Как понять, чего хочет ваш клиент: лайфхаки от Роба Фицпатрика
Правильно составленные вопросы помогут вам выявить настоящие потребности и желания клиентов, а значит создать востребованный продукт. Для этого необходимо сместить фокус внимания с вопроса «зачем разговаривать с клиентами?» на вопрос «как это делать?».
У разговора с респондентом может быть два итога:
1. Вы потратите своё время впустую, услышав «то, что хотели», и не получите важной информации.
2. Вы получите ценную информацию, которая поможет выпустить востребованный продукт.
Роб Фитцпатрик в книге «Спроси маму» утверждает: «Беседы с клиентами плохи по умолчанию. Ваша задача — исправить положение». «Исправить», а не усугубить.
Примеры вопросов, которые НЕ ПОМОГУТ узнать от клиентов полезную информацию для вашего бизнеса:
— Как вам кажется, это хорошая идея?
На этот вопрос ответят что угодно, кроме правды. Мнения бесполезны. Только рынок сможет ответить, хороша ли ваша идея.
— Вы бы купили продукт, который выполняет задачу Х?
Прогнозы на будущее — оптимистичная ложь. Почти всегда на такой вопрос люди ответят «да», чтобы вы были довольны. Это бессмысленно и лишает возможности получить объективное мнение.
— Заплатили бы вы Х рублей за продукт, который выполняет задачу Y?
Цифры собьют вас с толку, они только кажутся надёжными и правдивыми. В данном случае, как и в предыдущем, люди ответят то, что вы хотите от них услышать. Прогноз на будущее — неверная стратегия.
Чтобы получить от собеседника правдивую информацию о том, что он думает вашей идее или продукте, вопросы должны быть основаны на трёх принципах:
- Говорите с клиентами об их жизни и взглядах, а не о вашей идее.
- Спрашивайте о конкретных вещах из прошлого, а не о планах на будущее.
- Меньше говорите, больше слушайте.
В общем, вопросы следует посвятить жизни ваших клиентов: их проблемам, заботам, целям, ограничениям.
А это список вопросов для проведения полевого исследования, который позволит вам получить только ЧЕСТНЫЕ ответы. Берите и пользуйтесь!
— Почему вас это беспокоит?
Этот вопрос поможет перейти от того, что воспринимается как проблема, к реальной проблеме. Вы узнаете мотивы и цели собеседника.
— Каковы последствия этой ситуации?
С этим вопросом поймёте, какую роль играет проблема и сможете сформировать цену за услугу/продукт.
— Расскажите подробнее, что произошло в последний раз?
Поможет узнать, как клиенты решают задачи. Увидите проблемы и ограничения. Получите информацию о том, как они распределяли время, ресурсы и т.д.
— Что ещё вы пытались сделать?
Так вы определите, как клиент справляется с задачей. Это важно. Если потенциальные клиенты не искали пути решения проблемы самостоятельно, то и на ваше предложение они не обратят внимания (и не купят его).
— Как вы решаете эту проблему сейчас?
Клиент покажет, что представляет для него ценность и за какую услугу он ГОТОВ платить. В итоге вы получите ценовой ориентир.
— Кто будет финансировать покупку?
Важно выяснить, кто принимает решение о сделке и распоряжается бюджетом, чтобы протолкнуть планируемую и даже последующие сделки.
— С кем ещё мне следует поговорить?
Это вопрос – шанс получить рекомендации и возможность практиковаться в беседах с потенциальными клиентами.
— Есть ли ещё вопросы, которые мне следовало бы задать?
Дадите шанс клиенту показать экспертизу в его отрасли и направить беседу в нужное русло. Поможет не упустить важного.
Помните! Вам необходимо собрать как можно больше информации. На стороне клиентов — проблема, на вашей — решение.
О том, как правильно составлять вопросы, мы подглядели в книге Роба Фитцпатрика «Спроси маму». Наш искренний рекомендасьон, если вы ещё не читали.
Еще больше полезной информации на нашем Telegram-канале!