{"id":13570,"url":"\/distributions\/13570\/click?bit=1&hash=f1bacf5c4cbd7b3a89944cb6a24ea229537917b3fe32459e3adc3e5edc200946","title":"\u041a\u043e\u0442\u044b \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043e \u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438 \u0441 \u0432\u0435\u0440\u0442\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e","buttonText":"\u041c\u044f\u0443!","imageUuid":"af50a6ca-4f1a-5649-a992-94e85a4ba2c0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Аспро.Agile

Кнут, Канбан и Scrum. Как заставить маркетологов работать?

Маркетологи — странный народец. Что-то вот там делают, пишут, по клавишам тыц-тыц и на боковую. А платим за что? Работа в чем? Непрозрачно как-то!

А организовывать их вообще кошмар как сложно. Бегают вокруг, что-то придумывают. Мы с этим тоже столкнулись, но выход есть! И в этой статье поделимся опытом и расскажем, через какие метаморфозы пришлось пройти нашему отделу маркетинга.

Stockimage.jpg

А в чем проблема-то?

Сейчас уже мало кто помнит, как отдел работал раньше. Но старожилы рассказывают, что было не очень. В промежутках между жалобами на молодежь и сидением в очередях в больницу.

Работали «как попало». Новая задача могла прилететь когда угодно, и было неясно: надо скорее браться за нее или сперва доделать предыдущую. Новичкам было трудно понять, нормально ли они справляются. Да и в целом проблема распространялась на весь отдел: было сложно измерить хорошо работает команда или нет. Никто не понимал, какая норма у сотрудника, можно ли ему докинуть еще с десяток задач, или он попросту не успеет сделать их все. Вкупе с отсутствием приоритетов это порождало какой-то вселенский хаос.

Были и проблемы во взаимодействии. Все проверки, вся работа отдела была завязана на руководителе, который проверял материалы. Это не особенно тормозило процесс. Но что если нанять еще пару сотрудников?

Команда из 3-4 человек практически не взаимодействовала между собой. Каждый занимался какими-то своими делами. Маркетолог мог столкнуться с трудностями и не знать, что коллега только что справился с такой же задачей.

В общем, мы были героями фильма. Мы не успевали все, везде и сразу. Плюс такой подход практически не масштабируется. Найми еще с пяток сотрудников и появится «бутылочное горлышко» — руководитель просто не успеет всех проверить и распределить задачи.

И что делать?

В какой-то момент мы поняли, что хватит это терпеть. Штат планировалось расширять, так что нужно было оптимизировать рабочий процесс. За решением далеко ходить не пришлось: мы решили перенять практики из отдела разработки, которые работают по SCRUM. Подход закрывает сразу три проблемы.

Проблема 1: Планирование и распределение нагрузки

По методологии каждая задача имеет свою «стоимость». Это число отражает сложность каждого таска. Оценка трудозатрат помогает измерить производительность отдельного сотрудника и отдела в целом.

Это помогает видеть общую картину намного лучше. Скажем, один сотрудник написал два материала, а другой снял и смонтировал видео. Кто поработал эффективнее? Или даже не так, мог ли все это сделать один человек?

Мы фиксируем производительность каждого в таблице и выводим средние значения. Спустя пару месяцев работы у нас появилось четкое понимание загрузки каждого сотрудника. Мы знаем, сколько задач может закрыть каждый член команды в день, неделю, месяц. Исходя из этих данных нам стало намного проще строить планы.

Также трудозатраты помогают отследить производительность сотрудника в динамике. Например, если средние значения начали падать, то нужно выяснить причины. Возможно, человек погребен под массой однотипных задач или ему просто пора в отпуск.

Главное здесь — это численные значения, которые можно сопоставить и сравнить.

И если раньше мы планировали как-то так:

То сейчас в этой таблице больше цифр и конкретики:

Проблема 2: Командные взаимодействия

Гибкие методологии строятся на взаимодействии команды. Маркетинг — это не та сфера, где можно все делать в одиночку, нельзя быть профи во всем. Идеальным сценарием будет разделение сфер ответственности. Кто-то отвечает за статьи (это я!), кто-то — за контекстную рекламу и так далее.

И чтобы эффективно работать с контентом, нужны межличностные отношения. Чтобы люди решали вопросы между собой и на выходе получался готовый продукт. Например, определить аудиторию статьи до написания и запланировать соответствующую рассылку. Такой подход позволяет делать более качественный контент

Проблема 3: Беспорядок в задачах

К методологии также прилагаются инструменты наведения порядка в задачах. Те же трудозатраты помогают команде удобно планировать день, не откладывать трудные вещи на потом.

Ставим приоритеты задач: «Низкий», «Средний» и «Высокий». Так уже намного проще понять, что важно закрыть в первую очередь. Благо, что никто не злоупотребляет с высоким приоритетом.

Ежедневные стендапы помогают грамотно организовать работу. Каждое утро команда собирается вместе, каждый рассказывает, что сделал вчера, что будет делать сегодня и какие трудности были. Так все в отделе в курсе, как продвигается работа по маркетинговой стратегии.

