Маркетинг Roman Zaripov
13 073

Угрозы из ФСБ, публикации в Newsweek и Daily Mail и обгон Собчак: как рекламщики выдвигали «Алису» в президенты

Рассказ о новом проекте от авторов «Деда-миллионера из Химок» и «Аренды роз на 8 марта».

В закладки
Команда проекта в одном кадре

В декабре 2017 года мы выдвинули голосового помощника «Алису» на пост президента России. И про нас рассказали все: от «Первого канала» до Newsweek и Daily Mail. Мы — это digital-агентство Out Digital и PR-агентство prhub (лучше не гуглите).

В этой статье мы хотим рассказать, почему, зачем и как создавали этот проект.

Мы никак не связаны с «Яндексом» и делали проект исключительно для души. Дорогой «Яндекс», простите, если что-то было не так.

Как это было

Последние несколько лет я активно слежу за развитием технологий в области ИИ и помогаю стартапам со стратегией и маркетингом. В сентябре 2017 года, когда «Яндекс» анонсировал своего голосового помощника, я по инерции скачал приложение и робко начал знакомство с «Алисой».

Она быстро показалась мне какой-то человечной и своей, поэтому в голову пришла идея, как обычно, выйти и предложить что-то большое. Посеяв у себя в голове эту идею, я начал смотреть, что же будет дальше.

С приближением зимы благодаря запуску президентских кампаний начал нарастать шум вокруг предстоящих выборов. Только ленивый решил не выдвигаться на пост президента, чтобы получить несколько упоминаний в СМИ и лишний раз заявить о своём существовании. И вот здесь пазл сложился. Взвесив все за и против, я понял, что «Алиса» — идеальный кандидат: она не руководствуется эмоциями, принимает взвешенные решения и не стареет.

Дело оставалось за малым. За день я придумал, как всё это упаковать, написал тезисы предвыборной программы и собрал команду ребят, которые помогли реализовать задумку в очень сжатые сроки.

Роман Зарипов
основатель Out Digital

Осенью прошлого года мы встретились с Ромой. Он только прилетел из США, где разгуливал по городу в любимом халате «деда-миллионера», светил на весь район iPhone X и загорелся новой ультра-идеей — баллотировать «Алису» в президенты. Мы уже больше года пиарим стартапы — от Grow Food до Mishiko — и сходу поняли, что такой проект зайдёт как надо.

Рома сказал, что нужна помощь с пиаром, и мы сразу перешли к делу.

Даниил Дымшиц
основатель prhub

А дел было много. Сперва мы запустили сайт alisa2018.ru с предвыборной программой, записали видеообращение, подготовили все материалы для медиа и пошли общаться со СМИ.

Роман Зарипов
основатель Out Digital

Что из этого вышло

В первый же день, 6 декабря, про инициативу рассказали Lenta.ru, «Ведомости», The Village, Life.ru. А уже в конце недели её обсуждали в «Прожекторперисхолтоне».

Дарья Черепанова
сооснователь prhub

Новость также подхватили в The Moscow Times — и понеслось. Идея нового противника действующей власти зажгла американский Newsweek, британский Daily Mail и ещё десятки СМИ поменьше. Также идея «Алисы-президента» очень понравилась журналистам Поднебесной — в китайских СМИ прошла волна новостей. Про нас написали Sohu.com, Xcnnews.com и так далее. После этого считать публикации в зарубежных медиа мы уже перестали.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b28442a9-3c11-1cd3-0917-02565f5faaa1","width":1013,"height":397,"size":66397,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"5b4ba7fc-eece-8b66-ed5e-6f3acd9d7453","width":1003,"height":714,"size":338575,"type":"png","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"7e58c0dd-5586-89bf-1ce5-194356de7c02","width":809,"height":739,"size":272404,"type":"png","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"89ee71ee-f4f3-6664-de1e-b84a23c597de","width":986,"height":608,"size":190130,"type":"png","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"4569be3a-3556-2135-e45d-daa44cc08eb1","width":1006,"height":730,"size":489806,"type":"png","color":"","external_service":[]}}}] }

Трафик на сайте подошёл к сотне тысяч человек за сутки, а люди стали оставлять подписи в поддержку «Алисы». За первую неделю мы обогнали по сбору голосов Ксению Собчак. Считайте сами: на 13 декабря за «Алису» проголосовали 81 349 человек, а за Ксению Собчак — только 77 482.

Такой интерес не остался незамеченным: по очереди владельцу домена, Роме Зарипову и другим участникам проекта стали звонить из ФСБ.

«Добрый день»: первый звонок из ФСБ в день запуска кампании

Мы к этим звонкам хоть и относились не слишком серьёзно, но что и говорить, напряглись.

Сайт по классике мы сделали ровно за 24 часа: долго тянули с дизайном и поэтому начали разработку очень поздно — за 24 часа до начала.

