{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Импортозамещение социальных сетей: кейсы Китая и Ирана

Что произойдет, если Россию отключат от западного IT?

На фоне отключения различных сервисов, а их уже отключили более 140, возникает множество вопросов. Но мы не будем превращаться в диванных политологов, поскольку мы все-таки коммуникационное агентство и наша специализация - PR и SMM, и разберем кейсы стран, в которых уже происходили массовые блокировки иностранных сетей, на примере Китая и Ирана.

В прошлый раз мы сделали для вас подборку соцсетей-заменителей из РФ (*материал еще будет дополняться).

Китайское импортозамещение

Сеть Китая – это уникальная экосистема, где есть свои аналоги известных мировых социальных сетей, таких как YouTube, TikTok и т.д. Иностранные социальные сети фильтрует система “Золотой щит” (The Golden Shield Project) или, как ее еще называют, «Великий китайский файрвол» (Great Firewall of China).

Каждая социальная сеть Китая - это цифровая платформа со своими особенностями и функционалом, на которой также можно продвигать свою компанию, товары и услуги.

Вот самые популярные из них:

1. WeChat

Цифры:

  • 1.17 млрд активных пользователей в месяц (MAU)

  • 82 минуты пользователи проводят в соцсети каждый день

  • 68 млн видео загружаются каждый день

  • 45 млрд сообщений в день

Сеть по функционалу похожа на Telegram и ВКонтакте. Но это не только мессенджер и социальная сеть, но также браузер, сервис блогов и публичных страниц, сервис коротких видео, платежная система, игры и даже сервис знакомств.

В этой сети почти 1,2 млрд активных пользователей, из которых минимум 100 млн зарегистрированы за пределами Китая!

Сейчас WeChat очень популярен, потому что основные конкуренты в Китае заблокированы.

WeChat имеет много интересных функций: от оплаты коммунальных услуг и онлайн-игр до знакомства с разными людьми. В WeChat интегрированы мини-приложения: поиск авиабилетов, заказ такси и многое другое.

За годы развития мессенджер проник во все сферы жизни китайцев: от покупки одежды до аренды недвижимости, благодаря своей платёжной системе на базе QR-кодов, а также все новости обсуждаются именно там.

У WeChat есть две версии: китайская и международная.

То есть вы, конечно, можете с российской сим-картой зарегистрироваться в приложении, но функционал будет сильно ограничен. Среди интересных функций WeChat - Moments (аналог сторис).

Компании в WeChat могут создать два типа официальных аккаунтов: Service и Subscription.

  • Тип Service позволяет создать онлайн-магазин с онлайн-оплатой и публиковать информацию для потребителей 4 раза в месяц (можно уместить до 10 новостей в 1 посте).

  • Тип Subscription представляет собой аналог Telegram-канала и позволяет публиковать посты о различных акциях, гивах, предложениях компании для привлечения лидов (потенциальных клиентов).

У соцсети есть свои недостатки пользовательского интерфейса, но сейчас WeChat – технологический образец для любой компании в мире, которая хочет стать фундаментальным суперприложением, удовлетворить все бытовые потребности человека, иметь пользовательскую базу всей страны или даже мира и стать обязательным для каждого владельца смартфона.

Многие российские компании хотят повторить успех китайцев. ВКонтакте с 2018 года внедрила сервисы в своё приложение и прямо сравнивает себя с WeChat. Тинькофф объявил о себе как о «финансовой онлайн-экосистеме» и «суперприложении».

Посмотрев на китайский «мегамессенджер», можно увидеть будущее, к которому стремятся не только западные, но и российские экосистемы, например, Яндекс, Тинькофф и ВКонтакте.

Цифры:

  • 533 млн активных пользователей в месяц (MAU)

  • 57 минут в среднем пользователи проводят в соцсети каждый день

Sina Weibo - вторая по популярности китайская социальная сеть. Изначально платформа создавалась как сервис микроблогов, аналог Twitter. Но сейчас она больше похожа на российскую сеть ВКонтакте. Здесь можно не только писать сообщения, но и слушать музыку, заниматься благотворительностью, играть в игры.

