Угрозы из ФСБ, публикации в Newsweek и Daily Mail и обгон Собчак: как рекламщики выдвигали «Алису» в президенты

Рассказ о новом проекте от авторов «Деда-миллионера из Химок» и «Аренды роз на 8 марта».

Команда проекта в одном кадре

В декабре 2017 года мы выдвинули голосового помощника «Алису» на пост президента России. И про нас рассказали все: от «Первого канала» до Newsweek и Daily Mail. Мы — это digital-агентство Out Digital и PR-агентство prhub (лучше не гуглите).

В этой статье мы хотим рассказать, почему, зачем и как создавали этот проект.

Мы никак не связаны с «Яндексом» и делали проект исключительно для души. Дорогой «Яндекс», простите, если что-то было не так.

Как это было

Последние несколько лет я активно слежу за развитием технологий в области ИИ и помогаю стартапам со стратегией и маркетингом. В сентябре 2017 года, когда «Яндекс» анонсировал своего голосового помощника, я по инерции скачал приложение и робко начал знакомство с «Алисой».

Она быстро показалась мне какой-то человечной и своей, поэтому в голову пришла идея, как обычно, выйти и предложить что-то большое. Посеяв у себя в голове эту идею, я начал смотреть, что же будет дальше.

С приближением зимы благодаря запуску президентских кампаний начал нарастать шум вокруг предстоящих выборов. Только ленивый решил не выдвигаться на пост президента, чтобы получить несколько упоминаний в СМИ и лишний раз заявить о своём существовании. И вот здесь пазл сложился. Взвесив все за и против, я понял, что «Алиса» — идеальный кандидат: она не руководствуется эмоциями, принимает взвешенные решения и не стареет.

Дело оставалось за малым. За день я придумал, как всё это упаковать, написал тезисы предвыборной программы и собрал команду ребят, которые помогли реализовать задумку в очень сжатые сроки.

Роман Зарипов, основатель Out Digital

Осенью прошлого года мы встретились с Ромой. Он только прилетел из США, где разгуливал по городу в любимом халате «деда-миллионера», светил на весь район iPhone X и загорелся новой ультра-идеей — баллотировать «Алису» в президенты. Мы уже больше года пиарим стартапы — от Grow Food до Mishiko — и сходу поняли, что такой проект зайдёт как надо.

Рома сказал, что нужна помощь с пиаром, и мы сразу перешли к делу.

Даниил Дымшиц, основатель prhub

А дел было много. Сперва мы запустили сайт alisa2018.ru с предвыборной программой, записали видеообращение, подготовили все материалы для медиа и пошли общаться со СМИ.

Роман Зарипов, основатель Out Digital

Что из этого вышло

В первый же день, 6 декабря, про инициативу рассказали Lenta.ru, «Ведомости», The Village, Life.ru. А уже в конце недели её обсуждали в «Прожекторперисхолтоне».

Дарья Черепанова, сооснователь prhub

Новость также подхватили в The Moscow Times — и понеслось. Идея нового противника действующей власти зажгла американский Newsweek, британский Daily Mail и ещё десятки СМИ поменьше. Также идея «Алисы-президента» очень понравилась журналистам Поднебесной — в китайских СМИ прошла волна новостей. Про нас написали Sohu.com, Xcnnews.com и так далее. После этого считать публикации в зарубежных медиа мы уже перестали.

Трафик на сайте подошёл к сотне тысяч человек за сутки, а люди стали оставлять подписи в поддержку «Алисы». За первую неделю мы обогнали по сбору голосов Ксению Собчак. Считайте сами: на 13 декабря за «Алису» проголосовали 81 349 человек, а за Ксению Собчак — только 77 482.

Такой интерес не остался незамеченным: по очереди владельцу домена, Роме Зарипову и другим участникам проекта стали звонить из ФСБ.

«Добрый день»: первый звонок из ФСБ в день запуска кампании

Мы к этим звонкам хоть и относились не слишком серьёзно, но что и говорить, напряглись.

Сайт по классике мы сделали ровно за 24 часа: долго тянули с дизайном и поэтому начали разработку очень поздно — за 24 часа до начала.

Стартанули на самом деле давно и делали командой из четырёх людей: текст написали Рома и Лиза Моисеева, дизайн сделал Миша Шаверов, а закодил Костя Жабинский из gridly.ru, а я ему немного помог. При всех косяках по срокам получилось очень слаженно: думаю, 82 тысячи людей не доверились бы нам, если бы дизайн, текст или сам сайт были бы хоть чуточку плохими.

Кажется, что сайт простой, полторы страницы да счётчик голосов, но в последний момент мы решили не отрезать авторизацию через социальные сети (и не зря — столько заявок через них!), а времени делать не было, оставались часы до выхода пресс-релизов. К моему большому удивлению, до сих пор жив сервис Ulogin — он-то нас и спас.

Кстати, из-за этого нас кто-то обвинил, что данные никуда не отправляются, мол, окна авторизации нет. Смешно было.

Евгений Родионов, разработчик alisa2018.ru

После первой публикации на Lenta.ru выходы статей про «Алису» начали множиться в геометрической прогрессии, мы не успевали отвечать на шквал входящих запросов, телефоны обрывались, мессенджеры были переполнены. Мы получали множество угроз, слов поддержки и благодарности — на день мы ощутили себя настоящим предвыборным штабом.

Нам предлагали открывать региональные штабы в городах от Сочи до Красноярска и Екатеринбурга, критиковали предвыборную программу нового кандидата в президенты. Многие не понимали, как можно сделать президентом программу и как понять, исполнилось ли «Алисе» 30 лет?

Даниил Дымшиц, основатель prhub

Кто-то подумал, что наши контакты на сайте — это и есть «Алиса». В итоге нам удалось провернуть пару эпичных диалогов. Например, такие:

Роман Зарипов, основатель Out Digital

Параллельно мы завели «Электронную приёмную» Алисы, где собирали эпичные ответы голосового помощника про политику и не только:

А вот и показатели проекта:

  • количество публикаций в СМИ: более 200;
  • количество посетителей сайта в месяц: 450 тысяч в декабре и 20 тысяч в январе;
  • количество подписей за «Алису» на сегодняшний момент: более 82 тысяч.

Выводы

Мы создали очередной прецедент того, как можно сыграть на фоне актуальной повестки дня и глобальном тренде, реализовав проект в очень сжатые сроки с бюджетом в 30 тысяч рублей.

А заодно проверили себя, решив реализовать такой непростой проект в декабрьском стрессе и завале задач от клиентов.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Слон Петрович

А сейчас есть куда плюнуть, чтобы не попасть в основателя или CEO?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rodionov

На себя можно)

Ответить
Развернуть ветку
Сеточка Картошки

можно попасть в кофаундера))

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Самое интересное не рассказали: о чём с ФСБ говорили? Где дела о «сопротивлении полиции» при взломе офиса силовиками?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Zaripov
Автор

Мы пока не доросли до уровня Павла Валерьевича Дурова.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Baklanov

Рома, ребята, вы — огонь!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Головачев

Паразиты какие

Ответить
Развернуть ветку
Илья Александров

И тут пошла в ход тяжелая артилерия

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Konovalov

Мало верится в то, что столько народу знает что такое Алиса.

Ответить
Развернуть ветку
33_rublya

Ну вот и узнали.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

что за дерьмо вы тут впариваете, 2gis caller id нет в appstore для айфона, как на фейковом скрине в тексте! про саму бессмысленность текста и деятельности я уже и не говорю даже

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Baklanov

2GIS отдаёт название номера, если ему позволить в настройках.

но вцелом, соглашусь, что запуск резонансных проектов — не такая наполненная смыслом и интеллектом деятельность, как придумывание одинаковых комментариев

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Baklanov

А, это был a/b тест! Простите :)

Ответить
Развернуть ветку
SEO Tools

давно есть

Ответить
Развернуть ветку
Никто Незнает

Алиса 20!8

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зимарин

"хотим рассказать, почему, зачем"
почему - потому что можем
зачем - проверить себя в декабре
Я все правильно понял?

Ответить
Развернуть ветку
Игрулер Онлайн

Божественные цифры:
"количество публикаций в СМИ: более 200;"
"количество посетителей сайта в месяц: 450 тысяч"
"с бюджетом в 30 тысяч рублей."

Аффтарам мидали и ордина! Курите исчо!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Миронов

реакция яндекса?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шпилёв

Просто привлечение внимания к "выборам"

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Andreev

Сын Сергея Светлакова выдвигает кандидатуру искусственного интеллекта на пост президента РФ.

Ответить
Развернуть ветку
AE

Красавцы!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Ковальчук

Феерично :))

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда