{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как действовать бизнесу в период санкций и падении рубля, чтобы защитить прибыль

“Спокойствие! Только спокойствие!”

Так говорил персонаж Астрид Линдгрен, Карлсон.

В период любого кризиса, неожиданных финансовых и политических изменений эмоции людей начинают преобладать над рациональностью и расчетливостью. Не смотря на все волнения, давайте “выдохнем” и сосредоточимся на самом главном - построении гибкого и эффективного управления бизнесом в условиях санкций и падения курса рубля. Материал основан на опыте реализованных проектов Маркетинговой компании “ВИАТ”.

Оцениваем текущую ситуацию:

Давайте на чистоту. Сегодня никто не может оценить, как будет меняться рынок через два, три или шесть месяцев, никто не понимает, когда откроют границы с ЕЭС и США. Мы перешли в режим кризиса. И когда мы начинаем управлять бизнесов в этом режиме, нам нужна быстрая реакция на изменения.

Работая с IT-компанией, увидели потенциал в замене либо перепрошивке программного обеспечения для современных производственных роботов и станков, работающих в России. Перспективные IT-проекты с появлением санкций были приостановлены многими крупными заказчиками, это существенно снизило уровень финансовой оборачиваемости и загруженность персонала. Однако быстрая переориентация под потребности рынка, которые возникли из-за отключения обновлений и обслуживания зарубежного ПО, позволили восстановить оборачиваемость.

Похожим образом может решаться вопрос дефицита товаров из Европы и США, с переориентацией на поставку из Казахстана и Китая. Консультируя партнеров из разных областей бизнеса, мы связали компанию, занимающуюся продажей запасных частей для Европейских иномарок с поставщиком бытовой техники из Китая. Совместный проект позволил быстро подобрать европейские аналоги на Китайском рынке и организовать первую поставку.

Мобилизация бизнес-процессов:

В не зависимости от размера компании и рынков, с которыми она работает, в структуре всегда есть ребята решающие текущие задачи, и ребята, занимающиеся стратегией. Причём первых всегда значительно больше, чем вторых, они формируют основу компании. Если стратегам в условиях резко-меняющегося рынка проще переориентироваться и начать принимать быстрые, эффективные решения, то основной костяк команды будет продолжать делать то, что и делал всегда.

Руководителю нужно скорректировать стратегию и внедрить в работу команды системный подход в условиях кризиса.

С началом пандемии и закрытия торговых центров в 2020 году, мы получили серьезный рост заказов на переориентацию бизнеса к Интернет-торговле. Первое, что мы делали - это составляли диаграмму Иссикавы, наглядно отражая текущие цели и бизнес-процессы компании. Затем вычеркнули цели и бизнес-процессы, ставшие неактуальными в новых условиях и прописали новые. Новую диаграмму донесли до каждого сотрудника и определили ключевые показатели в условиях кризиса.

У команды должно быть больше свободы в принятии оперативных решений. Например, традиционно любое изменение цен отдел маркетинга согласовывает с экономистами, и утверждает коммерческим директором. В кризис у бизнеса больше нет времени на расторопность, поэтому определяем правила игры и предоставляем возможность отвечать за них руководителю отдела маркетинга, который принимает решения на тех показателях, которые были определены “на берегу”.

Второе - мобилизация усилий.

Во время аудита компаний, мы часто встречаем излишние бизнес-процессы, не несущие никаких ценностей. Например сотрудник отдела продаж в B2B должен раз в год посетить лично каждого своего клиента. Правило не учитывает ценности, которые приносит командировка. Сотрудник тратит одинаковое количество времени на компанию, которая приносит 100 млн. прибыли и компанию, которая приносит 5 млн. прибыли. Задача бизнеса, выявить такие недочеты во всех подразделениях, избавиться от ненужных бизнес-процессов и усилить контроль по исполнительской дисциплине.

Третий - оптимизация затрат.

В крупных компаниях часто применяют линейный подход к оптимизации, где экономисты, оценивая потенциальные потери прибыли, определяют необходимый % сокращения. Затем ретранслируют данное условие во все подразделения в равной степени. Например, на 30% должны сократиться производственные затраты, затраты на персонал, затраты на продвижение. Такой подход хоть и является действенным, но ведет к большему риску оказаться в “горлышке от бутылки”. Компания, сосредоточившись на достижении единой цели по оптимизации, не сможет эффективно реагировать на изменения рынка и будет нести ещё большие потери.

Подход к оптимизации должен быть дифференцированным, и зависеть от рыночных условий. В период падения курса рубля и дефицита на Европейские и Американские товары, увеличение объема закупки, может быть более эффективным решением для бизнеса, с сокращением затрат на продвижение этих же товаров.

Тотальное управление деньгами:

Несмотря на наличие таких показателей, как рентабельность сделки, доходность с единиц проданного товара, EBITDA и прочих, серьезные проблемы в бизнесе всегда начинаются с денег. Альфред М. Кинг в начале 90-х годов издал книгу “Total Cash Managment”, которая описывает концепцию эффективного управления деньгами в компании. Данная концепция стала популярной во многих американских компаниях в период кризиса в 1990 - х годах, а также в 2000-м и 2007-м гг.

Компания работая на рынке в нормальных условиях занимает определенную долю. За счет этой доли компания извлекает определенный объем прибыли, которая формируется на основании постоянного потока покупателей. В период кризиса рынок сжимается, при этом доля компании остаётся прежней. Значит компания при тех же усилий, начинает зарабатывать значительно меньше и испытывает дефицит потока денежных средств. Чтобы защитить прибыль в период кризиса, компания вынуждена искать способы увеличения доли рынка или новые рынки, способные принести быстрые деньги.

Для эффективной реализации такой программы эффективное управление деньгами должно происходить в каждом отделе.

Отделу закупок необходимо повысить эффективность управления товарным запасом. Оценить затраты на хранение ликвидной и неликвидной продукции и совместно с отделом продаж и маркетинга принять решения по дальнейшим распродажам и объемам закупок. Управление запасами должно быть максимально гибким, и учитывать изменения внешних факторов, например рост цен, уровень спроса. И внутренних факторов, например поток денежных средств, размер прибыли.

Отделу продаж и маркетингу необходимо адаптировать ценовую политику в новых условиях рынка. Покупатели, обеспечивающие 80% продаж, как правило получают наибольшую скидку, при этом продолжают удерживать рынок практически в тех же объемах в период кризиса. Компании приносящие 20% объема продаж начинают покидать рынок или переориентироваться на другие, более значимые для них продукты. В таких условиях бизнес начинает терять не только продажи, но прибыль, так как доля продаж с максимальной скидкой возрастает.

Отделу продаж потребуется больше уделять внимание работе с дебиторской задолженностью, либо вовсе перейти на предоплату для снижения рисков. Например, уже сегодня мы наблюдаем переход на 100% предоплату компаний занимающихся экспортом товара из Европы и США.

Снижайте издержки за счёт более эффективного управления производством. Например, один из наших партнеров изменил график работы производства с 24/7, на 12/7, увеличив количество работников в 12 часовой смене и соответственно объем выпуска продукции. За счет снижения количества смен, затраты на энергоресурсы, а также сопутствующий персонал, например охрану на проходной и отгрузочной рампе, работу столовой существенно сократились.

Трансформируйте инвестиции и финансовую деятельность - приостановите перспективные проекты, которые не дают результата в период кризиса. Внедрите cash flow - считайте деньги каждый день.

Товарная стратегия:

Первое, что мы увидели - потребительскую панику. Леруа-Мерлен и OBI ограничивают суммы покупок в одни руки. Лента ограничивает продажу товара одного наименования в одни руки. Очереди, огромные очереди в магазинах… И настоящая битва за товары.

“Сметание с полок” - ключевой фактор кризиса, которые помимо падения рубля формирует ещё больший % инфляции. Это значит, что скоро потребительские рынки придут к затишью, спрос сократиться и бизнесу придётся гоняться за клиентами, как оглашенными.

Лучшие это сделают тихо, и откусят жирный кусок рынка, воспользовавшись ситуацией.

В продвижении товаров выделяют две ключевые стратегии Push и Pull (Толкать и Тянуть). В России чаще всего используют первую, которая всегда демонстрирует весёлое настроение, божественное наслаждение и лучшее предложение. Как только у населения становиться меньше денег, выбор товаров становиться рациональным, а подход к покупке более избирательным. На таком рынке выигрывают те компании, которые предлагают товары или услугу наилучшим образом соответствующую ожиданиям клиентов.

В своих исследованиях для заказчиков мы часто выявляли несоответствие концепции бизнеса, с реальными пожеланиями клиентов. Например в прошлом месяце проводя исследование для компании оказывающей услуги дизайна-интерьера, мы выявили, что клиенты выбирают студию из-за того что не готовы тратить время на поиск обоев, мебели и предметов интерьера самостоятельно, и ключевым критерием выбора компании для них является наличие контрактов у студии с большим количеством продавцов товаров для ремонта, а также профессиональные знания в качестве и долговечности материалов. Тогда как студия-заказчика ориентировалось на то, что аудитория выбирает студию для получения красивого дизайна квартиры. Эта разница в понимании потребностей клиента не позволяет бизнесу создать эффективное предложение и выстроить правильную коммуникацию с аудиторией.

Реальные потребности клиентов мы выявляем с помощью CusDev интервью, накладывая результаты на матрицу QFD, которая позволяет сопоставить ключевые характеристики выбора клиентов с техническими характеристиками товара.

Подробнее изучить методику использования QFD Вы можете в нашем кейсе: Технологии эффективного управления продуктами, которые мы используем в бизнесе”.

О чём говорить в средствах коммуникаций:

Сегодня любой бизнес может столкнуться с проблемами качества обслуживания клиентов из-за дефицита товаров, сильного роста цен, вынужденного сокращения ассортимента, увеличения сроков доставки и т.д. Покупатели привыкшие к комфортному потреблению могут воспринимать изменения негативно. Ваша задача показать, как Вы работаете над решением проблем, обозначить варианты и сроки решения их для Ваших клиентов.

В этот период стоит отказаться от мощных мотивирующих лозунгов и развлекательного контента. Тратить время на формирование нового УТП, для того чтобы продемонстрировать не явные преимущества Вашего продукта тоже не стоит.

Наша команда тестируя несколько вариантов коммуникаций с клиентов в период логдауна, убедились, что лучше всего работают сообщения, отражающие текущие бизнес-модели компании. И строить мы их начали на основе шаблона, предложенного Александром Остервальдером и Ив Пинье, в брошюре “Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора”.

Какие каналы использовать для продвижения:

На рынке появились сильные ограничения в сегменте онлайн продвижения. Мы потеряли Google (YouTube вместе с ним), Facebook/Instagram и TikTok. Блогеры активно переводят коммуникации в Telegram опасаясь блокировки аккаунтов. На очереди могу стать платформы по созданию сайтов: Wordpress, Joomla, OpenCart, Drupal, Evolution CMS, MODX, Adobe Muse.

В наших проектах мы уже наблюдаем рост цен на рекламу в Яндекс.Директ и Вконтакте из-за притока рекламодателей.

Бизнесу стоит сосредоточиться на коммуникациях с постоянными клиентами, записанными в Вашем CRM. Практика показывает, результаты таких коммуникаций обходятся в 3-4 раза дешевле в сравнении со стоимостью привлечения новых клиентов. Сегментация аудитории в зависимости от поведения и категории покупок позволяет сделать максимально-релевантное предложение, которое можно отправить на Whatsup, E-mail или Вконтакте. Whatsup в наших проектах показал самый высокий уровень конверсии. Но чтобы исключить риск блокировки Whatsup, мы начали создавать рассылки и группы в Telegram-канале, приглашая аудиторию из клиентской базы.

Для привлечения новых клиентов регулярно используем кросс-маркетинг, это второй по эффективности канал привлечения покупателей после рассылки. Подбираем партнеров, с наиболее подходящей аудиторией для бизнеса и продвигаем друг друга. Для продвижения интернет-магазина ювелирных изделий, мы использовали партнерство другого нашего клиента, занимающегося производством и продажей женской одежды. Совместный проект позволил рассказывать о бренде в средствах коммуникации каждого из них за счёт проведения совместных акций и конкурсов.

Продвижение у блогеров на YouTube и Instagram в связи с отключением монетизации и рекламных возможностей становиться доступней. Учитывая, что многие из них по прежнему обладают качественной аудиторией с высоким уровнем доверия, достичь высокой эффективности от интеграции становиться проще.

Для достижения лучших результатов при размещении рекламы в Яндекс.Директ, My.Target потребуется больше внимания уделять аналитике, чтобы превзойти конкурентов и показать рекламу той аудитории, которая действительно обладает потребностью здесь и сейчас. О том как мы это делали при продвижении Интернет-магазина Вконтакте, рассказали в кейсе: “Проверенные идеи для эффективной рекламы Вконтакте, на основе проекта по продвижению детских товаров”.

P.S.

Чтобы не происходило, продолжаем верить в новые возможности, прекрасное будущие и искать варианты для роста и развития в любой ситуации. А наша команда готова помочь каждому в трудную минуту.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Павел Титов

Есть о чем подумать... спасибо!
Но к сожалению не так уж и просто решить вопрос дефицита, лозунг импортозамещения остался лозунгом.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Ганиев

Сейчас интересная ситуация наблюдается, западные компании тупо пишут письма "мы закрылись", при это российские представительства большинства из них продолжают работать и продавать остатки, а так же искать варианты альтернативных поставок из Китая.

А российские производства мычат, что у них всё хорошо, хотя фактически всё сырье импортное.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Вы правы, но решения всё-таки находят, мы это видим на примере своих партнёров

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Потапов

Паниковать надо было первые пару дней, сейчас уже понятно что делать. Очевидно, что большинство пострадает, но те кто оказался в нужное время в нужном месте нехило подрастут.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Птичкин

Особо никто и не паникует, но головной боли прибавилось

Ответить
Развернуть ветку
Большой Брат

Черт с ними, с финансами, лучше скажите, не самое ли лучшее сейчас время у Китая, заявить, что по "историческим документам", им принадлежит территория до Урала? Чего то я этого опасаюсь, армия наша, мало того что занята на другом конце страны, так ещё и показала всему миру, что не так то она и сильна и страшна. А Китай, раз эдак в 30 больше украины, и армия у него - 3.5 ляма... А ведь ещё и Япония на Курилы руки тянет, у них ария сравнима с украинской, только ведь значительно лучше экипирована и вооружена. Насколько я понимаю, сейчас все наши боеспособные части на западе, а если какая то заворуха на востоке случится, сил хватит?

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Ну сказали же про ядерную кнопку - бабах, и нет половины супостатов на д.востоке. )

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Забегаева

Очень полезно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Синицина

Порадовали зарубежными инструментами, против зарубежных санкций

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда