Правильно составленные вопросы помогут вам выявить настоящие потребности и желания клиентов, а значит создать востребованный продукт. Для этого необходимо сместить фокус внимания с вопроса «зачем разговаривать с клиентами?» на вопрос «как это делать?».У разговора с респондентом может быть два итога:1. Вы потратите своё время впустую, услышав «то, что хотели», и не получите важной информации.2. Вы получите ценную информацию, которая поможет выпустить востребованный продукт.Роб Фитцпатрик в книге «Спроси маму» утверждает: «Беседы с клиентами плохи по умолчанию. Ваша задача — исправить положение». «Исправить», а не усугубить.Примеры вопросов, которые НЕ ПОМОГУТ узнать от клиентов полезную информацию для вашего бизнеса:— Как вам кажется, это хорошая идея?На этот вопрос ответят что угодно, кроме правды. Мнения бесполезны. Только рынок сможет ответить, хороша ли ваша идея.— Вы бы купили продукт, который выполняет задачу Х?Прогнозы на будущее — оптимистичная ложь. Почти всегда на такой вопрос люди ответят «да», чтобы вы были довольны. Это бессмысленно и лишает возможности получить объективное мнение.— Заплатили бы вы Х рублей за продукт, который выполняет задачу Y?Цифры собьют вас с толку, они только кажутся надёжными и правдивыми. В данном случае, как и в предыдущем, люди ответят то, что вы хотите от них услышать. Прогноз на будущее — неверная стратегия.Чтобы получить от собеседника правдивую информацию о том, что он думает вашей идее или продукте, вопросы должны быть основаны на трёх принципах: Говорите с клиентами об их жизни и взглядах, а не о вашей идее.Спрашивайте о конкретных вещах из прошлого, а не о планах на будущее.Меньше говорите, больше слушайте.В общем, вопросы следует посвятить жизни ваших клиентов: их проблемам, заботам, целям, ограничениям. А это список вопросов для проведения полевого исследования, который позволит вам получить только ЧЕСТНЫЕ ответы. Берите и пользуйтесь!— Почему вас это беспокоит?Этот вопрос поможет перейти от того, что воспринимается как проблема, к реальной проблеме. Вы узнаете мотивы и цели собеседника.— Каковы последствия этой ситуации?С этим вопросом поймёте, какую роль играет проблема и сможете сформировать цену за услугу/продукт.— Расскажите подробнее, что произошло в последний раз?Поможет узнать, как клиенты решают задачи. Увидите проблемы и ограничения. Получите информацию о том, как они распределяли время, ресурсы и т.д.— Что ещё вы пытались сделать?Так вы определите, как клиент справляется с задачей. Это важно. Если потенциальные клиенты не искали пути решения проблемы самостоятельно, то и на ваше предложение они не обратят внимания (и не купят его).— Как вы решаете эту проблему сейчас?Клиент покажет, что представляет для него ценность и за какую услугу он ГОТОВ платить. В итоге вы получите ценовой ориентир.— Кто будет финансировать покупку?Важно выяснить, кто принимает решение о сделке и распоряжается бюджетом, чтобы протолкнуть планируемую и даже последующие сделки.— С кем ещё мне следует поговорить?Это вопрос – шанс получить рекомендации и возможность практиковаться в беседах с потенциальными клиентами.— Есть ли ещё вопросы, которые мне следовало бы задать?Дадите шанс клиенту показать экспертизу в его отрасли и направить беседу в нужное русло. Поможет не упустить важного.Помните! Вам необходимо собрать как можно больше информации. На стороне клиентов — проблема, на вашей — решение. О том, как правильно составлять вопросы, мы подглядели в книге Роба Фитцпатрика «Спроси маму». Наш искренний рекомендасьон, если вы ещё не читали.Еще больше полезной информации на нашем Telegram-канале!