Больше чем SMART: 11 подходов к постановке целей

Существует много определений, что такое цель и как ее правильно сформулировать. Ниже я приведу 11 вариантов описания целей с примерами и пояснениями. Если ваш коуч по успешному успеху рассказал вам, что цели обязательно должны быть SMART, будет полезно для разнообразия взглянуть на этот список. Правда мне очевидно, что для большинства из этих методов главным принципом формирования стал красивый акроним.

Больше чем SMART: 11 подходов к постановке целей

SMARTER

Для получения измеримых результатов

  • Specific — точно определенные;
  • Measurable — измеримые;
  • Achievable — достижимые;
  • Relevant — релевантные;
  • Time Bound — ограниченные во времени;
  • Evaluate — оценимые;
  • Readjust — изменяемые;

Цель: Запустить новый лендинг

Цель по SMARTER: Запустить новый лендинг за один месяц с командой из трех человек, измеряя прогресс по стори-поинтам в Jira, оценивая прогресс и корректируя сроки раз в неделю

Проблема здесь такая же как и у SMART: при постановке цели мы не можем с точностью сказать, достижима она или нет. Таким образом, с одной стороны, есть отсылка к некоторым точным параметрам: достижимости, релевантности, измеримости. С другой стороны, в момент постановки цели эти параметры могут быть очень размытыми.

SMARTER добавляет к SMART периодичность и метод оценки достижения цели, пытаясь решить эту проблему. Тем не менее периодичность и метод оценки — это скорее часть общего процесса работы с целями и задачами, чем способ описания конкретной цели. Маловероятно, что для каждой цели вы будете делать отдельную систему оценки. Скорее всего, вы будете оценивать прогресс по всем поставленным целям раз в определенный период.

Поэтому SMARTER, на мой взгляд, — это попытка очередного коуча по успешному успеху казаться чуть smarter своего предшественника, который сказал что цели должны быть SMART.

PACT

Для длительных и амбициозных целей

  • Purposeful — осмысленная, имеющая цель — цель имеет значение в долгосрочной перспективе. Actionable — осуществимая — цель зависит от ваших действий, от того на что вы можете напрямую повлиять.
  • Actionable — осуществимая — цель зависит от ваших действий, от того на что вы можете напрямую повлиять.
  • Continuous — продолжительная — достижима повторяющимися и прямыми действиями.
  • Trackable — отслеживаемая — статистика может быть переоценена и не применима ко многим видам целей. Нам важно понимать, достигнута цель или нет.

Цель: Запустить рассылку

Цель по PACT: Опубликовать 25 рассылок за следующие 25 недель.

Для сравнения, аналогичная цель по SMART звучала бы так: «Получить 5000 подписчиков за 25 недель». В чем разница? Получение 5000 подписчиков находится вне локуса нашего контроля. Непонятно, как достичь поставленной цели, что порождает неопределенность и вызывает стресс.

PACT, на мой взгляд, больше похож на подзадачи. SMART подходит для формулирования задачи с точки зрения бизнес-ценности, а PACT — для описания задач на пути достижения этой ценности.

CLEAR

Для работы с большими группами

  • Collaborative — каждый вовлечен;
  • Limited — определены ограничения времени и бюджета;
  • Emotional — отзывается у всех участников;
  • Appreciable — оценима/доходит до каждого участника;
  • Refinable — цель можно скорректировать.

Цель: Увеличить конверсию лендинга

Цель по CLEAR: команда X увеличит конверсию лендинга Y на 30% за три месяца, совместно работая над тем, чтобы проводить два эксперимента в месяц и оценивать их результаты

Еще один акроним, который не помогает запомнить ничего из его составляющих, кроме collaborative. Здесь, в отличие от SMART, появилась эмоциональная составляющая. В целом этот метод может подойти организатором мероприятий, игры, детского утренника, где требуется общее вовлечение и донесение идеи до каждого.

DUMB

Для того чтобы идти к большой мечте

  • Dream Driven — движимая мечтой;
  • Uplifting — вдохновляющая;
  • Method friendly — методологизируемая (регулярно выполняемые ритуалы);
  • Behaviour Driven — управляемая привычкой.

Цель: Научиться писать

Цель по DUMB: Я буду идти к своей мечте войти в список самых продаваемых авторов по версии NYT, каждый день выдавая не менее 500 слов в те 45 минут, что я пью кофе.

Первый вопрос, который у меня возникает: что такое мечта? Наше страстное желание? Может ли каждый, кто пишет 500 слов в день, стать хорошим писателем? Стоит ли становиться лучшим автором по мнению NYT вообще? Стоит ли потакать всем своим страстным желаниям? Но самый большой конфликт здесь скрыт в «управлении». Цели, одновременно управляемые мечтой и привычкой — для меня трудно обнаружить большее противоречие в одном списке. А для вас?

HARD

Для достижения своих лимитов

  • Heartfelt — отзывается в вашем сердце;
  • Animated — можете себя представить себя достигнувшим цель;
  • Required — какие привычки/повторяющиеся действия необходимы для достижения цели;
  • Difficult — цель испытывает пределы ваших возможностей.

Цель: Устроить тимбилдинг

Цель по HARD: мы сделаем лучший лендинг в индустрии, который задаст новые стандарты в лендингостроении, для этого мы будем каждую неделю делать эксперименты и каждый день проводить стендапы, отслеживая прогресс, и когда мы выполним задачу, мы будем чувствовать себя победителями

Соответствие ценностям снимает вопрос эмоциональной вовлеченности: если я искренне определил свои ценности, любая цель, которая вписывается в их развитие, будет отзываться в сердце.

Что касается «представить себя достигнувшим цель» — представить можно что угодно, и непонятно как это поможет в постановке цели. Я, наверное, буду отлично чувствовать себя и после восхождения на Эверест, и после того как заработаю миллиард. Но это всего лишь не имеющие отношения к реальности представления меня нынешнего.

Ну и «достижение пределов возможности» — непонятно, зачем это нужно и как эта мотивационная речевка помогает определять цель.

WISE

Для постановки множества целей

  • Written — записанная. Чтобы записать цель, ее надо четко сформулировать. Это позволяет объективно взглянуть на свои планы, облечь их в форму и возвращаться к ним снова, когда потребуется.
  • Integrated — соответствует другим целям;
  • Synergistic — помогает прогрессу других целей;
  • Expansive — цель обширная и вдохновляет оставаться на пути к ее достижению.

Цель: Устроить тимбилдинг

Цель по WISE: Сделать из моих сотрудников команду из вдохновленных партнеров

Так что тут с акронимами. Ах да, акронимы. У американских военных есть такая шуточная традиция — придумывать странные акронимы. В армии развлечений мало, поэтому всему, от военной техники до операций, даются акронимы. Когда военные увольняются и идут в гражданку, они продолжают это делать в корпорациях.

Кто-нибудь может мне подсказать разницу между Integrated и Synergetic здесь? Какое отношение к постановке цели имеет то что она написана на бумаге?

FAST

Когда требуется коллективная ответственность

  • Frequently discussed — цель обсуждается и пересматривается;
  • Ambitious — амбициозные;
  • Specific — точно определенные;
  • Transparent — прозрачные (видна ли ваша цель другим и понятен ли прогресс)

Цель: Увеличить конверсию лендинга

Цель по FAST: Увеличить конверсию лендинга посредством серии экспериментов, за результатами которых можно наблюдать в канале в Slack и обсуждать раз в две недели на регулярной встрече.

Как честное обсуждение цели ведет к ее пересмотру? Почему обсуждение вообще важно? Всегда ли самая важная цель та, которую обсуждают? Опять же, вопрос к амбициозности — почему цель всегда должна быть амбициозной?

