Бриф для клиента
В этой статье мы поговорим про брифы для клиентов — что это? Для чего? Какой должен быть? Как сделать?
Что такое бриф?
Бриф (англ. Brief - сводка, инструкция) - это опросник, который наилучшим способом помогает собрать первичные требования от клиента.
То есть, обычный набор вопросов можно назвать брифом? По факту да, но не все так просто - давай разбираться.
Для чего нужен бриф?
- экономия времени - клиент самостоятельно может ответить на все вопросы и тебе не придется каждый раз повторять одни и те же вопросы;
- упростить клиенту объяснение задачи - в брифе клиент получает основные вопросы, ответы на которые тебя интересуют в первую очередь;
- не упустить важные детали - тяжело не узнать какую-либо информацию у клиента, если перед тобой список вопросов;
- сегментация клиентов - изучив ответы на бриф, можно сразу определить категорию клиента и закрепить за ним соответствующего специалиста;
- история обращения - бриф поможет оспорить с клиентом конфликтную ситуацию касательно изначальных требований;
- личный бренд - красиво и грамотно оформленный бриф вызывает у клиента повышенное доверие и узнаваемость.
Какой бриф должен быть?
Брифы бывают в основном двух типов:
- для сотрудников - этот бриф будет заполнять сотрудник в ходе общения с клиентом на созвоне/встрече.
- для клиентов - этот бриф клиент заполняет самостоятельно.
Я думаю сразу понятно, какой сложности вопросы могут быть в каждом из этих брифов - в бриф для сотрудника можно засунуть любые вопросы, ведь он сразу сможем рассказать что и к чему, а вот когда клиент остался один на один с твоим брифом, то он должен заполнить его без особых напрягов!
Для начала очень важно понимать "какой бриф НЕ должен быть":
- Не нужно в бриф запихивать все возможные вопросы своего бизнеса. Среднее кол-во вопросов в брифе: 10 - 14. Не больше!
- Вопросы должны быть понятны клиенту и не сложные. Если в бриф засунуть вопросы, на которые может ответить только твой сотрудник, то ты будешь попросту сливать клиентов или со старта получать негатив.
- (желательно) Не делать бриф из обычного сообщения с набором вопросов. Ответы на такие "брифы" могут быть хаотичны и со временем потеряются в переписке.
Ну а теперь, когда ты познал "смысл" брифов, давай рассмотрим основные вопросы, которые должен содержать твой бриф:
- Контактное лицо и информация о компании. Важно хорошо понимать с кем ведутся переговоры - от этого может завесить стратегия, прайсы и т.д.
- Описание проблемы. Понимание проблемы даст возможность войти в положение клиента и предлагать возможные варианты ее решения.
- Описание целевой аудитории. От портрета зависит конечный вид решения, которое стоит предлагать клиенту.
- Цель. Глобальная цель на проект поможет понять стратегию работы с клиентом и даст возможность продать доп. услуги.
- Виденье клиента решения проблемы. Клиент может как и лучше всех видеть решение проблемы, так и совсем не понимать как ее решить.
- Сроки. Данный параметр поможет спрогнозировать какие ресурсы нужно выделять на клиента и вообще потянешь ли ты его запрос.
- Особенности(доп. требования). Помогает избежать подводных камней, которые встретятся на пути сотрудничества с клиентом.
- Был ли опыт работы с похожими компаниями. Если у клиента был негативный опыт, то стоит его расспросить пол него, чтобы избежать потенциальных недопониманий. Задумайся почему предыдущие компании перестали с ним работать - возможно этот небольшой вопрос сэкономит тебе деньги, нервы и время.
- Примеры решений подобных проблем, которые понравились. На этом этапе можно понять какого уровня решение проблемы клиент ожидает и определить нужную стратегию работы с ним.
Для каждого бизнеса или проекта подобрать универсальный бриф практически невозможно - тут тебе придется подключить мозг и подумать самому, какие вопросы важны для тебя на старте сотрудничества с клиентом.
Как создать бриф?
ТОП-1. Самый крутой, быстрый и бесплатный вариант создания брифа - Google Form.
Ссылка - тык.
С помощью гугл форм можно создавать различной сложности брифы, добавлять свой логотип, комментарии к вопросам, обработку неправильно введенных данных и многое другое.
Ответы на форму можно просматривать в удобном формате или выгрузить в таблицу. Также есть возможность формировать статистику ответов, что может быть очень полезно для анализа.
Виды вопросов в Google Form: текстовые варианты(одна строка или множество строк), выбор ответа галочками(один или сразу несколько ответов), шкала, загрузка файлов, дата, матрица ответов(галочки).
Также гугл форму можно встроить на свой сайт - это очень удобно и не требует значительных доработок сайта.
ТОП-2. Не менее хорош, но более сложный вариант - Tilda.
Ссылка - тык.
Тильда - это конструктор сайтов и они предлагают создать бриф в виде отдельной страницы.
У Тильды есть множество шаблонов, которые могут сэкономить время или помочь определиться с внешнем видом формы.
Подписывайся на мой Telegram канал, если тебе интересно:
💡Проверенные лайфхаки для бизнеса
🤟Все что нужно начинающему
🤝Все что нужно управляющему
🤞Все что нужно утопающему
Делись в комментариях примерами своих брифов ⬇