Как легально собирать сведения о клиентах и использовать их для продажи через рассылку по электронной почте

Автор Telegram-канала Grow Horse Денис Мартынцев сделал вольный перевод статьи, в которой гроуз-хакер сервиса автоматизации маркетинга Sendinblue описал подход и инструменты, позволяющие повысить конверсию почтовых рассылок за счёт более высокой персонализации писем.

Скриншот сервиса Sendinblue
Скриншот сервиса Sendinblue

Прошли те времена, когда обычная почтовая рассылка могла дать заметные результаты. Ваши клиенты получают в среднем около 20 автоматических писем каждый день и не горят желанием читать их.

Улучшить рассылку можно двумя способами: персонализировать ее для небольшой группы активных клиентов, с которыми у вас есть прямой контакт, или собрать дополнительную информацию о каждом клиенте.

Первый способ предполагает долгую и упорную работу по общению, сбору и агрегированию информации в CRM. Его очень сложно масштабировать.

Второй способ требует обратиться к клиентам с запросом персональной информации, которой они делиться не любят. Такой запрос приведет к снижению конверсии формы сбора почтовых адресов или к отказам от рассылки.

Возникает вопрос: как персонализировать рассылку, не потратив на это вечность и не распугав клиентов?

Решение есть.

Типовая воронка продаж
Типовая воронка продаж

Для организации процесса вам понадобится три недорогих или даже бесплатных программных продукта:

  1. Sendinblue — сервис организации почтовых рассылок. Бесплатно можно отправлять до 300 писем в день и автоматизировать работу с базой до 2000 контактов.
  2. Clearbit — сервис, позволяющий собирать дополнительную информацию по электронным адресам и доменам. За $99 в месяц можно сделать 2500 запросов.
  3. Integromat — сервис автоматизации процессов. Бесплатно для 1000 операций в месяц. Если ваши запросы выходят за рамки бесплатной версии, а платить совсем не хочется, можно написать свой собственный скрипт.

1. Сбор данных

Многие маркетологи стремятся максимизировать количество подписчиков на этапе сбора контактов. При этом, чтобы эффективно превращать подписчиков в покупателей, потребуется больше информации, чем голый электронный адрес.

Сбор дополнительных данных с помощью Clearbit — отличный способ персонализации. Но он не сможет предоставить информацию абсолютно по всем адресам.

В итоге все сводится к компромиссу между сбором информации непосредственно от клиентов, что снижает конверсию, и использованием инструментов вроде Clearbit. В обоих случаях у вас не будет стопроцентной гарантии сбора необходимых данных. Но увеличение конверсии за счет персонализации писем позволит компенсировать отсутствие информации о части ваших контактов.

Попробуйте протестировать коэффициенты конверсии для обоих вариантов:

  • Сделайте форму, которая запрашивает только электронный и обогащайте данные с помощью Clearbit.
  • Сделайте форму с четыремя-шести полями и работайте только с этой информацией.

Выбор подхода будет зависеть от специфики вашего бизнеса и продукта. Определять его лучше опытным путем. Кроме того, возможен смешанный вариант, когда дополнительные поля не обязательны для заполнения. Часть клиентов оставит свои данные добровольно, часть вы потом соберете через Clearbit.

2. Первое письмо

Когда вы получите адрес электронной почты, название компании, адрес сайта и другие важные сведения, у вас появится выбор: сразу инициировать процесс продажи вашего продукта или подписать клиента на рассылку, которая подогреет его интерес со временем.

Если вы считаете, что клиент не готов к покупке вашего сервиса, и решили не торопиться с продажей, можно попытаться извлечь из контакта пользу. Попросите его посоветовать знакомых или коллег, кому может быть интересен продукт. Это требует существенного доверия со стороны клиента, поэтому дайте ему попробовать ваш сервис, предоставьте полезный контент.

Если перспектива продажи имеет высокий потенциал, стоит использовать электронную почту, обогатив ее дополнительной информацией. Не нужно копить базу горячих клиентов, прежде чем организовать по ним рассылку. Используйте сервисы автоматизации вроде Sendinblue, чтобы сразу приступить к действиям.

У вас есть контакт человека, заинтересованного в продукте? Он не является вашим клиентом, но у него есть активный профиль, связанный с этим адресом? Отправьте ему письмо с предложением созвониться.

Логика автоматизации продающего письма
Логика автоматизации продающего письма

Это очень простая и действенная схема.

3. Обогащение данных с помощью Clearbit

Clearbit — это онлайн-сервис, который позволяет собирать информацию по заданным параметрам поиска. Вы можете искать информацию по двум целям:

  • По людям, используя адреса электронной почты.
  • По компаниям, используя доменные имена.

Также у них есть возможность объединять людей и компании в один запрос.

Чтобы собрать данные по имеющимся у вас адресам, а затем использовать их в рассылке, потребуется:

  1. Отправить информацию о контакте в Integromat.
  2. Сделать запрос к API Clearbit, чтобы обогатить контакт дополнительными сведениями.
  3. Собрать результаты поиска Clearbit через Integromat.
  4. Отправить их в систему, которую вы используете для рассылки (например, Sendinblue).

Разберем, как это выглядит на практике.

Отправка контактов в Integromat

В Sendinblue это сделать очень просто. Все что нужно — добавить еще один шаг в процесс автоматизации и указать URL, на который необходимо отправлять данные. Сгенерировать Webhook URL в Integromat можно за два простых шага.

Когда вы добавите URL в Sendinblue, убедитесь, что отмечен чекбокс «Я хочу отправить контактную информацию». После этого вы сможете сохранить рабочий процесс в своей учетной записи.

До того, как Integromat получит первые контакты, он не будет знать, какой формат данных ожидать. Имеет смысл протестировать процесс, прежде чем раскатывать его на всю базу (об этом будет подробно рассказано дальше).

Зайдите в Integromat и откройте Webhook, который вы создали. В открывшемся окне нажмите кнопку «Определить структуру данных» (Determine data structure).

Процесс определения структуры данных Webhook в сервисе Integromat
Процесс определения структуры данных Webhook в сервисе Integromat

Как только кнопка Stop станет зеленой, настройка будет завершена. После этого вам нужно будет создать новый HTTP-объект в Integromat, выбрав параметр «Сделать запрос» (Make a request) при его настройке.

Теперь настроим HTTP GET-запрос в Clearbit.

Вызов Clearbit для обогащения информацией

Прежде чем вызвать API Clearbit, создайте еще один Webhook в Integromat, как делали это на предыдущем шаге.

Этот URL добавьте как параметр в HTTP-запрос для API Clearbit.

Затем вернитесь к HTTP-объекту и используйте для вызова эту ссылку: https://person.clearbit.com/v2/combined/find?

Когда вы добавите вышеуказанную ссылку, вам также понадобится включить два параметра: email и webhook_url.

Письма будут отправляться из рабочего процесса Sendinblue, настроенного ранее и связанного с первым Webhook из Integromat. Если соединение с Sendinblue настроено правильно, вы получите переменную attributes.EMAIL. Это значение вы будете использовать в параметре “email” для вашего HTTP-запроса.

Второй Webhook URL, который вы создали в Integromat, будет использоваться для получения данных из Clearbit. Это будет значение, которое вы используете для параметра webhook_url в вашем HTTP-запросе.

Пример составления HTTP-запроса в сервисе в Integromat
Пример составления HTTP-запроса в сервисе в Integromat

В Body Type выберите Raw. Поле Content Type можно оставить пустым.

Убедитесь, что вы авторизованы в Clearbit и перейдите на страницу https://clearbit.com/docs #enrichment-api-combined-api.

В правой панели есть пример сURL-запроса. Если вы его не видите, разверните переключатель вверху панели. Ваш секретный ключ находится внутри этого запроса.

Пример cURL-запроса.
Пример cURL-запроса.

Скопируйте его и вставьте в конвертор https://kigiri.github.io/fetch/.

Вернитесь в Integromat к вашему HTTP-запросу, выберите Headers, нажмите «Добавить заголовок» (Add a header) и заполните следующим образом:

Name: Authorization.

Value: Вставьте запрос, который получился после конвертации.

Пример составления HTTP-запроса в Integromat
Пример составления HTTP-запроса в Integromat

Теперь все настроено на вызов в Clearbit из рабочего процесса Sendinblue и для каждого контакта данные передаются через первый Webhook, сгенерированный в Integromat.

Когда Clearbit получит и выполнит запрос, информация будет отправлена во второй Webhook.

Теперь нужно сделать, чтобы эти обогащенные данные по второму Webhook передавались из Clearbit в вашу базу контактов в Sendinblue.

Отправка обогащенной информации в систему рассылки

Когда Clearbit примет ваш запрос, он отправит данные обратно через URL, определенный вами в параметре webhook_url вашего вызова GET.

Перейдите в Integromat и откройте сведения о втором Webhook.

Добавьте в него объект Sendinblue и выберите «Создать или обновить контакт» (Create or Update a contact).

Создание нового контакта в Integromat
Создание нового контакта в Integromat

Clearbit вернет два параметра:

  1. Персона.
  2. Компания.

Более подробно о комбинированных вызовах API Clearbit вы можете прочитать в документации. По своей сути он похож на обыкновенные одиночные вызовы.

Вариация параметров, которые можно собрать с помощью Clearbit, достаточно обширна. Это название компании, должность адресата, используемые сайтом технологии и многое другое. Вам нужно заранее понять, какие данные важны для вашего бизнеса и воронки продаж, чтобы получить именно их.

Поля под эти параметры создайте в Sendinblue в разделе Campaigns → Settings → Contact Attributes & CRM.

Создание полей с дополнительными параметрами в Sendinblue
Создание полей с дополнительными параметрами в Sendinblue

Не ограничивайте себя в добавлении полей. Вы платите за вызов, количество параметров в нем не влияет на стоимость.

После создания новых атрибутов для приема различных данных, которые вы хотите получить от Clearbit, необходимо отобразить данные, полученные вызовом к API Clearbit в Sendinblue.

Для проверки используйте тестовые данные. Можно воспользоваться советом Clearbit и протестировать работу вызова на электронном адресе alex@clearbit.com. Это обеспечит чистый ответ.

Теперь вы можете вызвать API Clearbit для тестового запроса. В документации Clearbit найдите информацию о тестировании комбинированных запросов. Скопируйте запрос и вставьте в текстовый редактор. Добавьте в него ваш webhook_url-параметр, а затем скопируйте все, что получилось.

Пример тестового запроса
Пример тестового запроса

Перед запуском вызова зайдите в Integromat и сохраните сценарий. Нажмите «Запустить один раз» (Run Once). Это может не сработать с первого раза из-за пропущенных полей в Sendinblue или других ошибок. Вам нужно будет найти и исправить их.

Если процесс успешно активируется, вы увидете надпись “listening”.

После этого запустите полный запрос с параметром webhook_url, который вы добавили ранее, и нажмите "Enter".

Вы должны получить подтверждение, что вызов прошел и все данные собраны.

Теперь в Integromat появятся образцы данных для работы с запросами и необходимой вам информацией о контактах, заданной в Sendinblue.

Пример запроса с образцами данных в Integromat
Пример запроса с образцами данных в Integromat

Будьте внимательны при проверке полей и запросов. Лучше сделать аккуратно с первого раза, чем потом перепроверять.

Когда все будет готово, активируйте и сохраните оба сценария в Integromat.

4. Использование информации

Теперь, когда вам известно множество деталей, вы можете составить тексты писем так, чтобы транслировать потенциальным клиентам наиболее релевантные предложения.

Например, если вы digital-агентство, то можете узнать, что сайт клиента сделан на Wordpress, а рассылки он организует через Mailchimp. Это позволит в письме обратиться с предложением подключить новые крутые плагины и эффективнее настроить рассылку.

Согласитесь, в сочетании с именем и должностью адресата, использованными в письме, такие подробные сведения о его бизнесе неплохо привлекут внимание.

Обогащенная контактная информация может использоваться не только для персонализации почтовых рассылок. Знание доменного имени, например, поможет таргетировать рекламу на других сотрудников компании, потенциально заинтересованных в вашей услуге.

Целенаправленный и информативный подход к почтовым рассылкам позволит значительно увеличить конверсию в отклики на письма. А при своевременной и продуманной реакции положительно скажется и на доходности бизнеса.

1414
4 комментария

Спасибо за статью. Подскажите, а что имеется ввиду под: «Знание доменного имени, поможет таргетировать рекламу на других сотрудников компании, »

Посетитель сайта оставил рабочий адрес электронной почты. Следовательно, вам известен домен компании. Выполнив поиск по доменному имени в Clearbit, вы можете собрать адреса других сотрудников. Затем, настроить рекламные объявления с таргетингом на эти адреса.

Это транслейт? Как-то топорно подан контент.
Но в целом спасибо за клирбит. Он по Ру доменам тоже собирает?

«Узнаваемость марки взлетела»: актёр озвучки рассказал, как в телеэфир прошла реклама, где название китайской машины Bestune звучит как «п****н»

Цели исковеркать название ради хайпа не было.

6464
1414
Читал отзывы на эти машины, говорят название полностью соответствует.
Мою карьеру на vc похоронил ноунейм-разоблачитель, грустно ли мне?

Батюшку окрестили вором и мошенником! Правда ли, что я несколько месяцев обманывал аудиторию, — давайте разбираться.

Простите, автора замазал, сегодня без рекламы пиявок обойдёмся)) 
1717
88
88
33
22
Указывай ссылку на оригинал. Без указания ссылки, это плагиат (воровство). Получается, что ты не уважаешь труд автора-оригинала, а нам здесь за справедливость чешешь.
Крупный IT-проект без хаоса: как пройти все этапы и уложиться в сроки и бюджет

Запуск IT-проекта — это всегда про сроки, деньги и риски. А когда проект крупный, добавляются интеграции, архитектурные ловушки и стресс. Партнёры Yandex Cloud рассказывают, как провести проект от идеи до стабильной работы и сохранить контроль над процессом.

Крупный IT-проект без хаоса: как пройти все этапы и уложиться в сроки и бюджет
11
🏋️ ♂️ Тренировки дома: как прокачать тело без спортзала
🏋️ ♂️ Тренировки дома: как прокачать тело без спортзала
99
33
Невыдуманные истории, когда владельцы бизнеса решили пренебречь информационной безопасностью

Мечта собственника — сильная команда и высокая производительность. Но риски для компании мало кто осознает. Рассказываем, как предпринимателю понять мотивы сотрудников, есть ли угроза мошеннических схем, подделок документов, утечек информации и финансов.

Невыдуманные истории, когда владельцы бизнеса решили пренебречь информационной безопасностью
2424
44
33
22
22
11
11
Китайская Baidu выпустила рассуждающую модель Ernie X1 и базовую мультимодальную Ernie 4.5

Компания сравнивает их с Deepseek R1 и GPT-4.5.

88
22
11
11
Ооо наконец-то очередной убийца ChatGPT. _ Начал волноваться что уже неделю новых убийц не выходило Про прошлых что-то быстро забыли
Космический корабль Crew Dragon с российским космонавтом Кириллом Песковым пристыковался к МКС

Он должен вернуть на землю в том числе экипаж миссии Boeing Sraliner, который застрял на станции из-за неисправности своего корабля.

Фото NASA 
1010
22
А батут-то ничего, да, Дмитрий Рогозин?
Почему лендинги - это хр*нь сливающая бюджеты и как понять какой же сайт нужен компании
Почему лендинги - это хр*нь сливающая бюджеты и как понять какой же сайт нужен компании

Почему лендинги, несмотря на мифические кейсы вроде «одна страница = миллион продаж», на самом деле чаще становятся причиной потери денег, а не источником успеха и развития компании? Давайте разбираться.

88
77
Telegram-каналы — это ловушка: как я потеряла 400.000₽ и чему научилась

Привет, меня зовут Мария. Я — занимаюсь боксом, но, как оказалось, в битве с Telegram-каналами я пропустила нокаутирующий удар. За моей спиной два года взлетов, падений и долгов, которые могли бы стать сюжетом для драмы, если бы не были такими смешными. Сегодня я расскажу, как я потеряла свои кровные, набрала долгов и почему Telegram — это не тольк…

Telegram-каналы — это ловушка: как я потеряла 400.000₽ и чему научилась
88
Недвижка подорожала до максимума, рубль сильно укрепился. Ипотека, дивиденды, облигации, крипта и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Всем желающим купить первичную недвижку лучше присесть. Она подорожала до максимумов, спасибо льготной ипотеке. Но есть и хорошие новости для фанатов крепкого рубля и дивидендов. Пока крипта валится вниз, замедляется рост инфляции, а эксперты гадают по поводу снижения ключевой ставки. В вашем любимом дайджесте ещё много про что, читайте!

Недвижка подорожала до максимума, рубль сильно укрепился. Ипотека, дивиденды, облигации, крипта и другие новости. Воскресный инвестдайджест
2525
33
33
11
11
Меня выгнали с работы, и я открыла глянцевый журнал. Разборки, воровство, слёзы...

Девушка была главным редактором журнала, но нахамила любовнице босса и её уволили. Запустила свой журнал, о котором узнал весь город, но перед этим были конфликты, кражи денег и отчаяние.

Меня выгнали с работы, и я открыла глянцевый журнал. Разборки, воровство, слёзы...
1919
1010
33
11
11
Мой портфель акций на 16 марта 2025. Какие акции я купил?

Вялая волатильность в акциях продолжается, а дивидендный сезон ещё не начался. Геополитические новости и появляющиеся отчёты вносят свои корректировки, а я внёс очередную сумму на брокерский счёт и продолжаю покупать в свой портфель. Посмотрел, как идут успехи с приведением его к целевым значениям. Размер портфеля составляет 2,430 млн рублей.

Мой портфель акций на 16 марта 2025. Какие акции я купил?
1212
22
22
[]