Главные ресурсы маркетинга в 2021 году

Начну с прошлого и расскажу о том, какие стадии развития маркетинга в обществе наблюдал лично я, возможно, с общей картиной мой опыт не будет коррелировать. Но все равно будет полезен.

В 2007ом году я застал самый конец того волшебного времени, когда можно было продать все что угодно с помощью телевидения, журналов и баннеров на сайте.

Хочешь продаж - просто закупи рекламу. Долго про него писать не буду.

Poster by James Montgomery Flagg, ca. 1917

Фиолетовая корова: 2009-2017

Но уже к 2009-му году в России, все больше людей стало покупать товары через интернет и ситуация резко поменялась. Малый и средний бизнес не мог конкурировать с гигантами в бюджетах, поэтому в маркетинге получил популярность феномен "Фиолетовой Коровы". Эту концепцию описал Сет Годин в одноименной книге.

Сет Годин из просторов сети

Концепция гласит: «будь удивительным, не таким как все, замечательным (от слова "заметить") и клиенты выберут тебя, а потом расскажут о тебе друзьям с помощью соц.сетей». Это было время пика популярности Фейсбук, Вконтакте, Одноклассники. Продвинутся в соц.сетях было просто.

На книжных полках (я считаю это время, кстати, пиком популярности деловой литературы) стали появляется книги типа: «Фанки Бизнес», «Маркетинг без Маркетинга», «Сарафанный маркетинг» и т.д. - книги о том, как стать необычными. Выделить свою нишу, поднишу и занять ее.

Так сделали, например, два парня из Чебоксар, построив империю под названием «Бизнес Молодость» на простой мысли, которую раньше никто озвучивал: Бизнес - это просто. Каждый прыщавый пацан или девчонка может стать бизнесменом.

Они нашли свою аудиторию и стали работать с их мечтами. Не будем сейчас говорить о моральной и рабочей составляющей данного проекта, но с бизнесовой стороны, он был мега успешен. Сейчас проект закрыт.

Из просторов сети

Секрет успеха многих компаний в то время, это дешевый трафик. Все дело в том, что в 2009ом году был пик соотношения стоимости и результативности контекстной рекламы. Например Яндекс создает "легкий" интерфейс для настройки. Сама работа с системой упрощается. Улучшается метрика и т.д. Для малого бизнеса это было примерно так - полчаса настройки рекламы и вуаля, ты завален лидами. Достаточно было сформировать хороший оффер, запилить лендинг и настроить рекламу и все, у тебя покупают!

Похожая история началась чуть позже по настройке таргетированной рекламы в соц.сетях.

Это время продажи мечт. Говно лендосов. Товаров из китая. Жесткого инфоциганства. Стартап-эйфории.

Как сказал Николай Кононов, автор книги «Код Дурова»:

Бизнесмены стали новыми рок-звездами

Николай Кононов, Экс главный редактор журнала "Секрет Фирмы", автор, журналист.

Это на самом деле очень интересное время, когда девушки, парням давали на прямо митапах 😊 но это совсем другая история 😊

Секрет успеха в маркетинге (в частности в товарке) сводился к двум вещам:

1) Выделяйся.

2) Привлекай дешевый трафик.

Превосходство платформ: 2017 и по настоящее время.

Где-то к 2017му году - все изменилось. Концепция «фиолетовой коровы» - себя изжила (Прости Сет) и на ее место пришла концепция ИТ превосходства.

С сайта unsplash.com

Потому что и блогеры и бренды и интернет-магазины стали похожи друг на друга, как две капли воды. Мы пришли к тому, что доверие и внимание клиента стало самыми ценными ресурсами. Если раньше вы делали необычный продукт (на стандартном рынке), рисовали красивый лендос и запускали контекстную рекламу или таргет - то его покупали. Без вариантов. Теперь так не работает.

Если вы хотите продать что-то через соц.сети - нужно вложить деньги в подписчиков, дальше заниматься прогревами в сторис, потом выкатить прямой эфир, там продавать показав всем отзывы с продукта и т.д. и т.п.

Если вы в e-commerce, вам не достаточно выложить товар в интернет магазин и запустить рекламу - для большинства новых магазинов на первой продаже будут теряться деньги с учетом стоимости рекламы.

А чтобы не терять, нужно работать с отзывами, ссылками, мультиканальными продажами, потому, что лучшие воронки - это когда вы уже видели товар в соц.сетях или авито или в медийке, а потом закрыли на сайте. Нужно иметь много средств коммуникации и перезванивать клиенту в течении 10 минут и т.д.

Люди ищут отзывы, рейтинги, они хотят доверять и сделать покупку максимально простой. Тогда они готовы отдать свои деньги.

