности и получает технологически обновленную линейку оборудования.

Hilti стремится установить со своими клиентами партнерские отношения, разделить риски: так при краже инструментов клиент погашает лишь небольшую часть от оставшихся платежей, а в моменты пиковых нагрузок у партнера компания готова предоставить дополнительные инструменты в краткосрочную аренду.

В России есть запрос на шеринг-стартапы, отмечает партнёр венчурного фонда YellowRockets Сергей Богданов, но проектов в этой области очень мало. Однако есть уверенность, что проекты будут появляться, так как в целом меняется парадигма потребления.

Начать дискуссию