{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

7 смертных грехов: как их эксплуатируют миллиардные компании

Гордость, лень, зависть и другие грехи — лучшее топливо для роста пользовательских сервисов. Вот как можно это применить и в ваших проектах.

Мне очень часто задают вопрос: «Что изменится в ближайшие 10 лет?» Но почти никогда не услышишь вопроса: «Что НЕ изменится в ближайшие 10 лет?». И второй вопрос — куда более важный.

Джефф Безос, основатель Amazon

А что не меняется уже тысячи лет? Весь набор смертных грехов. Да, каждое поколение приносит новые идеи и мировоззрения. Но все мы сформированы миллионами лет эволюции и в основе одинаковы. Как и наши предки, мы злимся, завидуем, хотим чувствовать уважение других.

И на этих грехах можно выстроить миллиардные бизнесы.

1. Гордость 🏆

Ачивки в LinkedIn

Лучший пример эксплуатации гордости — LinkedIn, продались Microsoft в 2016 году за $26В. На заре компании основатели заметили интересную деталь — люди намного чаще посещают собственный профиль, чем странички других людей. Оказывается, всем нравится собирать свои достижения и хвастаться ими.

И несмотря на «кринжовость» LinkedIn и выпячивание статуса изо всех щелей, сетевые эффекты победили — сейчас там 830 млн зарегистрированных пользователей и 50% из них заходят хотя бы раз в месяц.

Уже появляются «убийцы LinkedIn», которые тоже эксплуатируют гордость: Polywork пытаются сделать профессиональную соцсеть для зумеров. Сервис позволяет похвастаться всеми вашими навыками, а не только названием последней должности.

Конечно, гордость распространяется не только на рабочие достижения — повышать свой статус можно чем угодно. Вот несколько растущих сервисов из других отраслей:

  • Strava — соцсеть для спортсменов, в которой можно похвастаться, сколько километров вы пробежали или проехали на велике.
  • Fishbrain — приложение для рыбаков, которое выстроено на гордости: ведь все хотят показать, какую рыбищу они выловили сегодня.
  • Greg — похожее приложение для домашних садоводов. Теперь вы не просто поливаете своё алоэ, а получаете за это опыт и лайки в приложении.

Вопросы на подумать: почему люди будут горды от пользования нашим продуктом? Есть ли у нас какая-то фишка, которую они захотят репостнуть к себе на стену или отправить маме?

2. Лень 💩

Когда засмотрелся сериалами на Netflix и начал сливаться с диваном

Никто не смог обуздать лень так же хорошо, как Netflix (капитализация $100В). Автопроигрывание эпизодов, персонализированные рекомендации, показ случайного сериала — можно не делать абсолютно ничего и получать кайф.

Лень — движущая сила прогресса. Мы все хотим получить результат, приложив как можно меньше усилий.

Поэтому один из лучших способов найти идею востребованного проекта — сформулировать его в формате «теперь можно не делать Х»:

  • Доставка еды → можно не готовить и не ходить в магазины. Очевидно, в будущем даже не придётся жевать — над этим работают проекты по типу Soylent.
  • Удалённая работа → можно не тратить время на дорогу.
  • Финансовые пирамиды → можно зарабатывать, ничего не делая.

Гиперказуальные игры по типу «три в ряд» растут бешеными темпами: в прошлом году их скачали 15.6 млрд раз — в 2 раза больше чем в 2019. Люди предпочитают часами наполнять холодильник в приложении Fill The Fridge, а продукты в реальный холодильник заказывать через Самокат.

Вопросы на подумать: сколько составляет «время до кайфа» в нашем продукте (Time-to-fun)? Можно ли как-то уменьшить трение — количество кликов и решений пользователя до получения результата?

3. Зависть 😡

Где есть сравнение, появляется зависть — и все соцсети выстроены на сравнении себя с другими. Пример миллиардной компании очевиден — это «Нельзяграм», который продался в 2012 году за $1В.

Интересно, что сначала он был гео-соцсетью (по типу Foursquare), но фильтры для фото оказались более востребованы. Думаю, все знают девчонок, которые делают по 500 фото, чтобы потом выложить одну из них в соцсети.

Теперь начался тренд на аутентичность и «анти-инстаграмность», который выражается в росте приложений по типу BeReal и SpamApp. Но если копнуть глубже, аутентичность тоже становится лишь перфомансом для зависти — «посмотрите, какой я занятой, у меня даже нет времени выбирать подходящее фото!»

Зависть идёт в комплекте с FOMO — страхом упустить что-то важное. Эксклюзивные вещи и вечеринки, таймеры обратного отсчёта, распродажи «только сегодня».

Современное использование зависти — NFT. Люди готовы заплатить $450k, чтобы жить в виртуальном доме рядом со Снуп Догом. Неудивительно, что самые главные адепты NFT — это люкс-бренды: Gucci, Dior и Ralph Lauren уже представили свои виртуальные коллекции одежды в метавселенных и открывают там свои магазины.

Вопрос на подумать: почему другие люди будут завидовать тем, кто пользуется вашим продуктом?

4. Жадность 🤑

«Тёмные паттерны» Тинькофф Инвестиций. Скриншот из этой статьи

Спекуляции и финансовые пузыри — наша неотъемлемая часть. Взять хотя бы крипту: может это и одна из самых прорывных технологий, но большинство покупателей крипты (63%) в первую очередь хотят просто заработать денег на спекуляциях. Если говорить прямо — найти большего лоха.

И сегодня любая вещь становится объектом для инвестиций — с графиками, биржевыми стаканами и своими гуру. Несколько примеров:

  • Кроссовки — StockX. В прошлом году привлекли $255М инвестиций по оценке $3.8В.
  • Картины — Masterworks. Виртуально разбивают картину на десятки тысяч «акций» и позволяют торговать этими кусочками от нескольких долларов.
  • Люди — Rally. Можно купить токены начинающего музыканта или художника, в надежде что он станет следующим Бэнкси и даст «сто иксов».

Вопросы на подумать: помогает ли ваш продукт зарабатывать людям? Сколько? Доносите ли вы это в своём оффере, либо «итак все понимают»?

5. Чревоугодие 🍩

Как растёт доля взрослых с ожирением. Источник: Our World in Data

Ожирение входит в топ-5 причин преждевременной смерти — из-за него умирает больше человек ежегодно, чем из-за ДТП и загрязнения воздуха. Число людей с диабетом в мире скоро сравняется с числом недоедающих.

Стоит ли говорить, что это один из самых сладких рынков? Если объединить Чревоугодие и Лень, мы получим большой простор для проектов: только на доставку еды из ресторанов люди потратят $323В в этом году.

Основатель Uber Трэвис Каланик — один из главных «евангелистов» чревоугодия. Он привлек в свой новый стартап, который занимается тёмными кухнями, уже $1.3В инвестиций.

Технологии тоже активно проникают в эту сферу. Умные холодильники от Amazon умеют распознавать продукты, отслеживать сроки годности и автоматически заказывать еду в партнёрских магазинах. Умные печки Tovala сами готовят еду. Роботы Miso уже готовят тортильи и картошку фри.

Вопросы на подумать: в каком состоянии наши клиенты, когда мы делаем им оффер? Может лучше сначала утолить их чревоугодие: накормить, напоить, подарить подарок?

6. Похоть 💋

Tinder

Match Group, компания-владелец Tinder, построила бизнес капитализацией $20В на похоти. 16.3 млн человек подписаны на их платные сервисы.

Однако налицо конфликт интересов: сервисам знакомств невыгодно, чтобы вы нашли пару и отвязали карточку — из-за чего они идут на многочисленные уловки. В итоге, индекс лояльности (NPS) у Тиндера ниже, чем даже у телеком-операторов — и я не знаю, как оскорбить сервис сильнее.

И несмотря на масштабное проникновение приложений для знакомств, число одиноких людей за 10 лет возросло на 33%. Сегодня 28% домохозяйств в США состоят из одного человека — по сравнению с 13% в 1960 году.

Но им в помощь приходит другой миллиардный бизнес на похоти — Onlyfans. На сервисе уже зарегистрированы 130 млн пользователей и 2 млн создателей контента. Оборот платежей на платформе в этом году прогнозируют в $12.5В, а выручку — $2.5В.

Вопрос на подумать: повышают ли ваши клиенты свой сексуальный статус, когда пользуются продуктом? Другими словами, хотят ли их больше?

7. Гнев 🤬

Приёмная vc.ru

Золотое правило социальных платформ: enragement = engagement, выбешение = вовлечение. Так уж устроен наш мозг, что в потоке информации негативные новости привлекают больше внимания, чем позитив.

Поэтому алгоритмические ленты соцсетей чаще подкидывают то, от чего у людей бомбит — получая драгоценные комментарии и увеличивая время на платформе.

Достаточно зайти в Twitter или популярные группы ВК, чтобы прочувствовать это на своей шкуре. Мир катится к чертям, работы нет, мужчины козлы, погода мрак, жизнь безысходность. Политические взгляды при этом не имеют значения — гнев любят как «правые» (Gab, Parler, российское ТВ), так и «левые» (например, Медуза).

Более продуктивный пример использования гнева — «робо-юрист» DoNotPay. Это чат-бот, через который можно оспорить штрафы за парковку, компенсировать задержку в рейсе, подать в суд за некачественный сервис и т.д. Самый близкий аналог у нас — nakatal.ru, агрегатор шаблонов с жалобами и претензиями.

Вопрос на подумать: есть ли в вашем сервисе отдельное «отхожее место» для вымещения гнева и перехвата негатива от клиентов?

Это был мой (крайне вольный) перевод статьи Рекса Вудбери. Подписывайтесь на его рассылку и, конечно же, на мой телеграм-канал, в котором я пишу о жизненных лайфхаках.

А если вас интересует тема стартапов и венчура, буду благодарен за подписку на мои проекты в био.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
DASHATAFF Дизайн интерьера

А какой ваш самый любимый грех? 😄

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Перепёлкин

словоблюдие

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Комментарии на vc, когда работа простаивает

Ответить
Развернуть ветку
Алена Прохорова

ну это уже точно смертельный грех

Ответить
Развернуть ветку
Lorne Malvo

Лесбомантия - моя любимая магия (с) Ведьмак2

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Перепёлкин

Раньше это была неплохая соц. сеть с интересным контентом.
Сейчас, конечно, посты мало чем отличаются от FB.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

Пойду фильм семь пересмотрю))

Ответить
Развернуть ветку
Dr. Smith

Вы прям мысли читаете))

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Подача материала супер 👍👍👍

Ответить
Развернуть ветку
Адам Ньюман

Хорошая статья, все действительно так

Ответить
Развернуть ветку
Марат Абдулкадиров

Эволюция и грех как то не стыкуется

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Интересно было читать, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
shamil aliyev

Действительно нашли очень много связей о которых даже и не задумываешься 🙃

Ответить
Развернуть ветку
Zen Keycaps

Спасибо, интересно, где-то увидел, что был пойман)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Тинёк и тут отличился

Ответить
Развернуть ветку
Bravemoon

Хорошая статья! Базовая психология всегда берет верх над трендами. Тёмные паттерны в ux - отдельная интереснейшая тема.

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Норм статья

Ответить
Развернуть ветку
Max Payne

кто еще поспорит о том, что сша - империя зла?)))

Ответить
Развернуть ветку
A.Sportik

Еду в порошке можно заказать как то ? Зашёл на сайт, а там они скорее всего только по штатам работают или доставка будет стоить космических денег

Ответить
Развернуть ветку
Александр Басиров
Автор

Да, Soylent это американский проект. У нас есть аналог Octa Smart Food, но я сам не пробовал, не могу рекомендовать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда