Как маркетологу стать digital-директором? Личный опыт основателя MaEd и Completo Андрея Гаврикова

Семинар. Екатеринбург, 2021
Семинар. Екатеринбург, 2021

Digital — это новый рок, а digital-маркетологи — рок-звезды. Индустрия кипит, развивается и ждет новых героев. Я расскажу и покажу на примерах, как пройти путь от новичка в маркетинге до стратега и digital-директора.

Мечтаете больше зарабатывать и делать крутой маркетинг? Развиваете бизнес и ищете новых клиентов? Следите за трендами маркетинга и хотите освоить актуальные инструменты продвижения? А может вы хотите начать карьеру в digital, но не знаете с чего начать? Наш материал будет полезен предпринимателям, начинающим и опытным маркетологам, менеджерам проектов, топ-менеджерам и управляющим и всем тем, кто интересуется продажами в интернете.

От редактора: в ваши руки попал бесценный текст - профессиональный путь человека, который прошел в отечественном маркетинге всё. Опыт, собранный за двадцать с лишним лет, начиная с конца 90-ых и до наших дней, мы упаковали в ёмкие советы, стройное повествование и понятную структуру. Добавляйте в закладки, это может пригодиться.

Содержание

Как маркетологу стать digital-директором? Личный опыт основателя MaEd и Completo Андрея Гаврикова

Основатель MAED, генеральный директор маркетинговой группы Completo, представитель Нидерландского Института Маркетинга (NIMA) в России, телеведущий, преподаватель, сертифицированный тренер NIMA.

Автор бестселлера «Интернет-маркетинг. Настольная книга Digital-маркетолога». АСТ, 2019.

Награждён орденом «За заслуги в маркетинге» в номинации «За вклад в развитие маркетинговых инструментов».

Что такое digital и кто такой директор по digital-маркетингу?

Когда я начинал свой путь в профессии, 15-20 лет назад, digital-среда в России только зарождалась и все это с точки зрения бизнеса было похоже на космический хаос.

Мне нравится эта модель: появление интернета можно сравнить с Большим взрывом, в результате которого появилась новая вселенная. Сначала это была бесформенная масса информационных единиц. Позже они эволюционировали в простейшие сайты и продолжили развиваться, образуя систему, в недрах которой зарождался новый порядок. Так в интернет пришел digital, установил свои законы и правила, и сделал web центральным каналом коммуникаций на многие поколения вперед.

Как и любая вселенная, digital-среда не имеет постижимых границ и находится в непрерывном движении. Все меняется каждый день и этот процесс необратим. То, что приносило клиентов и доход еще пару месяцев назад, может не работать сегодня.

Поэтому так важно быть в курсе последних трендов интернет-маркетинга, постоянно учиться и не прекращать работу с новыми инструментами и механиками продвижения.

Мастер-класс. Москва, 2021
Мастер-класс. Москва, 2021

Каждый digital-директор, вне зависимости от вида бизнеса, должен уметь:

  • проводить аудит и глубинные маркетинговые исследования бизнеса и рынка – важно
  • формировать и выполнять стратегию digital-маркетинга – важно
  • владеть основными digital-инструментами хотя бы на базовом уровне: SMM, SEO, CRM, (по ссылкам чек-листы и полезные материалы по теме) CPA-сети, контекстная и таргетированная реклама, лояльность и др. – важно
  • работать с командой (продажи, менеджмент, фин.отдел, маркетологи, партнеры) и подрядчиками (агентства, эксперты, фрилансеры) – важно
  • строить операционный план, ставить правильные KPI и выполнять их – важно
  • любить свою работу – важнее всего

ФОРМУЛА 75/25

Digital-директор, в первую очередь, стратег. В небольших компаниях зачастую такой специалист замещает целый штат маркетологов. Это скорее точка для развития, нежели норма для бизнеса. Впрочем, системный подход к маркетингу тоже нужно с чего-то начинать.

В идеале: 75% времени digital-директор занимается стратегическими вещами - управлением проектов, постановкой задач, системной интеграцией маркетинга в бизнес (ключевое - связка с отделом продаж) и только 25% тратит на тактические задачи.

Конечно, 75/25 - подвижная формула, все зависит от особенностей бизнеса и конкретной компании. Но, следует понимать, чем опытнее digital'ист, тем меньше времени он тратит на самостоятельную работу "ручками".

Однозначно, digital-среда сегодня одно из самых перспективных и интересных направлений для профессионального развития. Там есть реальные деньги (большие и просто хорошие) и возможность заработать имеет каждый.

КЕЙС ВЫПУСКНИКА MAED

Достан Мишелов, маркетолог, выпускник школы MAED о том, как стать digital-маркетологом, заработать во время обучения, увеличить прибыль заказчика и повысить цену за свою работу

Как маркетологу стать digital-директором? Личный опыт основателя MaEd и Completo Андрея Гаврикова

Я получил высшее образование по специальности «Реклама». К моменту, когда началась моя реальная профессиональная карьера, эти знания устарели и многие важные вещи и инструменты мне пришлось изучать самостоятельно.

Знаете как это: делаешь проект — получается, а иногда делаешь проект — не получается. Я часто ошибался и это во многом сформировало мой опыт. Именно так я понял, что ошибки имеют высокую цену во всех смыслах - для проекта, для развития, для бюджета. И будет лучше, если мои знания и навыки выстроятся в систему, я изучу опыт успешных специалистов и превращу ошибки в правильные решения. Это привело меня в MAED и я купил курс. Так вышло, что мое обучение совпало с переездом в Польшу и я не рассчитал время.

Спустя год я устроился на новом месте и взял в работу большой контрактный маркетинговый проект. Со старта я понял, что моих компетенций вновь недостаточно.

Мой клиент изготавливал фасадный декор и хотел выйти на новый для него рынок. Я написал Андрею Гаврикову и спросил, можно ли пройти обучение по второму разу. Он разрешил. И я пошел учиться заново.

Дойдя до середины программы я понял, что уже уложил все, что мне было нужно в одну систему. Я не делал одновременно сразу все. И когда я работал с клиентом, то последовательно применял все методы, фишки и лайфхаки с курса MAED.

Клиентский проект стал моим дипломным проектом на курсе.

Что реально сработало? Мне особенно помог конкурентный анализ при разработке маркетинговой стратегии. Я реально брал таблички из лекций, пересматривал видосы и прямо по ним делал маркетинговый и конкурентный анализ.

Еще мне понравилась идея стать тайным покупателем и посмотреть, как конкуренты предлагают свои услуги, как именно они продают. Так мы нашли компанию, которая продавала очень интересно. Они предлагали сделать визуализацию, вместо того, чтобы высылать простое КП. То есть если у нас фасадный декор, то вам же интересно увидеть, как будет выглядеть дом с этим декором. За такую визуализацию надо было заплатить незначительную сумму.

Мы решили эту идею улучшить. Плюс, мой клиент в это же время как раз учился на курсах по 3D-визуализации, и все делал сам, тратя только свое время. Получалось, что мы предлагали клиентам бесплатную визуализацию. Такая фишка очень круто сработала.

Идею мы упаковали в лендинг. Заходишь на такой сайт, словно в аналог интернет-магазина, там куча разных элементов для фасадного декора. Пользователь мог сам выбрать и рассчитать сколько это стоит, и ему не нужно было додумывать, как все это будет выглядеть. Мало кто упаковывал это как услугу под ключ, чтобы ты пришел и сразу решил свою проблему: «Я хочу красивый дом». После запуска лендинга стали делать визуализацию, а потом пошли продажи. В первый же год бизнес на новой территории для клиента выстрелил, и он был очень доволен.

На HH.ru сегодня можно найти около 500 вакансий с запросом "директор по digital-маркетингу". А по позиции digital-маркетолога ежемесячно размещаются от 800 до 1000 предложений.

Как маркетологу стать digital-директором? Личный опыт основателя MaEd и Completo Андрея Гаврикова
Как маркетологу стать digital-директором? Личный опыт основателя MaEd и Completo Андрея Гаврикова

Digital-образование позволяет построить самостоятельную карьеру и быть экспертом-фрилансером, стать частью команды в digital-агентстве или найти свое место в бизнесе. Для понимания, в иерархии компании директор по digital-маркетингу является руководителем высшего звена и организует работу и взаимодействие абсолютно всех сотрудников, занятых в онлайн-продвижении бизнеса.

Еще одно сравнение, которое мне нравится и заряжает digital-среду особым драйвом: сегодня digital-маркетологи - это новые рок-звезды. На них направлены объективы веб-камер, они выступают на конференциях в России и за рубежом, выпускают релизы, общаются с аудиторией, экспериментируют и меняют формат информационной повестки. За ними следят, их слушают и приглашают к сотрудничеству.

Список задач, которые digital-маркетолог выполняет регулярно:

  • воспользоваться системами аналитики и устроить бриф со специалистами (заказчика/внутри компании) по теме
  • исследовать целевую аудиторию и конкурентов
  • определить УТП продукта и выстроить позиционирование
  • разработать CJM – карту путешествия клиента
  • выбрать оптимальные инструменты продвижения и поставить KPI
  • написать ТЗ по рекламной кампании для подрядчиков и проконтролировать выполнение
  • интегрировать инструменты и механики в работу команды
  • провести аналитику эффективности и скорректировать действия
  • подготовить отчет и план развития

КЕЙС ВЫПУСКНИКА MAED

Рудольф Новожилов, маркетолог, выпускник школы MAED о том, как найти работу мечты и переехать к океану

Как маркетологу стать digital-директором? Личный опыт основателя MaEd и Completo Андрея Гаврикова

До того, как прийти в MAED, я занимался организацией мероприятий, накопил много полезных знакомств в разных областях и получил опыт работы с различными графическими дизайнерами. Через приятеля ко мне обратился мой первый заказчик. Сперва он заказал дизайн буклета, а в впоследствии ему понадобился еще и редизайн сайта. Так я пришел в digital и к изучению курса в MAED.

По окончании курса я начал искать проект, который дал бы мне возможность реализовать мечту - жить и работать на берегу океана. Забегая вперед, скажу что все сложилось удачным образом - я нашел проект с удаленным форматом работы и оплатой, которая позволила мне переехать.

Мой клиент имел узкую специализацию и занимался производством изделий для герметизации вводов инженерных коммуникаций. Гермовтулки, гидрошпонки и все вот это вот. Конечный потребитель — строительные компании, для которых и был нужен сайт.

Я разработал стратегию продвижения бизнеса в интернете - взял в работу все то, что дали мне в MAED.

Во-первых, я сделал анализ конкурентов. Выбрал основных конкурентов, посмотрел, как они вообще представлены в интернете и, исходя из этого, предложил план: сделать два лендинга и контекстную рекламу. Далее, создал семантическое ядро по всем сайтам, которые были для каждого сайта и запустил контекст.

Конверсия была хорошей и количество заявок увеличилось. Коммерческие показатели выросли более, чем в 2,5 раза и мы заключили с моим заказчиком долгосрочный контракт.

Я плотно взялся за переработку сайта. Разработал ТЗ для подрядчиков (на веб-дизайн, кодинг и контент) и зарядил его в работу. Исполнителей искал на фриланс-сайтах, или обращался к тем, с кем уже работал раньше.

Сейчас мы уже переделали сайт и количество заявок продолжает расти. Мне нравится быть маркетологом, это делает меня счастливым, когда я вижу результаты своей работы, сидя на песчаном берегу перед бескрайним океаном.

Структурно и комплексно карту задач digital-маркетолога описывает теория 4P (Marketing mix) - ее легко запомнить и на нее можно опереться при стратегическом планировании или при подготовке к собеседованию:

Product (товар, услуга, ассортимент, качество, свойства продукта, дизайн и эргономика);

Price (цена, скидки);

Promotion (продвижение, реклама)

Place (дистрибуция, места расположения торговых точеки и каналов распространения, + персонал).

Есть разные методы и подходы к развитию системного маркетинга в бизнесе. Многое зависит от специфики бизнеса и отраслевого уклона.

Например, в e-commerce digital-директор больше заточен на продвижение и работу с механиками маркетплейсов и розницей.

В B2B акцент на цепочках прогрева и работе с ключевыми клиентами - ABM (account based management).

Крупный бизнес учитывает политико-экономические факторы, индустриальные и другие глобальные материи, влияющие на коммерческий успех. В каждой компании свои особенности и уклон.

Смотрите интервью с успешными и состоявшимися digital-директорами на нашем youtube-канале (подписывайтесь и жмите колокольчик). Они рассказывают о том, как найти себя в digital и через что придется пройти новичкам. Опыт сотрудников S7 Airlines, РостелекомБизнес, Independent Media, GetResponse и других.

Риски в работе digital-директора

Коммерческий успех бизнес-проекта напрямую зависит от качества работы digital-директора. И это следует понимать. Если у специалиста будет недостаточно компетенций и опыта - он попросту не сможет построить эффективную систему digital-маркетинга.

Пробелы с аналитикой и аудитом приведут к неправильным выводам и неактуальной постановке целей. Это изначально проигрышный путь и неоправданные расходы.

Слабые исполнительные навыки и незнание принципов работы с основными инструментами приведут к проблемам с реализацией. Отсутствие опыта в управлении командой также скажется на результатах, как и слабая "насмотренность", плохо развитый навык принятия решений и т.д.

Чтобы этого не произошло и вы были готовы ко всем потенциальным задачам - займитесь системным маркетинговым образованием. Только в этом случае вы сможете освоить весь объем знаний и навыков, необходимых для успешной работы.

Как стать digital-директором?

Есть 2 классических пути, чтобы стать топовым digital-специалистом:

1 Самообразование

Это долгий и сложный путь, который займет у вас несколько лет жизни. Он, однозначно, подходит не всем и требует терпения и ресурсов.

Что прежде всего нужно освоить:

  • основы классического и цифрового маркетинга;
  • разработка маркетинговой стратегии;
  • основы веб-аналитики;
  • сайтостроение;
  • инструменты perfomance-маркетинга (медиапланирование, мобильный маркетинг и прочее);
  • инструменты взаимодействия с аудиторией (контент-маркетинг, SMM, email- и мессенджер-маркетинг, crm-маркетинг и т. д.);
  • + есть множество дополнительных специализированных направлений - копирайтинг, UX-дизайн, SEO и другие.

Каждое из этих направлений неразрывно связано с десятками различных инструментов и сервисов, которые нужно освоить.

Вам придется самостоятельно находить действительно полезную и актуальную информацию, много читать, смотреть, пробовать и учиться.

Дополнительно следует развивать навыки коммуникаций, менеджмента, финансового планирования и т.д. При самостоятельном входе в профессию, без нужных контактов и знакомств, выполнение этих задач может быть крайне затруднительным.

К слову, основная сложность самообразования - получить реальные навыки. Каждое из перечисленных направлений требует практического опыта. К примеру, потенциальный digital-директор для начала должен поработать специалистом по рекламе, затем web-аналитиком, контент-маркетологом, smm'щиком, маркетологом и т.д.

Я прошел похожий путь и многие годы учился и практиковался самостоятельно. Писал, публиковал, анализировал и составлял отчеты, проектировал, осваивал новые сервисы и механики, составлял технические задания и контролировал подрядчиков. Работал в веб-агентстве и принимал участие в разных проектах, связанных с продвижением в интернете.

В то время, разумеется, не было профильных курсов. Зачастую приходилось двигаться вслепую, учиться на собственных ошибках и тратить много времени на поиск нужной информации.

Мой профессиональный скачок совпал с развитием digital, в тот момент (это был 2007 год) я понял, что готов делать больше и накопил достаточно опыта, чтобы управлять командой. Так я открыл собственное digital-агентство в портфеле которого на сегодня более 550 успешных проектов из разных сфер бизнеса.

2 Образовательные курсы

Быстрее, интереснее и эффективнее пройти образовательный курс для директоров по digital-маркетингу и всего за 6-8 месяцев получить знания и необходимый опыт для старта.

Здесь вы найдете пример такого курса от MAED. Мы выпустили более 700 классных специалистов за время работы программы.

Это оптимальный вариант как для начинающего маркетолога, так и для опытного с желанием развиваться.

Вы получите нужные и актуальные знания в удобном для вас формате, у вас будет собственный наставник который поможет и ответит на вопросы, плюс вы пройдете реальную практику, получите опыт и соберете профильное портфолио.

Основная сложность здесь - найти по-настоящему эффективный курс, чтобы не потратить впустую несколько месяцев или лет жизни. Для этого внимательно изучите программу, оцените ее ценность, познакомьтесь с составом преподавателей, узнайте о возможных вариантах практики и перспективах трудоустройства (найдите или запросите реальные кейсы).

Внимание! Не попадитесь на рекламу и уловки мошенников. До сих пор в сети попадаются недобросовестные предложения по обучению - после оплаты вы получаете потерявший актуальность курс, скачанный с сайта одной из школ несколькими годами ранее.

Вот, как все устроено в MAED:

На курсе «Директор по digital-маркетингу» студенты в течение восьми месяцев углубленно изучают все необходимые дисциплины, которые преподают действующие специалисты-практики.

Студентам доступна ежедневная поддержка куратора и общение в закрытом экспертном сообществе, где можно задать любой вопрос по обучению. Все полученные знания сразу отрабатывают на практике.

По завершении обучения студенты защищают дипломную работу онлайн и получают диплом от MAED - официального представителя Нидерландского Института Маркетинга (NIMA) в России. Успешным выпускникам Центр карьеры MAED помогает с трудоустройством, оказывая поддержку в самопрезентации и предлагая вакансии.

Кроме того, в программу обучения входит подготовка к международной сертификации NIMA, которая подтверждает соответствие полученного образования общеевропейским стандартам. Digital-директор, сертифицированный NIMA, вполне может претендовать на работу в крупных европейских компаниях.

Сегодня сложно представить успешный бизнес или любой другой коммерческий/социальный проект без системного продвижения в интернете. Digital открывает огромные возможности для тех, кто готов учиться, осваивать инструменты и работать, и закрывает двери для тех, кто не готов делать этого.

! Учитесь digital-маркетингу системно, это даст вам:

  • множество направлений для заработка (от выполнения заказов на разные виды маркетинговых услуг до операций с конкретными инструментами и партнерскими сервисами)
  • навыки владения востребованными инструментами и механиками для развития коммерческих и социальных проектов
  • возможность оптимизировать и автоматизировать бизнес и его процессы (продажи, производство, менеджмент, работа с партнерами)
  • профессиональную реализацию и интересное дело + у вас будет пошаговый план и все необходимые актуальные ресурсы - в MAED мы всегда остаемся на связи со своими учениками, помогаем, знакомим с нужными людьми и отвечаем на все их вопросы – это в наших интересах, потому что мы поддерживаем развитие отечественной digital-среды и всегда узнаем что-то новое.

Хотите понять, какое направление обучения выбрать? Воспользуйтесь списком курсов и изучите описание учебных программ. А еще вы можете написать нам в чат, если возникнут вопросы. Наши кураторы ответят на них.

Я прошел большой путь в маркетинге, от простого маркетолога до генерального директора web-компании и основателя школы маркетинга, и продолжаю свой поход. Для этого мне так же приходится каждый день учиться чему-то новому. Если я остановлюсь и перестану изучать, пробовать, анализировать и общаться с коллегами, я попросту выпаду из системы. Как я уже говорил, digital не жалеет отстающих и дает тем, кто старается.

Хардворк. Казань, 2021
Хардворк. Казань, 2021

За время работы я видел множество примеров того, как люди добиваются успеха в маркетинге и делают крутые и очень крутые проекты. У каждого был свой путь.

Многие наши выпускники стали digital-директорами и digital-стратегами. Лучших мы рекомендовали коллегам из разных компаний, а самых лучших устраивали к себе. Есть примеры, когда наших специалистов хантили такие титаны как Google, Яндекс, Билайн и Ростелеком.

Сегодня любому бизнесу нужна digital-стратегия и на рынке отмечен небывало высокий спрос на специалистов, способных работать с этим. В малом бизнесе – это интернет маркетологи, в развитом малом и среднем – это digital-стратеги, а в крупном – директора по digital-маркетингу.

Кроме того, обладая опытом и глубокими знаниями в digital не составит труда раскачать собственный бренд и монетизировать его – консультируйте за деньги, работайте с проектами в качестве подрядчика, генерируйте и реализуйте контент. Я, например, много лет преподаю и выступаю на конференциях – это тоже приносит мне доход и является неотъемлемой частью стратегии развития.

А еще вы можете открыть бизнес, не связанный с маркетингом, и развить его. С правильным подходом к образованию у вас получиться добиться успеха уже в первый год. Вы научитесь не только продвигать, но и рассчитывать бюджет, работать с целями и управлять процессами.

Учитесь и развивайтесь, удачи!

Редактор публикации: Иван Селиванов

Поставьте + в комментарии, если вы дочитали наш материал до конца. Нам интересно знать, способен ли такой формат публикации заинтересовать читателей? И, конечно, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

1212
32 комментария

Ну нормально так возвысится назвав сёбя "звёздой", вот это корона на голове. Такая самооценка часто ведёт к надменному тону речи и абьюзу. Конечно понятно что такую нетворческую и недаметную (в смысле производства чего-то либо) деятельность хочется сделать заметной, но слова тут не помогут.
Продукт рок-звёзд видно людям.
Продукт дизанеров видно.
Работу разработчика бек-энда уже нет.
Сшитую одежду видно.
Продукт маргетолог не видно, это цифры для клиентов, без какого-либо создания чего либо прекрасного или сложного, в отличии от музыкантов.
А обычных людей - так ещё и бесит всякая реклама, навязчивость, манипулятивные текста.

8
Ответить

Ага, жесть. Тоже бросилось в глаза:
в ваши руки попал бесценный текст - профессиональный путь человека, который прошел в отечественном маркетинге всё

"бесценный текст", "прошёл всё"
слово "достижения" 1000 раз, награды, ордены.. прям рыцарь, не иначе!
не "книга", а "бестселлер"
не просто фотки с семинаров, а селфи для самолюбования

6
Ответить
Автор

Ваше мнение имеет место быть, но речь в материале не про то, как сделать работу заметной, а про реальный опыт, мотивации и достижения.

Андрей подробно рассказывает, что делает digital главным каналом коммуникаций сегодня, как с этим работать и как добиться успеха и хорошего дохода.

Ответить

В чем "бесценность" данного текста? Интересная мысль про 75/25 и пожалуй все.

4
Ответить
Автор

бесценный опыт динозавра отечественного маркетинга =) нам действительно сложно посчитать, сколько это стоит...

1
Ответить

Андрей - локомотив! Круто!!

1
Ответить

@Инспектор Накрутка. 100 % активности (комменты/репосты) у компании Maed

2
Ответить