Обратная сторона рекламы в телеграм-каналах через Яндекс Директ
В этой статье не будет красивого кейса про рекламу в Telegram через Директ с безумным результатом. Я расскажу довольно неприятную историю о том, за какую рекламу платит рекламодатель Яндексу и на каких русурсах она размещается — опыт рекламодателя и владельца необычного канала
Часть 1 — Опыт рекламодателя
В начале ноября 2025 года состоялась очередная Реконфа Яндекса. На ней традиционно делают громкие анонсы, хвалятся новинками в рекламных сервисах Яндекса и просто притягивают всяких говорящих людей из интернета что-нибудь рассказать посетителям. И вот на этой Реконфе заявили о выходе из беты инструмента “Реклама в телеграм-каналах через Яндекс Директ”, где он находился с осени 2023 года.
Новость любопытная, ведь я размещал рекламу в телеге через Директ. Для разных сфер бизнеса. По Москве и всей России. По всем тематикам каналов и выбирал тематики сам. По аукционному формату и по биржевому (оплата за пост). Первые кампании я запускал летом 2025 года. Для тг-кампаний старались не ставить цели приводить лиды по причине скромного выбора инструментов управления таргетингом. Можно выбирать тематики каналов, ставить корректировки ставок. На этом всё.
На телеграм-рекламу переносили бюджет и задачи медийной рекламы Директа — информирование об акциях, новых продуктах. И к моему удивлению, на первых порах в некоторых кампаниях появились лиды. На фоне неплохих результатов решили продолжать размещаться в телеграме через Директ.
Поделюсь статистикой кампаний с наиболее значимыми бюджетами:
Рекламные кампании запускались сроком на 1-2 недели. Это было обусловлено своеобразным “жизненным циклом”, который наблюдался почти у каждой кампании: всплеск трафика происходил в первые 1-3 дня, а далее постепенно активность снижалась до нуля к 6-7 дню. Причина в том, что рекламные посты закрепляются в каналах на 48 часов. В первые дни наиболее активно происходит размещение и переходы, поэтому и бюджет улетает быстро
К осени 2025 эффективность телеграм-кампаний в Директе стала уже совсем унылой. Целевые действия уже не выполнялись даже у клиента, который летом получал много лидов из телеграма. Мы же всё равно считали этот канал скорее медийным и продолжали выделять бюджет на него.
Вместе со снижением количества целевых действий падал и показатель CTR. Хотя качество креативов было на достойном уровне. Также росла цена за клик. И вот мы в ситуации, когда платим за трафик больше, но качество этого трафика явно становится хуже. Поэтому стоило посмотреть внимательнее на телеграм-каналы, где Яндекс нам продавал рекламу.
Здесь начиналось самое интересное. Фиксировали странный трафик с таких каналов, как Вкусно в Москве, например. Странность в том, что в отчётах видели бешеное количество показов за один день. Должно быть большой канал
Заходим в него, а там чуть более 10 000 подписчиков и просмотров на постах 400-500 в среднем
Как же тогда рекламные посты набирали по 5 000 просмотров за день? Хороший вопрос. Я задал его Яндексу.
На момент публикации Яндекс не дал ответа по поводу канала Вкусно в Москве. Дополню публикацию, когда получу обратную связь.
И таких каналов в отчётах оказалось немало. В некоторых владельцы настолько уверены в себе, что даже описание канала не оформляют. Да и над контентом не особо заморачиваются. Ведь Яндекс возьмет такую помойку в свою рекламную сеть.
После длительных проверок Яндекс согласовал компенсацию расходов на те каналы, по которым я подал жалобу. Также Яндекс стирает эти просмотры, переходы и стоимость из статистики. Хорошо, что я сделал скриншоты отчетов до обращения в Яндекс.
В этот момент у меня возникло желание проверить самому — пропустит ли модерация РСЯ телеграм-канал, состоящий полностью из ботов?
Часть 2 — Опыт владельца канала
У меня было несколько телеграм-каналов, в которых тестировали работу парсера Ozon — собирали товары со скидками и постили в канал. Были планы создать из этого полноценный рекламный инструмент, но дело продвигалось медленно и дорого. Тем не менее, 3 канала имели от 1 700 до 4 500 подписчиков (ботов), были наполнены контентом и каждый день там появлялось по 6 постов. Также на все посты были подключены автопросмотры. Их и выбрали для участия в эксперименте.
Те, кто знаком с внутренней кухней телеграм-каналов знают — если канал запускается с нуля, то покупать рекламу на канал с 1-2 подписчиками довольно рискованно. Аудитория неохотно подписывается на пустые каналы. Поэтому люди или покупают каналы хотя бы с 1 000 подписчиков или заказывают ботов. Тоже самое с просмотрами постов. Боты-подписчики не смотрят посты. Поэтому на публикациях канала с 1 000 подписчиками будет 1-2 просмотра. Проблему решают автопросмотры — на каждый новый пост сразу же набегают просмотры от ботов. При таком минимальном наборе канал выглядит живым для пользователя извне.
Без лишней подготовки я зарегистрировался в РСЯ и закинул туда эти 3 телеграм-канала. Для подключения нам выдают бота для каждого канала, и его нужно добавить в админы с правами публикации. Также мы выбираем — по какой модели будем размещать рекламу: аукционная, биржевая и прямая продажа в Telegram. Аукционная модель установлена по умолчанию. Менять я не стал. Обратил внимание, что биржевая и прямая имеют значок Beta.
Обратим внимание на требования РСЯ к каналам:
- количество подписчиков вашего канала или сообщества — не менее 1 000;
- канал или сообщество размещается на одной из платформ: VK, Rutube, Telegram, YouTube;
- канал или сообщество не являются закрытыми и доступны по прямой постоянной ссылке;
- последняя публикация в канале размещена менее чем: три месяца назад для Rutube и YouTube, один месяц назад — для VK и Telegram;
- количество просмотров на публикациях, которые были размещены более 48 часов назад — не менее 100 на каждой;
- аудитория канала вовлечена: под публикациями регулярно появляются реакции, комментарии или репосты;
- тематика канала не попадает в список запрещенных.
Из всех этих требований вопросы к моим ботопомойкам могли возникнуть только по предпоследнему пункту. Не было ни комментариев, ни реакций, ничего. Стоит отметить, что в каналах были косяки с отображением просмотров на постах — они появлялись с задержкой в несколько часов. На момент проверки каналов в РСЯ просмотры были только на публикациях за прошлый день. 2-3 поста были с 1-2 просмотрами.
Модерация заняла около 40-60 минут. 2 канала были отклонены по “иным причинам”. Но один канал торжественно прошел жесткую “двухуровневую проверку”.
До этого я знал только базовые вещи о том, как зарабатывают в РСЯ — про то, что владельцы сайтов ставят скрипты рекламных блоков и получают вознаграждение от Яндекса. О правилах расчёта гонорара от РСЯ для телеграм-каналов не знал вообще ничего. Но я же работал с Директом и знал, что в телеге рекламодатель платит или за клики или покупает посты по биржевой модели.
И очень сильно удивился, увидев вознаграждения после первых рекламных постов.
Владельцам телеграм-каналов Яндекс платит за просмотры рекламы. Не за клики. За просмотры. Не могу сказать, нужны ли клики. Возможно через какое-то время без кликов по объявлениям Яндекс обратит внимание. Или отсутствие кликов только повлияет на CPM или количество рекламы, которую разместит Яндекс в канале. Это не столь важно.
Важно то, что в РСЯ можно заходить с телеграм-каналами абсолютно без живых подписчиков. Интересно было бы узнать — сколько таких же каналов в РСЯ? А сколько каналов, где ботов не 100%, а 90%? Может на следующей Реконфе расскажут.
Итак, без особых усилий можно настроить конвейер из каналов, Схема простая, вложения совсем небольшие:
- Покупка/создание канала
- Покупка 1 000+ подписчиков-ботов (в идеале 5 000-10 000)
- Покупка автопросмотров на посты (цены от 500 рублей на 30 дней, до 10 000 просмотров)
- Можно заказать реакции, но не обязательно
Выходит около 6 500 на канал, если покупать все в розницу.
Если вы рекламодатель, то проверяйте отчеты по площадкам в телеграм-кампаниях. Каждую площадку. И пишите в Яндекс, если обнаружите признаки мертвых каналов с ботами:
- ER — отношение количества просмотров поста к количеству подписчиков. Нормальный показатель от 15 до 30%. Показатель выше может быть в каналах с авторским контентом и лояльной аудиторией. Но такие каналах вряд ли вы найдете в РСЯ. Показатель ниже 15% указывает на критическую массу мертвых подписчиков или низкого качества контента
- Очень мало или отсутствуют реакции и комментарии
- Сильная разница в количестве просмотров рекламных и обычных постов
Даже эти 3 признака помогут отличить нормальный канал от ботопомойки.
Мои мысли насчет всей истории таковы: рекламная сеть Яндекса уже давно превратилась в огромную свалку отходов Рунета, небрежно накрытую сервисами Яндекса. Чтобы туда попасть — не нужно создавать интересный, значимый контент. Наоборот — нужно забить на свою площадку. Сайт, телеграм-канал, что угодно. В РСЯ попадает только то, на что владельцам стало плевать. Формат этой рекламы уже давно раздражает аудиторию. Целевых действий от аудитории из РСЯ все меньше. Кампании в Директе с показами в РСЯ — неуправляемые. Модерация в РСЯ — недееспособна. Выплаты — копеечные, многим даже хостинг не окупает. И с каждым годом все хуже.