GROW

Заранее определить препятствия

  • Goal — Цель должна быть точной и привязанной ко времени
  • Reality — Какое сейчас положение дел? Какова окружающая реальность? Насколько цель вписывается в реальность
  • Obstacles — какие препятствия есть на пути?
  • Will — что будет двигать вас на преодоление этих препятствий (есть также интерпретация с Way Forward — какие шаги нужно сделать для достижения цели)

Цель: увеличить конверсию лендинга

Цель по GROW: Увеличить конверсию лендинга на 30% за месяц, вопреки тому, что этот лендинг и так конвертит лучше остальных, чтобы выполнить финансовые цели компании

Данный метод придуман в корпоративном коучинге 80-х. В 80-х время текло медленно, а ткань реальности была гораздо более прочной, поэтому при постановке целей можно было определить реальность и препятствия до начала работы гораздо увереннее, чем это можно сделать сейчас.

В любом случае это набор достаточно базовых вопросов и определений, который можно задавать при постановке любой цели. Мне нравится отсылка к will, поскольку воля — это единственная сила которая может двигать нас в определенном направлении. Я бы немного модифицировал этот подход определив вместо obstacles силы, которые будут влиять на нашу волю — например что должно случиться чтобы мы бросили эту цель, а что будет придавать нам силы двигаться дальше.

OKRs и KPIs — не только определенный подход к определению целей, но и набор практик для работы с ними. В данной статье я остановлюсь только на определении целей в соответствии с этими фреймворками, не погружаясь в методологии.

OKRs

Постановка целей в быстро-меняющейся среде

  • Objective — высокоуровневая цель;
  • Key results — какие краткосрочные промежуточные цели вы можете поставить.

Цель: Увеличить конверсию лендинга.

Цель по OKR:

Увеличить конверсию лендинга.

— Оптимизировать скорость загрузки на 30% для мобильных устройств за две недели;

— Провести набор экспериментов с полями формы регистрации до конца квартала.

Во-первых, здесь можно запомнить сокращение, это уже большой плюс. Во-вторых, мне нравится что OKR сразу переходит в плоскость конкретных задач. Обсуждение конкретных ключевых результатов позитивно сказывается на качестве поставленной цели. При этом само определение цели достаточно открытое. Если вы заметили по примеру, то блок objective похож на цель по SMART, а key results на цель по PACT.

KPI

Точный контроль прогресса.

Key Performance Indicator — Какие метрики вы используете для измерения прогресса.

Цель: Увеличить конверсию лендинга.

Цель по KPI: Увеличить ROI по лендингу X на N при сохранении текущих расходов на маркетинг.

Подход управления целями по KPI подразумевает числовое представление для каждой цели. В изначальной задумке это выглядит так: все числовые показатели определены цифрами, и все цели так или иначе привязаны к числовым показателям.

Приоритезация целей зависит от того, как изменение того или иного параметра влияет на ключевые показатели. На бумаге это выглядит достаточно красиво: например, в качестве ключевого показателя у вас выбрана EBITDA, и вы по результатам определения целей можете определить, какое влияние на нее окажет каждое изменение и буквально математически посчитать приоритеты.

На практике есть большое количество целей, которые в цифры можно перевести только в виде предположений или гипотез, например, когда дело касается нового продукта или новой линии бизнеса. В такой ситуации они могут легко выигрывать из-за смелости предположений, и приоритезация будет уже не так эффективна.

Что можно сказать, изучив разные способы определения целей?

Я привел этот список, чтобы продемонстрировать, насколько по-разному могут восприниматься цели и насколько из разных предпосылок можно исходить при их постановке.

Кроме того, что почти все они абстрактны, не оригинальны и придуманы ради красивого акронима.

Почти все из них:

  • Стремятся к более точному определению цели (хотя не говорят о критериях и глубине точности).
  • Большинство взывают к эмоциональной составляющей и амбициям.
  • Ссылаются на необходимость регулярной сверки и уточнения.

Добавлю к этому еще несколько вводных:

  • Цели, которые содержат в себе эмоциональную составляющую, выполняются с большей эффективностью. Это одна из причин почему корпоративное управление все больше похоже на секту или партийную ячейку.
  • Цели, сведенные к цифрам, дают ложное ощущение большей точности по сравнению с целями в текстовой форме, хотя на этапе постановки целей эти цифры чаще всего выдумка. «Увеличить ROI рекламных кампаний в Google Adwords на 10% путем увеличения конверсии лендингов в регистрацию на 30%» звучит убедительнее чем «Увеличить конверсию лендингов» ровно до того момента как мы узнаем как были получены цифры.

Финализируя:

  • Если ценности правильно определены, они вызывают эмоциональный отклик, а следовательно и цели, соответствующие им, вызывают положительный эмоциональный отклик и зажигают людей.
  • К каждой цели стоит написать набор ключевых результатов/контрольных точек.
  • Цель должна быть ограничена сроками и ресурсами, единственными параметрами находящимися в нашей власти, иначе она превращается в красивый, но невыполнимый лозунг. А лозунги в дискуссиях всегда побеждают факты.

Ценностно-ориентированный подход к постановке целей

Да, акронимная болезнь добралась и до меня и я придумал свой метод

RAVE

  • Risks — каждая цель несет в себе риски. Какие у нас есть риски?
  • Assumption — цель это предположение, гипотеза.
  • Values — Цель должна соответствовать определенной ценности.
  • Effects — Как отразится выполнение этой цели на компании, ее ценностях и других целях? Как можно измерить этот эффект?

Цель: Увеличить конверсию лендинга

Цель по RAVE:

Увеличить конверсию лендинга X

Риски: потратить ресурсы но так и не увеличить конверсию. Потерять часть аудитории и маркетингового бюджета на экспериментах.

Предположение: если мы увеличим конверсию на 30% то это позволит нам заработать больше чистой прибыли

Ценность: Устойчивость.

Эффекты: другие задачи по экспериментам с лендингами будут отложены. В случае успеха эксперимента мы сможем заработать дополнительные 50 000 долларов в этом квартале и использовать их в будущем, что сделает нас более устойчивыми.

Восприятие цели как гипотезы дает нам возможность относиться к цели с подозрением, оценивать ее и задавать вопросы вместо тупого исполнения. Для быстрого определения рисков и эффектов я использую квадрат декарта. Цель, определенная по RAVE, при этом отлично ложиться на OKR — key results мы можем вывести из effects.

Какие методы постановки целей вы используете для себя? Помогают ли они вам достигать целей? Пишите в комменты.

Об авторах

Статью подготовили Иван Кузнецов и Надежда Коротченко. Иван 9 лет занимается финтехом в ролях от менеджера проектов до CEO, а сейчас развивает собственные проекты и консультирует продуктовые компании. Надежда несколько лет была редактором, главным редактором и затем издателем ihodl.com, а сейчас руководит проектами в диджитал-агентстве

2222
11 комментариев

Очень хороший пост пишите ещё! Лайкну и остальное!

2
Ответить

- Дети, сегодня вы сдаете лабораторные работы по методичке "Успешного успеха". В качестве примера мы разберем работу Вани Кузнецова. Посмотрите, Ваня вставил до боли заезженное фото с бесплатного фотостока по запросу "Startup", не поленился, молодец! Также Ваня не забыл вставить ссылки на свой личный сайт, а также тегнул свою коллегу в "LinkedIn". Ваня не забыл упомянуть, что 9 лет он занимается "успешным успехом" и успешно аппелирует к своему опыту. Единственное, что забыл Ваня - ссылку на свой Телеграмм канал, где он делится успехом.

2
Ответить

Да и Ваня неплохо собирает активность в комментариях уже. 

1
Ответить

Иван! Статья норм, даже скорее хорошая и практичная.

А в комментах вы общаться не особо умеете

1
Ответить

статья хорошая,
но расстраивает, что находятся люди, безликие, ничего из себя не представляющие и начинают срать. партизанчик, про тебя речь

Ответить