Маркетинг в современных реалиях: Запад VS Отечественники

В свете последних событий на фоне Украины многие западные компании начали массово покидать российский рынок. Из-за санкций уходит бизнес и онлайн-сервисы, а вместе с ними – наша привычная жизнь. Каждый день появляются новости об очередных компаниях, которые покидают нашу страну, оставляя миллионы людей без работы, любимых бургеров, белой мебели, чёрно-розовых трусов и капучино за 500 рублей.

Маркетинг в современных реалиях: Запад VS Отечественники

При чём пользователи соцсетей разделились на два лагеря. Первые льют слёзы в инсте, оплакивают умирающие соцсети и заработок в нём. Кричат, что всё пропало, а страна медленно, но верно катится в пропасть, безработицу и краху экономики. Остальные только рады, мол: «Катитесь, без вас тут будет лучше. Всех блогеров – на завод! А в Маке вообще американцы наших детей травят своими гэмэо!».

Есть ещё одна категория людей, которые пытаются подстроиться под новые условия и разрабатывают стратегии для дальнейшей безбедной жизни. Давайте попробуем разобраться, смогут ли отечественные компании заменить западные, и как вообще выживать маркетингу и бизнесу в условиях новой реальности.

Кто ушёл и чем их заменить?

Сразу отметим, что логика в уходе западного бизнеса присутствует, хоть и не видна на первый взгляд. Понятно, что россияне теряют свои рабочие места, но уходящие компании теряют гораздо бóльшую прибыль. С точки зрения маркетинга данную ситуацию можно назвать «бойкот». Ведь если зарубежные компании останутся в России, в глазах общественности и толерантного запада они будут выглядеть, как поддерживающие происходящее. Как ни странно, репутация здесь важнее денег, даже очень больших. К тому же, есть риск потерять оставшиеся компании, ведь соцсети обязательно взорвутся осуждением, автоматически перейдя к конкурентам. Кто ушёл из отраслей IT, маркетинга и бизнеса? А самое главное, есть ли альтернативные варианты для замены? Давайте разбираться.

Маркетинг в современных реалиях: Запад VS Отечественники

Ограничения коснулись не только самих корпораций, но и их рекламных бюджетов. О сворачивании маркетинговой активности в стране за последнее время объявили Procter&Gamble, Nestlé, Reckitt Benckiser, PepsiCo, Volkswagen, L’Oreal, Mars, McDonald’s, Danone, Yum! Brands и многие другие. Все перечисленные бренды входили в число крупнейших рекламодателей России по итогам 2020 года. Их затраты на рекламу в совокупности составили около 39,4 млрд рублей.

Первые четыре компании из списка в «ковидном» году потратили из рекламного бюджета на российском TV около 15,8 млрд рублей. К слову, это всего лишь пятая часть от того же показателя у холдинга «Газпром-медиа», который потратил на рекламу 72,3 млрд рублей.

Что касается денежных транзакций и банковских карт: Visa и Mastercard запретили выпуск карт банкам под санкциями, а American Express вообще приостановила свою деятельность на территории страны. Замена, конечно, есть и уже давно. И это российская платёжная система под названием МИР. Если буквально несколько лет назад получение такой карты казалось многим гражданам полным бредом, то сейчас в российских банках очередь.

Уход Визы и Мастеркард говорит лишь об ограничениях платежей россиянина в других странах.

«На территории РФ эти карты работают в штатном режиме»

сообщают официальные представители.

Правда многие пользователи уже жалуются на невозможность оплатить такими картами заказы на Ozon и Wildberries, а также периодически случаются перебои с оплатой в оффлайн-магазинах и на сайтах.

Twitch прекратила выплаты на карты российских банков, а OnlyFans вместе с тем ограничила учётные записи. Apple приостановила продажи iPhone и MacBook, ограничила работу Apple Pay; а Dell, Intel, AMD и вовсе приостановили поставки на неопределённый срок.

Многие бренды покинули российский рынок. Например: Nike, Adidas, H&M, IKEA, Victoria's Secret. Сильно по этому поводу переживают лишь любители оригиналов и брендовых шмоток, остальные понимают, что есть более 150 отечественных спортивных марок одежды и обуви. Известные российские спортивные магазины – Norvard, Profmax. А в качестве замены IKEA у нас есть HOFF, Столплит и многие другие.

Крупнейший сервис бронирования отелей Booking тоже перестал работать в России с 4 марта. Поиск мест размещения в любом российском городе неизменно заканчивается фразой «По вашему запросу нет результатов». Но и на эту проблему нашли решение. В нашем телеграм-канале мы уже рассказывали о новом российском сервисе для бронирования отелей. Так что если вы относитесь к числу любителей путешествий, переходите, читайте, бронируйте, подписывайтесь.

Всё новое – это хорошо забытое старое

«Жить можно!», – скажете вы. «Хочу, как раньше», – ответят вам. Будет ли когда-то наша жизнь прежней, вернётся ли она в привычное русло или нас ждёт что-то новое, отечественное?

Многие эксперты пророчат, что о прошлой жизни можно забыть. Предвещают крах экономики, питание по карточкам, возвращение к девяностым. Вангуют, что специалисты в области IT, маркетинга, SMM и рекламщики больше не будут востребованы. Все отправятся на завод поднимать целину. Так ли это на самом деле? Или всё не так уж плохо, и отечественные компании найдут выход?

Макдоналдс & Мираторг: свята булка без котлеты не останется

Есть данные, что только налогов одна сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» в России платит 167 млрд рублей в год. Причём 62 тысячи сотрудников компании просто останутся без работы. Правда судьба их уже предопределена.

Маркетинг в современных реалиях: Запад VS Отечественники

Несмотря на отсутствие работы, компания продолжит выплачивать заработную плату своим сотрудникам, ожидая восстановления отношений между государствами. Между тем, на своей странице ВКонтакте Дмитрий Медведев (по совместительству муж предполагаемой сестры основателей «Мираторг») заявил, что «котлеты и булки, причём отличного качества, мы производить и сами умеем». Тем самым он намекнул, что в производственной империи есть сеть бургерных «СтейкБургер», которой теперь решили придать новый толчок развития. Уже до конца 2022 года сеть планируется расширить до 41 ресторана. Причём первые открытия состоятся уже этой весной.

Nvidia & Радуга

Крупнейший поставщик видеокарт Nvidia приостановил продажи в Россию. Компания уточнила, что приостановка продаж коснётся всех продуктов. Американские разработчики сообщили, что больше продавать в Россию они не будут. Если вы айтишник, наверняка у вас уже дёргается глаз. Особенно, если вы уже знаете, что ранее поставки в Россию приостановили и другие крупнейшие производители процессоров AMD и Intel.

Вы удивитесь, но существует и видеокарта российского производства — называется она «Радуга». Это не совсем обычная видеокарта, ее показали еще в 2016 году. Предназначена она для нужд оборонной промышленности. Так что пока что заказать «Радугу» в DNS не получится: в свободной продаже её найти сложно. Но возможность производить «компьютерное железо» у нашей страны точно есть, что даёт надежду на светлое будущее.

Ситимобил & Яндекс Go

Несмотря на то, что сеть «Ситимобил» является российской компанией, 11 марта представители официально заявили о закрытии. Совет акционеров сообщил, что компания прекращает свою деятельность. Агрегатор выплатит все деньги своим сотрудникам и партнёрам и выполнит остальные обязательства. Полноценное объяснение причин закрытия не озвучили. Но оно напрашивается само: из-за экономических проблем у компании просто не будет сходиться дебет с кредитом.

У нас остаётся старый добрый Яндекс Go. Правда «Яндекс» ещё 4 марта предупредил потребителей о риске дефолта после того, как были приостановлены торги на американских биржах. Компания, кстати, зарегистрирована в Нидерландах.

При самом плохом исходе местные бомбилы уж точно никуда не денутся, правда чек загнут космический. Но это для тех, кто любит добраться до места назначения с комфортом. Остальные продолжат передвигаться на метро и наземном общественном транспорте. Кстати, не забудьте пластиковые карты или наличку.

Маркетинг в современных реалиях: Запад VS Отечественники

Что будет с маркетингом?

Уже сейчас много рекламных кампаний поставлено на паузу. Какие-то временно, какие-то закончат своё существование. В любом случае многие бренды сейчас решают абсолютно другие задачи, нежели даже несколько недель назад. Кризис уже коснулся всех отраслей рекламного рынка. Грамотные бизнесмены сейчас занимаются полной перестройкой логистики, поиском новых поставщиков, созданием новых бизнес-моделей. Часть российского бизнеса приспособится к новым условиям, остальные уйдут. Но их место обязательно займут новые специалисты.

Как будет развиваться российский рынок?

К сожалению (а, может, к счастью), уход международных компаний в ближайшее время продолжится. Ведь давление общественности будет только нарастать, а вместе с ним и риски у остающихся организаций. При этом наши компании не отказываются от борьбы за рынок – у нас действительно огромное количество хороших разработчиков, отличный софт, современные IT-разработки в области управления и безопасности, которые вполне могут составить конкуренцию на мировом рынке.

Рано или поздно освободившийся российский рынок станет одной большой платформой для того, чтобы начать зарабатывать самостоятельно, не надеясь на западных партнёров. Для российских предпринимателей это будет свежим глотком воздуха. Когда, если не сейчас, занимать освободившуюся нишу?

Делитесь своим мнением в комментариях, а также рассказывайте, что, по вашему мнению, ждёт российский рынок в ближайшем будущем? Сможет ли страна адаптироваться к новым условиям? И не забывайте подписываться на наш телеграм-канал. Там мы обсуждаем актуальные новости в области IT, маркетинга, бизнеса и саморазвития, что может быть очень полезно в наше время!

33
2 комментария

Nestle уходить не собирается. Был их пресс релиз, где они сказали, что их главная задача - обеспечивать людей качественными продуктами питания. Карту Visa и Mastercard можно выпустить в любом банке прямо сейчас. Просто заграницей работать не будет. Статья - очередное передёргивание и сгущение красок

Ответить

Про Nestle согласны с вами) А вот про карты готовы поспорить, пробовали оформить Visa и Mastercard банки вообще их не выдают, отправили со словами, что Мир теперь ваш друг. А в статье мы не сгустили краски, а наоборот показали, что мы сделаем лучше и у нас все для этого есть)

Ответить