8 шагов настройки сквозной аналитики и 9 причин почему оно все так долго/дорого
Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервисов сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также low-code сервиса интеграций ApiMonster. Сегодня я расскажу 8 типовых шагов подключения сквозной аналитики.
Проблема на рынке
У клиентов, которые только входят в аналитику, в голове нет четкой картины как она работает и из каких шагов состоит процесс настройки.
Это может привести к неверным, а по сути дорогим по времени и деньгам решениям.
Поэтому полезно знать суть процесса чтобы понимать, что пытаются продать подрядчики и нужно ли оно.
Шаги подключения сквозной аналитики
1. Установка счетчика на сайт
Счетчик работает по аналогии со счетчиками яндекс метрики и google analytics, выполняет следующие задачи:
- Отправляет информацию о переходах(кликах) на сервер аналитики для формирования лога кликов
- Реализует логику подмены телефона для коллтрекинга
- Реализует логику подмены email для email-трекинга
- Реализует логику захватчика форм
Счетчик должен стоять на всех страницах сайта. Можно ставить напрямую или через GTM.
2. Настройка коллтрекинга
Коллтрекинг — это когда посетителю сайта выдается персональный номер, чтобы зафиксировать его рекламный источник или ключевое слово при звонке, например «Купить айфон».
Коллтрекинг нужен если у вас хотя бы 50 целевых звонков в месяц.
Для настройки коллтрекинга достаточно купить номера и разрешить им учавствовать в подмене на сайте. Настраивать каждый номер под источник — не нужно.
Купить номера можно как в сервисе коллтрекинга, так и во внешней поддерживаемой телефонии. Разница будет лишь в том, куда вы будете оплачивать номера. С точки зрения точности коллтрекинга — разницы никакой.
Формула необходимого количества номеров на сайте:
Число визитов в день / 100 + 1
На 200 визитов в день нужно 3 номера.
На 1000 визитов в день — 11 номеров.
3. Настройка email-трекинга
Email-трекинг — это когда посетителю сайта выдается персональный email ящик, чтобы зафиксировать его рекламный источник или ключевое слово при письме на ящик, например «Купить айфон».
Email-трекинг нужен если у вас хотя бы 50 целевых писем в месяц.
Принцип работы 1 в 1 как у коллтрекинга, только за ящики платить не надо.
В качестве подменных ящиков обычно используются алиасы для основного ящика клиента.
Формула необходимого количества номеров на сайте:
Число визитов в день / 25 + 1
На 200 визитов в день нужно 9 ящиков
На 1000 визитов в день — 41 ящик
Так как пишут не сразу, то ящиков надо больше, чтобы на дольше закрепить за клиентом, но так как они бесплатны — это не проблема.
4. Подключение форм
Тут несколько типовых ситуаций.
4.1 Сайт самопис, формы не подключены к CRM
Чтобы ничего не программировать и не вызывать стресс у клиента, есть прекрасный инструмент — захватчик форм.
В нем достаточно указать js-селекторы полей на сайте и заявка будет уходить в сервис аналитики со всеми client id и далее прокинется в CRM и прочие подключенные сервисы — очень просто и удобно.
Селекторы выглядит примерно так, стандартный js:
4.2 Сайт самопис, формы подключены к CRM с передачей client id
В этом случае захватчик не нужен, достаточно настроить вебхуки в CRM, а в сервисе аналитики указать из какого поля брать client id и все заработает.
4.3 Сайт самопис, формы подключены к CRM без передачи client id
Тут чуть сложнее.
Если подключить захватчик для получения client id, то заявки будут дублироваться — одна из захватчика, другая через сайт/CRM.
Но тут на помощь приходит режим склейки.
Это когда сервис в течение 5-10 минут ждет заявку как с захватчика, так из CRM, далее склеивает их одну и добавляет в аналитику.
В итоге источник есть, дублей нет и программировать ничего не надо.
4.4 Сайт на конструкторе типа Tilda/Insales
Тут все просто — достаточно настроить вебхуки и далее все автоматически как надо работает.
5. Подключение онлайн-чатов
Достаточно создать подключение в сервисе аналитики и настроить вебхуки в чате.
6. Подключение расходов из Яндекс Директ, Google Ads, Facebook, 15-30 мин
Нужно указать логины и некоторых другие данные кабинетов, нажать Подключить и дать доступы.
7. Подключение CRM
Прием заявок с сайта настроили, теперь надо настроить их синхронизацию с CRM.
7.1 Настройка вебхуков в CRM
В сервисе аналитики нужно создать подключение и получить ссылку для вебхуков.
А в CRM нужно включить отправку вебхуков на ссылку из сервиса аналитики по следующим событиям:
- Лид создан
- Лид обновлен
- Сделка создана
- Сделка обновлена
Все!
Теперь вся информация о новых сделках и продажах будет автоматически попадать в сервис аналитики.
7.2 Настройка маппинга статусов между вашей CRM и сервисом аналитики
Все продажи в дашбордах сервисов аналитики берутся из внутренней мини-crm. Информация туда попадает как раз по вебхукам из вашей CRM.
Проблема в том, что во внутренней CRM свои статусы — Новый, В обработке, Оплачено, Отказ.
А в вашей CRM — свои. По смыслу они примерно такие-же, но называются по другому.
Тут к сожалению нельзя автоматически понять что ваш статус «Готовится к отправке» означает что клиент уже оплатил товар и с точки зрения аналитики — это статус «Оплачено».
Поэтому надо потратить 15 мин времени и вручную соотнести статусы из вашей CRM со статусами сервиса аналитики.
Важно
Все продажи в сервисах сквозной аналитики считаются на основе сделок со внутренним статусом «Оплачено», поэтому этому статусу должны соответствовать только те сделки, где вы реально получили деньги в кассу.
8. Наведение порядка после настройки
8.1 Привести в порядок utm-разметку
Это важно чтобы сервис на уровне SQL запросов и БД смог свести данные, к сожалению случайную разметку программный код не понимает.
Более подробно почему это важно — тут.
8.2 Привести в порядок учет продаж в CRM
Основная причина почему продажи, данные в CRM и аналитика не сходятся — это бардак в процессах:
- Продажа есть, а сумма сделки 0.
- Продажа вовсе не продажа, а просто «успешный» лид.
Продажа — это когда клиент оплатил и деньги в кассе, больше ничего.
В CRM нужно работать так:
- Пришла новая заявка? Создаем сделку.
- Пришла регистрация? Создаем сделку.
- Пришел новый платеж от старого клиента? Создаем новую сделку с суммой платежа и статусом «Успешно/Продано/Оплачено»
- По сделке пошла работа? Меняем статус на актуальный.
- Продали? Ставим статус Успешно и сумму.
- Не продали? Ставим статус Отказ и сумму, которую не получили.
Нужно включить тирана и заставить менеджеров строго вести учет, но как видим — ничего сложного нет.
8.3 Донастроить трекинг заявок
Заявки делятся на 2 типа:
- Те что пришли с сайта и прошли через сервис аналитики — коллтрекинг, захватчик форм.
- Те что созданы в CRM в обход сервиса аналитики — другие сервисы или руками.
Основная причина, почему неизвестен источник у 100% заявок — это заявки 2-го типа — созданные в обход сервиса аналитики.
Но тут решение простое: нужно настроить трекер сервиса аналитики на теги или текст из таких заявок.
Будут источники уровня:
- Avito
- Старый клиент
- Холодный обзвон
Точность трекинга приблизится к 100%.
Ну да, вроде все просто, но почему все так долго и дорого?
1. Редкая CRM с которой нет интеграции
Все работает отлично на базе AmoCRM/Bitrix24/RetailCRM. Под редкие CRM никто не делает интеграции так как это нерентабельно.
Дешевле отказаться от клиента, чем оплачивать программистов на поддержку никому ненужной CRM.
Поэтому тут выход только через написание коннектора с CRM силами программистов клиента за его счет.
Способ рабочий, но требует усилий от клиента. Все API и вебхуки есть.
Ну или перейти на AmoCRM/Bitrix24/RetailCRM.
2. На сайте iframe-формы
Обычно это или Битрикс24 или GetCourse.
По техническим причинам из iframe нельзя вытащить client id при отправке форм, поэтому аналитику не построить.
Кто-то как-то делает, но это уже сложная персональная разработка, проще отказаться от iframe.
3. На сайте формы и чаты Битрикс24
К сожалению Битрикс24 не очень френдли к аналитике и чтобы передать с сайта google client id нужно серьезно напрячься.
Если это читают разработчики битрикса — сделайте передачу yandex/google/facebook client id в сделки из коробки.
4. Сайт сделан как SPA
Там жесть на JS и требуются программисты, чтобы банально счетчик поставить.
5. Вы купились Power BI/Tableau/Qlik/Google Data Studio
Если ваша задача получить базовые маркетинговые метрики — клики/расходы/продажи/roi/romi до ключевого слова — все эти инструменты не нужны.
Подключите готовый сервис, наведите порядок в рамках него и только потом усложняйте.
Power BI/Tableau/Qlik/Google Data Studio — это лишь визуализаторы данных, а сбор данных под них — это сложный и дорогой процесс реальной разработки.
Стоимость подписки на готовый сервис от 40000 в год, а сколько заплатили вы?
6. Вы хотите слишком многого
Начитались про сквозную аналитику и хочется теперь вывести все все все на дашборды!
Если вы новичек и только входите в аналитику — просто подключите готовый сервис и осильте наведение порядка хотя бы там.
Не нужно разрабатывать свое, пока не изучите и не упретесь в ограничения готовых решений. Скорее готового функционала вам хватит более чем.
Практика показывает что даже по готовому плану базовых задач клиенты с трудом работают, поэтому не стоит себя переоценивать и думать что вы осилите свою разработку: )
7. Низкая квалификация подрядчиков
Настройка сквозной аналитики все же требует технических знаний и понимания как работает все под капотом, но к сожалению далеко не все интеграторы ими обладают.
В итоге любая нестандартная ситуация вводит всех в ступор и процесс начинается затягиваться на недели.
8. В штате убер-аналитик
Это аналитик, который не приемлет готовые решения и ему принципиально надо пилить свое.
Периодически вижу в кейсах аналитиков как можно решать задачу в 10 раз сложнее чем она есть: )
На фоне того чтобы все бизнесы с точки зрения процесса продаж одинаковы — трафик, сайт, продажи в CRM, то вся аналитика давно завернута в сервисы.
Поэтому разработка своих дашбордов под типовые метрики — это прямой экономический ущерб и потеря времени.
9. Политика безопасности
В крупных конторах типа застройщиков/банков есть понятие «контура», за пределы которого данные не должны уходить, поэтому обычные saas-сервисы им не подходят, так как нужно отдавать данные во вне.
Тут 2 варианта:
- Работать с внешним сервисом без передачи персональных данных в виде email/телефона, а передавая только google client id, цифровой id клиента, id сделки сумму, статус.
- Ставить сервис аналитики локально. Вот тут нужен убер-аналитик.
Итого
Сквозную аналитику можно подключить за 3-7 дней и за 1 месяц спокойно привести данные в идеальный порядок.
Если у вас не так — вы делаете что-то не то.
"Продажа — это когда клиент оплатил и деньги в кассе, больше ничего."
Ну а толку с такого понимания продажи?
Если берем классический ритейл, то дальше следует отгрузка, после отгрузки период возврата товара и вот только если всё прошло удачно, т.е. товар отгружен и возврата не было, то мы должны считать это продажей.
И это мы еще не коснулись частичной оплаты, частичной отгрузки, оплаты с отсроченной отгрузкой и отгрузкой без оплаты.
В своей CRM можно делать что угодно, для аналитики важны статусы где деньги получены
Оплатил? Продажа
Оплаченный товар доставляется? Продажа
Если вдруг возврат - просто меняется статус у себя, в аналитике статус на Отказ и все пересчитывается - никаких проблем.
Хотелось бы узнать, можно ли эфективно продвигать сайт собранный на TILDA по SEO ? Или лучше отвёрстанный сайт ? За ответ благодарю заранее.
Под SEO лучше вордпресс