{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое MVP, зачем он нужен и как его правильно создать

Хотите создать стартап, но не уверены в его успехе? Или необходимо понять, будет ли пользоваться спросом новая функция в уже существующем продукте? Кажется, пришло время запускать MVP!

MVP («минимально жизнеспособный продукт») — это ранняя версия продукта, которая имеет набор всех основных функций, но ещё нуждается в тестировании на реальных пользователях. Она позволяет создателям находить баги и проблемы в полевых условиях, собирать отзывы клиентов и дорабатывать продукт. С MVP можно оценить жизнеспособность идеи и улучшить её без больших финансовых затрат.

В этой статье поговорим о преимуществах MVP для бизнеса, обсудим этапы создания и расскажем, почему для запуска первой версии продукта стоит выбрать NoCode-инструменты.

Как обычно, вещает студия NoCode-разработки ZeroToOne :)

Что такое MVP

Коротко — это ранняя версия продукта со всеми основными функциями. Суть MVP в том, чтобы быстро превратить концепт в вашей голове в практическое решение, которое можно проверить на реальных пользователях.

У MVP продукта есть две главные цели:

  • Получение обратной связи от пользователей, чтобы вы могли понимать, нужен ли ваш продукт людям и в каком направлении стоит двигаться дальше;
  • Тестирование гипотез для уже существующего продукта.

Этапы создания MVP

  1. Исследуйте рынок. Посмотрите, делает ли кто-то похожий продукт, какие сильные стороны есть у конкурентов. Возьмите от них лучшее и превратите в нечто уникальное, стараясь избежать чужих ошибок.
  2. Изучите поведение целевой аудитории. Что именно ей нужно и какие у неё болевые точки? Зачем ей использовать ваш продукт? Как он улучшит жизнь людей? Постройте путь пользователя от момента осознания им своих потребностей до начала использования продукта. Определите основную идею и цели будущего продукта. И переходите на следующий этап.
  3. Определите круг основных функций. Подумайте, что должно быть в продукте, чтобы он смог закрыть потребности пользователей, добавьте это в проект. Но важно помнить: не старайтесь уместить в MVP все сразу. Его главная особенность как раз в том, что необходимо обойтись «малой кровью», чтобы понять востребованность продукта в целом и не потратить на это все свои ресурсы.

На этом этапе опирайтесь на следующие правила:

  • Всегда добавляйте только те функции, которые будут решать проблемы пользователей. Например, если вы создаёте MVP для приложения бронирования жилья, то лучше ограничиться только самыми необходимыми функциями. Не стоит сразу поднимать все креативные практики Авиасейлс и впихивать кучу тестов на то, какой вы памятник во Владимире. Оставьте это для финальной версии продукта.
  • Не перебарщивайте, пытаясь удовлетворить как можно больше потребностей аудитории. Иначе ресурсы будут затрачены, время упущено, вы напичкаете продукт функциями, а он окажется вообще не нужен рынку.
  • Запускайте MVP как можно скорее: определите основные функции и поработайте с ними в первую очередь.

4. Разработайте проект MVP. Тут необходимо определиться с форматом (лендинг, прототипирование, e-mail-рассылка и т. д. — подробнее о видах MVP поговорим далее). А теперь запускайте MVP и тестируйте гипотезы.

5. Доработайте продукт с учётом фидбека и составьте Blueprint — карту взаимодействия пользователя с продуктом. Выясните, как пользователи на самом деле ведут себя с продуктом, постройте их путь, проанализируйте его, доработайте сценарий взаимодействия с MVP.

Тут можно опираться на следующие метрики:

  • Количество взаимодействий пользователей с продуктом;
  • NPS (индекс потребительской лояльности);
  • LTV (пожизненная ценность клиента).

Blueprint или Service blueprint — это спроектированный вами, желаемый путь пользователя внутри продукта. Он строится на основе карты клиентского опыта (customer journey map) — фактического пути пользователя по сервису.

CJM показывает опыт клиента таким, как он есть, и помогает понять, как привести пользователя к решению, которое предлагаете вы.

Как только люди начнут пользоваться продуктом, вы поймёте, что именно работает, а что вы упустили. Возможно, вы выбрали немного не те цвета и расположение кнопок, не доработали юзабилити, переборщили с элементами или наоборот — что-то не добавили. Опора на обратную связь от аудитории — ваш ключ к победе.

Кому нужен MVP

Как мы уже сказали, MVP подойдёт всем: и начинающему, и зрелому бизнесу.

Стартапу MVP необходим, потому что с ним можно уже на старте с минимальными вложениями выбрать правильную траекторию развития и получить шанс вырасти в успешный, глобальный проект.

Для крупного бизнеса создание MVP будет полезным в случае внедрения новых функций в уже рабочий продукт или создания новых направлений деятельности. Например, прежде чем запускать новый образовательный курс и набирать преподавателей, онлайн-школе стоит сделать лендинг и открыть предзапись, чтобы понять, будет ли оно того стоить. Так MVP поможет снизить риски лишних трат в случае неудачного запуска.

Виды MVP

Чаще всего для создания первой версии продукта используются:

  1. Лендинги. Пожалуй, они знакомы всем. Одностраничные сайты идеально подходят для знакомства аудитории с продуктом и позволяют получить первые лиды. Лендинг можно создать с помощью Bubble или Tilda.
  2. Прототипы. Да, само создание MVP — это разработка прототипа. Но в данном случае это необязательно продукт, который можно использовать. Это может быть видеоролик, демонстрирующий функционал продукта, или статья-исследование, рассказывающая о принципах работы сервиса. Этот вид часто используется геймдев-студиями. Даже в трейлерах фильмов и сериалов можно уловить отдалённую связь с MVP-прототипом.
  3. E-mail-рассылки или чат-боты. Этот вид MVP поможет сосредоточиться на рассказе о продукте и позволит сделать его подробным. К тому же, благодаря тому, что у вас будет прямой контакт с аудиторией, вы сможете быстро получать обратную связь и постепенно совершенствовать свою идею. Для настройки e-mail-рассылки можно взять такие NoCode-инструменты, как Sendpulse или Unisender, а создать чат-бота поможет Chatforma.

    Необязательно использовать лишь один вид MVP — они также могут работать сообща. Например, можно выпустить рекламный ролик с тезисным рассказом о продукте и предложить перейти на сайт для регистрации на альфа- или бета-тестирование. Или начать знакомство аудитории с вашим сервисом через чат-бота, который будет вести на лендинг, например, для записи на курсы.

Почему стоит выбрать NoCode для создания MVP

При разработке MVP важно быстро реагировать на фидбек пользователей и иметь под рукой гибкие инструменты работы. Если каждая правка будет затягиваться на несколько недель, то запустить и доработать MVP получится нескоро, а релиз основного продукта может сильно отложиться. И ещё было бы здорово, если бы MVP не «украл» большую часть финансов у основного продукта.

Основные преимущества NoCode-инструментов — высокая скорость разработки и более низкая стоимость по сравнению с традиционной сборкой сайта или приложения. Кроме того, NoCode позволяет вносить правки буквально за несколько часов, если подобрать грамотные решения. Выходит, что NoCode идеально подходит для запуска MVP.

Примеры MVP

Надеемся, что примеры ниже смогут воодушевить не только владельцев стартапов и тех, кто только подумывает их создать, но и сотрудников крупных компаний.

Product Hunt — это социальная сеть для разработчиков, где они могут делиться идеями продуктов, опытом, обсуждать последние новости IT, дизайна и маркетинга, задавать вопросы и даже искать работу или сотрудников.

Product Hunt вырос из почтовой рассылки на NoCode-инструментах MailChimp и Telescope — она и была MVP проекта. Его основатель, Райан Хувер, долго интересовался стартапами и однажды понял, что в Интернете ещё не существует ресурса для обсуждения именно новых продуктов. В 2013 году он решил запустить эксперимент — e-mail-рассылку с новостями о стартапах и рейтингом 5 лучших проектов за прошедшие сутки. За пару недель база подписчиков выросла до 200 человек и превратилась в полноценный продукт: сайт и приложение.

В 2014 году Product Hunt привлёк $7 млн. инвестиций, а в 2015 году Райан Хувер получил ежегодную премию Crunchie «Лучший новый стартап 2014 года».

Это студия разработки мобильных и браузерных игр, ставшая популярной благодаря FarmVille и CityVille. Они были запущены в 2009 году на базе Facebook и тогда же Zynga стала разработчиком с наибольшим количеством активных пользователей: на Facebook в игры студии играли 40 миллионов пользователей ежемесячно.

В разработке игр Zynga регулярно использует MVP: студия создаёт лендинги и короткие рекламные ролики («sneak peeks») о новых играх и о функциях уже существующих, чтобы получить обратную связь от игроков и узнать, в каких направлениях стоит развивать свои продукты. Также студия использует предрегистрацию, чтобы набрать базу игроков перед запуском.

Пример ролика: https://www.youtube.com/watch?v=ygEFAC5DEGw

Яндекс

Яндекс известен тем, что старается появиться во всех возможных продуктовых нишах. В 2017 году компания решила оседлать сферу интернет-рекрутмента и запустила проект Яндекс.Таланты.

По факту это был MVP в виде лендинга, созданный для проверки нового подхода к заполнению резюме: в отличие от того же HeadHunter’a на Яндекс.Талантах не нужно было заполнять полноценное резюме — при отклике на вакансию нужно просто заполнить короткую форму, ответив на несколько вопросов о возрасте, предыдущем опыте работы, сфере занятости и пр.

Гипотеза прошла проверку, и в 2020 Яндекс.Таланты превратились в Яндекс.Объявления. Сейчас там доступны не только вакансии, но и объявления о продаже всего на свете: от игрушек до бытовой техники.

Что в итоге

MVP — незаменимый инструмент, если вам нужно быстро протестировать концепт продукта и не облажаться с запуском его полной версии.

Нужно помнить, что MVP является лишь тестовой версией продукта. Его цель — сбор информации и изучение почвы для полноценного релиза. Создание ранней версии не должно занимать много времени, она не обязана иметь все без исключения функции, которые вы хотите видеть в итоговом проекте.

Для экономии времени и денег при создании MVP хорошо подходит NoCode-разработка. На нашем сайте ZeroToOne можно записаться на бесплатную консультацию. За полчаса ответим на все вопросы, подберем нужные инструменты для вашей идеи, оценим стоимость и сроки.

0
5 комментариев
Dmitri Atname
Ответить
Развернуть ветку
Dima
Ответить
Развернуть ветку
Мария К

Хорошо написано, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Какой MVP может быть например у новой соцсети?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда