Что делать маркетологам и SMM-менеджерам сегодня: как перестроиться под новую реальность и какие навыки развивать?

Март 2022 года заставил digital-маркетинг пересмотреть привычный рабочий ритм и инструментарий. Google AdSense, Facebook, Instagram и другие площадки с широкими рекламными возможностями больше не работают в России. SMM-менеджеры, маркетологи, которые профессионально владели всеми инструментами продвижения, не знают, как теперь использовать свои навыки и что ждет их в ближайшем будущем. О точках роста и возможностях в профессии рассказал Дмитрий Фролов, основатель и резидент ассоциации развития digital-агентств ARDA, управляющий партнер Webolution и член программного комитета Skillbox.

Что делать маркетологам и SMM-менеджерам сегодня: как перестроиться под новую реальность и какие навыки развивать?

Почему маркетологи будут востребованы?

Наше агентство постоянно получает данные от экспертов и бизнеса об актуальной ситуации в digital. Маркетологи, таргетологи и SMM-специалисты остаются самыми востребованными и нужными бизнесу. Спрос на эти профессии не снижается. По данным «ВКонтакте», за три недели к ним пришло свыше 300 000 предпринимателей для запуска рекламы. Бизнесу нужно осваиваться на новых рекламных площадках, люди продолжают потреблять товары и услуги, искать о них информацию. Закрыть эти потребности рынка могут именно эти профессии. Поэтому digital-маркетинг ждет активное развитие. Но специалистам придется подстроиться под новые реалии

1. Каналы распространения контента изменились

Аудитория перетекает на новые площадки. Маркетологам, SMM-специалистам необходимо научиться работать с рекламными каналами и инструментами. Актуальные тренды последнего месяца:

  • пользователи Instagram и Facebook активно переходят в соцсеть «ВКонтакте». ER (вовлеченность) «ВКонтакте» стала сопоставимой с Instagram;
  • охваты в stories выросли на 50-80% из-за отключения рекламы. Кликабельность выросла на 130-250%.
  • пользователи лучше реагируют на SEO. Заказы с SEO Google выросли на 35-60% из-за отключения рекламы;
  • аудитория больше пользуется Яндексом. Пользователи стали проводить больше времени в Рунете. Взлетел спрос на настройку Яндекс.Директ. Он превышает предложение;
  • Telegram переживает бум по росту аудитории, каналов и чатов. Охваты достигают 50%.

Появляется информация о планах создания коллаборации рекламных кабинетов «ВКонтакте» и MyTarget. Скорее всего, появятся новые рекламные каналы (социальные сети, мессенджеры и т. д.). Несмотря на то, что инструменты меняются, маркетинговые приемы и технологии, которые раньше использовали специалисты, по-прежнему работают. Суть рекламных инструментов в разных каналах очень похожа. Маркетологам нужно научиться работать с новыми рекламными кабинетами и стать в этом профессионалами.

2. IT-отрасль получила беспрецедентную поддержку от государства

Россия заинтересована в том, чтобы выстраивать внутреннюю IT-инфраструктуру, создавать собственные программные продукты. Этот факт дополнительно объясняет, почему маркетологи будут востребованы. Новые IT-продукты невозможно продвигать без маркетинга. Аудитории нужно рассказать о новых инструментах и их возможностях. Без digital-коммуникаций, которыми занимаются маркетологи, IT-продакшн теряет смысл, как и любая другая отрасль или сфера деятельности.

3. Конкуренция на рынке снижается

Многие рекламные агентства и другие игроки рынка замораживают свою деятельность или ориентируются на другие рынки. Развиваться становится проще.

4. На рынке появляются свободные ниши

С российского рынка уходят крупные компании. Часть брендов вернется, а место остальных займут новые. Сегодня есть все шансы, чтобы стать лидером новой ниши, создать ее и возглавить или занять существующую. В любом случае, новые рынки — это новые возможности.

Что делать маркетологам, какие навыки прокачивать?

Сегодня уже не так, как раньше ценится опыт маркетолога, гораздо важнее:

1. Внимательность и наблюдательность. Чтобы специалист мог быстро проанализировать и отследить тенденции. Например, увидеть, куда переходит аудитория бизнеса и быстро отреагировать, изменить стратегию и дать пользователям то, что они ищут.

2. Гибкость. Маркетолог должен постоянно «держать руку на пульсе», всё время развиваться. Больше недостаточно достичь профессионализма в своей специальности и спокойно работать. Нужно постоянно адаптироваться под текущую ситуацию.

3. Критическое мышление. Маркетологу не стоит идти на поводу у большинства и следовать общим трендам. Он должен делать свои выводы, самостоятельно анализировать ситуацию и строить прогнозы. Например, куда двинется аудитория.

4. Постоянное обучение. В текущей обстановке знания будут меняться очень быстро, поэтому важно их всё время потреблять, учиться новым технологиям и инструментам. В противном случае маркетолог не будет востребован на рынке.

На какие сферы обратить внимание маркетологу, а с каких лучше переориентировать клиентов?

