Как работают вовлекающие посты

Почему на аккаунте с сотнями тысяч подписчиков может быть ноль комментариев, а на аккаунтах поменьше люди активно пишут? Проведем небольшое исследование контента в соцсетях крупных брендов.

В SMM вовлекающие посты – это полумифический вид контент, который должен стимулировать поток комментариев, если криэйтор будет следовать определенным правилам: использовать яркие картинки на обложках, задавать вопросы аудитории, внедрять конкурсные механики.

Это действительно работает. Общение с подписчиками, постоянные розыгрыши-переклички и привлечение внимания яркими креативами дают результат. Но вовлекающий контент не работает без активной аудитории.

Почему люди оставляют комментарии

Одна из популярных механик вовлекающего контента – конкурсы. Но есть нюансы. Разберу на примерах.

«Моя Семья» использует вовлекающие посты во ВКонтакте, чтобы стимулировать покупки на Ozon. Больше никакого контента в группе нет – все посты за весну 2021 связаны с розыгрышем купонов и скидок.

Показатели хорошие – есть лайки, комментарии и репосты
Показатели хорошие – есть лайки, комментарии и репосты

А вот «Жилет» в Инстаграме периодически разбавляет промоконтент вовлекающими постами: постит комиксы, шутки, ситуативку. Пост ниже написан по всем правилами вовлекающего контента: оригинальное изображение – коллаборация с художником, прямое обращение к аудитории и «мужской контекст». Но спустя месяц с момента публикации – никаких комментариев.

Хороший пост. Жаль, что аудитория не оценила
Хороший пост. Жаль, что аудитория не оценила
Зато под розыгрышем бритв набралось почти 300 комментариев за несколько дней
Зато под розыгрышем бритв набралось почти 300 комментариев за несколько дней

Другой пример – инстаграм-аккаунт «Якобс» почти с 10 000 подписчиков. У них был вовлекающий пост – предложение поделиться любимым видом кофе.

<p>Ролик набрал почти 100 000 просмотров (скорее всего, был на продвижении) и всего один комментарий</p>

Ролик набрал почти 100 000 просмотров (скорее всего, был на продвижении) и всего один комментарий

<p>А вот пост-конкурс влегкую собрал 1500 комментариев</p>

А вот пост-конкурс влегкую собрал 1500 комментариев

Можно все списать на то, что «в соцсетях много призоловов», но мне кажется, проблема глубже. Подписчик не понимает выгоды комментария. С конкурсом все понятно: «Я оставлю коммент, есть шанс что-то выиграть». А если он ответит на вопрос из поста – что ему это даст? Учитывая, сколько контента вокруг и как быстро смещает фокус внимания, если тема не зацепила – человек пройдет мимо.

Посмотрите, как активно пишут комментарии в группе «Дом.ру». Подписчикам даже повод не нужен, чтобы напомнить о нерешенных компанией проблемах: то интернет не ловит, то в дом подключение не проводят. Понятно, вряд ли такие комментарии хочет видеть SMM-щик, но их количество показывает – люди пишут, когда их что-то волнует.

<p>У подписчиков группы «Дом.ру» есть поводы для комментариев</p>

У подписчиков группы «Дом.ру» есть поводы для комментариев

Аккаунт мыла Sooqa демонстрирует пример хорошего вовлечения, когда люди заинтересованы писать комментарии, потому что испытали эмоции от прочтения текста.

<p>Формат общения и постов, конечно, на любителя, но аудитория прекрасно реагирует на контент</p>

Формат общения и постов, конечно, на любителя, но аудитория прекрасно реагирует на контент

Еще один хороший пример – образовательный аккаунт «Логомашины» в Инстаграме. В постах учтены потребности дизайнеров-новичков – основной аудитории профиля. Поэтому посты нередко собирают больше 100 комментариев.

Поднятая тема действительно волнует подписчиков
Поднятая тема действительно волнует подписчиков

Обратный пример – массовая аудитория у звезд. Настя Ивлеева выкладывает фотографию с Ксенией Собчак, подписывает ее несколькими словами без обращения к аудитории. В результате – почти 3000 комментариев.

<p> Да, так можно, когда у тебя аккаунт-миллионник</p>

Да, так можно, когда у тебя аккаунт-миллионник

Фундаментальный вопрос: «Зачем нужен вовлекающий контент?» Если «просто так», то это путь в никуда. Учитывая, что самая простая вовлекающая механика – конкурсы, аккаунт быстро превратится в рулетку, где вся активность сосредоточена только вокруг розыгрышей, игр и призов. Публикуя там же развлекательные, информационные и полезные посты, можно столкнуться с тем, что они никому не нужны.

За детальной статистикой коммерческих аккаунтов я обратился к SMM-специалисту Лии Канарской. Из всех постов за 2020 конкурсы получили наибольшее число просмотров – 10,8 %, высший показатель вовлеченности (ER) – 11,83 % и наибольший охват – 20,3 %. Причем, не все посты были ради комментариев, механики использовались разные.

«Конкурсы дают отличные показатели вовлечения и активности, поэтому их можно проводить. Но вряд ли они помогут без дистрибуции. Мало подписчиков – реакции не будет. Общая активность пользователей отражается на популярности аккаунта – алгоритм Инстаграма это учитывает, хоть и не в первую очередь. При этом гивы и чаты активности могут помешать развитию аккаунта – алгоритм, опять же, видит, когда трафик не органический. Поэтому для продвижения конкурсов лучше использовать таргетированную рекламу или устраивать длительные коллабы с амбассадорами».

Лия Канарская, SMM-специалист

Выводы:

  • Вовлекающий контент не работает по каким-то правилам, а степень вовлечения не зависит от числа участников.
  • Если человек не видит смысла отвечать – он не будет. Контента много, конкуренция высокая, лента листается быстро. Фокус внимания – небольшой. Если не зацепить сразу, подписчик промолчит.
  • Количество комментариев зависит от качества аудитории и качества текста: контент должен резонировать, решать проблемы или обращаться лично к подписчикам.
  • Для вовлечения нужно думать о дистрибуции: покупать рекламу или устраивать коллаборации.

Какие механики вовлечения существуют

Пост-чат

Подойдет для образовательных, экспертных или тематических аккаунтов. Цель поста – нетворкинг. Подписчики знакомятся, общаются или обсуждают какую-то тему. Например, «Логомашина учит» устраивает батл для дизайнеров, чтобы выяснить, что лучше – графика или веб.

Это острый подход, чтобы люди спорили в комментариях, занимая сторону или рассуждая, что никаких сторон нет
Это острый подход, чтобы люди спорили в комментариях, занимая сторону или рассуждая, что никаких сторон нет

Пост-боль

Контент, который поднимает проблему и предлагает решение или способствует выстраиванию диалога вокруг нее. Хорошо срабатывает, когда точечно касается конкретной проблемы аудитории. Например, если на аккаунт подписаны в основном SMM-специалисты, пост про работу с клиентами найдет у них отклик, а вот подборка фильмов – скорее всего, нет. Например, вот публикация от сервиса автопостинга SMMplanner о правильно составленной вакансии для SMM-щика — актуально как для специалистов, так и для работодателей.

Как работают вовлекающие посты

Игровой пост

Конкурсы, ребусы, загадки – игровых механик много. Суть одна – вовлечь участника сообщества в дискуссию, пусть и с помощью простых ответов на вопрос из поста. Подтолкнуть к ответу может какой-нибудь приз, а вирально расширить аудиторию – просьба отметить друзей.

«Магнит Косметик» регулярно постит конкурсы и устраивает игры – такой контент всегда собирает больше комментариев
«Магнит Косметик» регулярно постит конкурсы и устраивает игры – такой контент всегда собирает больше комментариев

Ситуативка

Контент, источником которого становятся обсуждаемые события. У ситуативки есть правило: не использовать религиозные, политические и трагические темы. Благодатная почва: спортивные события, музыкальные фестивали, мемы.

«Бургер Кинг» выпустил пост в своем графическом стиле, посвященный Евровидению
«Бургер Кинг» выпустил пост в своем графическом стиле, посвященный Евровидению

Трендовые посты

Переупакованные популярные новости или первые публикации на тему среди конкурентов. Можно делится инсайдерскими подробностями, если они есть. Тогда контент становится эксклюзивным, и повышается его виральность.

Василий Крылов рассказывает про новые функции в Инстаграме и делится своим мнением
Василий Крылов рассказывает про новые функции в Инстаграме и делится своим мнением

Юмор

Развлекательный контент меняет тон аккаунта и работает как контраст на фоне остальных публикаций. Прибегать к юмору стоит редко и точечно – тогда на него будут хорошо реагировать и оставлять комментарии.

Посвященное люксу сообщество Code L в посте высмеивает роскошь
Посвященное люксу сообщество Code L в посте высмеивает роскошь

UGC-посты

Пользовательский контент. Подойдет для сообществ с крепким коммьюнити, желательно из творческих людей.

GoPro выкладывает снимки на свою камеру, отмечая людей, которые их сделали
GoPro выкладывает снимки на свою камеру, отмечая людей, которые их сделали

Главное

  • Вовлекающий контент работает при наличии активной аудитории. Если ее нет, нужно думать в первую очередь о дистрибуции: запускать таргет, искать амбассадоров, общаться с инфлюенсерами для рекламы.
  • Конкурсы улучшают общую статистику аккаунта и даже помогают в ранжировании, но только если подписчики реально заинтересованы в контенте.
  • Используйте вовлекающие механики, а не готовые посты. Определите вашу аудиторию и подумайте, что ее волнует.
22
Начать дискуссию