Анализ конкурентов. Чек-лист
Речь пойдет не только про анализ конкурентов при настройке рекламной компании, а также и при открытии бизнеса.
Для начала нужно определиться с целью проведения анализа конкурентов. Я выделяю несколько основных целей:
- ты не уверен в нише и хочешь понять зарабатывают ли на ней другие.
- ты уже уверен в нише и хочешь сформировать свое коммерческое предложение исходя из результатов анализа.
После определения цели можно приступать к анализу конкурентов. Поехали!
Шаг 1. Подбор ключевых фраз.
Для поиска конкурентов нужно подготовить список 10-15 ключевых фраз, по которым могут найти в google твой бизнес. Приведу мега-банальный пример на продаже носков:
- Носки;
- Купить носки;
- Носки турция;
- Носки теплые;
- Носки мужский;
- Носки женские;
- и т.д. в таком духе.
Именно по этим ключевым фразам получится найти твоих конкурентов и провести анализ.
Шаг 2. Гуглим наши ключевые слова и составляем список
Что происходит когда ты вбиваешь фразу в поиск гугл: гугл выдает тебе сайты, которые отвечают нескольким параметрам - у них на страницах сайта есть эти/похожие ключевые слова или реклама настроена на твои ключевые слова.
Важно! Топ-3 или топ-4 сайта, которые ты видишь в гугле - это реклама, которые люди проплачивают, чтобы ты увидел их сайта. То есть это может быть абсолютно нулёвый конкурент без опыта и портфолио, но у которого грамотно настроена гугл-реклама.
Рекомендую брать в анализ 2-3 рекламных сайта(в топ по рекламе тоже не так просто попасть) и еще 3-4 сайта, которые идут после рекламы.
Шаг 3. Определение настоящих конкурентов
Очень важно зацепить не только явных конкурентов, а еще и тех, у кого продукт другой, но решает такую же задачу.
Пример: ты решил заниматься продажей велосипедов - помимо продавцов великов, стоит еще взять во внимание самокаты, электросамокаты, электробайки и гироскутеры. Все они решают одну и ту же задачу - средство передвижения.
Шаг 4. Анализ сайтов
Лицом любой компании является сайт - поэтому смотрим прямо в глаза)
Без понимания UI/UX и знаний программирования/маркетинга тяжело что либо сказать про сайт, однако именно сайт поможет Вам определить спектр услуг конкурента и корпоративный стиль.
Спектр услуг нужен для полноты картинки - если конкурент занимается всем подряд, то с большой вероятностью у него может страдать качество. Это может быть козырем.
Корпоративный стиль даст понимание о том, какой сайт Вам лучше сделать - наверняка конкуренты поменяли не один сайт и всегда проводили исследования(нет).
Ну и конечно же на сайте ты сможешь собрать контакты, которые тебе потребуются для следующего этапа.
Шаг 5. Анализ каналов сбыта/продвижения
Когда тебе уже известно название компании конкурента, ты можешь найти все упоминания компании на других источниках.
Просто вбиваешь название компании в гугл и он сам покажет тебе где у конкурента есть торговые точки, в каких каталогах он размещается, в каких мероприятиях участвует и т.д.
Это поможет тебе понять где и твоя компания должна размещаться или участвовать.
Шаг 6. Тайный покупатель
Берем собранные контакты и начинаем звонить своим конкурентам, претворяясь потенциальным покупателем.
Что нужно узнать в роли тайного покупателя:
- какие цены и сроки выполнения у конкурента;
- могут ли они сделать скидку и какую - это позволит понять каким % они могут жертвовать и все равно оставаться в плюсе;
- могут ли они начать работы уже завтра - этот параметр даст понимание их загрузки. Если они скажут "Да, конечно", то с большой вероятностью у них дефицит заказов. В правильном сценарии менеджеру нужно будет хотя бы уточнить эту информацию или сразу сказать через сколько времени готовы приступить.
- узнать все про их портфолио(особенно про те, которыми они гордятся) - это даст понимание каких клиентов потенциально получишь и ты.
- узнать детали разработки/производства - это даст понимание как именно у них устроен основной процесс и возможно поможет тебе не ошибиться в конце;
- спроси о преимуществах перед остальными конкурентами(можешь даже назвать конкретные компании и сделать вид что ты сейчас выбираешь между ними) - менеджер тебе расскажет все секреты и покажет "грязные трусы" остальных конкурентов.
Шаг 7. Анализ собранной информации
Теперь у тебя на руках есть вся информация, которая тебе могла бы только понадобится.
Понимания свои рабочие процессы, ты сможешь:
- четко сформулировать стоимость продукта/услуги;
- понять "заполненность" рынка и просчитать шансы на получения лида;
- какой у тебя должен быть сайт;
- в каких моментах ты можешь улучшиться, чтобы выглядеть выигрышнее на фоне остальных;
- каналы сбыта твоего продукта/услуги;
- свой потенциальный заработок;
- ну и конечно же ответить себе на вопрос - "стоит ли этим заниматься?".
Успехов в конкурировании!
Подписывайся на мой Telegram канал, если тебе интересно:
💡Проверенные лайфхаки для бизнеса
🤟Все что нужно начинающему
🤝Все что нужно управляющему
🤞Все что нужно утопающему
Делись в комментариях своим анализом конкурентов ⬇