Ассоциация развития digital-агентств ARDA провела исследование, чтобы спрогнозировать ситуацию в различных отраслях: какие из них будут расти, стагнировать, а какие — развиваться. Это поможет маркетологам понять, на какие сферы обратить внимание и куда переориентировать своих клиентов.

По рынку в целом на первый план выйдет эконом-сегмент. Товары первой необходимости останутся без спада или роста, а вот премиум-сегмент столкнется со снижающимся спросом. Перейдем к отраслям:

  • недвижимость. Строительство приостанавливается или замедляет темпы, аренда растет;
  • производство. Стагнирует всё, что связано с импортом и валютой. Растут производства, переориентированные на поставки из Китая и других дружественных стран;
  • туризм. Внутренний рынок растет, внешний находится в упадке;
  • сельское хозяйство. Рынок растет. Возможна господдержка отрасли;
  • транспорт. Стагнируют авиасообщения и международные перевозки. Растет рынок услуг релокейта;
  • банковская сфера. Наблюдается рост по внутрироссийским продуктам, например, по картам МИР, спад по международным переводам;
  • государственный сектор. Госзаказы растут;
  • СМИ. Стагнации нет, но многие медиа закрывает Роскомнадзор;
  • медицина. Рост психологической помощи и смежных медицинских сфер. Остальные без изменений. Медицинские центры, ориентированные на борьбу с Covid-19 и клиники премиум-сегмента наблюдают спад, они частично переориентируются на другие услуги;
  • общественное питание. Наблюдается миграция аудитории из ресторанов на доставку и фаст-фуд;
  • салоны красоты. Парикмахерские не теряют аудиторию, а вот в косметологии смещаются акценты с услуг премиум-сегмента на услуги первой необходимости;
  • fashion. Рынок смещает акценты на российские бренды, зачастую через инфлюенсеров. Западные бренды теряют свою актуальность;
  • отдых, развлечения, спорт (фитнес-клубы, стадионы, парки). Ограничен отдых за рубежом. На российском рынке рост, так как снимаются ковидные ограничения;
  • образование. Находится на пике роста. Спад наблюдается на рынке зарубежного образования;
  • автомобили. Рост вторичного рынка, уход зарубежных брендов;
  • консалтинг. Сфера демонстрирует рост, так как люди не понимают, как работать в новых реалиях;
  • IT. Рынок растет активными темпами.
Что делать маркетологам и SMM-менеджерам сегодня: как перестроиться под новую реальность и какие навыки развивать?

Как пережить кризис психологически?

Паника — естественное явление во время кризиса. Но долгое время находиться в состоянии стресса нельзя. Несколько советов по выходу из кризиса и стресса:

  • следите за своим психологическим состоянием, принимайте решения холодным разумом;
  • концентрируйтесь на возможностях, а не на преградах;
  • не поддавайтесь панике;
  • ищите пути стабилизации бизнеса;
  • не заставляйте себя, не работайте и не учитесь через силу, лучше дайте себе время на отдых;
  • больше отвлекайтесь;
  • не перерабатывайте;
  • примите неизбежное на рынке: цены, тренды, тенденции не остановить. С ними нужно смириться.

У Skillbox есть курс «Справляемся с тревогой и беспокойством». Он о том, как бороться со стрессом. Раньше он был платным, сейчас же курс доступен для всех бесплатно.

Подведем итоги

Аудитория мигрировала на новые площадки, но она по-прежнему ищет товары, услуги и информацию о них. Маркетинг в России будет востребован, он всего лишь поменяет инструменты. Несколько актуальных трендов:

  • инфлюенс-маркетинг ждет рост;
  • у «ВКонтакте» есть все шансы стать главной соцсетью страны;
  • SEO снова на пике;
  • платежеспособная аудитория мигрировала из Facebook в во «ВКонтакте» и Telegram.

Пока все ждут, когда заблокированные сервисы возобновят работу, маркетологи, таргетологи, SMM-специалисты могут осваивать новые инструменты и оставаться востребованными на рынке, несмотря на внешние факторы.

Освоиться в новых каналах может помочь антикризисный марафон вебинаров "Новый маркетинг. ТОП-4 канала привлечения клиентов".

1414
7 комментариев

Я бы лучше развивал навыки выживания: ориентирование в лесу, посевная кампания, скотоводство и земледелие, строительство бомбеубежиц. Возможно конечно и здесь понадобятся знания SMM))

5
Ответить

Думаю блин, что за бредятина написана, а в конце скилбокс, пакупааай и все стало ясно и понятно. 🤣

3
Ответить

А где тут айтишники? Расскажите, что думаете о мерах поддержки? Тут пишут, что беспрецедентные меры поддержки со стороны государства — а как на самом деле?

1
Ответить

ARDA, Webolution и член Skillbox…
Тогда да, вот это вот всё

Ответить

Лучше пусть Skillbox расскажет, как пережить кризис экспертам по Instagram-продвижению?

Ответить

Есть волшебный курс...

Ответить

Автор, а где вы рекомендуете постоянно обучаться маркетологу? И как понять, что изучать и читать? Это странная рекомендация «постоянно обучаться» вводит меня в ступор. Хоть какие-то проверенные источники рекомендовали бы для «постоянного обучения».

Ответить