Почему спринты и куда мы тратим труд

Спринты в SCRUM подразумевают, что в их конце у команды появляется готовый продукт или его часть. Для маркетинга это не слишком применимо. В конце недели у нас не выходит какой-то один материал или одна рекламная кампания. Из-за этого многие редакции и маркетинговые агентства предпочитают канбан. Есть задачи, есть их статус, но за пределами «выкинуть таск в крайнюю колонку» цели нет.

Но мы все же решили использовать спринты. Потому что так намного проще считать трудозатраты и понимать, какой объем работ мы сможем взять на неделю. Для нас это важно, чтобы равномерно распределять нагрузку.

Потому что надо было лучше работать, а не писать хокку.

Особенно это полезно сейчас, когда отдел работает сразу над 4 продуктами, и мы можем отследить, как распределяются трудозатраты. Это удобно с точки зрения бизнеса, ведь у нас есть цифры, и мы можем посчитать рентабельность маркетинговых активностей.

Визуализация рабочего процесса помогает нам оценить прогресс спринта в любой день недели. Это хорошо работает с психологической точки зрения: ты видишь, сколько задач ты уже закрыл и сколько еще осталось. Есть ощущение, что делаешь что-то полезное для компании.

С этим нам помогает наша система Аспро.Agile, мы ее как раз для этого и разрабатывали. Долгое время использовали ее внутри компании и в этом году выпустили в публичный доступ.

Обычно мы не ставим цель спринта, но иногда случается. Чаще всего это релиз нового продукта или акция.

А что в итоге?

Сейчас мы все еще ищем способы оптимизировать свою работу. Видим еще много моментов, которые можно доработать. Все это процесс, причем небыстрый. Нам потребовалось несколько лет, чтобы прийти к формату, в котором нам будет комфортно работать. Хотя возможно, через пару лет мы посмотрим на эту статью и поймем, как же было неудобно.

Главное что методология помогает появляться новым практикам, развивать полезные и отказываться от того, что не работает.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Kirill Muchow

Если у человека нет мотивации работать, хоть Карабан применяйте, все равно не получится смотивировать

Ответить
Развернуть ветку
Philips

А если у человека есть мотивация, то хай себе трахается с хаосом?))

Ответить
Развернуть ветку
Аспро.Agile
Автор

Это правда, да. Но тут уже лучше разбирать проблему с сотрудником в личном порядке (:

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Сочувствую, продавцы аджайлов и до вас добрались.
Всегда поражало то, как эти методологии способны убивать мотивацию тех людей, у которых все в порядке с самоорганизацией и без них.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

А agile про «мотивацию» или про «самоорганизацию»?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Александр Стексов

Все делается гораздо проще. Не особо нужны Канбан доски и прочие сервисы. Главное правильная мотивация для правильных людей. На своем опыте доказано. А все игрушки в виде сервисов не особо помогают влиять на результат.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Галямов

Не соглашусь)
В хорошо выстроенной системе любой (даже нерадивый) сотрудник показывает результат.
В плохо выстроенной системе даже самый лучший специалист не будет работать на максимум.

Интересно узнать про правильную мотивацию для маркетологов, поделитесь? И как вы ищете тех самых правильных людей, тоже очень интересно.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Илья Осипов

это может "работать", если маркетолог один.

если больше — будут проблемы. если у вас есть маркетолог и он работает "просто на мотивации", скорее всего у вас проблемы, просто вы этого еще не поняли. если вы сам маркетолог — скорее всего проблемы у вашего начальства.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Berg

тут от человека зависит. думаю есть люди, которым как раз такие сервисы и помогут в мотивации

Ответить
Развернуть ветку
arty

Переход из более-менее формализированной системы в абсолютно субъективную наверное больше начальникам нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Камышев

Мотивация - это правила и прозрачные условия.
Сервис - инструмент (молоток).
Если плотник будет очень хотеть построить дом, но ему не дать сумку с инструментом - результата не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Буров

Вы всё правильно написали каждый должен заниматься своим делом.

Маркетолог мог столкнуться с трудностями и не знать, что коллега только что справился с такой же задачей.

Почему у двух разных сотрудников одинаковая задача? Чья это специализация тот все такие задачи и делает.

надо скорее браться за нее или сперва доделать предыдущую

Конечно доделать предыдущую, иначе скоро у вас станет 100 недоделанных задач + выгорание

один материал или одна рекламная кампания

Непонятно что делать если все нужные рекламные кампании запущены

Каждое утро команда собирается вместе, каждый рассказывает, что сделал вчера, что будет делать сегодня и какие трудности были.

Вот это самое бесячее, мне нет дела до того кто что вчера делал и кто что будет делать сегодня. Я должен знать только что делать мне. Остальное неважно.

Но мы все же решили использовать спринты.

Непонятно из статьи что вы делаете если во время приходит срочная задача. Двигаете остальные? Тогда цели спринта не будут достигнуты.

В итоге у вас всё приведено к затратам по часам. Это ок, но это не про эффективность маркетинга.
Вопрос: как, например, вы измеряете качество получившейся статьи?
Вопрос: что лучше 4 маленьких статьи или одна большая?
Вопрос: что лучше текст или видео?
Вопрос: как появление видео повлияло на метрики и если повлияло то видео ли, а если не повлияло то что делать?

Описанная схема не раскрывает того как вы отвечаете на эти вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Caomhan Macha

Коллега, вы практически мои вопросы задали. ППКС!

Ответить
Развернуть ветку
Рестор Павлов

Я не понял ценности статью. Я ожидал увидеть какие то отраслевые решения по усилению отдела, а у Вас всё просто: было - бардак, стало - по полочкам. Такая неразбериха зависит исключительно от руководителя, и может протекать в любом отделе.

Ответить
Развернуть ветку
Dn4g

Гибкие методологии нужны для наведения порядка в первую очередь.
Оценить дела сверху, понять где проблемки и узкие места.

и красивую доску повесить с цветными стикерами, без этого никуда (:

Ответить
Развернуть ветку
Аспро.Agile
Автор

Да, все как-то прозрачнее с ними становится. И веселее, если найти классные цвета стикеров (:

Ответить
Развернуть ветку
igorek234

Какая в попу мотивация. Система + Дисциплина + Контроль = Эффективность. Кто нуждается в дополнительной мотивации - за борт.
В статье общие черты системы. Толком ничего не понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

А что такое «система»?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Макарычев

Присоединяясь к предыдущему вопросу, спрошу ещё и что такое дисциплина и контроль

Ответить
Развернуть ветку
Василий Буров

Присоединяюсь к предыдущим и спрошу как обеспечивать дисциплину и контроль. Что контролировать в контент маркетинге например в каких местах, по каким показателям? А в видео продакшене?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Gino Tarino

В приведенном примере (скрине) в таблице планировании и конкретики вы показываете работу не маркетолога, а копирайтера. Эффективность копирайтера понятно как измерять.
Для себя понял, что нужно распределять работу маркетолога по направлениям и задавать им приоритетность в процентном соотношении. Естественно отталкиваясь о целей компании. В сумме у нас должно получиться 100%.
И далее, мы можем эту приоритетность применять в ключе недели, месяца, квартала.
Отсюда вытекает кол-во времени, которое мы готовы уделить направлению и цели, которых мы успеваем достичь за отведенное время.
Далее, мы можем сюда наложить результаты: лиды, трафик, лендинги, заказы и пр. и смотреть результативность.

upd: а, ой, это коммерческая статья.

Ответить
Развернуть ветку
Кадровый меч

Вангую массовую текучку кадров и увольнения в будущем. Пытаться навязать всякие спринты и прочее - путь в никуда. Это все равно, что собрать художников, музыкантов, писателей и заставить их работать по плану. Спринт 1: написать первую часть книги за 2 недели. Спринт 2: Написать вторую часть. Спринт 3: Написать третью часть. Спринт 4: отдать в печать.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Вот прям описали курсы по написанию книг))) А потом приходишь в книжный и пытаешься найти нормальную книгу среди кучи говна "писателей за месяц".

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Макарычев

Я даже видел сантехнический канбан 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Данилов

Через пару лет в компании массово после вузов будет идти молодёжь 2000 г.р.
Вот им расскажите про канбан и аджайл.

Ответить
Развернуть ветку
Moscow Boi

У меня в универе в Париже на 4 курсе agile и scrum были обязательным предметом. Приехал откуда-то вызванный специалист, который весь семестр вёл у нас эту программу. Позиционировалась она как самая передовая система для эффективной работы в команде.

Мое личное впечатление это, то что если группа специалистов работающих в какой-то компании не могут построить процессы работы так, чтобы это было эффективно и все в этом процессе участвовали, то это смешно. В принципе все более менее адекватные люди способны правильно делегировать обязанности и составлять план работы, чтобы это было эффективно и доступно для всех участников

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Макарычев

судя по выводам, Херовый был преподаватель видимо :)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Ts.

"Скажем, один сотрудник написал два материала, а другой снял и смонтировал видео." Я что-то пропустил момент, с которого маркетолог – это тот, кто видео снимает и статьи пишет.

Ответить
Развернуть ветку
Caomhan Macha

Пф. Я как-то еще и Астериск поднимал и настраивал потому, что срочно надо было вопрос с телефонией решать, а штатный админ уволилися. Хотя вообще маркетолог

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр

замените "маркетолог" на "кодера"

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Антошина

По опыту, организовывать профессионалов - зря терять время и силы, демотивировать людей (если их не пара тысяч, конечно🙂).
А не организовать вовремя и в нужной степени разноуровневую по квалификации группу - получить склоки, провал результата, текучку кадров.

Ответить
Развернуть ветку
Странный Игрок

Еще забавно, когда весь календарь забит этими встречами по эффективности, но при этом в тасках по 2-3 дня не отвечают)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Зачем сделали Аспро.agile, если почти весь функционал есть в Aspro.cloud? Почему нельзя было просто добавить спринты и выгорание задач в клауд?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 60 комментариев
null