Стартанули на самом деле давно и делали командой из четырёх людей: текст написали Рома и Лиза Моисеева, дизайн сделал Миша Шаверов, а закодил Костя Жабинский из gridly.ru, а я ему немного помог. При всех косяках по срокам получилось очень слаженно: думаю, 82 тысячи людей не доверились бы нам, если бы дизайн, текст или сам сайт были бы хоть чуточку плохими.

Кажется, что сайт простой, полторы страницы да счётчик голосов, но в последний момент мы решили не отрезать авторизацию через социальные сети (и не зря — столько заявок через них!), а времени делать не было, оставались часы до выхода пресс-релизов. К моему большому удивлению, до сих пор жив сервис Ulogin — он-то нас и спас.

Кстати, из-за этого нас кто-то обвинил, что данные никуда не отправляются, мол, окна авторизации нет. Смешно было.

Евгений Родионов
разработчик alisa2018.ru

После первой публикации на Lenta.ru выходы статей про «Алису» начали множиться в геометрической прогрессии, мы не успевали отвечать на шквал входящих запросов, телефоны обрывались, мессенджеры были переполнены. Мы получали множество угроз, слов поддержки и благодарности — на день мы ощутили себя настоящим предвыборным штабом.

Нам предлагали открывать региональные штабы в городах от Сочи до Красноярска и Екатеринбурга, критиковали предвыборную программу нового кандидата в президенты. Многие не понимали, как можно сделать президентом программу и как понять, исполнилось ли «Алисе» 30 лет?

Даниил Дымшиц
основатель prhub

Кто-то подумал, что наши контакты на сайте — это и есть «Алиса». В итоге нам удалось провернуть пару эпичных диалогов. Например, такие:

Роман Зарипов
основатель Out Digital

Параллельно мы завели «Электронную приёмную» Алисы, где собирали эпичные ответы голосового помощника про политику и не только:

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"f79fab06-8dde-9e24-53ee-6fc16749a1ff","width":708,"height":529,"size":30425,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"ea0c2deb-c93d-e764-9899-9ccc6a63a381","width":431,"height":186,"size":9968,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

А вот и показатели проекта:

  • количество публикаций в СМИ: более 200;
  • количество посетителей сайта в месяц: 450 тысяч в декабре и 20 тысяч в январе;
  • количество подписей за «Алису» на сегодняшний момент: более 82 тысяч.

Выводы

Мы создали очередной прецедент того, как можно сыграть на фоне актуальной повестки дня и глобальном тренде, реализовав проект в очень сжатые сроки с бюджетом в 30 тысяч рублей.

А заодно проверили себя, решив реализовать такой непростой проект в декабрьском стрессе и завале задач от клиентов.

#маркетинг

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Roman Zaripov", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433"], "comments": 22, "likes": 58, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 33014, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 09 Feb 2018 12:01:00 +0300" }
{ "id": 33014, "author_id": 17789, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/33014\/get","add":"\/comments\/33014\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/33014"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113 }

22 комментария 22 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
8

А сейчас есть куда плюнуть, чтобы не попасть в основателя или CEO?

Ответить
53

На себя можно)

Ответить
2

можно попасть в кофаундера))

Ответить
7

Самое интересное не рассказали: о чём с ФСБ говорили? Где дела о «сопротивлении полиции» при взломе офиса силовиками?

Ответить
8

Мы пока не доросли до уровня Павла Валерьевича Дурова.

Ответить
5

Рома, ребята, вы — огонь!

Ответить
3

Паразиты какие

Ответить
3

И тут пошла в ход тяжелая артилерия

Ответить
1

Мало верится в то, что столько народу знает что такое Алиса.

Ответить
1

Ну вот и узнали.

Ответить
0

что за дерьмо вы тут впариваете, 2gis caller id нет в appstore для айфона, как на фейковом скрине в тексте! про саму бессмысленность текста и деятельности я уже и не говорю даже

Ответить
1

2GIS отдаёт название номера, если ему позволить в настройках.

но вцелом, соглашусь, что запуск резонансных проектов — не такая наполненная смыслом и интеллектом деятельность, как придумывание одинаковых комментариев

Ответить
0

А, это был a/b тест! Простите :)

Ответить
0

давно есть

Ответить
1

Алиса 20!8

Ответить
0

"хотим рассказать, почему, зачем"
почему - потому что можем
зачем - проверить себя в декабре
Я все правильно понял?

Ответить
0

Божественные цифры:
"количество публикаций в СМИ: более 200;"
"количество посетителей сайта в месяц: 450 тысяч"
"с бюджетом в 30 тысяч рублей."

Аффтарам мидали и ордина! Курите исчо!

Ответить
0

реакция яндекса?

Ответить
0

Просто привлечение внимания к "выборам"

Ответить
0

Сын Сергея Светлакова выдвигает кандидатуру искусственного интеллекта на пост президента РФ.

Ответить
0

Красавцы!

Ответить

Комментарий удален

–2

Феерично :))

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления