Маркетинг
TBDteam

TBDteam: как изменится позиционирование псевдоиностранных брендов

Все мы помним, как в 90-е и начале нулевых среди русских компаний было модно накидывать на себя шкуру иностранного волка. Действительно, зарубежное позиционирование помогло компаниям в тот период быть более конкурентными на рынке — иностранные «корни» давали +100 очков к привлекательности в глазах аудитории.

С тех самых пор «русскость» начала набирать обороты, повысилось доверие потребителей к качеству и начала зарождаться уверенность, что «наши — тоже ничего». В конце 2010-х прошло плавное очищение многих компаний от устаревших легенд и придуманных историй брендов, прокатилась волна ребрендингов и смены позиционирований.

Позиционирование, или positioning statement, — это емкая формулировка, которая отражает то, что вы делаете и чем отличаетесь от конкурентов. Это то, что вы говорите о себе вашей целевой аудитории, то, кем являетесь в сознании покупателей. Именно поэтому многие бренды тогда, в послесоветское время, когда было модно окружать себя всем, что «не из России», сформулировали себе позиционирования с иностранной легендой.

По сути, позиционирование — это основа бизнеса и стратегии бренда или компании. Правильное позиционирование должно находить отклик у целевой аудитории, быть ему близким и понятным, вызывать желание быть к нему причастным. Поэтому разработке позиционирования всегда предшествует подготовительная работа в части сегментирования целевой аудитории и исследования ее инсайтов, желаний, болей и потребностей. Как говорится, если вы подходите всем — вы не подходите никому. Бизнес-результаты, которые показывает та или иная компания, демонстрируют, насколько хорошо бренд знает своего покупателя, его ценности, визуальный ряд.

Реальность в том, что покупатель очень часто не задумывается о стране происхождения бренда и его продуктов. Он обычно смотрит на две вещи: первая — критерий популярности: бренд на слуху, вторая — критерий «ответа ожиданиям»: ценового сегмента, визуального соответствия характеристикам - «красивый», «современный» и др. Во втором случае мы работает с эмоциональным аспектом восприятия, с которым связано позиционирование бренда.

При выстраивании нового или изменения текущего позиционирования также важно учитывать контекст реальности, в котором оно будет «жить». Как мы говорили ранее, перечисленные нами бренды создавали вокруг себя ауру «зарубежности» в условиях ее актуальности у потребителя и рынка.

В целом репозиционирование и ребрендинг — первое и основное тактическое решение, когда бизнесу нужен новый рывок, выход на новый рынок, расширение или изменение целевой аудитории, адаптация под новые тренды и мировые повестки. Ребрендинг — это изменение позиционирования с обязательной трансформацией всех визуальных атрибутов бренда.

А стоит ли сейчас брендам менять свое позиционирование, и чего сейчас ожидают их покупатели?

Ответ прост — нужно держать руку на пульсе, быть в постоянном контакте со своими покупателями, быть теми, кто им действительно нужен. В текущей реальности некоторым брендам действительно придется внести корректировки в свое позиционирование и сделать ребрендинг. Это позволит «отстроиться» от конкурентов, занять свою нишу, понять, в чем их отличия и конкурентное преимущество.

Как это сделать?

  • Проводите опросы и исследования. Не стесняйтесь спрашивать мнение вашей целевой аудитории о креативах и задавать вопросы о продукте, сервисе и качестве. Самый дешевый способ – спросить покупателей в ваших соцсетях и магазинах. Самый качественный – запустить трекинговый проект с исследовательским агентством.
  • Оставайтесь в рынке. Будьте начеку и отслеживайте действия конкурентов – от смены позиционирования и проведения акций до изменения продуктового ряда и ценообразования. Дайте задание пиарщикам делать еженедельные мониторинги, а маркетологам – настроить парсинговую систему сканирования сайтов с продуктом или запустить систему анализа товара вручную.
  • Будьте в повестке не только в рамках вашего сегмента рынка. Следите за новостями как смежных отраслей, так и за активностями компаний из экосистем и маркетплейсов.
  • Стройте краткосрочные планы и стратегии в нескольких вариантах, размышляйте вместе с командой, ищите гипотезы, оперативно проверяйте их в формате test and learn.

Согласно результатам исследования Аналитического центра НАФИ, 16% респондентов-предпринимателей не заметили изменений, которые сказались бы на их бизнесе в марте 2022 года. Это те компании, чей бизнес еще в докризисное время был прибылен и устойчив, чья стратегия была эффективна, кто работал над продуктом и сервисом, основываясь на потребностях и инсайтах их целевой аудитории.

Большая же часть респондентов - 83% предприняли меры для сокращения издержек.

Это те компании, у которых впереди есть два пути. Первый - трансформировать свой продукт, делать его репозиционирование. Второй - выводить новый бренд, основываясь на новых реалиях и потребностях рынка.

Важно помнить, что от тактических решений будет зависеть дальнейшая судьба компаний. Если принятые шаги и выбранное позиционирование действительно будут отвечать запросам рынка, то компания достигнет поставленных целей и выполнит свои KPI.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null