{"id":13771,"url":"\/distributions\/13771\/click?bit=1&hash=be70fdc2307981d533f88e64b6a13d1ea2e43e9e1377d4aa2cd7ef72085792eb","title":"\u0417\u0430 \u0447\u0442\u043e \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u00bb \u0440\u0430\u0437\u0434\u0430\u0451\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u0430\u043c \u043f\u043e 10 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"bf4bc7dc-76df-5670-a368-b105c6226d05","isPaidAndBannersEnabled":false}

Что за чудеса происходят с алгоритмами «Яндекс.Директ» в РСЯ. Почему испортилась РСЯ и как это исправить

Многие рекламодатели «Яндекс.Директ» начиная с лета 2021-го года заметили странные тенденции в работе нейросети РСЯ. Я в их числе. Что делать, если рекламные кампании резко перестали приносить конверсии и засоряют сайт некачественным трафиком за ваши деньги?

Попробуем разобраться и изучить вопрос на конкретных примерах мусорного трафика.

По какому принципу работает РСЯ?

РСЯ — это инструмент показа рекламных объявлений на сайтах-партнёрах Яндекса. Он никогда не славился тем же уровнем конверсий, что и реклама на Поиске, однако у него всегда были два существенных плюса:

  • Низкая стоимость клика (в сравнении с Поиском)
  • Возможность оптимизировать рекламу по коммерческим целям, таким как покупка, корзина, заполнение формы и так далее.

Поэтому алгоритм работы с РСЯ всегда был более менее понятен: Создаём РК, сегментируем семантику, обучаем кампании на ручных стратегиях и переводим на оптимизацию за конверсию спустя какое-то время.

Также, всегда была возможность тестировать одну и ту же кампанию на разных стратегиях, что было довольно-таки удобно.

Что происходит с РСЯ в последние месяцы?

Где-то с середины лето примерно у половины своих клиентов я начал замечать некоторые странности, а именно поломку многих кампаний в РСЯ. Причём как на авто, так и на ручных стратегиях.

Казалось бы обычное дело, возьми да перезапусти кампании. Ага, конечно, тут и начинаются основные сложности. Кампании просто перестали адекватно обучаться и приносить конверсии. Вернее приносят, но существенно дороже и намного менее качественные.

Например, в одном интернет-магазине женской одежды, с которым я достаточно давно сотрудничаю, стоимость конверсии с середины августа выросла почти в два раза. Лишь большими усилиями её удалось снизить. Если в старых рабочих РСЯ всё более менее нормально, то с новыми совсем беда. Да и количество продаж резко просело.

Да, может рост цены и не покажется колоссальным, но сама проблема состоит в том, что эти конверсии не работают. То есть падают некачественные заявки.

В итоге мы за последние месяцы имеем:

  • Резкий рост цены за конверсию
  • Резкое падение качества заявок
  • Обучать новые кампании стало всё труднее

Такую историю я наблюдаю сейчас у большей части своих клиентов. И причина, как оказалось, у всех общая. Поговорим о ней ниже.

Какой трафик вам приводит Яндекс?

Проблему в мастере отчётов мы вычленяли достаточно долго, но общая картина стала ясна, когда мы стали изучать статистику по всем аккаунту, а не только на уровне кампаний. Их оказалось две и обе достаточно серьёзные.

Первую проблему мы назвали «бабки», вторую же — «Андроид топ за свои деньги». В отдельную категорию можно вынести бабок на андроидах (это вообще комбо). По порядку разберём каждую из них, затем расскажу почему это происходит и как с этим работать.

Как бабки в РСЯ съедают ваш бюджет

«Бабки» — это демографическая группа якобы женщин старше 55 лет. Так вот по странному стечению обстоятельств количество данных женщин увеличилось в несколько раз и они начали съедать до половины рекламного бюджета, при этом принося заявки, которые практически никогда не конвертируются в заказ. Поэтому даже если CPL в норме, то CPO сильно страдает.

Богдан Ефремов

Один из ярких примеров. На скриншоте показана разбивка по полу и возрасту на одном из проектов. Половину бюджета съела возрастная группа «Женщины старше 55-ти». Половина конверсий так же приходится на них. И все эти конверсии крайне скверного качества. Учитывая что основная группа покупателей — женщины от 25 до 35 лет.

Многие спросят, мол, почему не поставили понижающую корректировку? Ставили. Но если раньше она была -40% и всё работало в пределах нормы, то сейчас данная корректировка стоит на -100%. Но даже без всяких корректировок должно быть понятно, что не должна одна возрастная группа сжирать половину бюджета. Да, Яндекс?

Богдан Ефремов

Вот ещё один схожий случай, но в другой тематике. Не так критично, но всё равно. Плюс не забываем, что на эту аудиторию стоят понижающие корректировки. И таких ситуаций достаточно много.

Кто эти женщины? Почему Яндекс начинает усердно таргетироваться на них? Не понятно. Знаю, что не только я столкнулся с такой проблемой. Кто-то пишет про ботов, мол Яндекс компенсирует свои убытки таким образом. Поэтому, когда я пишу слово «бабка», я не имею ввиду реальных женщин данной возрастной группы. Я имею ввиду тот трафик, который Директ начал подсовывать рекламодателям.

Однако я склоняюсь к мысли, что Яндекс отдаёт сейчас приоритет своему новому Мастеру кампаний и крупным рекламодателям. Остальным же пытается напихать трафик по остаточному принципу. Но это всё теории. В конце концов никто по настоящему не знает, как работает эта нейросеть РСЯ.

Как Android съедает ваш бюджет

Аналогичная ситуация происходит и с Андроид-устройствами. Если раньше можно было дать корректировку по всем смартфонам, то теперь приходится делать разбивку на Android и iOS, ведь на Андроид приходится значительная часть трафика.

Разбивка по типам операционных систем для мобильных устройств Богдан Ефремов

На скриншоте выше видно, что ситуация тут ещё хуже, чем в случае бабок. Большая часть трафика приходится на Андроид, при том показатель отказов там существенно выше чем на айфонах.

Более того, именно там была найдена большая часть мусорных площадок, что, в принципе, не удивительно. Сколько не добавляй их в стоп лист, а они всё равно всплывают. Но эта проблема стара как мир, не будем на ней останавливаться.

Что делать, если вы столкнулись с похожей ситуацией?

Отмечу, что такие чудеса творятся далеко не везде. В основном это наблюдается в высококонкурентных нишах услуг и почти везде в e-commerce, кроме люкса и ниш с средне-низким уровнем спроса. Гораздо реже встречаю такое в B2B, разве что у оптовиков. Но там РСЯ стоит на втором месте после Поиска, поэтому ситуация не критична. Также стороной это обошло компаний с исключительно быстрым спросом, с которыми есть смысл работать только на Поиске.

Иными словами, если ниша высококонкурентная и в ней активно используется РСЯ, то велик шанс появления этой проблемы. За всех не отвечаю, но я в последнее время регулярно встречаю специалистов, которые сталкиваются ровно с теми же самым.

Так как же это лечить?

Ответ на первый взгляд крайне прост: понижающие корректировки. Однако если раньше можно было на такую аудиторию поставить до -50% и всё прекрасно работало, то теперь всех людей старше 55-ти я обрубаю под ноль в РСЯ, чего и вам советую. Ставьте корректировку -100% на всех людей старше 55-ти.

Да, возможно вы выжгите потенциальную целевую аудиторию, но чем-то придётся жертвовать. Лучше недополучить часть конверсий, чем получить армию ботов (возможно это и не боты, но я не знаю как по-другому объяснить такой резкий наплыв лишь одной демографической группы).

С Андроидом сложнее, так как часто, если обрубить его на 100% начинают вылезать планшеты, которые невозможно порезать. Да, якобы это можно сделать через сегменты Метрики, но что-то как-то это работает в лучшем случае через раз. И не забывайте чистить площадки по принципу большего и меньшего зла (спасибо Яндексу за ограничение в 1000 площадок). Часто вижу, как одна андроид-площадка съедает значительную часть бюджета.

Также, после выставления корректировок многие кампании сильно затухают вплоть до ноля. То есть стоят совсем без расхода. Я связываю это с тем, что Яндекс таргетировал рекламу на женщин старше 55-ти и андроиды, а после обрубания решил не искать новые конверсии, а просто тихо и спокойно умереть. Лечится копированием кампаний и обучении их заново.

Причём желательно копировать их сразу в два три дубля, так как всё равно большая часть из них умрёт по непонятным причинам. Однако я всё чаще наблюдаю конфликт ручных и автостратегий.

Поясню: при запуске одной и той же кампании на ручной и авто стратегиях — одна из них вообще не получает трафик. И чаще всего одна из них — это ручная кампания. Стал замечать такую тенденцию с начала лета 2021-го года. Также лечиться копированием, но далеко не всегда. Связываю с тем, что Яндекс планирует в будущем полностью перевести нас на автостратегии.

Соответственно худо бедно из текущей ситуации выйти можно, как и наладить поток нормальных конверсий с Яндекс.Директ. Но теперь это стало делать немного сложнее и постоянно нужно быть внимательным к тому, что Яндекс тебе приносит.

Если раньше можно было собрать РСЯ, обучить, оптимизировать по целям и радоваться конверсиям, не трогая саму кампания, то теперь приходится регулярно их перестраивать и смотреть что там вообще приходит.

Почему Яндекс начал давать некачественный трафик?

Как я уже писал выше, я связываю это с попыткой Яндекса компенсировать свои убытки путём удорожания рекламы и попыткой отчитаться перед инвесторами. Плюс сделать приоритет для крупных игроков в конкурентных нишах. Конкретно этот вывод я сделал на основе изучения разных ниш и хуже всего эта проблема проявляется в e-commerce и в конкурентных нишах сферы услуг.

Это лишь гипотеза, я не претендую на 100% правдивость, однако Яндекс сам даёт почву для таких размышлений. В лубом случае, правды мы никогда не узнаем.

По поводу Андроидов я думаю тут всё ещё проще. Apple даёт новым клиентам право на конфиденциальность, соответственно рекламные площадки получают недостаточно данных для таргетирования. А если у Яндекса появляется финансовая дыра то он, как и любая другая компания, компенсирует потери чем-то другим, в нашем случае Андроидом.

Но оставим эти разговоры другим экспертам, моя задача — показать проблему и предложить пути решения. И хорошо, что проблема худо-бедно, но решаема. Поэтому прошу не воспринимать данную статью как претензию к Яндекс.Директ. Во всяком случае сейчас это всё ещё хороший рабочий инструмент. Просто в последнее время причиняет много боли своим рекламодателям.

С вами был Богдан Ефремов — частный специалист по контекстной рекламе. Рекомендую подписаться на мой Телеграм-канал, где я публикую полезные материалы по контекстной рекламе и маркетинге в целом. Там же можно задать мне интересующие вопросы.

Всем хороших продаж и больших чеков!

Ссылка на ТГ-канал: https://t.me/bogdanmarketing

0
54 комментария
Написать комментарий...
Плохой Мурод

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Есть такая история. В гугле траф получается часто дешевле в некоторых тематиках. Но в яндексе пока что получается доставать больше оборота. Но ситуация меняется и не в пользу Яндекса

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Андреевич

А как же Яндекс такси?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Георгий Шулик

нормальный поисковик это, больше чем гугл нравится

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Интарнет, интарнет... Он нам нахой не нужон, интарнет ваш! (с)

Скверные бабки 55 лет

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сметанин

Про Яндекс тупо нужно забывать. Получать траф с Гугла и Инстаграм.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Averin

Нормально в Яндексе работает реклама 🤷🏻‍♂ В РСЯ естественно клиенты мене тёплые, но вполне можно с ними работать. 
По мне фейсбук, инстаграм самые говеные площадки для рекламы. У них даже нет нормального определения гео, постоянно вижу рекламу к примеру московских ресторанов, хоть живу 600 км от Москвы 😄 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Романов

Про "бабушек" объясню так, ботов сейчас регистрируют с фото после обработки нейронками. В приложение "смотри как ты будешь выглядеть через 20 лет", загоняют фото с инсты, где бабы во все горазд постят свои фоточки. В получившемся профиле ботоводы ставят соответствующий возраст.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Ужас вы написали.
У нас ЦА - инста 50+.
И получается, мы себе ботов нагоняем?
Так вот почему выхлоп за 5 месяцев близок к нулю?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Виктор Петров

Это ерунда. Никто не парится такой проработкой профилей ботов, это лишние усилия, ни на что не влияющие.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Последний раз я что-то хорошее слышал о Яндексе лет так 10 назад. 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Пивкин

А что в РСЯ когда-то был хороший трафик?   Там всегда были ботоводы и мутные веб-мастера. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Бойченко

Никак. РСЯ стал довольно плохо привлекать внимание пользователей из-за баннерной слепоты. Сейчас вся реклама похожа на друг друга в этом и проблема.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Плохой Мурод

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Егор Тихонов

Аналогичная проблема... Ощущение, что нейросеть учится лишь сливанию бюджета и при этом не спалиться перед маркетологом в этом факте.
Мастер компаний и вправду иной раз даёт больше продаж...

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Что, на яндексе свет клином сошелся? других площадок мало?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Терехов

Например?) гугл, мэил в сумме дают трафа меньше чем яндекс

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Балкон.Ру
«Бабки» — это демографическая группа якобы женщин старше 55 лет.
Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

"Яндекс отдаёт сейчас приоритет своему новому Мастеру кампаний"

Так Мастер компании, на странность, дает лучшие результаты, чем:
1) заказные кампании от директологов;
2) кампании, созданные модулями для сайтов для выгрузки рекламы в Яндекс Директ.

А если выбрана конверсионная модель, то на "бабок" вообще все равно.
Но, несмотря на применение конверсионной модели, у меня с июля тоже упал доход. До сегодняшнего дня думал, что это связано с появлением новых конкурентов.

На колонку "Конверсии" не обращайте внимание, т.к. на этом аккаунте есть одна Кампания с бюджетов в 300 рублей в неделю, которая плюсует в "Конверсии" просто за посещение сайта.

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Данные по другим периодам. Видно, что проблема с июля началась. Но как я писал ранее - на конверсионной стратегии все равно кто посетитель - засчитывается только  покупка.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Igor Penner

Бинго! Только вчера вечером выставил -70 на женщин 55+ и мужчин 45-55, ибо сожрали 2/3 бюджета, давая лиды в 3 раза дороже от среднего показателя. Бабкам был откровенно удивлён, т.к. товар по большей части мужской.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Пробовали выставлять как раз -70, всё равно вылезали. То есть также выедали половину бюджета, но на 70% дешевле. Кэшбек от Яндекса)
В итоге избавились только корректировкой -100%. Я вообще не люблю так делать, так как в любой возрастной группе всегда найдётся потребитель, но тут другой случай

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Шахрай

Можно вместо корректировок делать вот так:
1) включать оплату за конверию
2) и отправлять в Яндекс факт конверсии только когда случился выкуп, например вот так: https://yandex.ru/support/metrica/data/offline-conversion.html .

Тогда платишь только за целевые конверсии.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Если Яндекс не увидит целевые конверсии за единицу времени, то все такие кампании очень быстро умрут. Более того, уже даже некоторые рабочие кампании с оплатой по CPA начали затухать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт

В целом всё нормально с РСЯ. Вот например лиды на банкротство физлиц за последние 30 дней. Заказчик на качество не жалуется. Их стоимость в прошлом году была выше, 220 рублей примерно, в ковид скакнула до 350. Да сложности некоторые есть, например что трафик иногда резко заканчивается но с этим можно жить  и работать. Одежда это очень плохой пример для контекста. В ней этот канал работает не очень. Но такой объём из поиска просто не выбрать при любых раскладах.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Рад что у вас всё хорошо. Но я думаю это связано именно с тем, что ниша юридических услуг не сильно интересна Яндексу и там нет очень крупных игроков.
Даже в статье пишу, что не все ощутили на себе эту беду. Что, в принципе, хорошо

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksei Sukhoverkhov

А почему "бабки" только с 55? Самый возраст у женщин - 25. А потом фертильность падает, и можно записывать в бабки, лет с 30 :-)

А если кто ещё и с Андроидом ходит, без Айфончика золотистого, то вообще лохи, и ещё раньше :-)

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шулик

в чем проблема отрубить ж55+ да и все?

Ответить
Развернуть ветку
Коворкинг BLOKS

Эту тенденцию я заметил в мае месяце. Стоимость заявки улетела с 800 рублей до 3000 р. А трафика стало из РСЯ буквально в 1000 раз больше по той же цене. При всём этом, таргетинг был до мелочей уточненный, разве что действительно возраст 18+ и норм. Конкуренция в нише низкая. Добивался ответа от Яндекс что это такое случилось целый месяц без остановок на обед, но так и не получил вразумительного ответа. Хороший разбор. За наблюдения спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Циулин

Добрый день.
1. Как определили, что конверсии от бабок «крайне скверного качества»?
2. На первом скриншоте ТОП-2 по расходам (23% бюджета) занимает тоже женская аудитория в возрасте 45-54 года. Что можете сказать про качество их конверсий? Мое внимание она, как и нижеследующие, привлекла тем, что это тоже женщины, вероятно продукт сделан под их ЦА..

Ответить
Развернуть ветку
Илон Марс

Мы перешли на авито и горя не знаем. Дешево и удобно. А с яндексом устали боротся, он с каждым годом хуже и хуже работает. Плюс обновляет свою систему так, чтобы настройки по выбору качественного трафика не работали. В общем помойкой стал. Мы выключили все компании и гоним сео-трафик по НЧ запросам и не паримся.

Ответить
Развернуть ветку
Эдита Полетаева

Спасибо большое. У меня такая же ситуация. Пока скорректировала на -50%. С автостратегии на клики перевела на стратегию конверсии с оплатой пока за клики. Посмотрим, что даст.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 54 комментария
null