Самозанятые как новая целевая аудитория: что им можно продать?

Согласитесь, глупо говорить о самозанятости как просто об удобном налоговом режиме. Это еще и четкий критерий, выделяющий определенную группу людей. Говоря языком маркетологов, самозанятые стали целевой аудиторией для других бизнесов.

Самозанятые как новая целевая аудитория: что им можно продать?

И у меня возник вопрос: в какой категории самозанятых/ их нише кроется сейчас голубой океан для бизнеса?

Если вы - самозанятый, то подскажите: какого сервиса вам не хватает?

Немного вводных

Для начала посмотрю со своей колокольни. У меня два бизнеса: платежный сервис RBK.money и IT-компания Osnova, чей флагманский продукт – платежный процессинг на открытом ПО – позволяет нашим клиентам разворачивать собственную платежную инфраструктуру, создавать свои финтех-продукты. Поэтому смотрю с точки зрения тех, кто предоставляет платежные сервисы для самозанятых.

Сейчас ситуация такая. Есть прибыльный сегмент - корпоративные клиенты и есть массовый сегмент – ИП и вот уже два года самозанятые. И всех нужно обеспечить полным набором услуг, выстроив целую экосистему с теми сервисами, которые для этих категорий актуальны.

Однако самозанятые до сих пор относятся к категории underbanked, то есть «недообслуженных» банками. Причина проста: банки, особенно крупные, фокусируются на массовых сегментах и стандартных операциях, что позволяет им достигать максимальной рентабельности за счет внедрения типовых продуктов. Нишевые же рынки требуют особых решений, которые учитывают специфику сегмента.

Кто сейчас работает на самозанятых? Некоторые банки: Альфа-Банк, Сбербанк, НКО «Монета», Банк 131, МТС Банк, Совкомбанк, TalkBank, Тинькофф, APIBank. На конец 2020 их было всего 15, сколько сейчас – не нашел. И немного внебанковских сервисов: Рокет Ворк, QIWI, Консоль, JumpFinance, Qugo, Самозанятые.рф – из самых известных.

И это удивительно, учитывая, что сегмент самозанятых – мечта предпринимателя и маркетолога. Он имеет четкие характеристики, его потребности легко описать, customer research провести проще простого и самое главное – он растет стахановскими темпами.

А какой там потенциал?

В масштабах всей страны этот налоговый режим был запущен с 2020-го, на конец июня 2021 мы имеем уже 2.5 млн самозанятых, и их число, по данным ФНС, ежедневно увеличивается на 5.5 тыс. А по ряду оценок, число россиян, которые сейчас получают доходы не по трудовому договору и в перспективе могут перейти в самозанятые, — порядка 20-25 млн. Приплюсуйте сюда тех, кто, наоборот, хочет выйти из найма, но не заморачиваться с ИП. Многочисленные фрилансеры, айтишники, репетиторы, консультанты, всевозможные специалисты, которые устали быть в рамках одной компании.

В начале 2020 был вал публикаций, в которых все банки как один демонстрировали интерес к этой категории. ИП – тренд снижающийся, самозанятые – растущий. Но интерес интересом, а подключить новый клиентский сегмент к уже существующей инфраструктуре так просто не вышло. Новый сегмент требует обслуживания именно своих потребностей:

выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложениипуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых тратпомощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка

  • выставление счетов, автоматизация платежей, автоформирование чеков, простая бухгалтерия в мобильном приложении

  • пуш-уведомлялки о сроках подачи декларации и уплаты взносов, функция «кошельков» для планирования целевых трат

  • помощь при блокировке счетов, кредитная поддержка, да и в целом, финансовое менторство от банка

В 2020-м году на первом хакатоне по разработке сервисов для самозанятых SMZ Hack гран-при взяли полнофункциональные сервисы для водителей такси и доставки, где была реализована кастомная продуктовая разработка, учитывающая всю специфику водительского функционала: регистрация, получение заказов, получение оплаты за заказы, уплата налога, участие в системе рейтингов и многое другое.

Собственно, этот сектор первым получил полный набор функций в приложениях для работы самозанятых граждан. А список работ и услуг в приложении «Мой налог», которые могут оформить самозанятость, насчитывает более 100 видов. По факту у нас большое количество самозанятых, которые до сих пор не имеют удобного функционала, системы управления и учета клиентов, воронки привлечения клиентов и многого другого, что могло бы хоть как-то облегчить их работу.

Что люди говорят

Задав этот вопрос у себя в фейсбуке, я получил очень разные ответы, но даже в них видна тенденция:

  • сервис для развития новых каналов продаж, особенно заточенные под one man show

  • сервис, помогающий обеспечить стабильный поток клиентов в “моей” нише, чтобы была уверенность в завтрашнем дне
  • маркетплейс или агрегатор, заточенный под определенную нишу самозанятых
  • сервис для организации самостоятельной пенсии и медстраховки (по типу найма)
  • сервисы для кредитования

Мой прогноз

В этой сфере деньги «лежат» в двух местах:

  • полноценные платформы для работы самозанятых со своими клиентами по типу таксишных, но в своей сфере. Платформа для программистов, репетиторов, фрилансеров, курьеров. Сейчас здесь есть больше 40-ка профессиональных площадок, через которые самозанятые могут уплачивать налог на профессиональный доход, от бирж услуг до ЯндексДзена, Достависты и др. Но это одна узкая функция. А нужен комплекс, который полностью закроет потребности самозанятых в какой-то нише.
  • развитие новых каналов продаж, «заточенных» и адаптированных под потребности самозанятых в определенной нише. Решения для соцсетей, для мессенджеров, чат-боты, нишевые P2P-сервисы для профессиональных сообществ.

Как вы считаете, в какую нишу самозанятых надо быстрее заходить с такими сервисами? А если вы сами из этой категории, чего вам не хватает для «бизнес-счастья»?)

4242
129 комментариев

Я самозанятый ИП. Мне не хватает нормального автоматического формирования чеков при поступлении денег на расчетный счёт. Сервис Свое дело от Сбера предлагает урезанный функционал — тупо формирует чек на сумму с описанием "услуги самозанятого", когда любой платеж приходит на специальную карту для самозанятого. Но мне нужна такая возможность именно при поступлении на расчетный счёт и чтобы автоматом подтягивались данные платежа с указанием договора, счета и коммента от плательщика, чтобы содержание чека совпадало с другими документами по сделке. Тинькофф так не умеет пока и это печаль. 

А искать клиентов самозанятые (фрилансеры, предприниматели, ремесленники) могли и раньше, до введения этого статуса. Вряд ли новые площадки агрегатора заказов настолько востребованы.

Вопрос с пенсией и стажем хоть как-то решается в приложении. Можно платить добровольные взносы в ПФР по минимуму, чтобы заработать трудовую пенсию по совокупности пенсионных баллов, а капитал на старость формировать самостоятельно. А вот, чтобы добровольно платить взносы в ФСС и получать больничные/декретные выплаты, нужно выходить за пределы приложения Мой налог. И немногие самозанятые ИП в курсе, что есть такая возможность в принципе. 

А в целом посмотреть, что интересует самозанятых, можно в паблике ИПОНА мать в ВКонтакте, там много болей озвучивается. 

20

Я самозанятый ИППо-моему, либо самозанятый, либо ИП)
Это два разных статуса.

12

Подскажите, а зачем именно автоматическое формирование чека?

Сам в таком же правовом статусе, этот вопрос просто для общего развития.

По поводу взносов в ФСС - приложение мой налог не учитывает возможность "ИП на НПД", то есть создано в первую очередь для физлиц, не имеющих статуса ИП, а они, увы, а добровольнные взаимоотношения с ФСС вступить не могут(((

Мария, спасибо за подробный ответ. Банки здесь хитрят, конечно. Формально функция автоматизированного формирования чека есть и у Сбера, и у Тинькова, но каждый под нею подразумевает свой собственный процесс, где они частично его формируют, но далеко не в том формате, что удобен предпринимателю. 
Если говорить с точки зрения компании, работающей с самозанятым, то нам удобна платформа Рокет Ворк, по крайней мере, документационный процесс там хорошо отлажен. Но глазами другой стороны я на него не смотрел.

Спасибо за наводку на паблик, глянем обязательно.
Я тут посмотрел, сколько всего наворотили уже для МСП и самозанятых в Москве, в бизнес-навигаторе МСП (тут речь не про сервисы, а больше про обучение, консалинговую помощь, гранты), но такое впечатление, что они либо не знают, либо не особо пользуются этими ресурсами.

С поступлениями да, фигня у сбера по крайней мере
При поступлении от физика чек формируется автоматом 
Если платёж пришёл от юр лица, то ни фига, плюс никак не определить (если лицевой счет) от какого юрлица пришёл платёж- в этом случае пишу в чат, чтобы назвали отправителя 

Приложение "Мой налог" от ФНС посмотрите. Тоже не айс, но лучше, чем у сбера

"По факту у нас большое количество самозанятых, которые до сих пор не имеют удобного функционала, системы управления и учета клиентов, воронки привлечения клиентов и многого другого, что могло бы хоть как-то облегчить их работу." Проблемы высосанные из пальца. Самозанятый этот тоже ремесленник, который был всегда. Какой ещё новый сервис нужен, если в месяц продаж по пальцам руки) Какая воронка если занятость не может быть больше условных 150 часов в месяц, весь канал продаж это сарафанка. О каком развитии можно говорить если потолок прибыли 2.4 млн год, свыше которого идёт переход на другую форму налогообложения, сервисов для которого в избытке. Статья это маняфантазии не сопряженные с реальностью.

8