7 смертных грехов: как их эксплуатируют миллиардные компании

Гордость, лень, зависть и другие грехи — лучшее топливо для роста пользовательских сервисов. Вот как можно это применить и в ваших проектах.

Мне очень часто задают вопрос: «Что изменится в ближайшие 10 лет?» Но почти никогда не услышишь вопроса: «Что НЕ изменится в ближайшие 10 лет?». И второй вопрос — куда более важный.

Джефф Безос, основатель Amazon

А что не меняется уже тысячи лет? Весь набор смертных грехов. Да, каждое поколение приносит новые идеи и мировоззрения. Но все мы сформированы миллионами лет эволюции и в основе одинаковы. Как и наши предки, мы злимся, завидуем, хотим чувствовать уважение других.

И на этих грехах можно выстроить миллиардные бизнесы.

1. Гордость 🏆

Ачивки в LinkedIn
Ачивки в LinkedIn

Лучший пример эксплуатации гордости — LinkedIn, продались Microsoft в 2016 году за $26В. На заре компании основатели заметили интересную деталь — люди намного чаще посещают собственный профиль, чем странички других людей. Оказывается, всем нравится собирать свои достижения и хвастаться ими.

И несмотря на «кринжовость» LinkedIn и выпячивание статуса изо всех щелей, сетевые эффекты победили — сейчас там 830 млн зарегистрированных пользователей и 50% из них заходят хотя бы раз в месяц.

Уже появляются «убийцы LinkedIn», которые тоже эксплуатируют гордость: Polywork пытаются сделать профессиональную соцсеть для зумеров. Сервис позволяет похвастаться всеми вашими навыками, а не только названием последней должности.

Конечно, гордость распространяется не только на рабочие достижения — повышать свой статус можно чем угодно. Вот несколько растущих сервисов из других отраслей:

  • Strava — соцсеть для спортсменов, в которой можно похвастаться, сколько километров вы пробежали или проехали на велике.
  • Fishbrain — приложение для рыбаков, которое выстроено на гордости: ведь все хотят показать, какую рыбищу они выловили сегодня.
  • Greg — похожее приложение для домашних садоводов. Теперь вы не просто поливаете своё алоэ, а получаете за это опыт и лайки в приложении.

Вопросы на подумать: почему люди будут горды от пользования нашим продуктом? Есть ли у нас какая-то фишка, которую они захотят репостнуть к себе на стену или отправить маме?

2. Лень 💩

Когда засмотрелся сериалами на Netflix и начал сливаться с диваном
Когда засмотрелся сериалами на Netflix и начал сливаться с диваном

Никто не смог обуздать лень так же хорошо, как Netflix (капитализация $100В). Автопроигрывание эпизодов, персонализированные рекомендации, показ случайного сериала — можно не делать абсолютно ничего и получать кайф.

Лень — движущая сила прогресса. Мы все хотим получить результат, приложив как можно меньше усилий.

Поэтому один из лучших способов найти идею востребованного проекта — сформулировать его в формате «теперь можно не делать Х»:

  • Доставка еды → можно не готовить и не ходить в магазины. Очевидно, в будущем даже не придётся жевать — над этим работают проекты по типу Soylent.
  • Удалённая работа → можно не тратить время на дорогу.
  • Финансовые пирамиды → можно зарабатывать, ничего не делая.

Гиперказуальные игры по типу «три в ряд» растут бешеными темпами: в прошлом году их скачали 15.6 млрд раз — в 2 раза больше чем в 2019. Люди предпочитают часами наполнять холодильник в приложении Fill The Fridge, а продукты в реальный холодильник заказывать через Самокат.

Вопросы на подумать: сколько составляет «время до кайфа» в нашем продукте (Time-to-fun)? Можно ли как-то уменьшить трение — количество кликов и решений пользователя до получения результата?

3. Зависть 😡

Где есть сравнение, появляется зависть — и все соцсети выстроены на сравнении себя с другими. Пример миллиардной компании очевиден — это «Нельзяграм», который продался в 2012 году за $1В.

Интересно, что сначала он был гео-соцсетью (по типу Foursquare), но фильтры для фото оказались более востребованы. Думаю, все знают девчонок, которые делают по 500 фото, чтобы потом выложить одну из них в соцсети.

Теперь начался тренд на аутентичность и «анти-инстаграмность», который выражается в росте приложений по типу BeReal и SpamApp. Но если копнуть глубже, аутентичность тоже становится лишь перфомансом для зависти — «посмотрите, какой я занятой, у меня даже нет времени выбирать подходящее фото!»

Зависть идёт в комплекте с FOMO — страхом упустить что-то важное. Эксклюзивные вещи и вечеринки, таймеры обратного отсчёта, распродажи «только сегодня».

Современное использование зависти — NFT. Люди готовы заплатить $450k, чтобы жить в виртуальном доме рядом со Снуп Догом. Неудивительно, что самые главные адепты NFT — это люкс-бренды: Gucci, Dior и Ralph Lauren уже представили свои виртуальные коллекции одежды в метавселенных и открывают там свои магазины.

Вопрос на подумать: почему другие люди будут завидовать тем, кто пользуется вашим продуктом?

4. Жадность 🤑

«Тёмные паттерны» Тинькофф Инвестиций. Скриншот из <a href="https://vc.ru/flood/342372-hochu-otdat-svoy-vyigrysh-v-lotereyu-tinkoff-investicii-na-blagotvoritelnost" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">этой статьи</a>
«Тёмные паттерны» Тинькофф Инвестиций. Скриншот из этой статьи

Спекуляции и финансовые пузыри — наша неотъемлемая часть. Взять хотя бы крипту: может это и одна из самых прорывных технологий, но большинство покупателей крипты (63%) в первую очередь хотят просто заработать денег на спекуляциях. Если говорить прямо — найти большего лоха.

И сегодня любая вещь становится объектом для инвестиций — с графиками, биржевыми стаканами и своими гуру. Несколько примеров:

  • Кроссовки — StockX. В прошлом году привлекли $255М инвестиций по оценке $3.8В.
  • Картины — Masterworks. Виртуально разбивают картину на десятки тысяч «акций» и позволяют торговать этими кусочками от нескольких долларов.
  • Люди — Rally. Можно купить токены начинающего музыканта или художника, в надежде что он станет следующим Бэнкси и даст «сто иксов».

Вопросы на подумать: помогает ли ваш продукт зарабатывать людям? Сколько? Доносите ли вы это в своём оффере, либо «итак все понимают»?

5. Чревоугодие 🍩

Как растёт доля взрослых с ожирением. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fourworldindata.org%2Fobesity&postId=471064" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Our World in Data</a>
Как растёт доля взрослых с ожирением. Источник: Our World in Data

Ожирение входит в топ-5 причин преждевременной смерти — из-за него умирает больше человек ежегодно, чем из-за ДТП и загрязнения воздуха. Число людей с диабетом в мире скоро сравняется с числом недоедающих.

Стоит ли говорить, что это один из самых сладких рынков? Если объединить Чревоугодие и Лень, мы получим большой простор для проектов: только на доставку еды из ресторанов люди потратят $323В в этом году.

Основатель Uber Трэвис Каланик — один из главных «евангелистов» чревоугодия. Он привлек в свой новый стартап, который занимается тёмными кухнями, уже $1.3В инвестиций.

Технологии тоже активно проникают в эту сферу. Умные холодильники от Amazon умеют распознавать продукты, отслеживать сроки годности и автоматически заказывать еду в партнёрских магазинах. Умные печки Tovala сами готовят еду. Роботы Miso уже готовят тортильи и картошку фри.

Вопросы на подумать: в каком состоянии наши клиенты, когда мы делаем им оффер? Может лучше сначала утолить их чревоугодие: накормить, напоить, подарить подарок?

6. Похоть 💋

Tinder
Tinder

Match Group, компания-владелец Tinder, построила бизнес капитализацией $20В на похоти. 16.3 млн человек подписаны на их платные сервисы.

Однако налицо конфликт интересов: сервисам знакомств невыгодно, чтобы вы нашли пару и отвязали карточку — из-за чего они идут на многочисленные уловки. В итоге, индекс лояльности (NPS) у Тиндера ниже, чем даже у телеком-операторов — и я не знаю, как оскорбить сервис сильнее.

И несмотря на масштабное проникновение приложений для знакомств, число одиноких людей за 10 лет возросло на 33%. Сегодня 28% домохозяйств в США состоят из одного человека — по сравнению с 13% в 1960 году.

Но им в помощь приходит другой миллиардный бизнес на похоти — Onlyfans. На сервисе уже зарегистрированы 130 млн пользователей и 2 млн создателей контента. Оборот платежей на платформе в этом году прогнозируют в $12.5В, а выручку — $2.5В.

Вопрос на подумать: повышают ли ваши клиенты свой сексуальный статус, когда пользуются продуктом? Другими словами, хотят ли их больше?

7. Гнев 🤬

Приёмная vc.ru
Приёмная vc.ru

Золотое правило социальных платформ: enragement = engagement, выбешение = вовлечение. Так уж устроен наш мозг, что в потоке информации негативные новости привлекают больше внимания, чем позитив.

Поэтому алгоритмические ленты соцсетей чаще подкидывают то, от чего у людей бомбит — получая драгоценные комментарии и увеличивая время на платформе.

Достаточно зайти в Twitter или популярные группы ВК, чтобы прочувствовать это на своей шкуре. Мир катится к чертям, работы нет, мужчины козлы, погода мрак, жизнь безысходность. Политические взгляды при этом не имеют значения — гнев любят как «правые» (Gab, Parler, российское ТВ), так и «левые» (например, Медуза).

Более продуктивный пример использования гнева — «робо-юрист» DoNotPay. Это чат-бот, через который можно оспорить штрафы за парковку, компенсировать задержку в рейсе, подать в суд за некачественный сервис и т.д. Самый близкий аналог у нас — nakatal.ru, агрегатор шаблонов с жалобами и претензиями.

Вопрос на подумать: есть ли в вашем сервисе отдельное «отхожее место» для вымещения гнева и перехвата негатива от клиентов?

Это был мой (крайне вольный) перевод статьи Рекса Вудбери. Подписывайтесь на его рассылку и, конечно же, на мой телеграм-канал, в котором я пишу о жизненных лайфхаках.

8585
21 комментарий

А какой ваш самый любимый грех? 😄

4
Ответить

словоблюдие

18
Ответить

Комментарии на vc, когда работа простаивает

7
Ответить

Лесбомантия - моя любимая магия (с) Ведьмак2

Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Раньше это была неплохая соц. сеть с интересным контентом.
Сейчас, конечно, посты мало чем отличаются от FB.

Ответить

Пойду фильм семь пересмотрю))

3
Ответить