Удобная экологичность — инвестиция в будущее

Озабоченность проблемами экологии растет по всему миру. В какой-то степени уже даже нельзя сказать, что это тренд: явлению уже не один десяток лет, и в его рамках уже возникают самостоятельные, внутренние течения и тренды.

Экологичность — не мода, а новая реальность

Если раньше экологичные инициативы были прерогативой специализированных организаций, то сейчас к ним активно подключаются и бизнесы. И дело уже не ограничивается многомиллионными пожертвованиями «зеленым»: компании озабочены оптимизацией своих бизнес-процессов и пытаются компенсировать негативное влияние на окружающую среду.

Так, Amazon реализует целый комплекс инициатив — от использования чистой энергии до переработки картонных упаковок. Не отстают и другие крупные компании: Nestle активно использует переработанный пластик и спонсирует исследования в сфере биоразлагаемых упаковок, а также организовывает тематические мероприятия на местах. Программы по защите окружающей среды есть у Procter & Gamble, Apple, Google и многих других.

Что изменилось в последние годы?

По данным аналитиков TrendWatching, за время пандемии озабоченность экологичностью трансформировалась, в результате чего выделились следующие тенденции:

  • Карантины и самоизоляция привели к многократному увеличению запросов на доставку различных продуктов до двери — а значит, к многократному увеличению количества одноразовых упаковок и другим негативным последствиям для экологии. Отсюда — массовая потребность «загладить вину» и рост интереса к «зеленым» инициативам как со стороны властей, так и со стороны бизнесов
  • Интерес к экологичным инициативам становится более мейнстримным, и клиенты ждут от бизнесов не только фактическое наличие таких инициатив, но и более высокий уровень доступности и удобства этих инициатив

Поскольку потребители все чаще ожидают, что их покупки будут соответствовать их ценностям, для бизнеса важно сделать свои цели в области ответственного потребления прозрачными и выполнимыми

Похожие данные есть и в тренд-отчете TrendHunters; в нем озабоченность вопросами экологии дополнена следующими факторами:

  • Законодателями трендов сейчас становится Gen Z (поколение, родившееся с 1997 по 2012 годы), а для них как для потребителей важно, чтобы ценности бизнеса совпадали с их собственными. В то же время Gen Z является одним из самых озабоченных вопросами экологии поколений. В горизонте 10-15 лет Gen Z станут самым платежеспособным сегментом населения, и соответствовать их ценностям важно уже сейчас
  • Стремление к удобному экологичному потреблению находит отражение в структуре бизнеса: появляются отдельные b2b компании, предлагающие услуги по отладке экологичных бизнес-процессов и внедрения соответствующих инициатив в некоторых сферах (в частности, в доставке и упаковке)

Клиенты не хотят прилагать усилия

Справедливо это или нет, но стремление к ответственному потреблению и желание поддержать экологичные бизнесы сочетаются у многих клиентов с нежеланием прилагать усилия для участия в «зеленых» инициативах. Если для этого потребуется слишком много времени или других ресурсов, клиенты скорее вообще откажутся от участия в инициативе — и от поддержки бизнеса в целом. Если бизнес реализовывает стратегию ответственного потребления — он же несет ответственность за ее работу. Если инициатива неудобна — значит, она не работает, а если инициатива не работает — значит, бизнес поддерживает экологичные ценности только на словах.

Несколько примеров из-за рубежа

Parade — переработка нижнего белья

Бренд нижнего белья Parade взял на себя решение проблемы с переработкой нижнего белья. Продлить срок службы обычной одежды относительно несложно — ее можно перешивать, перепродавать, дарить, сдавать благотворительным организациям. Однако ни один из этих способов не подходит для нижнего белья. На решение этой проблемы и направлена инициатива бренда

При размещении заказа у клиентов есть возможность добавить в корзину набор для вторичной переработки Second Life: пластиковый пакет плюс этикетка для бесплатной доставки. В обмен на возврат этой сумки, наполненной старым нижним бельем, бренд предлагает скидку 20% на новые вещи. Программа принимает нижнее белье любой марки, при условии, что оно стирается перед отправкой. В части переработки Parade сотрудничает с Terracycle, который производит из переработанных материалов техническую ткань, которую можно использовать для изготовления звукоизоляции, постельных принадлежностей, ковровых покрытий, мебели и автомобильных подстилок.

IKEA и MUD Jeans

Самый простой способ продлить срок службы дивана —замена чехлов. IKEA объединила усилия с голландским брендом MUD Jeans для создания чехлов для диванов из переработанной джинсовой ткани.

У MUD Jeans есть собственная программа переработки использованных джинсов — а теперь из переработанной ими ткани будут изготавливаться новые чехлы для одной из самых популярных моделей диванов от IKEA — KLIPPAN. В рамках этого партнерства будет использовано более 16 000 переработанных пар джинсов.

Сamaieu — снова джинсы

Французский бренд одежды Camaieu во время пандемии предложил своим клиентам необычную гарантию на джинсы: в течение одного года любую купленную пару можно поменять на пару большего или меньшего размера в магазинах компании.

Инициатива связана с тем, что у многих в последние годы изменился образ жизни, что могло повлиять на вес и фигуру. Бренд стремится нивелировать негативные последствия, связанные с необходимостью менять гардероб.

К удобству стремятся не только бизнесы

Проблемой озабочены также местные власти и некоммерческие организации. Так, например, в США в последние годы значительно увеличилось количество мест, принимающих поношенную одежду для переработки или передачи нуждающимся группам населения. Еще недавно такие пункты были открыты в филиалах благотворительных организаций и некоторых крупных ритейл-сетях — сейчас же одежду можно сдать в школах, церквях, больницах и даже приютах для животных. К тому же, появились онлайн-ресурсы, помогающие найти удобную точку приема рядом с вами.

Экологичные инициативы прорабатываются на всех уровнях

Немало новых идей появилось в дизайне:

Дизайнер Мэн Ду выпустила коллекцию Unwasted в коллаборации с компанией Planet of the Grapes, которая производит различные материалы из побочных продуктов виноделия. В центре коллекции — изделия из альтернативной кожи, созданной из виноградной кожуры

Студия Raw Color выпустила коллекцию текстиля, которая повышает осведомленность о проблемах экологии: данные о самых крупных экологических проблемах нанесены прямо на изделия в формате инфографики

Компания De Vorm выпустила коллекцию светильников из переработанного пластика. Светильники не только дали вторую жизнь отработанному пластику, но и удобны в использовании

Компания Blonde представила концепт дизайна для бесконтактного зарядного устройства, которое позволяет заряжать до трех смартфонов одновременно

Экологичность нашла свое отражение и в дизайне интерфейсов — это один из главных трендов 2022 года. Однако отразить экологические ценности в дизайне не всегда просто. В клубе для дизайнеров Krona Studio мы рассказываем, как работать с различными трендами и интегрировать их в свои работы.

А что с экологичностью в России?

Российские компании тоже активно занимаются темой экологии — и тоже, как и их зарубежные коллеги, переходят от формата пожертвований к более hands-on подходу, оптимизируя свои рабочие процессы и включая своих клиентов в инициативы ответственного потребления.

  • Внедрили систему электронных подписей для сотрудников, чтобы сократить бумажный документооборот
  • Организовали систематический сбор и сдачу макулатуры
  • Развернули систему утилизации батареек, картриджей, офисной техники и др.
  • Создали просветительскую программу «Детям о планете»

Не отстают и небольшие бизнесы: например, бренд нижнего белья Truesisters отказался от бумажных этикеток, инструкций и открыток: все это клиентки получают в электронном виде на почту, а заказанное белье приходит в простом бумажном конверте.

Бренд женской одежды NOUN в рамках своей программы «Вторая жизнь» предлагает сдать в магазине старую одежду в обмен на скидку при покупке.

Возможность заказать напиток с собой в своей кружке стала нормой для многих независимых кафе, а в некоторых из них за такую инициативу клиенту получают бонус или скидку. Для поиска таких кафе существует специальный сервис, однако следует отметить, что зарегистрированы в нем далеко не все.

Экология как дополнительная ценность для бизнеса

Интерес к вопросам экологии продолжает расти, и все больше клиентов обращают внимание на принципы и ценности компаний, которым они отдают свои деньги. Ценятся hands-on инициативы, которые устраняют и/или минимизируют негативные последствия для окружающей среды, а также позволяют клиентам принять непосредственное участие в экологичных инициативах.

В то же время вопрос удобства становится все более критичным для клиентов, и необходимость тратить дополнительные усилия, пусть даже на благую цель, вызывает скорее негативные эмоции.

Таким образом, стремление к экологичным бизнес-процессам и ответственному потреблению повышает ценность бизнеса в глазах клиента — но, чтобы «зеленые» инициативы работала долгосрочно, она должны стать удобными.

22
Начать дискуссию