{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как перезапустить интернет-магазин: дорожная карта

Команда Альто разработала стратегическое оружие — дорожную карту для перезапуска интернет-магазина. Другими словами это обязательные задачи, которые нужно решить на этапе перезапуска проекта. В противном случае стоимость переезда может увеличиться в 2-3 раза. Ссылку на чек-лист ищите в конце статьи.

1 ШАГ. Подготовьте список интеграций

Интернет-магазин — не просто CMS установленная на хостинг. Это инфраструктура с помощью которой управляют всеми компонентами магазина. Чтобы связать все элементы вместе, используют программные интеграции, которые решают такие задачи как:

  • Оплата на сайте через банковские карты и электронные кошельки;
  • Сбор данных по каждому клиенту;
  • Поддержание актуальной информации о товарах;
  • Оформление доставки через курьерские службы;

Стоимость и время интеграции может отличаться в зависимости от CMS. В одной системе это может быть 10 часов, а на другой 300. Поэтому продумайте список интеграций на старте проекта.

Мы в Альто выделяем 17 групп интеграций, которые используют интернет-магазины:

  • Системы складского учета: МойСклад, ЕКАМучёт;
  • CRM сервисы: Битрикс24, amoCRM;
  • Бухгалтерия: Моё дело, 1С:Бухгалтерия;
  • Курьерские службы: СДЭК, Boxberry;
  • Платежные сервисы: Robokassa, ЮKassa;
  • Онлайн-кассы: ЕКАМ.Чеки, Айти касса;
  • Банки: Сбербанк, Альфа-банк;
  • Кредиты онлайн: Покупай со сбером, Кредитный брокер;
  • Онлайн-чаты: Jivo, Carrot quest;
  • Сервисы обратного звонка: CallBackHunter; Envybox;
  • СМС и E-mail рассылки: TargetSMS, UniSender;
  • Интеграция с маркетплейсом: Яндекс.Маркет, Wildberries;
  • Сбор отзывов: Яндекс.Маркет, Mneniya;
  • Безопасность: Защита от копирования, добавление водяного знака;
  • Веб-аналитика: ROIStat, Convead;
  • Call-tracking: Callibri, Roistat;
  • Социальные сети: статус заказа во вконтакте или одноклассниках.

В обязательный набор входят:

  • Системы складского учета: МойСклад, ЕКАМучёт;
  • Платежные сервисы: Robokassa, ЮKassa;
  • Онлайн-кассы: ЕКАМ.Чеки, Айти касса;
  • Курьерские службы: СДЭК, Boxberry;

Без этого набора трудно представить рабочий интернет-магазин. Остальные интеграции нужны для автоматизации или продвижения магазина. Например, автоматическое добавление товаров от поставщика или интеграции с маркетплейсами.

2 ШАГ. Подключитесь к маркетплейсам и агрегаторам

Маркетплейсы — это торговые площадки, на которых можно разместить собственные товары. Среди них Wildberries, Беру, Lamoda, Ozon и другие. Не путайте маркетплейсы с агрегаторами. Последние ничего не продают, только информируют о товаре. К ним относятся Яндекс.Маркет, Tiu.ru и другие.

Маркетплейсы и агрегаторы — это один из самых перспективных инструментов онлайн-торговли. Половина покупателей заходят сразу на сайт агрегатора или маркетплейса. При этом количество продаж через маркетплейсы постоянно растет. В 2020 году у 89% продавцов увеличился объем продаж через маркетплейсы. Поэтому рекомендуем подключить интернет-магазин на подготовительном этапе. Это быстрый способ получить заявки еще до завершения всех работ.

Исследование Data Insight показало, что маркетплейсы стали важнейшим драйвером всего рынка eCommerce в 2020 году.

Подключение к маркетплейсам и агрегаторам по шагам:

1. Проанализируйте конкурентов, товар и спрос на него;

2. Ознакомьтесь с условиями размещения товаров, комиссией и схемой расчета;

3. Ознакомьтесь с условиями отгрузки и хранения товаров на складе;

4. Подготовьте все необходимые документы: сертификаты на продукцию, учредительные документы и т.д.

5. Подключите автоматическую выгрузку товара на сайт с помощью программных интеграций.

3 ШАГ. Подготовьте наполнение интернет-магазина

Мы заметили, что владельцы магазинов недооценивают стоимость подготовки контента: фото в карточках, описание товара, видео обзоры. Они думают, что разработка сайта дольше по времени, чем подготовка контента, что приводит к проблемам на этапе наполнения. Давайте разберемся в чем тут дело.

Предположим у вас 3000 товаров. Контент-менеджер тратит 15 мин на каждый товар — это 750 часов работы или 5-6 месяцев. При средней зарплате 30-40 тысяч рублей, стоимость ручного наполнения равняется 180-240 тысяч рублей. Поэтому если вы планируете ручное наполнение интернет-магазина — позаботьтесь об этом на начальном этапе.

Зачем это нужно?

Чем понятнее, быстрее контент доносит до покупателя свойства товара, тем проще принять решение о покупке. Лучшее решение в 2021 году — использовать рич-контент, который формирует точное представление у покупателя о товаре. Такой контент должен содержать информацию о свойствах, способах использования товара — в виде текста, картинок, графики и фото.

Например, так поступают в ozon.ru, одном из крупнейших маркетплейсов России.

Пример рич-контента на сайте ozon.ru

4 ШАГ. Займитесь SEO-оптимизацией сайта

Работы по SEO на этапе разработки обходятся дешевле, чем оптимизация действующего интернет-магазина. Привлеченный на этом шаге SEO-специалист поможет сэкономить деньги и время.

Задачи, которые нужно решить:

  • Соберите ключевые слова;
  • Разработайте структуру сайта;
  • Проведите техническую оптимизацию;
  • Проанализируйте поведение пользователей на сайте;
  • Проведите конкурентный анализ.
Пример SEO-структуры для интернет-магазина

5 ШАГ. Сделайте прототип

Прототип — интерактивная модель интернет-магазина. Помогает всем участникам процесса определить расположение элементов, логику взаимодействия с интерфейсом. Также в прототип удобнее вносить правки, чем в готовый дизайн, что сокращает расходы на разработку страниц. Поэтому игнорировать этап прототипирования — все равно, что делать проект вслепую. Возрастает риск получить продукт, которым будет неудобно пользоваться.

6 ШАГ. Подготовьте техническое задание

Техническое задание — это документ, в котором зафиксированы требования к интернет-магазину. Чем понятней, подробней прописаны критерии, тем лучше исполнители понимают, каким должен быть проект.

Главная цель технического задания: убедиться, что заказчик и исполнитель правильно поняли друг друга. Для этого соблюдайте следующие правила:

  • Формулировки точные и понятные. Уберите из текста неоднозначность. Формулировки понятны как исполнителю, так и заказчику. Неправильно: интернет-магазин должен загружаться быстро. Правильно: оценка скорости загрузки в сервисе Google PageSpeed Insights не меньше 70 баллов.
  • Перечислите требования к интернет-магазину. Не нужно фиксировать все мелочи. Фокусируйтесь на том, что влияет на стоимость и сроки проекта: языковые версии сайта, наличие поддоменов, типы цен, доставка и т.д.
  • Перечислите элементы на страницах и в разделах. Напишите, какие блоки должны быть на странице, и что они делают: графические блоки с логотипами партнеров, блок с акциями, логотипы со ссылками на социальные сети, фильтры и т.д.

7 ШАГ. Спланируйте этапы реализации

Все задачи по разработке мы делим на 3 этапа:

  • То без чего интернет-магазин не будет работать: разработка корзины, оформление заказа, каталога, карточек товаров.
  • Все что необходимо, но временно можно без этого обойтись: личный кабинет, онлайн-оплата, расчет доставки.
  • Все идеи, которые обязательно сделаете: онлайн калькулятор, персонализация поиска, умный подбор товара.

8 ШАГ. Узнайте о требованиях законодательства

Общие правила работы офлайновых и онлайновых магазинов одинаковы: соблюдать право покупателей на качественную продукцию, достоверную информацию, возврат и обмен товаров. Но существуют и специальные требования, которым подчиняются только онлайн-магазины.

При первом посещении пользователя сайт собирает куки — первичные данные о том, из какого города и с какого компьютера зашёл пользователь. Затем при заказе просят ввести номер телефона, ФИО, адрес, а при оплате — данные банковской карты.

Чтобы не получить штраф, разработайте два внутренних документа:

  • политику обработки персональных данных;
  • согласие на сбор и обработку персональных данных.

Постарайтесь разместить политику на видном месте на сайте, а текст согласия — в форме, в которой покупатель указывает конфиденциальную информацию. Используйте рекомендации и образец по составлению политики на сайте Роскомнадзора.

Образец согласия на сайте Роскомнадзора

9 ШАГ. Согласуйте техническую поддержку

После запуска согласуйте техническую поддержку интернет-магазина: решение проблем на хостинге или CMS, восстановление сайта, наполнение и доработка страниц. Для этого у вас должна быть команда и тикет система, где вы сможете оперативно решать возникшие проблемы, ставить новые задачи по развитию.

Преимущества тикет-систем:

  • позволяет всему отделу быть в курсе проблем;
  • сохраняет историю всех задач и песем, при необходимости можно вернуться к ним;
  • можно лично оценивать работу персонала техподдержки.
Демонстрация интерфейса trello.com

Мы в Альто используем Trello. Она интуитивно понятная и при определенных настройках позволяет фиксировать время на задачу, показывать отчеты.

Надеюсь вам помогла дорожная карта по перезапуску интернет-магазина. Мы сформировали ее, набив много шишек. У нас есть более полный список, оформленный в формате чек-листа. Сделайте себе копию, вернетесь к нему при перезапуске интернет-магазина.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Рафаэль

Ни о чем…

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев
Автор

А у вас был опыт перезапуска торговли? 

Ответить
Развернуть ветку
Рафаэль

дважды
план действий может и хорош, но написана статья не полноценно, просто реклама

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Вот! Потому что у вас план действий, а тут дорожная карта. Атлас автомобильных дорог, блин! )))

Ответить
Развернуть ветку
Лев Бонифаций

Дорожная карта - это название одного из методов планирования. 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев
Автор

Согласен, что это не исключительная инструкция, мы такой задачи не ставили перед собой, иначе будет книга, а не статья. Но если у вас есть дополнение к самим этапам https://docs.google.com/document/d/1Qmuz-kdC81nYUay4klfUK5wpduUFli5_RdY_pCXO1-Q/edit#heading=h.rxazn4kjzbj1, то буду рад

Ответить
Развернуть ветку
Coolbits

Один вопрос: зачем заниматься сайтом, если на первом же этапе предполагается выход на маркетплейсы?
Советы эти хороши и полезны... были  - до взрывного роста маркетплейсов. Сейчас если у вас есть товар на продажу, то он или уже на маркетплейсах или скоро там будет. И пока вы прикручиваете 'коллтрекинги' , склады, SEO, кассы и т.п. - кто-то (и это не вы!) это уже реально продаёт.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев
Автор

Основная причина, что маркетплейсы не ваш канал. Т.е. там велика вероятность потерять трафик, если сам маркетплейс начнет продавать. Насколько я знаю, в истории уже были такие случаи. Поэтому сайт все же нужен. Но, как вы правильно заметили, кто-то уже продает. Поэтому если с продажами, пока эксперимент, то можно и без сайта. Проверить на маркетплейсах гипотезы, если уже не эксперимент, то сайт нужен, как минимум, чтобы аудиторию с маркетплейсов было куда возвращать. 

Ответить
Развернуть ветку
Coolbits

Соглашусь! Маркетплейсы штука непредсказуемая. В любой момент что то может пойти не так: блокировка, потеря товара, невыплата и ещё 100500 проблем. Сайт в такой ситуации поможет 'поддержать штаны ', но не более.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда