От «Некогда» до «Давай првторим!»

Два шага к сердцу эксперта

Сейчас захожу на чужую поляну. Не отобрать чужой кусок пирога ради, а обсудить для. Да простят меня коллеги внутрикоммовцы, если тут будут прописные истины.

Давайте начистоту. Просить эксперта дать комментарий/рассказать о продукте (проекте, команде) для нового внутреннего ресурса — это как просить шеф-повара хорошего ресторана бесплатно накормить вас фирменным блюдом. Он занят, у него свои задачи (чаще это даже не готовка, а административная функция), и время его стоит дорого.

Со старыми раскрученными ресурсами все понятно. У них статус, лист ожидания. Они удовлетворяют (в большинстве своём) личным амбициям экспертов. А новый ресурс? Что он даёт? На старте — ничего. Только отбирает у экспертов самое ценное — время. И ничего удивительного нет в том, что в ответ на предложение поделиться опытом мы слышим вежливое, но твердое: «Некогда», «У меня командировки», «А какая мне от этого польза?».

Что делать? Работать с внешней и внутренней мотивацией. Схема простая: сначала мы платим эксперту за время, а потом, благодаря качеству нашей работы, он начинает платить нам доверием и желанием делиться снова. Что имею в виду? Рассказываю.

  • Компенсируем временные затраты. Плата за вход. Это самый честный и быстрый способ показать эксперту: «Мы ценим твоё время и знания». Деньги, сертификат, ценный приз (только, пожалуйста, НЕ корпоративный мерч. Оставьте его для решения других задач). Важен сам факт. Это не взятка, а инвестиция в контент и уважение к личному времени сотрудника, потраченному не на прямые задачи.

Деньги запускают процесс, но удерживает эксперта эмоциональная отдача. Теперь сделаем так, чтобы эксперт сам захотел поделиться своей историей.

  • Оживляем эксперта. Забудьте про формат типичных интервью: вопрос-ответ. После того, как вы побеседовали с экспертом, ваша работа — прожить его историю. Прочувствовать тот самый момент, когда он ночами не спал, ломая голову над задачей. Услышать в его голосе триумф, когда все получилось. Понять, не только что он сделал, но и ради чего. И вот только тогда, когда вы сами проникнетесь его болью и его победой, вы сможете придумать тот самый образ — его личную суперсилу, его миссию. Вы должны полюбить этот образ всем сердцем. Только так, с этой любовью внутри, вы вдохнете в текст жизнь. И он перестанет быть просто текстом. Он станет историей, в которую захочется верить. Историей, которой ваш эксперт захочет поделиться, потому что он увидит в ней не просто факты, а отражение лучшей части своей работы.

Плохо:

«Вася стал старшим менеджером...».

Проходной вариант:

«Вася придумал, как автоматизировать...».

Идеально:

история, после прочтения которой любой коллега из другого отдела скажет: «Чёрт, я теперь точно понимаю, чем Вася горит. И это огонь!».

Хотела в качестве примера привести одних серьёзных ребят, которые в комиксах рассказывали о коллегах-супергероях и их функционале-суперсиле. Даже ссылку себе сохранила, чтобы поделиться. Но потом вчиталась и поняла, что этот кейс не самый лучший образец. Задумка у них хоть и не уникальная, но начало было многообещающим. Довести её, на мой взгляд, до ума так и не смогли — идея разбилась об избыточность мелких деталей. Поэтому приведу другой пример. Очень давно мне запала в душу карьерная страничка ребят из Касперского. Их формула «Я работаю, чтобы...» — гениальна в своей простоте. Она позволяет через личную миссию сотрудника просто и понятно объяснить сложную работу, создавая эмоциональную связь как с внешней, так и с внутренней аудиторией.

Начать дискуссию