Импортозамещение социальных сетей: кейсы Китая и Ирана
Что произойдет, если Россию отключат от западного IT?
На фоне отключения различных сервисов, а их уже отключили более 140, возникает множество вопросов. Но мы не будем превращаться в диванных политологов, поскольку мы все-таки коммуникационное агентство и наша специализация - PR и SMM, и разберем кейсы стран, в которых уже происходили массовые блокировки иностранных сетей, на примере Китая и Ирана.
В прошлый раз мы сделали для вас подборку соцсетей-заменителей из РФ (*материал еще будет дополняться).
Китайское импортозамещение
Сеть Китая – это уникальная экосистема, где есть свои аналоги известных мировых социальных сетей, таких как YouTube, TikTok и т.д. Иностранные социальные сети фильтрует система “Золотой щит” (The Golden Shield Project) или, как ее еще называют, «Великий китайский файрвол» (Great Firewall of China).
Каждая социальная сеть Китая - это цифровая платформа со своими особенностями и функционалом, на которой также можно продвигать свою компанию, товары и услуги.
Вот самые популярные из них:
1. WeChat
Цифры:
1.17 млрд активных пользователей в месяц (MAU)
82 минуты пользователи проводят в соцсети каждый день
68 млн видео загружаются каждый день
- 45 млрд сообщений в день
Сеть по функционалу похожа на Telegram и ВКонтакте. Но это не только мессенджер и социальная сеть, но также браузер, сервис блогов и публичных страниц, сервис коротких видео, платежная система, игры и даже сервис знакомств.
В этой сети почти 1,2 млрд активных пользователей, из которых минимум 100 млн зарегистрированы за пределами Китая!
Сейчас WeChat очень популярен, потому что основные конкуренты в Китае заблокированы.
WeChat имеет много интересных функций: от оплаты коммунальных услуг и онлайн-игр до знакомства с разными людьми. В WeChat интегрированы мини-приложения: поиск авиабилетов, заказ такси и многое другое.
За годы развития мессенджер проник во все сферы жизни китайцев: от покупки одежды до аренды недвижимости, благодаря своей платёжной системе на базе QR-кодов, а также все новости обсуждаются именно там.
У WeChat есть две версии: китайская и международная.
То есть вы, конечно, можете с российской сим-картой зарегистрироваться в приложении, но функционал будет сильно ограничен. Среди интересных функций WeChat - Moments (аналог сторис).
Компании в WeChat могут создать два типа официальных аккаунтов: Service и Subscription.
Тип Service позволяет создать онлайн-магазин с онлайн-оплатой и публиковать информацию для потребителей 4 раза в месяц (можно уместить до 10 новостей в 1 посте).
Тип Subscription представляет собой аналог Telegram-канала и позволяет публиковать посты о различных акциях, гивах, предложениях компании для привлечения лидов (потенциальных клиентов).
У соцсети есть свои недостатки пользовательского интерфейса, но сейчас WeChat – технологический образец для любой компании в мире, которая хочет стать фундаментальным суперприложением, удовлетворить все бытовые потребности человека, иметь пользовательскую базу всей страны или даже мира и стать обязательным для каждого владельца смартфона.
Многие российские компании хотят повторить успех китайцев. ВКонтакте с 2018 года внедрила сервисы в своё приложение и прямо сравнивает себя с WeChat. Тинькофф объявил о себе как о «финансовой онлайн-экосистеме» и «суперприложении».
Посмотрев на китайский «мегамессенджер», можно увидеть будущее, к которому стремятся не только западные, но и российские экосистемы, например, Яндекс, Тинькофф и ВКонтакте.
2. Sina Weibo
Цифры:
533 млн активных пользователей в месяц (MAU)
57 минут в среднем пользователи проводят в соцсети каждый день
Sina Weibo - вторая по популярности китайская социальная сеть. Изначально платформа создавалась как сервис микроблогов, аналог Twitter. Но сейчас она больше похожа на российскую сеть ВКонтакте. Здесь можно не только писать сообщения, но и слушать музыку, заниматься благотворительностью, играть в игры.
Weibo позволяет делиться с подписчиками как короткими постами, так и большими статьями с иллюстрациями, а также выкладывать видео, фотографии, аудиозаписи и проводить опросы. Удобная система поиска по интересам и хэштэгам даёт возможности для массфолловинга и поиска релевантных бизнесу блогеров. Именно Weibo — одна из основных площадок для KOL-маркетинга*, где инфлюенсеры собирают многомиллионные аудитории и активно делают рекламные интеграции.
Weibo можно использовать и в качестве инструмента e-commerce. Пользователи могут сразу переходить к интересующему их товару и совершать покупку в один клик.
*KOL - Key Opinion Leader - ключевые лидеры мнений
Цифры:
518 млн активных пользователей в месяц (MAU)
88 минут в среднем в день проводят пользователи в соцсети каждый день
Douyin – сервис коротких видео, китайская версия TikTok. Была впервые запущена в 2016 году. Сейчас она насчитывает более 1 миллиарда пользователей. Её целевая аудитория — молодые люди от 19 до 35 лет, которые активно потребляют и самостоятельно генерируют контент.
Обширный и довольно простой функционал приложения помогает платформе набирать обороты. Douyin фактически клон TikTok, который работает только для Китая. Там также снимают много коротких роликов, запускают челленджи, блогеры проводят стримы и привлекают большие аудитории, которые потенциально заинтересованы в покупке того, на что блогер делает обзор.
Кроме того, на платформе можно прикреплять ссылки на магазины в Tmall, JD.com и др. или создать внутренний онлайн-магазин в самой социальной сети Douyin.
4. Youku/Tudou
Цифры:
2006 год запуска платформы
500 млн активных пользователей в месяц (MAU)
Популярный в Китае аналог YouTube — Youku. Активно используется брендами, покупателями и KOL (блогерами). Сервис позволяет размещать в своём профиле короткие и длинные видео, подписываться на каналы и пользователей, комментировать чужие записи и так далее.
Tudou – это платформа с контентом в виде фильмов, большинство из которых являются полнометражными.
* Источники - Marketingtochina, ASIA-pacific, статьи Павла Телешевского и Артема Баусова на Iphones.ru, сайты самих социальных сетей
Иранское импортозамещение
Бизнес-контакты между американским и иранским бизнесом запрещены еще с 1980-х, в стране не работают международные платежные системы и заблокировано большинство популярных сайтов и приложений, а последнее обострение привело к тому, что иранцам заблокировали сервисы и платформы крупнейших IT-гигантов США.
И на сегодняшний день в Иране самая жёсткая в мире цензура интернет-источников, в связи с чем в этом блоке будет небольшое количество скриншотов, так как многие ресурсы попросту не открылись, даже с VPN и прокси.
Но, несмотря на постоянные блокировки, соцсети стали важнейшей частью жизни Ирана. И Иран считается одним из лидеров в регионе по количеству интернет-стартапов.
Самыми популярными в стране стали те соцсети и приложения, которые не требуют большой скорости для нормального использования (из-за низкой скорости интернета в стране в целом). Отсюда иранский успех Telegram, который в отличие от того же Viber нормально работает даже при медленном соединении.
Но сидеть через VPN не всегда удобно.
Вместо Telegram иранцам предложили пользоваться местными аналогами: Gap, Soroush и iGap. Самым популярным среди иранцев стал Soroush, число пользователей которого за время блокировки Telegram выросло с 2% населения до 4%.
Иранцы, три четверти которых, несмотря на санкции, пользуются социальными сетями и мессенджерами (в основном через VPN), остались без доступа к магазину приложений Apple, хостингам Amazon Web Services и Google Cloud Platform, а также сервису для бизнес-коммуникации Slack.
Разработка национальной информационной сети (National Information Network – NIN) велась с 2005-го и обходилась в суммы порядка $4,5 млрд в год. Одновременно правительство спонсировало создание аналогов международных платформ:
- мессенджера Souroush
поисковой системы Parsijoo
В Иране всего одна национальная социальная сеть (аналог ВКонтакте) — Cloob. Создана в 2004 г. по указанию правительства для заполнения ниши соцсетей в Иране. В ней зарегистрировано около 5 млн человек.
Это одновременно почта, база для поиска работы и торговая площадка. Там не сложно отыскать интернет-магазины. Все предельно удобно и функционально — всё на одном сервисе.
Также в Иране появились:
- свой магазин приложений Cafe Bazaar, заменяющий Google Play
- свой Aliexpress - маркетплейс DigiKala, придуманный братьями-предпринимателями Саидом и Хамидом Мухаммеди
- и даже свой YouTube - Aparat, месячная аудитория которого почти вдвое выше численности населения страны (151 млн пользователей).
* Источники - The Bell, Московский Фонд Карнеги, Википедия, РИА Новости, RusBase, Serpstat, сайты самих социальных сетей.
Мотивы блокировок у этих стран были разные, но и те, и другие в итоге разработали собственные приложения для своей страны. Опыт этих стран показывает, что в такие моменты активно мобилизуются все внутренние ресурсы страны и всегда есть шанс на создание, развитие и популяризацию новых сервисов и услуг.
Эти кейсы дают нам понимание, как действовать и чего ожидать в дальнейшем, исходя из чего можно разработать свою стратегию и оперативно перестроиться на работу с другими сервисами.
Чем мы в нашем агентстве NovaSpace стали активно заниматься, начиная с 24 февраля, и уже помогли своим клиентам перестроить работу и сфокусироваться на иных площадках для привлечения трафика.
И если вы еще не знаете, что делать, куда переводить свой бизнес и где продвигаться, то мы разработали “Антикризисный маркет-пакет”, в котором собрали самые надежные и проверенные ресурсы, инструменты и услуги для бизнеса. Благодаря этому, ваша диверсификация происходит быстро, безболезненно и с минимальными потерями аудитории и продаж.
P.S. Уже сейчас в РФ очень активно разрабатываются новые функции в существующих сетях ВКонтакте, Яндекс.Бизнес. Есть уже действующий аналог LinkedIn - TenChat, соцсеть Ярус.
Анонсирован запуск РоссГрам на 28 марта (функционал там обещают интеренсый, что ж, ждем).
И, если мы вам нравимся на VC.ru, приходите нас читать ВКонтакте и в Телеграм (там у нас совсем другой контент:)).
Автор статьи:
Яна Сучкова, руководитель направления digital-маркетинг
Так интересно все-таки в этом всем разбираться)
Соцсети ладно, у нас одноклассники есть) главное, чтобы вернули icq
одноклассники - мощь)))
а кто то еще помнит свой 6ти значный id для ICQ?))
https://icq.com/ ну а что, современный дизайн, функции на первый взгляд как и в телеге, в 06-07 годах норм переписывался, даже до вк вроде бы)
года 2 назад себе поставил, как-то показалось перегруженной и это без ностальгии по прошлой версии)
Сейчас тоже нет желания использовать?
а зачем? меня для личный телеграмм устраивает, по работе слак
наверное все там были, из тех, кому сейчас 30 лет или около)
она еще была доступна на кнопочных телефонах вроде)
да да, с кнопочного с девчонками и переписывался)
Ностальгия)
Не хотелось бы, как в Китае. Чтобы фильмы резали нещадно (у нас пока только элементы с ЛГБТ убирают, и то не везде), либо вообще их переснимали (это вообще кринж). Ну и доступ к альтернативным источникам запрещать = жить в вакууме.
Комментарий недоступен
Спасибо вам за подробное разъяснение про Китай. Вы имели дело с китайским рынком?
Комментарий недоступен
а в какой сфере работаете, если не секрет?
Комментарий недоступен
О, здорово, рады знакомству)
Тут сложно говорить, так как мы на 100% не знаем, что именно происходит в Китае. Ну, и насколько нам известно, VPN и прокси все же там работают в какой-то степени. Потому что пользователи Китая есть и в Инстаграм и на Youtube и в других "запрещенных" сетях.
Комментарий недоступен
Мы говорили от своего имени)
Мы пока в Китае не были и изучаем информацию по различным открытым источникам)
Спасибо вам за информацию
Комментарий недоступен
В мире уже несколько лет тренд на экосистемы, и в РФ тоже это происходит.
И многие сервисы тоже к этому стремятся, как снежный ком обрастая функциями.
Да и в целом, многие, скорее всего предпочли бы один смартфон вместо трех гаджетов - плеера, фотоаппарата и телефона.
Такая же логика и у мультиаппов.
Комментарий недоступен
Интересное наблюдение)
может быть в этом ничего и не кроется.
Комментарий недоступен
Интересно
да, тема действительно интересная, особенно сейчас))
Конечно это здорово но те кто родился вначале 2000ых уже привык к международным и оттечественным интернет-сервисам, плюс к их качеству очень избирателен!
Поэтому на первом месте останется:
Telegram
YouTube
Instagram с помощью различных протоколов обходов блокировок
ВК - останется чтобы просто смотреть на отсталых товарищей (не использую ВК из-за его раздутости и тормознутости, потому что по сути это не нативное приложении, а веб внутри приложения, из-за чего оно очень сильно тормозит на слабых телефонах!)
Tiktok
LinkedIn по понятным причинам.
Twitter
Да, привычки сложно менять, но молодые люди сегодня очень гибкие и быстро адаптируются под новые условия))
А какие блоги вы обычно читаете/смотрите в этих сетях, о которых вы написали? В чем для вас принципиальная важность в плане получения контента?
Иронично.
Оптимистично.)
Да ладно, люди как тараканы - всегда найдут где поболтать.
Как минимум, на своих кухнях))
После статьи решил посмотреть на чудо ВеЧат. Многие о нем говорят, даже на гоств.
Честно говоря, ну такое себе. Толи русскоязычного мало. Что-то купить или найти услугу, так ничего нет. 50% результатов иероглифы.
Навигация мрак.
Vk во многих нюансах понятнее.
Ну может ещё потестю, а так не очень. Может кто чего посоветует, но это приложение претендует на удаление.
Если оно браузер, то по запросу "Купить насос в Москве ", выдаёт результат как на скриншоте. Никакой.
P.S. Оно точно для бизнеса подходит?
Вичат прекрасен когда вы в Китае! Через него платят, добавляются в контакты по коду, покупают билеты и прочее. Зачем он в России не ясно...
В статье мы упомянули о том, что у wechat есть две версии - китайская и международная. Вы с российской сим-картой регистрировались?
И да, многие китайские сервисы удобны именно для китайцев)
Также, как и ВК удобен для нас, для других стран - жуть)
Ну и ВК в какой то степени скопировал функционал Wechat, на это в статье тоже была ссылка))
Автору на заметку:
это еще большой список социальных сетей?
Не совсем понятно, что именно на скриншоте((
Различные клиенты децентрализованных социальных сетей.
Спасибо за разъяснения, изучим
Че то я орнула про "Douyin – сервис коротких видео, китайская версия TikTok.". ТикТок вообще-то китайский. А автор приводит его как сервис на уровне ютуб, у которого есть аналог в Китае.
Это всё классно, но какие у них аналоги наших рекламных сервисов? Есть ли возможность пользоваться ими из РФ?
Это всё классно, но какие у них аналоги наших рекламных сервисов? Есть ли возможность пользоваться ими из РФ?