Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Как из обычного продавца сделать хорошего?

Этим вопросом регулярно задаётся каждый коммерческий директор или предприниматель. Поскольку знают, что рост и развитие компании напрямую зависят от уровня и качества продавцов. К сожалению, «самородков» совсем немного, а взрастить такого внутри компании – довольно непросто. Об одном из инструментов повышения качества продаж расскажу в этой статье.

Меня зовут Павел Подколзин, более десяти лет я управляю B2B продажами в ИТ и Телеком. Часто слышу такой тезис: “Продажи — это просто, главное найти хорошего продавца”. О простоте продаж можно спорить, свое мнение, подкрепленное аналитикой Gartner, изложил тут.

А вот продавец действительно должен быть хорошим. Но я всегда в ответ задаю вопрос: “хороший”, это какой?”. У каждого свои собственные критерии и каждый, несомненно, по-своему прав. Я отмечу лишь то, в чем убедился лично и многократно.

Хороший продавец:

  • приходит, когда поверил, что сможет много зарабатывать;
  • быстро уходит оттуда, где ему мешают много зарабатывать.

В Enterprise таких людей не много, и они хорошо продают и зарабатывают.

А если их не много, значит на всех точно не хватит, значит нужно самостоятельно вырастить такого профессионала. Те, кто делал это внутри компании знают, какой это большой и долгоиграющий проект, его нужно постоянно поддерживать и развивать. “Сделал и забыл” — не работает. Однако, хорошая новость – результат вам понравится. Делюсь с вами инструментом, который поможет прийти к цели, который работает и уже показал себя на международном уровне.

Enterprise Account Plan (EAP) – это утвержденная менеджментом стратегия по работе с конкретным заказчиком, созданная продавцом на базе глубокой аналитики и детально проработанная им совместно с кросс-функциями.

Чем полезна стратегия:

  • является отличным заданием на испытательный срок,
  • помогает в развитии "обычного" продавца в сторону "хорошего”,
  • придает системность и прозрачность Enterprise продажам,
  • помогает объективно оценивать результаты.

Данный инструмент широко используется в крупнейших международных
компаниях (Microsoft, Oracle, Huawei, IBM) и всё чаще применяется в России (Сбербанк). На мой взгляд, он обречен на успех, потому как в основе лежит цикл PDCA: “Планируй—Делай—Исправляй—Анализируй”.

Несколько рекомендаций от меня лично. EAP-стратегию следует применять для ТОП-клиентов (тем 20%, где 80% денег). Горизонт планирования минимум год, а аналитики от трёх лет. Стоит помнить, что это не отчетный инструмент продавца, это именно стратегия и оцифрованный game plan всей компании по работе с конкретным Заказчиком на результат. Важно не просто заполнить шаблон, важно вжиться в “шкуру клиента”. Защита будет эффективной, если
сделать ее публичной и привлечь менеджмент. Тогда все присутствующие заинтересованы улучшить стратегию, обогатить ее идеями и контактами.

На какие ключевые вопросы должен ответить Enterprise Account Plan?

Блок 1. Аналитика клиента

Консолидируем информацию из открытых источников, которая поможет:

  • познакомить аудиторию с бизнесом Клиента в цифрах и фактах;
  • подробно рассказать о долгосрочных планах Клиента, перечислить запланированные инициативы и проекты;
  • представить полную карту контактов, выделить с кем ведется общение. Обозначить их роль, степень влияния и отношение к Продавцу и Компании;
  • дать срез по проведенным Клиентом закупкам в горизонте от трёх лет, определить основных конкурентов и партнеров, подсветить направления, где могут быть полезны наши продукты и услуги;
  • предоставить аналитику по востребованным услугам и сервисам (в целом по компании) в привязке к нашим основным ресурсам;
  • показать «в лицах» и цифрах основных вендоров-производителей, работающих в заказчике, вероятно, через других партнеров.

Блок 2. История нашей работы с клиентом

Здесь мы показываем результаты, а именно:

  • что нами продано Заказчику за последние три года в разрезе компетенций и продуктовых направлениям. Показываем цифры, тот же LTV, к примеру;
  • ТОП-10 реализованных проектов (по суммам и срокам реализации);
  • текущие пресейлы с детализацией и привязкой к стратегическим инициативам заказчика;
  • с кем мы работаем. Ключевые лица – функциональные и бизнес-заказчики. Обязательно нужно раскрыть их роль и функции.

Блок 3. Стратегия продаж на год

Здесь нужно максимально подробно и доступно рассказать о наших запланированных действиях и ожидаемых результатах, а именно:

  • стратегические инициативы – что Продавец предложит Заказчику в
    первую очередь и почему (на базе информации первых двух блоков);
  • бюджетные цели – сколько Продавец планирует заработать и на чём
    конкретно. Какой конверсии ожидать в избранной стратегии, и сколько ещё пресейлов не хватает по отношению к уже имеющимся для достижения нужного результата;
  • стратегия продаж в разрезах разных функциональных заказчиков: где мы защищаем свои позиции, где атакуем конкурентов, а где анализируем потенциал;
  • конкретный Road map активностей в разрезе компетенций, продуктов и услуг. Например, действие - ожидаемый результат - срок - статус - необходимая поддержка от кросс-функций - ответственный и прочее;
  • максимально точный план маркетинговых активностей, с датами,
    ожидаемым результатом и ответственными;
  • стратегия укрепления отношений с функциональными заказчиками, которых мы пока не знаем, но «видим» потенциальный бизнес;
  • чётко сформулированный запрос на поддержку к ТОП-менеджменту и смежным функциям. Например, встреча с Заказчиком на уровне первых лиц, или нужно изменить конкретный внутренний бизнес-процесс так, чтобы он помогал, а не мешал эффективно продавать, или необходимо организовать маркетинговое мероприятие, которого нет в плане и т.д.

Блок 4. Приложения

Сюда продавец собирает любую дополнительную информацию, которая усилит коллективную работу по тестированию гипотез. Я бы порекомендовал создать отдельные слайды с информацией по ключевым фигурам в Заказчике, с которыми пока не выстроены отношения. В процессе обсуждения с аудиторией, вполне вероятно, найдется тот, кто может лично знать «нужного человека», входит с ним в одно сообщество и может существенно ускорить прямой и доверительный диалог.

Залог успеха:

  • давать как можно больше конкретики (документы, ссылки, цифры, факты, сроки, фамилии, риски, возможности, альтернативные сценарии и любые другие детали);
  • предлагать смелые идеи, “заглядывать за горизонт”, запрашивать
    поддержку менеджмента и ставить руководству конкретную задачу;
  • ставить амбициозные цели, идти вперед и не бояться спотыкаться.

Из области гигиены:

  • вывод-тезис на каждом слайде;
  • развернутый вывод по каждому блоку;
  • возможность составить резюме стратегии из выводов в “one pager”.

Очень важно в начале работы со стратегией рассказать коммерсантам цели её внедрения, показать ценность и примеры, это должно вдохновить и настроить на сотрудничество. Дайте шаблон презентации под ваш бизнес, проговорите каждый слайд. Сформулируйте “правила игры”, установите сроки и ответственность.

Когда я внедрял этот инструмент у себя, то не нашел готового шаблона, который хоть как-то подходил бы под бизнес ИТ-компании или системного интегратора. Поговорив с людьми из профсреды, получив много инсайтов и проанализировав большое количество разного материала, включая опыт западных компаний, сделал “рыбу”, и она справилась с поставленной задачей на все 100%.

Делюсь. Уверен пригодится.

P.S. Личный опыт и шаблоны EAP в pptx по отдельному запросу.

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Блок 1. Аналитика клиента

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

О компании: Дается краткое описание компании (ключевые тезисы).

Закупки: ФЗ 44 / ФЗ 223 / Коммерческие закупки.

Бюджетный цикл: когда утверждается бюджет и план закупок (дата).

География присутствия: регионы ведения бизнеса, включая иностранные, с обозначением объема бизнеса и формата (завод это или мини офис).

Ключевые Заказчики: основные клиенты изучаемой Компании (через них можем получить нужные референсы).

Документы: (необходимо приложить)

  • годовой отчет за прошлый год,
  • стратегия развития на предстоящий год или иной период,
  • план закупок на предстоящий год,
  • положение о закупках.

Основные акционеры: перечислить их, для нас это тоже контакты.

Бизнес с Заказчиком (градацию настраиваете сами):

  • нет – бизнес отсутствует,
  • min – разовые контракты (в сумме до 1 млрд. руб. в год),
  • mid – контракты в сумме 1 – 5 млрд. руб. в год),
  • hi – контракты в сумме от 5 млрд, руб в год.

Аудитор: при регулярных аудитах, это тоже точка контакта.

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Запланированные инициативы - это фокус формирования воронки продаж.

Риски - поле для предложения решений по их митигации.

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Тут важно не выдумывать и приписывать то, чего нет. Главное осознать
ситуацию “as is”, чтобы от нее отстраивать эффективный план действий.

Союзник:

  • могу назначить неформальную встречу в любой момент,
  • регулярно встречаемся и делимся информацией,
  • охотно делится инсайдами (неформально),
  • заинтересован в присутствии “нашей компании” в проектах.

Консультант:

  • идет на контакт со всеми партнерами в равной степени,
  • делится информацией по запросу (чаще только открытой),
  • открыто не поддерживает какого-либо партнера.

Стоппер:

  • контакты по большей части формальные,
  • неоднократно нарушались договоренности,
  • критикует инициативы, не предлагая решений,
  • считаем, что поддерживает конкурентов и есть подтверждения (опция).
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Основные поставщики: обязательно указать основных поставщиков в информативных разрезах (аналитиках нашего бизнеса).

Есть ли внутренние (аффилированные) поставщики? Кто?

По вендорам: обязательно выделить тех, которые совпадают с нашими
текущими ТОП вендорами-партнерами.

СМП (субъект малого предпринимательства): есть ли требования направлять часть закупок в СМП? Сколько было направлено? По каким категориям?

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Анализ по целевым компетенциям всегда проводится совместно с кросс-функциями. Получая правильные ответы на заранее сформулированные целевые вопросы, мы понимаем, что и почему нужно предложить Клиенту прямо сейчас, а с чем лучше подготовиться к конкретной дате (например, прийти за 6 месяцев до окончания срока действия лицензионного контракта, чтобы обсудить новый).

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Если ваш бизнес полностью или частично строится на перепродаже вендорских решений, то нужно всегда помнить, что успех сделки напрямую зависит от качества коммуникации продавца с конкретными людьми в Вендоре. Этих людей нужно знать в лицо и выстраивать с ними партнерские, доверительные, а лучше дружеские отношения.

Блок 2. История нашей работы с клиентом

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Расшифровка аббревиатур этого и следующих слайдов в контексте
основных бизнес метрик системного интегратора:

  • контрактация (КК) – подписанный контракт,
  • выручка (ВВ) – признанная выручка по РСБУ/МСФО:
    - переходящая ВВ - от КК прошлого периода, но признанная в этом,
    - новая ВВ - от КК текущего периода,
  • gross margin (GM) – маржа, делится на ряд показателей, от КК и ВВ,
  • поступление денежных средств (ПДС) - деньги пришли на счет.

Планирование ведется в формате года с разбивкой по месяцам.

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Скоринг:

Экспертная оценка продавца (подтвержденная руководителем) вероятности успешного закрытия Сделки (присваивается при заведении сделки в CRM):

  • Скоринг 1: сделка в воронке, начальная проработка, уверенности нет;
  • Скоринг 2: потребность Заказчика подтверждена, но нет уверенности в
    том, что будет выбрано наше решение (вероятность 50/50);
  • Скоринг 3: потребность подтверждена, бюджет выделен, сроки конкурса определены, сделка защищена за нами вендором, клиента полностью устраивает решение - высокая вероятность успеха (90%).

Сделки со скорингом 3 попадают в прогноз исполнения бизнес плана. Продавец может повышать вероятность сделки в процессе работы (менять скоринг вверх). Важно контролировать каждое его понижение, особенно с третьей категории. Лучше ввести правило: “Убрать сделку из прогноза нельзя, только заменить на равнозначную (деньги и сроки).

P.S. Иногда вместо трёх градаций скоринга используется только две: “воронка” и “прогноз”. Я рекомендую использовать именно три категории, это помогает концентрироваться на сделках, которые можно быстро перевести в “прогноз” сделки со Скорингом 2.

Проект: краткое описание проекта, из которого даже постороннему человеку будет совершенно понятна его суть (продукт, услуга, компетенции).

Стадия сделки в CRM: стадия, на которой находится Сделка в воронке продаж. Отмечу, что переход от стадии к стадии должен зависеть не от мнения продавца, а от конкретных действий Клиента. Например, Клиент объявил тендер, значит переводим сделку в статус “Подготовка закупки”, есть протокол о победе - наступила стадия «Объявлен победитель» и т.д.

Бюджет: Предполагаемая сумма контракта.

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Слайд даст объективную картину, с какими функциональными заказчиками в Клиенте мы работаем и как эффективно (прибыльно).

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Важно, чтобы Продавец сделал объективные и прямые выводы, исходя из цифр и фактов (информации, которую можно проверить).

Блок 3. Стратегия продаж на год

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

На слайде должны быть отражены ключевые стратегические инициативы,
которые Продавец будет отрабатывать в течении года (минимум).

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Один из самых ключевых слайдов EAP, потому как:

  • продавец ставит себе цель по продажам в деньгах (на период),
  • показывает понимание переходящих объемов и потребность в новых,
  • планирует, из каких услуг и продуктов сложится результат,
  • анализирует свою конверсию продаж, проецирует на новую цель и обратным счетом показывает не просто свой план в деньгах, но и необходимое кол-во пресейлов в штуках и периодах (с учетом среднего цикла сделок).

Качественно проделанная работа над этим слайдом позволяет Продавцу
самостоятельно осознать какая эффективность каждого рабочего дня требуется, чтобы прийти к цели. А коммерческому директору дает инструмент регулярного промежуточного контроля (еженедельно).

Game plan

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж
Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

Блок 4. Приложения

Enterprise Account Plan. Повышаем качество b2b-продаж

В идеале иметь такие слайды по всем ключевым персоналиям в заказчике. В первую очередь по тем, с которыми у нас пока не выстроены отношения. В аудитории (при защите) скорее всего найдется несколько человек, которые смогут упростить путь поиска прямого и доверительного контакта - этим нужно пользоваться.

22
Начать дискуссию