От сбора информации до релиза. Делимся полным бизнес-процессом по разработке корпоративного сайта
Открываем все карты и делимся внутренними регламентами. Вы можете использовать их как для организации процесса разработки сайтов в вашей компании, так и для контроля подрядчиков.
Разработка сайтов — одно из ключевых направлений работы агентства системного интернет-маркетинга Webolution с 2007 года, когда мы вышли на рынок digital.
Роли: кто задействован в разработке сайта
Кроме клиента в разработке сайта со стороны агентства задействовано 12 ролей:
- Клиент: выступает в качестве владельца продукта, согласует все материалы, дает обратную связь, оплачивает разработку.
- Менеджер по продажам: отвечает за первичную коммуникацию с клиентом, сбор информации, презентацию сметы, заключение договора, контроль оплат.
- Аккаунт-менеджер / руководитель проекта: ставит задачи на разработку, контролирует ход их выполнения, согласует материалы с клиентом.
- Интернет-маркетолог: проводит аудиты, анализирует аудиторию, готовит прототипы страниц, ставит задачи на отрисовку дизайна, подготовку контента, поисковую оптимизацию и т.д.
- Дизайнер: отрисовывает дизайн страниц сайта.
- Разработчик: разрабатывает весь функционал сайта в соответствии с техзаданием.
- Старший разработчик: контролирует работу разработчиков, ставит задачи, как наиболее опытный человек в команде занимается самыми сложными в реализации задачами.
- Фронтенд-разработчик: верстает дизайн, отвечает за натяжку дизайна на CMS.
- Эксперт: вычитывает контент на фактические ошибки, дает рекомендации по необходимому функционалу, который в ряде проектов (например, медицинских) должен соответствовать нормам законодательства.
- SEO-специалист: занимается поисковой оптимизацией сайта, чтобы к моменту релиза проект полностью соответствовал требованиям поисковых систем.
- Копирайтер: готовит текстовый контент для сайта.
- Контент-менеджер: размещает контент на сайте.
- Офис-менеджер: отвечает за документооборот, отправку и получение актов, счетов и других документов.
Весь процесс заточен на то, чтобы вся команда взаимодействовала эффективно и чтобы не было провалов в коммуникациях.
Процесс открыт для всех участников. Каждый уже на старте работ понимает, когда ему нужно будет подключаться и как спланировать свою загрузку, чтобы разработку ничто не задерживало.
Так как мы используем в работе agile и scrum, регулярная синхронизация всех членов команды дает возможность работать максимально слаженно и быстро. Это, в свою очередь, позволяет обеспечивать высокие темпы разработки. Вплоть до того, что в одном из проектов мы с нуля разработали лендинг и запустили рекламу всего за 3 рабочих дня.
Четыре глобальных этапа разработки сайта
Если взглянуть на процесс глобально, можно выделить четыре основных этапа, которые, в свою очередь, разделяются на более мелкие подпроцессы.
Аналитика и прототипирование
Изначально мы проводили полный анализ и на его основе делали техзадание, которое согласовывали с клиентом.
Но со временем стало понятно, что заказчики в большинстве своем не понимают ТЗ: им неинтересно его читать, нет времени разбираться с деталями и вникать в технические тонкости.
При этом практически все клиенты очень хотят еще до начала разработки представлять, как будет выглядеть сайт. Хотя бы примерно, в общих чертах.
Поэтому мы стали не просто готовить техзадание, но и сразу делать прототипы страниц — так уже на начальном этапе мы получили возможность полностью синхронизироваться с клиентом, уточнить пожелания и ожидания и приступать к дальнейшим этапам с гораздо более четким пониманием того, как сделать сайт, который одновременно будет и клиенту нравиться, и маркетинговые задачи решать.
Дизайн
Когда у нас есть аналитика и согласованные с заказчиком прототипы страниц, дизайнер начинает отрисовывать сайт.
В идеале, чтобы к этому времени хотя бы для части страниц уже был подготовлен контент. Это может быть переработанный и дополненный контент со старой версии сайта или полностью оригинальный, если речь идет о разработке с нуля или полном редизайне проекта.
Можно использовать в дизайне тексты-рыбы для заполнения блоков, но тогда контент придется под них подгонять. Часто это ведет к тому, что нужно убирать что-то важное, чтобы вписаться в ограниченное пространство — и это не очень хорошо с точки зрения донесения смысла и преимуществ до читателя.
Верстка, программирование, интеграция CRM
Когда дизайн согласован, техотдел приступает к разработке. Как правило, клиенты не любят вдаваться в технические детали — поэтому этот процесс полностью идет внутри.
Заказчик может контролировать выполнение отдельных задач при желании, но, как правило, подключается чаще всего только на завершающем этапе, когда сайт уже полностью готов и выложен на тестовый сервер.
Добавление контента, тестирование и релиз
После того, как клиент и команда прогонят сайт на тестовом сервере через несколько проверок и устранят все найденные недочеты и ошибки — добавляется оставшийся контент.
После этого уже полностью готовый проект еще раз внимательно проверяется.
А затем — переносится на основной сервер и подключается к домену.
После финальной проверки по чек-листу сайт сдается заказчику, подписываются все закрывающие документы — и проект передается на поддержку.
Старт проекта: сбор информации и передача аккаунт-менеджеру
На предпродажном этапе с клиентом работает менеджер по продажам, подключая при необходимости аккаунт-менеджеров и узких специалистов к подготовке материалов и встречам с клиентом.
После подписания договора, менеджер по продажам также отвечает за сбор первичной информации по проекту от клиента (часто она собирается еще на предпродажном этапе в ходе заполнения брифа и живых встреч).
Когда информация собрана, менеджер создает проект в Битрикс 24, загружает в него всю полученную от заказчика информацию — и передает проект в заботливые руки аккаунт-менеджера, который по сути является руководителем проекта и с этого момента полностью отвечает за разработку и все коммуникации с заказчиком и командой.
Аудиты и изучение аудитории
После того, как менеджер по продажам передал информацию аккаунт-менеджеру, последний оценивает, вся ли нужная информация есть в проекте.
Если информации не хватает, проводятся дополнительные встречи с заказчиком, в ходе которых собираются недостающие данные.
После этого интернет-маркетолог создает паспорт проекта, в котором в дальнейшем фиксируются все задачи и ссылки на все, что используется в работе: от дизайна и техзаданий для специалистов до иконок.
Затем под руководством аккаунт-менеджера команда приступает к аудитам. По умолчанию мы проводим несколько исследований:
- анализ целевой аудитории и разработка портретов клиентов,
- анализ сайтов конкурентов,
- юзабилити-аудит сайта клиента,
- SEO-аудит.
В ряде случаев еще до этапа разработки сайта мы разрабатываем полноценную digital-стратегию, которая включает в себя эти и дополнительные исследования в более развернутом формате.
Результаты аудитов презентуются клиенту. На этом же этапе команда предлагает и утверждает с клиентом ключевые идеи по дизайну и обязательному функционалу разрабатываемого сайта.
Разработка структуры сайта и прототипов страниц
После согласования с клиентом аудитов аккаунт-менеджер совместно со специалистами приступает к ключевому этапу разработки — созданию структуры и прототипов страниц.
Ошибки на этом этапе недопустимы, так как любой недочет может очень сильно повлиять на весь дальнейший процесс разработки.
Поэтому мы особенно внимательно следим за тем, чтобы общая структура сайта и прототипы страниц были сделаны безукоризненно.
Главная цель — сделать не просто сайт, а наиболее конкурентоспособный проект в своей рыночной нише и заложить надежный фундамент для продвижения в интернете.
При разработке прототипов страниц мы всегда используем тексты и другие материалы со старого сайта, если они есть.
При этом в разработке обязательно принимает участие SEO-специалист, который помогает проработать коммерческие факторы и дает рекомендации по структуре и контенту, внедрение которых на старте положительно повлияет на поисковое продвижение сайта после релиза.
И структура, и прототипы обязательно согласуются с клиентом и дорабатываются в соответствии с его пожеланиями.
На основании согласованных прототипов готовится подробный бриф и техническое задание на разработку дизайна сайта. Все это также согласуется с клиентом.
По завершении этого этапа, как правило, актуализируется смета и составляется план работ непосредственно по разработке: от дизайна до релиза готового проекта.
Разработка дизайна
На этом этапе аккаунт-менеджер совместно и интернет-маркетологом ставят задачи по разработке дизайна, контролируют выполнение и соответствие техзаданию и согласуют готовые макеты с клиентом.
Так как прототипы уже готовы, мы идем последовательно.
- Делаем и согласуем дизайн главной страницы.
- Разрабатываем и согласуем дизайн внутренних страниц.
- Прорабатываем и согласуем адаптивный дизайн под мобильные устройства.
Когда дизайн сделан и согласован, мы составляем техзадание на верстку и корректируем смету.
В завершение готовим закрывающие документы по этапу, закрываем вопросы с обязательствами по оплате и планируем следующие шаги.
Подготовка семантического ядра для SEO и контента для сайта
На этом этапе к процессу активно подключается SEO-специалист и копирайтер (один или несколько в зависимости от масштабов проекта).
За непосредственную коммуникацию с копирайтерами отвечает SEO-специалист, который проверяет тексты, при необходимости отправляет их на доработку, принимает работу и передает интернет-маркетологу и аккаунту для согласования с клиентом.
Аккаунт-менеджер и интернет-маркетолог контролируют разработку семантического ядра, подготовку техзаданий на тексты, разработку контента — и согласуют все материалы с заказчиком.
После прохождения всех согласований тексты отправляются к контент-маркетологу, который добавляет их в макет сайта.
На этом этапе клиент уже может увидеть, как именно будет выглядеть его проект после релиза. При необходимости мы можем внести на этом этапе небольшие завершающие правки по контенту.
Верстка
Готовый дизайн с добавленным контентом передается в работу верстальщику, который превращает макет в шаблон, готовый к натяжке на CMS.
Готовая верстка выкладывается на тестовом сервере, после чего старший разработчик, интернет-маркетолог и аккаунт-менеджер проверяют ее на соответствие техзаданию, а также тестируют, как сайт отображается на разных устройствах.
В завершение тестовый сайт согласуется с заказчиком. При необходимости вносятся доработки.
Интеграция верстки, базовая поисковая оптимизация, доработка контента
Технический отдел натягивает верстку на выбранную клиентом CMS. SEO-специалист на основании материалов, подготовленных на предыдущем этапе проводит базовую контентную и техническую оптимизацию, следит за тем, чтобы все тесты были перенесены корректно.
При необходимости выставляет дополнительные задачи на контент-менеджера по добавлению контента.
После завершения работ по интеграции верстки, базовой поисковой оптимизации (SEO) и финального наполнения сайта контентом, аккаунт-менеджер и интернет-маркетолог тщательно проверяют проект по чек-листам, чтобы выявить любые возможные ошибки и недочеты.
Естественно, все они тут же устраняются.
После этого проект на тестовом сервере еще раз презентуется клиенту. На этом этапе он может оценить не только внешний вид, но и полный функционал: проверить, как работают разные формы, залезть в админку и т. д.
Релиз сайта. Переход к поддержке проекта
Иногда этот этап полностью берет на себя технический отдел на стороне заказчика, но чаще за публикацию и релиз тоже отвечаем мы.
По сравнению с другими этапами этот шаг один из самых простых, но при этом ответственных — именно по этой причине его мы также включили в общую схему, так как нет ничего более обидного, чем сделать все идеально и ошибиться в самом конце.
После релиза проект переходит на следующий этап — техническую поддержку. Также после релиза продолжаются работы по поисковому продвижению, запускаются рекламные кампании, продвижение на картах и другие активности в рамках комплексного продвижения.
Выставление задач по бизнес-процессу
Описание и визуализация процесса разработки дает системное представление о том, как должна строиться работа, на каких этапах к ней подключаются разные специалисты и что входит в зону ответственности каждого из них.
Шаблоны содержат всю важную информацию, которую нельзя упускать из виду, при этом в зависимости от особенностей каждого конкретного проекта они могут легко адаптироваться.
В результате аккаунт-менеджер и интернет-маркетолог, которые непосредственно отвечают за разработку, могут быстро выставлять все задачи по бизнес-процессу и не тратят время на бесконечные обсуждения рутинных деталей.
Скачать полную иллюстрацию бизнес-процесса по разработке сайтов
Использовать его вы можете без каких-либо ограничений как для систематизации собственного процесса разработки, так и для контроля подрядчиков, которые занимаются разработкой для вашей компании.
Как всегда, будем рады ответить на ваши вопросы!
Дмитрий круто! Мне кажется есть задачка для вас. С кем можно было бы обсудить условия?
Добрый день! Спасибо за оценку, рады, что материал был полезен.
Напишите нам или позвоните: https://webolution.ru/ — с вами свяжется менеджер, с ним можно обсудить детали задачи.
спс
Добрый день!
А разве сбор семантики не логичнее проводить на этапе проработки структуры сайта? ( В частности это про интернет-магазины), чтобы на основе СЯ уже формировать структуру каталога. В этом случае, тексты можно писать заранее и оптимизацию делать быстрее.
Кейс интересный, поделитесь вашими чек листами проверки?))
Добрый день. Спасибо за оценку! Это процесс разработки корпоративного сайта. Для интернет-магазина немножко сложнее все будет.
В целом, СЕО-шник подключается на этапе проектирования. Но полноценное СЯ собирается уже немного позже.
с удовольствием прочитал. Отлично. Спасибо что делитесь такими инсайтами
Рады, что материал был полезен!
Знаете, товарищи, я вот со стороны клиента спрошу. Как вы считаете, имеет ли клиент право рассчитывать на то, что сайтостроители предоставят помимо самого инструмента "инструкцию" к нему - регламенты, положения и т.п.? Т.е. чтобы сайт полноценно встроился в бизнес-процессы компании, а не кирпичом лежал.
И вообще мой вопрос про то, что у освещенного здесь процесса есть еще вторая сторона, как на стадии разработки, запуска, так и собственно в регулярной эксплуатации. Я к сожалению не видел ни одного публичного материала, который бы освещал полноценно весь [ваш] сервис от А до Я. Может, конечно, это какая-то особая зона диджитал компетенций, которую не раскрывают, типа "ноу-хау"? Проясните пожалуйста кто может.
Замечательный вопрос!
На самом деле, частично мы это тоже делаем: настраиваем интеграции с CRM, проводим обучение для сотрудников по работе с заявками с сайта, помогаем разобраться, как интегрировать его в общую систему маркетинга компании.
При необходимости готовим инструкции, можно сделать регламенты и положения в том числе.
Мне кажется, про это не пишут особо, потому что такого рода задачи делаются достаточно редко.
Хотя мы бы с удовольствием взяли такой проект.
Благодарю за ответ) Я в свою очередь с удовольствием бы посмотрел шаблон такого положения / регламента.
Уже обсуждаем с командой. А какой у вас бизнес, если не секрет?
Не знаю что вы 15 лет оттачивали, я работал в 2017 году в агенстве и мы посмотрели курс по СЭМ от Completo и начали делать точно так как вы описали.
С Completo мы давно дружим и обмениваемся опытом, поэтому информация из курсов частично легла в наши разработки, а частично — на них основана.
В любом случае, здорово, что по похожим бизнес-процессам работают и другие компании. Это доказывает, что такой подход, вероятно, наиболее выгодный и удобный как для агентства, так и для заказчика.
Очень выгодный и очень удобный. К сожалению, мы сталкивались с тем, что при всей готовности с нашей стороны сделать максимум, заказчик не был готов сделать то же самое и в итоге были задержки в предоставлении данных для анализа на первых этапах, контента в дальнейшем, а после сдачи сайтом переставали заниматься надеясь что он сам там как то заработает.
Увы, такое тоже случается.
Какой смысл тогда вешать его на первое место в портфолио? Три проектс не успеванм сделать, выбрать просто некого. Все печально и не дотягивает.
Спасибо за замечание. Уберем)
Дмитрий, это отличная статья, благодарочка за нее)
Рады, что материал был полезен!
1. Клиент)
12 ролей. Просто в списке еще уточнили, как именно в процесс вовлечен клиент.
👍👍👍
Спасибо за оценку!
Спасибо за подробный разбор. Хороший пример демонстрации качества внутреннего процесса!
Правильно я понял, что после согласования прототипов вы обновляете смету? На практике как сильно на этом этапе меняется смета? Возникают ли сложности с заказчиком из разряда "почему стало в 2 раза дороже - я же ничего не менял"? И как вы с этим работаете?
Спасибо за отзыв! Да, смету корректируем несколько раз в процессе работы. С заказчиком этот момент оговаривается со старта, поэтому негатива не бывает.
В 2 раза смета может вырасти только в том случае, если заказчик сам предложит что-то эдакое. В этом случае, как правило, тоже не возникает недопонимания, почему новая цена отличается.
Все в плоскости коммуникации, если коротко. Если держать клиента в курсе, показывать процесс и объяснять по ходу, что к чему, то проблем не возникает.
Первый сайт из портфолио с кривой переадреацией voroninsport.ru - ваш?
Когда-то давно делали его. Видимо, уже не актуален. Посмотрим, спасибо!
Комментарий удален модератором