Доверие клиента стало самым главным ресурсом бизнеса. Ведь производства дешевы как никогда. Любой человек с деньгами может заказать в Китае партию всего, что душе угодно и привезти в свою страну. Более того, и Китай уже скоро будет не нужен с тем уровнем внедрения роботизации, которое сейчас происходит.

С сайта unsplash.com

Ключевые ресурсы бизнеса

То есть по факту, сейчас бизнес работает с двумя ключевыми вещами: доверие и внимание. Все остальное не важно. Все остальное - это не только не преимущество, это даже уже не ресурс (опять же я говорю про большинство б2с бизнесов, не берем сейчас нефте-газо-добывающие компании).

И тут появились маркетплейсы. Это крупные ИТ-гиганты (самый крутой из них - Amazon.com) которые смекнули, что большинство бизнесменов не догоняют этой простой истины и все еще копошатся в производствах, мощностях, людях, разработках.

Они подумали, что, предоставив фулфилмент и рекламную витрину, бизнес (партнеры) отдадут им доверие и внимание клиентов. Они забирают самое сложное и самое важное в бизнесе - продажи и получают контроль над всем рынком.

Большое ПОЧЕМУ?

- Потому что чем больше товара на маркетплейсе, тем чаще к ним возвращаются клиенты.

- Потому что все внимание и доверие они замыкают на себе. Контакты клиентов остаются у них и все допродажи через них.

- Они рекламируют свою платформу, зарабатывают на первой продаже за счет того, что риски на партнерах, после чего еще раз продают этому клиенту другой товар, другой компании

Это безумно выгодный бизнес.

Я думаю, вы можете играть в эту игру и размещаться на маркетплейсах, но только реинвестировав деньги в свои интернет-ресурсы и аккумулируя внимание клиента на себе. Иначе вашего бизнеса скоро не будет.

Я создал личный телеграм-канал, в котором могу жестко говорить о маркетплейсах и ИТ-гигантах:

@vikenot - подписывайтесь и давайте обсудим эту тему.

Наши новый проект: CPA-сеть, с помощью которой мы будем бороться с крупными ИТ засранцами тут Hooglink.com

0
34 комментария
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Это две крайности одной и той же сущности

Ответить
Развернуть ветку
Нина Парамонова

Автор безумный гений 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Баринова

Пусть немногие, но понимают что пора начинать "войну", которая может принести желаемый результат и начать новую эпоху, плюс помочь бизнесу, который просто тонет.)) Ведь то, что вы предлагаете, в теории - круто.)) Осталось реализовать на практике. Читая ваши публикации, реально понимаешь, что владельцы просто пытаются выжить и типа раз все на маркеплейсе, то и мне надо...)) Хочу пожелать вам удачи в этом нелегком деле, я конечно скептически отношусь ко всему) Пы.сы. Я с вами еще с первых ваших публикаций) А с новым каналом поздравляю)

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Спасибо за интерес и за комментарии. Вижу Вас во многих статьях.

Ответить
Развернуть ветку
Dektor

Вы мне напоминаете как таксисты с Яндексом бороться. Все его ненавидят , но работают именно на него. ))

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Да, мы на него как раз не работаем. Артем, вот там в другой ветке чувак на вайлдбериз на 1,5 ляма продал, а ему деньги не перевели и уже какую неделю динамят. Даже из чата поддержки исключили.

Вообще продать на 1,5 рублей если знаешь как привлекать клиентов не сложно (если ты не продаешь скрепки поштучно). По затратам плюс минус будет то же что ты платишь комиссию маркетплейсам. Почему тогда люди туда идут?

Потому что не хотят разбиратся в маркетинге, потому что маркетплейсы это модно, потому что инфоцигане это продают. А что в итоге?

В итоге, ты так же работаешь на дядю, который может заплатить, а может не заплатить. Свободы нет.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Рейков

хотя вот интересно а какая кому в этом вообще выгода? ну вот от этих сра сетей?

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Бизнесу которому эти сети привлекают клиентов по факту заказа.
Все плюсы маркетплейсов, кроме фулфилмента и дополнительный неоплачиваемый трафик который не сделал покупку.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Я верю, что CPA система более выгодна дня бизнеса. Ведь не замыкает трафик на себе и дает рычаги влияния на рынок всем участникам/партнерам. Ну, и доп.продажи, сарафанка и много всего интересного достается именно парнерам.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Не согласен с тем, что эпоха фиолетовой коровы ушла. Оригинальность не устаревает, просто её стало недостаточно. Нужно ещё и с отзывами теперь работать... Впрочем, взять хотя бы такую совершенно бесполезную хрень, как спиннер. Ему одной только оригинальной идеи хватило, чтобы стрельнуть на короткой дистанции. 

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Спиннер - это случайность. Как и бренда Спиннера нет. Его скопировали сразу и не думаю что был коммерческий успех. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Ну, таких случаев много было. Хулахуп, трубочки для коктейлей, мягкий переплёт для книг, синтетический буфотенин... Штуки, которых раньше вообще не было, вдруг появились и сразу привлекли внимание всех. Создали на них бренд или нет дело уже десятое. Я к тому, что фиолетовая корова жива и всё с ней ок))

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

А смысл в ней, если бренда все равно нет? Это создание ради создания. Более того любую успешную идею без бренда скопировать как два байта переслать.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Однако и бренд без оригинальной идеи, как вы сами отмечаете, делает конкурентов инкубаторскими близнецами, неотличимыми друг от друга и неинтересными. Оригинальность как раз и отвечает за привлечение внимания к необычному, а за доверие потребителя уже сервис до, в ходе и после продажи. Имя бренда строится из элементов и нельзя сказать, что эпоха одного элемента ушла, а другого - началась. Впрочем, это частное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Ну, если мы говорим про маркетплейсы - имя бренда или имя дистрибьютера часто "замазывается", становится не важным. Ведь все коммуникации ведет маркетплейс. Он первичен. Так что любая необычность в общем листинге становится не такой уж значимой.

Ответить
Развернуть ветку
Лиза Андреева

Да, безполезно сражатся с кем бы то ни было - это эволюция детка. А потом люди наелись говно лендосов, конечно на маркетплейсы и перешли

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Поддерживаю, сражаться незачем... Маркетплейсы нынче на пике, однако это не мешает одновременно и качать собственный бренд, попутно получая с них деньги в кассу. Всё приходящее и маркетплейсы тоже пройдут когда-то. Нужно не воевать с ними, а прокатиться на них, пока по пути... Главное, чтобы не наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
luba

Как мне кажется, доверие к маркетплейсам все больше падает. Я конечно прекрасно вижу цифры, которые они публикуют, как у них увеличились продажи, как все классно. Но не верю в это. Многие обычные потребители уже зная отношение таких компаний, стараются заказывать что-то напрямую через бренд/магазин. Так больше вероятности, что твой заказ придет целым, то что нужно и хотя бы вообще придет. Я думаю владельцы сами понимают, что если сделают плохо - клиент уйдет. А на маркетплейсах как раз все это "плохо" во всей красе, в чем не всегда виновата именно компания

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

К сожалению, глаза говорят другое. В моём ближайшем окружении буквально все сначала ищут товар по запросу на поиске, а потом идут на маркетплейс искать его же, но дешевле. Вряд ли это победимо в принципе, гиганты могут и будут демпинговать.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Пока Николай прав, чаще ищут на маркетплейсе, потому что проще и в одном окне.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Ну, так можно по любому вопросу написать. Вон в самолеты останавливают и людей высаживают и все молчат, если вы понимаете о чем я)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Баринова

Также говорили во время пандемии, что бесполезно делать и открывать бизнес или развивать)) Что гиганты все займут, но многие приумножили свою прибыль, благодаря тому, что верно расставили приоритеты и поработали. Вообще о многом говорят, что это бесполезно)) Никто ни в кого и ни во что не верит)) Столько идей загубилось от банальной не веры в человека))

Ответить
Развернуть ветку
Лара Логинова

А вы это все в одиночку делаете?

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Нет, конечно, командой. А что хотите с нами?))

Ответить
Развернуть ветку
Лара Логинова

Мне интересно к чему это приведет) Люблю перемены)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Рейков

ну многим плевать на доверие клиента, вон в приемной посмотрите сколько людей ежедневно жалуются на всех этих гигантов. они делают вид что что-то решают, а по факту им плевать, потому что к ним все равно придут

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Ну, пока плевать. Поэтому нужны инструменты чтобы не было плевать. Если хотя бы 30% - 40% бизнеса останется в руках малых и средних компаний, то это уже будет победа. Сейчас тенденция к полному поглощению во многих сферах силами гигантов. 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Рейков

я сейчас вижу только конгломератов в лице яндекса и сбера и такое впечатление, что как раз таки это и есть следующий шаг. то есть маркеплейсы заменят уже вот такие компании

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Да, так и есть, только вот обычному бизнесу ничего не останется. А чем это грозит? Тем что новый товар будет придумыватся с трудом, экономика как и общество будет медленней развиватся. Ну и по итогу богатые богаче, бедные беднее...

Ответить
Развернуть ветку
Нина Парамонова

Ну, не все же - это гиганты вроде Авито или Альфа

Ответить
Развернуть ветку
Оля

В России уже кем-то практикуются СРА-сети? Ими пользуются? 

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Максим

один маркетплейс заменится другим и так по кругу

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

А вы другую форму продажи товара через интернет вообще не рассматривайте?)))))))

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда