Телеграм умер? Как монетизировать канал, когда мессенджер замедляют — интервью с маркетологом Марией Полуяновой
Вокруг Телеграм последний год много слухов: мессенджер заблокировали и рынок рекламы умер, и зарабатывать здесь больше нельзя, подписчик стал слишком дорогим и покупать рекламу невыгодно. Так ли это — разбираемся с Марией Полуяновой.
Привет, меня зовут Богдан Ефремов. Я руковожу рекламным агентством «Ефремов Медиа» и веду блог в Телеграме про маркетинг.
Моя позиция такая: в каждом заблуждении есть доля правды, но большинство идей разносят паникёры и провокаторы, чтобы кликбейтом «нагреть» читателей.Та же блокировка по сути не блокировка, а замедление, и мы сегодня разберемся в чем разница.
Сегодня выясняем у Марии Полуяновой, маркетолога с опытом 19 лет, преподавателем Академии Calltouch и автором канала «Маша Полуянова», что на самом деле творится на рынке Телеграма, можно ли сейчас там зарабатывать и как, и стоит ли туда вкладывать деньги.
Я пригласил Машу не только потому, что она уже восемь лет монетизирует свой Телеграм-канал Маша Полуянова и понимает в маркетинге. А потому, что именно благодаря консультациям Маши несколько лет назад я научился вести Телегу и закупать рекламу. А реклама в Телеграме — это основной источник клиентов нашего агентства. Во многом благодаря Маше мы вырастили агентство втрое за несколько лет. А это о чём-то да говорит.
Маша протестировала все способы заработка от рекламы до инфобиза, продаёт рекламу по 150 тысяч и продолжает работать с площадкой после всех рыночных изменений.
Содержание интервью
— Расскажи о себе
Я занимаюсь маркетингом уже почти 20 лет. Начинала в найме, а последние восемь лет веду блог «Маша Полуянова» в Телеграм, сейчас там 69 тысяч подписчиков. Продавала там свои услуги по настройке рекламы, консультировала клиентов по продвижению, продавала рекламу и свои курсы по Телеграм. Опыт был самый разный, но по сути я фрилансер, который протестировал все форматы работы с площадкой.
— Как думаешь, заблокируют ли Телеграм окончательно в 2026 году?
Думаю, не заблокируют в ближайшие два года точно. Политической элите невыгодно отрезать такой «жирный» канал коммуникации с аудиторией. Старшее поколение все еще смотрит телевизор. Но доступ к аудитории 30–35 лет и моложе сейчас возможен только через Телеграм. Это единственное место, где можно до них достучаться. Тот же ВКонтакте не работает на эту цель — люди заходят разве что за личными сообщениями, ленту мало кто читает.
С 2022 года Телеграм превратился в новые СМИ: сюда переехали новостные каналы, политическая элита тоже здесь. У них огромные каналы — на сотни тысяч и даже миллионы подписчиков. Например, у Дмитрия Медведева это 1,7 млн. подписчиков, и его канал читают зарубежные политики.
Да даже у губернатора Ростова почти 200 тысяч, что уж говорить о размерах каналов чиновников федерального уровня — это огромная аудитория, и заменить её пока нечем.
При этом посещаемость Телеграм огромная — около 100 миллионов человек. Аудитория более зрелой площадки, ВКонтакте, для сравнения — 91,8 млн пользователей.
Плюс недавно было заявление Путина: «Нам нужно учиться работать с этой площадкой». И ещё кто-то добавил — пока вся аудитория не переедет в MAX, Телеграм будет работать. А переедет она туда еще очень нескоро, если вообще переедет. Мы уже видели опыт с Вконтакте, где люди зарегистрированы, но проводят в разы меньше времени, чем в Телеграм.
Ограничительные меры уже действуют, например в Ростове-на-Дону еще с августа: замедление загрузки аудио и видео, ограничение звонков. И только сейчас их раскатили на всю Россию. Но эти ограничения люди обходят с помощью сервиса из трёх букв и продолжают пользоваться мессенджером.
— Как отразится замедление на Телеграм и в чем отличие от блокировки?
Блокировка — это когда сервис недоступен полностью, и без ВПН не работают внешние ссылки, например, если вы переадресуете в Телеграм из рекламы в Яндекс Директ или статье. По ссылке на Телеграм будет открываться пустая страница браузера.
Замедление — это когда ссылки продолжают работать, но без подвисаний мы видим только текстовый контент. Для картинок и видео надо включать ускорители.
Как это отразится на соцсети — так же, как подобные меры отразились на других ресурсах: падает охват за счет аудитории, которая не умеет пользоваться ВПН. Такие люди действительно есть, меня даже спрашивали: «А как посмотреть Ютуб? Он же заблокирован».
Тем не менее, в замедленном Ютубе те же интервью Собчак продолжают набирать миллионные просмотры, и ютуб-каналы до сих пор растут у тех, кто регулярно ими занимается. У Ютуба после замедления общий охват за год упал на 50%, но это развлекательный ресурс, а не мессенджер.
Общий дневной охват падает, но у вас остается условно-продвинутая аудитория. Пока предсказать падение охватов сложно, но думаю это будет в диапазоне от 10 до 25% в зависимости от аудитории.
Можно, конечно, опираться на опыт с Запретграмом, где отвалилось до половины всей аудитории после блокировки. Но тогда люди плавно перетекли в Телеграм. А сейчас людям деваться уже некуда. Тем более проникновение мессенджера в нашу жизнь больше, и текстовые сообщения будут работать.
Когда блочили Телеграм в 2018 году, охваты просели на 40-50%, но опять же, было куда уходить, работали другие соцсети, и люди не особо пользовались ВПН. А сейчас он чуть ли не у каждой бабушки.
И у тех, кто развивал каналы, после блокировки охваты уже не проседали, потому что рекламу показываешь уже тем, кто уже пользуется мессенджером.
Ну и второе изменение, которое нас ждет — текстовый контент будет снова доминировать: его видят все без ВПН, и он собирает больше отклика, чем видосы, которые могут не прогружаться.
— Что думаешь про кризис рекламы в Телеграме?
Рынок изменился и вышел из стадии роста. Два года назад спрос на рекламу у блогеров в Телеграме был нереально высоким. Например, я физически не могла разместить столько рекламы, сколько предлагали и брала только 10-20% входящих заявок.
Спрос действительно упал, но не исчез полностью. В прошлом году спрос на рекламу у блогеров начал снижаться — вместе с экономическим кризисом, сокращением бюджетов и развитием Телеграм Ads.
Например, если два года назад я получала пять заявок в день, то год назад их стало уже две-три в день. Сейчас приходит в среднем одна заявка в день — условно пять в неделю. Спрос на рекламу в моем канале упал за два года с пяти до одной заявки в день, но я не особо ориентирована на продажу рекламы и выставила высокий ценник, а все лиды идут на прайс-лист, а не в личку.
При этом каждую неделю мне поступают заявки и рекламу продолжают покупать. Рынок не умер, он стабилизировался и вышел из стадии роста — это обычное явление, когда в нише легкие деньги заканчиваются, и начинается настоящая конкуренция и борьба за клиента.
Одна из причин падения спроса на рекламу — мотивированный трафик. Многие медиа-проекты начали использовать не рекламные посты, а другие инструменты: перелив аудитории через ботов приветствия в другие каналы, гивы (подписка за айфон). Многие тематические каналы используют жесткий кликбейт вроде «посмотри, как нейросеть раздела твою подругу». И таким постом заливают бизнес-каналы, отдача с которых просто нулевая — я покупала у таких рекламу по неопытности.
Естественно, рекламодатели, которые считают эффективность рекламы, а не просто охваты постов, «наелись» нулевых показателей, и в таких проектах спрос очень сильно упал. На них кризис сказался сильнее всего. Авторские каналы, которые заливались прямым постом, пострадали от кризиса гораздо меньше.
— Есть ли смысл сейчас заводить Телеграм-канал для заработка на рекламе?
Сначала скажу, что любой бизнес – это риски потерять все вложения. И если вы к этому не готовы и хотите гарантий – лучше оставаться в найме, бизнес – это не ваше. Заработок на Телеграм – такой же бизнес как остальные.
Однозначно не стоит брать под это дело кредиты и одним махом заливать канал на всю котлету, но можно протестировать свою идею на малом бюджете.
В целом зарабатывать можно, если канал авторский, и ниша популярна у рекламодателей. В тематических каналах спрос чуть сильнее просел, и там риски гораздо больше. Я общалась с авторами больших каналов, которые зарабатывают только на рекламе без услуг и курсов — они говорят, что спрос в этом году почти такой же за счет постоянных рекламодателей. Спад есть, но не такой жесткий, как в тематических каналах.
Например, я завела в прошлом году авторский блог «Маша печатает».
Когда там было всего 1200 подписчиков, мне уже в первую неделю упало три заявки на рекламу. Из них одна от бренда и две от авторов других каналов. Получается, спрос на рекламу по-прежнему жив даже в небольших каналах. И покупают даже по оверпрайсу для этой тематики — я поставила цены выше рынка, но все равно берут.
И даже после замедления заявки продолжают поступать — люди продолжают рекламировать свои каналы и спрашивают сколько стоит.
Главное: прежде чем заводить канал, проверьте нишу
Это сделать просто — откройте TGStat, выберите нишу из каталога, найдите в ней несколько каналов хотя бы по 10 тысяч подписчиков и посмотрите, сколько там раз за месяц выходит реклама. Потом можно написать админам под видом рекламодателя и узнать цены, умножить на количество выходов рекламы — так вы поймете примерную выручку за месяц.
Чтобы продать рекламу, надо сначала купить рекламу
В Телеграме, в отличие от соцсетей с рекомендательной лентой или короткими видео, почти нет органики — бесплатного трафика, который сам подписывается. И без вложений развиваться очень трудно. Я знаю такие проекты, но это единичные случаи. У меня есть органический трафик, но он составляет меньше 5% от платного и с трудом перекрывает отписки.
Без рекламного бюджета в Телеграм делать нечего, если вы не медийная персона или какой-то трудолюбивый автор с большими соцсетями, откуда можно перелить аудиторию.
Поэтому подход к каналу для заработка должен быть как к настоящему бизнесу — посчитать вложения в рекламу и отдачу, следить за цифрами: цена подписчика, охваты, количество клиентов, средний чек. Это полноценная работа, а не постики по-настроению раз в месяц и мечты, что подписчики найдут тебя сами.
Почему-то купить рекламу — зачастую самое больное место для тех, кто решил зарабатывать. Люди хотят бизнес, но не готовы в него вложить даже тысячу рублей. В итоге годами пишут в каналы с 50 подписчиками и сидят без денег.
Заработок на рекламе начинается хотя бы с 1000 человек в канале. А постоянный поток клиентов и заявки от брендов с 5000-10 000 подписчиков.
Даже в 2026 году я находила каналы с рекламой по 900 рублей, с которых мне приходило 20 человек. А это уже в 10 раз больше подписчиков, чем только мама и бабушка.
Есть, конечно, альтернативы по бесплатному привлечению трафика в Телеграм-канал — я выложила их в закрепе своего канала. Но это трудоемкие способы с долгой отдачей.
— Как еще можно монетизировать Телеграм-канал, помимо рекламы?
Работают 4 способа: реклама, курсы, услуги и партнёрки. Я протестировала все и выяснила — каждому подходит что-то свое в зависимости от ниши, предпочтений и того, что у вас получается лучше.
1. Реклама. Доход зависит от тематики канала и количества подписчиков. Тут главное понять, что у вас покупают не контент, а аудиторию. И если у вас 60 подписчиков, никто у вас рекламу не купит, даже если вы лучший в мире автор. Скорей возьмут у менее гениального, но с каналом побольше.
Цены на рекламу зависят от тематики. В дорогих тематиках вроде маркетинга, IT, экономики за просмотр могут платить 10 рублей и больше. В дешевых тематиках — например, «юмор», стоимость просмотра в разы ниже, и рекламу вы будете продавать дешевле, соответственно зарабатывать меньше.
Например, если пост в канале по маркетингу с охватом 1000 просмотров может стоить 10 тысяч рублей, то в «юморе» он будет стоить 300-500 рублей. Но и набрать аудиторию в дорогих тематиках тоже дороже.
2. Услуги. Канал упрощает продажу услуг — клиенты видят экспертизу, доверяют больше и покупают охотнее. Я продавала услуги по настройке таргета и контекста, консультации по маркетингу.
Специалист с каналом привлекательнее незнакомого человека с Авито, который отправил отклик. К специалистам с личным брендом больше доверия — в канале видны отзывы, кейсы, и что он за личность вообще. Поэтому многие владельцы бизнеса заводят блоги, чтобы увеличивать спрос на услуги своего агентства. Люди охотнее покупают у человека, чем у неизвестной компании.
Я уже два года активно не продаю услуги, но меня до сих пор пытаются нанять как маркетолога или просят рекомендации других специалистов.
Так что на услуги, на которые клиент прогревается, а не спонтанно покупает, в Телеграм спрос очень высокий. Но ты и сам это знаешь, поскольку привлекаешь через канал клиентов в свое агентство.
3. Инфобизнес: курсы, гайды, интенсивы. Инфобиз отлично чувствует себя в Телеграме, но модель монетизации напрямую зависит от размера канала. Чем меньше аудитория, тем выше должен быть чек на продукт.
Я вижу частую ошибку, что каналы до 1000 подписчиков начинают продавать дешевый продукт за 1000 рублей, зарабатывают 10 тыс. в месяц, разочаровываются, выгорают и теряют мотивацию что-то делать дальше.
Для маленьких каналов надо продавать продукты за 30-100 тыс. и дороже, тогда 10 продаж принесут вам 300 тыс. — 1 млн, а не 10 тыс., которые даже не окупят вложения в трафик. Это может быть какое-то личное сопровождение или наставничество — за индивидуальную работу с клиентом больше платят.
Мини-продукты по 1-3 тыс. рублей рентабельно продавать каналам с большой аудиторией, когда есть несколько десятков, а лучше сотен тысяч охвата.
4. Партнёрки. На партнёрках тоже можно заработать, но нужно контролировать выплаты. За 2025 год я заработала около 250 тыс. на партнерках. Условно могу их разделить на два типа.
- Ручные — это когда ты рекомендуешь специалистов, направляешь им клиентов, а от них получаешь заранее оговоренный процент от продаж.
- Автоматические — это реферальные ссылки в проектах, где тебе начисляются баллы или деньги на счет.
Плюс партнёрок в том, что не нужно оказывать никакие услуги: ты создаёшь поток клиентов, размещаешь ссылку, рекомендуешь специалиста и получаешь деньги. Кажется, что легко, но так только кажется.
Например, у меня было около 10 партнёров на устной договоренности. В 9 случаях из 10 люди забывали выплачивать партнёрские, и мне нужно было им об этом отдельно напоминать. И иногда не по одному разу. В итоге я задолбалась их менеджерить и решила отказаться от всех партнёрок, которые не начисляют выплаты автоматически.
Но даже автоматические партнёрки барахлят. У меня один партнёр сделал 70% выручки по партнёркам. И целый год он мне их не выплачивал, потому что не прислал письмо о том, что нужно подписать акты. Я их не получала, не знала про эти акты и где их подписывать. Год ждала — там накопилось около 100 тысяч. Позже выяснилось, что одного клиента с гонораром 90к они вообще не учли. Я им писала ещё 2–3 раза, чтобы его добавили в программу. Хотя по идее всё должно работать автоматически.
Вторая партнёрка тоже начала барахлить. По ссылке должны были начисляться реферальные бонусы. Я подключила несколько человек, увидела, что ничего не начисляется, написала в компанию. Они ответили, что это баг и поправили.
Выводы: да, зарабатывать можно. Но если это не автоматические начисления, то 90% вероятность, что человек или забудет про выплаты, если ты не напишешь «Где бабки?». Короче, партнёрки нужно менеджерить. Но я лучше потрачу это время на создание своих услуг и продуктов, чем буду ходить как коллектор и выбивать деньги. Мне это тупо не нравится.
На чём лучше зарабатывать? На том, что у вас лучше получается. Если не понимаете, в чём ваше преимущество, попробуйте все способы и выберите свое. Посмотрите по деньгам, стоимости своего часа, насколько вам это в кайф и сделайте выводы. Выбирать нужно то, что требует меньше сил и приносит больше денег.
Самое важное перед тем как выбирать способ заработка — посчитать окупаемость.
Как это сделать — читайте в полной версии интервью на сайте агентства «Ефремов Медиа».
В полной версии Мария ответила на вопросы:
— Правда ли, что подписчик в Телеграме сильно подорожал, и стало невыгодно закупать трафик.
— От чего зависит стоимость подписчика.
— Какая реклама у блогеров в Телеграме больше не работает, и как оценить до размещения, сработает ли реклама.
— Стоит ли продвигать канал в Telegram Ads и Яндекс Директе.
— Как меняется инфобизнес, и стоит ли всем заводить свой клуб по подписке.
— Какие каналы рекламы перспективны в 2026-2027 годах.
— Заменит ли ИИ контентщиков и креаторов, и кто оказался под ударом.