Weibo позволяет делиться с подписчиками как короткими постами, так и большими статьями с иллюстрациями, а также выкладывать видео, фотографии, аудиозаписи и проводить опросы. Удобная система поиска по интересам и хэштэгам даёт возможности для массфолловинга и поиска релевантных бизнесу блогеров. Именно Weibo — одна из основных площадок для KOL-маркетинга*, где инфлюенсеры собирают многомиллионные аудитории и активно делают рекламные интеграции.

Weibo можно использовать и в качестве инструмента e-commerce. Пользователи могут сразу переходить к интересующему их товару и совершать покупку в один клик.

*KOL - Key Opinion Leader - ключевые лидеры мнений

Цифры:

  • 518 млн активных пользователей в месяц (MAU)

  • 88 минут в среднем в день проводят пользователи в соцсети каждый день

Douyin – сервис коротких видео, китайская версия TikTok. Была впервые запущена в 2016 году. Сейчас она насчитывает более 1 миллиарда пользователей. Её целевая аудитория — молодые люди от 19 до 35 лет, которые активно потребляют и самостоятельно генерируют контент.

Обширный и довольно простой функционал приложения помогает платформе набирать обороты. Douyin фактически клон TikTok, который работает только для Китая. Там также снимают много коротких роликов, запускают челленджи, блогеры проводят стримы и привлекают большие аудитории, которые потенциально заинтересованы в покупке того, на что блогер делает обзор.

Кроме того, на платформе можно прикреплять ссылки на магазины в Tmall, JD.com и др. или создать внутренний онлайн-магазин в самой социальной сети Douyin.

4. Youku/Tudou

Цифры:

  • 2006 год запуска платформы

  • 500 млн активных пользователей в месяц (MAU)

Популярный в Китае аналог YouTube — Youku. Активно используется брендами, покупателями и KOL (блогерами). Сервис позволяет размещать в своём профиле короткие и длинные видео, подписываться на каналы и пользователей, комментировать чужие записи и так далее.

Tudou – это платформа с контентом в виде фильмов, большинство из которых являются полнометражными.

* Источники - Marketingtochina, ASIA-pacific, статьи Павла Телешевского и Артема Баусова на Iphones.ru, сайты самих социальных сетей

Какую китайскую сеть вы бы попробовали?
WeChat
Weibo
Douyin
Youku/Tudou
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Иранское импортозамещение

Бизнес-контакты между американским и иранским бизнесом запрещены еще с 1980-х, в стране не работают международные платежные системы и заблокировано большинство популярных сайтов и приложений, а последнее обострение привело к тому, что иранцам заблокировали сервисы и платформы крупнейших IT-гигантов США.

И на сегодняшний день в Иране самая жёсткая в мире цензура интернет-источников, в связи с чем в этом блоке будет небольшое количество скриншотов, так как многие ресурсы попросту не открылись, даже с VPN и прокси.

Но, несмотря на постоянные блокировки, соцсети стали важнейшей частью жизни Ирана. И Иран считается одним из лидеров в регионе по количеству интернет-стартапов.

Самыми популярными в стране стали те соцсети и приложения, которые не требуют большой скорости для нормального использования (из-за низкой скорости интернета в стране в целом). Отсюда иранский успех Telegram, который в отличие от того же Viber нормально работает даже при медленном соединении.

Но сидеть через VPN не всегда удобно.

Вместо Telegram иранцам предложили пользоваться местными аналогами: Gap, Soroush и iGap. Самым популярным среди иранцев стал Soroush, число пользователей которого за время блокировки Telegram выросло с 2% населения до 4%.

Иранцы, три четверти которых, несмотря на санкции, пользуются социальными сетями и мессенджерами (в основном через VPN), остались без доступа к магазину приложений Apple, хостингам Amazon Web Services и Google Cloud Platform, а также сервису для бизнес-коммуникации Slack.

Разработка национальной информационной сети (National Information Network – NIN) велась с 2005-го и обходилась в суммы порядка $4,5 млрд в год. Одновременно правительство спонсировало создание аналогов международных платформ:

  • поисковой системы Parsijoo

В Иране всего одна национальная социальная сеть (аналог ВКонтакте) — Cloob. Создана в 2004 г. по указанию правительства для заполнения ниши соцсетей в Иране. В ней зарегистрировано около 5 млн человек.

Это одновременно почта, база для поиска работы и торговая площадка. Там не сложно отыскать интернет-магазины. Все предельно удобно и функционально — всё на одном сервисе.

Также в Иране появились:

  • свой магазин приложений Cafe Bazaar, заменяющий Google Play
  • свой Aliexpress - маркетплейс DigiKala, придуманный братьями-предпринимателями Саидом и Хамидом Мухаммеди
  • и даже свой YouTube - Aparat, месячная аудитория которого почти вдвое выше численности населения страны (151 млн пользователей).

* Источники - The Bell, Московский Фонд Карнеги, Википедия, РИА Новости, RusBase, Serpstat, сайты самих социальных сетей.

Мотивы блокировок у этих стран были разные, но и те, и другие в итоге разработали собственные приложения для своей страны. Опыт этих стран показывает, что в такие моменты активно мобилизуются все внутренние ресурсы страны и всегда есть шанс на создание, развитие и популяризацию новых сервисов и услуг.

Эти кейсы дают нам понимание, как действовать и чего ожидать в дальнейшем, исходя из чего можно разработать свою стратегию и оперативно перестроиться на работу с другими сервисами.

Чем мы в нашем агентстве NovaSpace стали активно заниматься, начиная с 24 февраля, и уже помогли своим клиентам перестроить работу и сфокусироваться на иных площадках для привлечения трафика.

И если вы еще не знаете, что делать, куда переводить свой бизнес и где продвигаться, то мы разработали “Антикризисный маркет-пакет”, в котором собрали самые надежные и проверенные ресурсы, инструменты и услуги для бизнеса. Благодаря этому, ваша диверсификация происходит быстро, безболезненно и с минимальными потерями аудитории и продаж.

P.S. Уже сейчас в РФ очень активно разрабатываются новые функции в существующих сетях ВКонтакте, Яндекс.Бизнес. Есть уже действующий аналог LinkedIn - TenChat, соцсеть Ярус.

Анонсирован запуск РоссГрам на 28 марта (функционал там обещают интеренсый, что ж, ждем).

И, если мы вам нравимся на VC.ru, приходите нас читать ВКонтакте и в Телеграм (там у нас совсем другой контент:)).

Кстати, в какой из российских сетей вы теперь сидите/регистрируетесь/работаете?
ВК
Телеграм
Яндекс.Бизнес
TenChat
Ярус
В РоссГрам прошел(-ла) регистрацию
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Автор статьи:

Яна Сучкова, руководитель направления digital-маркетинг

0
43 комментария
Написать комментарий...
Яна Сучкова

Так интересно все-таки в этом всем разбираться)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мартынов

Соцсети ладно, у нас одноклассники есть) главное, чтобы вернули icq

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

одноклассники - мощь)))
а кто то еще помнит свой 6ти значный id для ICQ?))

Ответить
Развернуть ветку
alex

https://icq.com/ ну а что, современный дизайн, функции на первый взгляд как и в телеге, в 06-07 годах норм переписывался, даже до вк вроде бы)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

года 2 назад себе поставил, как-то показалось перегруженной и это без ностальгии по прошлой версии)

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Сейчас тоже нет желания использовать?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

а зачем? меня для личный телеграмм устраивает, по работе слак

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

наверное все там были, из тех, кому сейчас 30 лет или около)
она еще была доступна на кнопочных телефонах вроде)

Ответить
Развернуть ветку
alex

да да, с кнопочного с девчонками и переписывался)

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Ностальгия)

Ответить
Развернуть ветку
Hambala Fully

Не хотелось бы, как в Китае. Чтобы фильмы резали нещадно (у нас пока только элементы с ЛГБТ убирают, и то не везде), либо вообще их переснимали (это вообще кринж). Ну и доступ к альтернативным источникам запрещать = жить в вакууме.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Спасибо вам за подробное разъяснение про Китай. Вы имели дело с китайским рынком?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

а в какой сфере работаете, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

О, здорово, рады знакомству)

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Тут сложно говорить, так как мы на 100% не знаем, что именно происходит в Китае. Ну, и насколько нам известно, VPN и прокси все же там работают в какой-то степени. Потому что пользователи Китая есть и в Инстаграм и на Youtube и в других "запрещенных" сетях.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Мы говорили от своего имени)
Мы пока в Китае не были и изучаем информацию по различным открытым источникам)

Спасибо вам за информацию

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

В мире уже несколько лет тренд на экосистемы, и в РФ тоже это происходит.
И многие сервисы тоже к этому стремятся, как снежный ком обрастая функциями.
Да и в целом, многие, скорее всего предпочли бы один смартфон вместо трех гаджетов - плеера, фотоаппарата и телефона.
Такая же логика и у мультиаппов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Интересное наблюдение)
может быть в этом ничего и не кроется.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
alex

Интересно

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

да, тема действительно интересная, особенно сейчас))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Кривых

Конечно это здорово но те кто родился вначале 2000ых уже привык к международным и оттечественным интернет-сервисам, плюс к их качеству очень избирателен!
Поэтому на первом месте останется:
Telegram
YouTube
Instagram с помощью различных протоколов обходов блокировок
ВК - останется чтобы просто смотреть на отсталых товарищей (не использую ВК из-за его раздутости и тормознутости, потому что по сути это не нативное приложении, а веб внутри приложения, из-за чего оно очень сильно тормозит на слабых телефонах!)
Tiktok
LinkedIn по понятным причинам.
Twitter

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Да, привычки сложно менять, но молодые люди сегодня очень гибкие и быстро адаптируются под новые условия))
А какие блоги вы обычно читаете/смотрите в этих сетях, о которых вы написали? В чем для вас принципиальная важность в плане получения контента?

Ответить
Развернуть ветку
кушают какашки

Иронично.

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Оптимистично.)

Ответить
Развернуть ветку
кушают какашки

Да ладно, люди как тараканы - всегда найдут где поболтать.

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Как минимум, на своих кухнях))

Ответить
Развернуть ветку
Влад Михайлов

После статьи решил посмотреть на чудо ВеЧат. Многие о нем говорят, даже на гоств.
Честно говоря, ну такое себе. Толи русскоязычного мало. Что-то купить или найти услугу, так ничего нет. 50% результатов иероглифы.
Навигация мрак.
Vk во многих нюансах понятнее.
Ну может ещё потестю, а так не очень. Может кто чего посоветует, но это приложение претендует на удаление.
Если оно браузер, то по запросу "Купить насос в Москве ", выдаёт результат как на скриншоте. Никакой.
P.S. Оно точно для бизнеса подходит?

Ответить
Развернуть ветку
Elena Saht

Вичат прекрасен когда вы в Китае! Через него платят, добавляются в контакты по коду, покупают билеты и прочее. Зачем он в России не ясно...

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

В статье мы упомянули о том, что у wechat есть две версии - китайская и международная. Вы с российской сим-картой регистрировались?

И да, многие китайские сервисы удобны именно для китайцев)
Также, как и ВК удобен для нас, для других стран - жуть)
Ну и ВК в какой то степени скопировал функционал Wechat, на это в статье тоже была ссылка))

Ответить
Развернуть ветку
кушают какашки

Автору на заметку:

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

это еще большой список социальных сетей?
Не совсем понятно, что именно на скриншоте((

Ответить
Развернуть ветку
кушают какашки

Различные клиенты децентрализованных социальных сетей.

Ответить
Развернуть ветку
Nova Space
Автор

Спасибо за разъяснения, изучим

Ответить
Развернуть ветку
Elena Saht

Че то я орнула про "Douyin – сервис коротких видео, китайская версия TikTok.". ТикТок вообще-то китайский. А автор приводит его как сервис на уровне ютуб, у которого есть аналог в Китае.

Ответить
Развернуть ветку
Unknown

Это всё классно, но какие у них аналоги наших рекламных сервисов? Есть ли возможность пользоваться ими из РФ?

Ответить
Развернуть ветку
Unknown

Это всё классно, но какие у них аналоги наших рекламных сервисов? Есть ли возможность пользоваться ими из РФ?

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда