Обратная сторона рекламы в телеграм-каналах через Яндекс Директ

В этой статье не будет красивого кейса про рекламу в Telegram через Директ с безумным результатом. Я расскажу довольно неприятную историю о том, за какую рекламу платит рекламодатель Яндексу и на каких русурсах она размещается — опыт рекламодателя и владельца необычного канала

Обратная сторона рекламы в телеграм-каналах через Яндекс Директ

Часть 1 — Опыт рекламодателя

В начале ноября 2025 года состоялась очередная Реконфа Яндекса. На ней традиционно делают громкие анонсы, хвалятся новинками в рекламных сервисах Яндекса и просто притягивают всяких говорящих людей из интернета что-нибудь рассказать посетителям. И вот на этой Реконфе заявили о выходе из беты инструмента “Реклама в телеграм-каналах через Яндекс Директ”, где он находился с осени 2023 года.

Успехи, эволюция, ура!
Успехи, эволюция, ура!

Новость любопытная, ведь я размещал рекламу в телеге через Директ. Для разных сфер бизнеса. По Москве и всей России. По всем тематикам каналов и выбирал тематики сам. По аукционному формату и по биржевому (оплата за пост). Первые кампании я запускал летом 2025 года. Для тг-кампаний старались не ставить цели приводить лиды по причине скромного выбора инструментов управления таргетингом. Можно выбирать тематики каналов, ставить корректировки ставок. На этом всё.

На телеграм-рекламу переносили бюджет и задачи медийной рекламы Директа — информирование об акциях, новых продуктах. И к моему удивлению, на первых порах в некоторых кампаниях появились лиды. На фоне неплохих результатов решили продолжать размещаться в телеграме через Директ.

Поделюсь статистикой кампаний с наиболее значимыми бюджетами:

Рекламные кампании запускались сроком на 1-2 недели. Это было обусловлено своеобразным “жизненным циклом”, который наблюдался почти у каждой кампании: всплеск трафика происходил в первые 1-3 дня, а далее постепенно активность снижалась до нуля к 6-7 дню. Причина в том, что рекламные посты закрепляются в каналах на 48 часов. В первые дни наиболее активно происходит размещение и переходы, поэтому и бюджет улетает быстро

Пример кампании с бюджетом 15 000 рублей на неделю. Уперлись в недельный лимит за 3 дня
Пример кампании с бюджетом 15 000 рублей на неделю. Уперлись в недельный лимит за 3 дня

К осени 2025 эффективность телеграм-кампаний в Директе стала уже совсем унылой. Целевые действия уже не выполнялись даже у клиента, который летом получал много лидов из телеграма. Мы же всё равно считали этот канал скорее медийным и продолжали выделять бюджет на него.

Вместе со снижением количества целевых действий падал и показатель CTR. Хотя качество креативов было на достойном уровне. Также росла цена за клик. И вот мы в ситуации, когда платим за трафик больше, но качество этого трафика явно становится хуже. Поэтому стоило посмотреть внимательнее на телеграм-каналы, где Яндекс нам продавал рекламу.

Здесь начиналось самое интересное. Фиксировали странный трафик с таких каналов, как Вкусно в Москве, например. Странность в том, что в отчётах видели бешеное количество показов за один день. Должно быть большой канал

В статистике видим 5172 показа 15 сентября
В статистике видим 5172 показа 15 сентября

Заходим в него, а там чуть более 10 000 подписчиков и просмотров на постах 400-500 в среднем

Нерекламные посты 15 сентября имеют 450-550 просмотров 
Нерекламные посты 15 сентября имеют 450-550 просмотров 

Как же тогда рекламные посты набирали по 5 000 просмотров за день? Хороший вопрос. Я задал его Яндексу.

На момент публикации Яндекс не дал ответа по поводу канала Вкусно в Москве. Дополню публикацию, когда получу обратную связь.

И таких каналов в отчётах оказалось немало. В некоторых владельцы настолько уверены в себе, что даже описание канала не оформляют. Да и над контентом не особо заморачиваются. Ведь Яндекс возьмет такую помойку в свою рекламную сеть.

После длительных проверок Яндекс согласовал компенсацию расходов на те каналы, по которым я подал жалобу. Также Яндекс стирает эти просмотры, переходы и стоимость из статистики. Хорошо, что я сделал скриншоты отчетов до обращения в Яндекс.

В этот момент у меня возникло желание проверить самому — пропустит ли модерация РСЯ телеграм-канал, состоящий полностью из ботов?

Часть 2 — Опыт владельца канала

У меня было несколько телеграм-каналов, в которых тестировали работу парсера Ozon — собирали товары со скидками и постили в канал. Были планы создать из этого полноценный рекламный инструмент, но дело продвигалось медленно и дорого. Тем не менее, 3 канала имели от 1 700 до 4 500 подписчиков (ботов), были наполнены контентом и каждый день там появлялось по 6 постов. Также на все посты были подключены автопросмотры. Их и выбрали для участия в эксперименте.

Те, кто знаком с внутренней кухней телеграм-каналов знают — если канал запускается с нуля, то покупать рекламу на канал с 1-2 подписчиками довольно рискованно. Аудитория неохотно подписывается на пустые каналы. Поэтому люди или покупают каналы хотя бы с 1 000 подписчиков или заказывают ботов. Тоже самое с просмотрами постов. Боты-подписчики не смотрят посты. Поэтому на публикациях канала с 1 000 подписчиками будет 1-2 просмотра. Проблему решают автопросмотры — на каждый новый пост сразу же набегают просмотры от ботов. При таком минимальном наборе канал выглядит живым для пользователя извне.

Вот так выглядит мой канал. Подписчики на 100% боты, просмотры постов 100% ботами
Вот так выглядит мой канал. Подписчики на 100% боты, просмотры постов 100% ботами

Без лишней подготовки я зарегистрировался в РСЯ и закинул туда эти 3 телеграм-канала. Для подключения нам выдают бота для каждого канала, и его нужно добавить в админы с правами публикации. Также мы выбираем — по какой модели будем размещать рекламу: аукционная, биржевая и прямая продажа в Telegram. Аукционная модель установлена по умолчанию. Менять я не стал. Обратил внимание, что биржевая и прямая имеют значок Beta.

Странно, ведь мы же слышали, что на Реконфе торжественно объявили, что инструмент вышел из беты?
Странно, ведь мы же слышали, что на Реконфе торжественно объявили, что инструмент вышел из беты?

Обратим внимание на требования РСЯ к каналам:

  • количество подписчиков вашего канала или сообщества — не менее 1 000;
  • канал или сообщество размещается на одной из платформ: VK, Rutube, Telegram, YouTube;
  • канал или сообщество не являются закрытыми и доступны по прямой постоянной ссылке;
  • последняя публикация в канале размещена менее чем: три месяца назад для Rutube и YouTube, один месяц назад — для VK и Telegram;
  • количество просмотров на публикациях, которые были размещены более 48 часов назад — не менее 100 на каждой;
  • аудитория канала вовлечена: под публикациями регулярно появляются реакции, комментарии или репосты;
  • тематика канала не попадает в список запрещенных.

Из всех этих требований вопросы к моим ботопомойкам могли возникнуть только по предпоследнему пункту. Не было ни комментариев, ни реакций, ничего. Стоит отметить, что в каналах были косяки с отображением просмотров на постах — они появлялись с задержкой в несколько часов. На момент проверки каналов в РСЯ просмотры были только на публикациях за прошлый день. 2-3 поста были с 1-2 просмотрами.

Модерация заняла около 40-60 минут. 2 канала были отклонены по “иным причинам”. Но один канал торжественно прошел жесткую “двухуровневую проверку”.

Несгибаемая модерация РСЯ
Несгибаемая модерация РСЯ

До этого я знал только базовые вещи о том, как зарабатывают в РСЯ — про то, что владельцы сайтов ставят скрипты рекламных блоков и получают вознаграждение от Яндекса. О правилах расчёта гонорара от РСЯ для телеграм-каналов не знал вообще ничего. Но я же работал с Директом и знал, что в телеге рекламодатель платит или за клики или покупает посты по биржевой модели.

И очень сильно удивился, увидев вознаграждения после первых рекламных постов.

Гонорар за 1000 показов постепенно снижался. В неделю Черной пятницы упал совсем
Гонорар за 1000 показов постепенно снижался. В неделю Черной пятницы упал совсем

Владельцам телеграм-каналов Яндекс платит за просмотры рекламы. Не за клики. За просмотры. Не могу сказать, нужны ли клики. Возможно через какое-то время без кликов по объявлениям Яндекс обратит внимание. Или отсутствие кликов только повлияет на CPM или количество рекламы, которую разместит Яндекс в канале. Это не столь важно.

Сам Яндекс Маркет размещал рекламу несколько раз
Сам Яндекс Маркет размещал рекламу несколько раз

Важно то, что в РСЯ можно заходить с телеграм-каналами абсолютно без живых подписчиков. Интересно было бы узнать — сколько таких же каналов в РСЯ? А сколько каналов, где ботов не 100%, а 90%? Может на следующей Реконфе расскажут.

Итак, без особых усилий можно настроить конвейер из каналов, Схема простая, вложения совсем небольшие:

  • Покупка/создание канала
  • Покупка 1 000+ подписчиков-ботов (в идеале 5 000-10 000)
  • Покупка автопросмотров на посты (цены от 500 рублей на 30 дней, до 10 000 просмотров)
  • Можно заказать реакции, но не обязательно

Выходит около 6 500 на канал, если покупать все в розницу.

Все нужные услуги без проблем можно найти на Кворке 
Все нужные услуги без проблем можно найти на Кворке 

Если вы рекламодатель, то проверяйте отчеты по площадкам в телеграм-кампаниях. Каждую площадку. И пишите в Яндекс, если обнаружите признаки мертвых каналов с ботами:

  • ER — отношение количества просмотров поста к количеству подписчиков. Нормальный показатель от 15 до 30%. Показатель выше может быть в каналах с авторским контентом и лояльной аудиторией. Но такие каналах вряд ли вы найдете в РСЯ. Показатель ниже 15% указывает на критическую массу мертвых подписчиков или низкого качества контента
  • Очень мало или отсутствуют реакции и комментарии
  • Сильная разница в количестве просмотров рекламных и обычных постов

Даже эти 3 признака помогут отличить нормальный канал от ботопомойки.

Мои мысли насчет всей истории таковы: рекламная сеть Яндекса уже давно превратилась в огромную свалку отходов Рунета, небрежно накрытую сервисами Яндекса. Чтобы туда попасть — не нужно создавать интересный, значимый контент. Наоборот — нужно забить на свою площадку. Сайт, телеграм-канал, что угодно. В РСЯ попадает только то, на что владельцам стало плевать. Формат этой рекламы уже давно раздражает аудиторию. Целевых действий от аудитории из РСЯ все меньше. Кампании в Директе с показами в РСЯ — неуправляемые. Модерация в РСЯ — недееспособна. Выплаты — копеечные, многим даже хостинг не окупает. И с каждым годом все хуже.

2
1 комментарий