Любовь Соболева в «Подкасте на колесах» от Звука: мотивация разработчиков и IT-бренд

Это подкаст HiFi-сервиса Звук — в текстовом формате. В свежем эпизоде «Подкаста на колесах» мы пообщались с Любовью Соболевой, коммерческим директором Хабра. Любовь рассказала, как грамотно построить собственный бренд в IT и чем заинтересовать разработчиков.

Если вам больше нравится слушать, а не читать — ищите аудиоверсию эпизода в Звуке по ссылке.

Любовь Соболева в «Подкасте на колесах» от Звука: мотивация разработчиков и IT-бренд

Таймкод с темами для удобства прослушивания:

Топ-5 практик в разных областях IT и коммуникаций — 3 минута 40 секунда

Как правильно построить свой IT-бренд — 8 минута 23 секунда

Как мотивировать разработчиков — 10 минута 30 секунда

Какие блоги стоит почитать на Хабре — 12 минута 34 секунда

На какие темы лучше всего писать на Хабре — 14 минута 45 секунда

О подкасте

«Подкаст на колесах: следующая остановка…» — это интервью со спикерами в полях самых актуальных мероприятий года. В этот раз мы побывали с нашим СТУДИО BUS на Российском интернет форуме 2022. С гостем общалась Ольга Соркина, PR аудиосервиса Звук.

СТУДИО BUS — это многофункциональный автобус от сервиса Звук СТУДИО, который совмещает в себе массу возможностей и инструментов для музыкантов. Например, на нем можно с комфортом ездить в туры целым бэндом, устраивать пресс-ивенты, встречи с фанатами или вообще использовать в роли билборда на колесах. А главное — в автобусе оборудована полноценная звукозаписывающая студия, чем мы и воспользовались для записи подкаста.

— Любовь, привет! Поделитесь, пожалуйста, вашим личным топом лучших практик в разных областях IT и коммуникаций.

Воспользуюсь моментом и расскажу о наших специальных ивентах — Хабрасеминарах. Там мы регулярно рассказываем о том, как работать с аудиторией в IT и как её привлекать. Поучаствовать может каждый.

В моем личном топе практик важное место занимают логичность и системность. Сейчас я вижу, как HR методологически внедряют системность и логичность в свою работу. И это очень круто.

Например, на РИФе 2022 в нашем докладе мы рассказали про онбординг сотрудника и как продать компанию кандидату на этапе собеседования. Это чистой воды продажа. Я работаю коммерческим директором и отлично знаю эти техники. То, что сейчас их широко применяют в своей работе HR-специалисты — очень здорово. Называется такая техника «Customer journey map» — карта сотрудника. Этот процесс полностью оптимизируется по всем точкам. Наш доклад был как раз про выставление оффера и про собеседование: как HR учит нанимающих менеджеров собеседовать сотрудников и продавать компанию.

Еще существует интересная практика работы с лидерами внутри компании. Сейчас катастрофическая нагрузка на лидеров в IT и большой дефицит кадров в связи с оттоком кадров и выгоранием. Колоссальную нагрузку испытывают именно тимлиды — те, кто отвечает за результат и всю «повозку» на себе и везет. Наш доклад на РИФе был как раз о том, как поддержать таких лидеров, чтобы они в свою очередь поддержали компанию.

Отличный способ узнать крутых специалистов и понять, что им вообще нужно — это пообщаться с ними. Приходите к нам на Хабр, у нас 11 млн отборных концентрированных айтишников. Они постоянно в диалоге с компаниями и это помогает бизнесам изменяться изнутри под потенциальных сотрудников. У нас более трехсот разных клиентов: IT-компании, банки и многие другие. Очень полезно слышать свою аудиторию, вступать с ней в диалог и менять свою компанию.

Крайне важно научиться изменяться под запросы своей аудитории. Это производится посредством разных практик: от HR-методик до коммуникационных техник.

— Как правильно построить свой IT-бренд? C чего нужно начать в построении своего личного бренда, как гендиректора, например, и бренда самой компании?

Для начала надо понять, куда ты хочешь идти. Определиться с целями. Уже от этого необходимо выстраивать свою аудиторию. Все наши компании ориентируются на айтишников, но все они делятся на разные аудитории. Определенные специализации ищут стажеров, а кто-то ищет мидлов и сеньоров на очень специфические позиции, вроде DevOps и дата-сайентистов.

После того, как определились с аудиторией, нужно её как следует изучить. Сделать это помогает наше всероссийское исследование IT-брендов. Оно объединяет в себе интересы айтишников и компаний. Благодаря ему IT-специалисты могут сориентироваться в выборе привлекательного работодателя, а компании узнают главные факторы привлекательности и что необходимо делать, чтобы стать работодателем мечты.

Например, сейчас тренд на фактор стабильности. Если раньше для айтишников были важнее международный статус компании и интересные задачи, сейчас стабильность в абсолютном топе. У банков и госкомпаний прямо сейчас есть хорошие шансы привлечь хорошие кадры.

— Разработчики сегодня действительно очень востребованы. Как мотивировать их, чтобы крутые специалисты не ушли работать в другое место? Что работает лучше всего?

Согласно нашему исследованию главные факторы мотивации айтишников — это интересные задачи, интересный продукт и классная команда. Ozon Tech в своем блоге на Хабре опубликовал интересный пост о том, как они сделали необычное вовлечение сотрудников в разработку своего IT-бренда. У Ozon Tech не было визуального талисмана и они организовали «Маскотон» — хакатон среди айтишников по созданию собственного маскота для бренда. Ребята разделились на команды и стали придумывать запоминающегося персонажа. Для этого они подняли всю внутреннюю мифологию и мемологию компании и в итоге сотворили симпатичного зеленого гуся Гошу. Который, кстати, полностью соответствует их HR-целям, поскольку они подбирают разработчиков на Go и C#.

Рисовали Гошу сами сотрудники — участие в этом принимало пятьдесят человек. Деврелы компании пошли к своим дизайнерам, которые помогли доработать концепцию Гоши, и теперь он — официальный символ бренда Ozon Tech. Отличный пример, как создается IT-бренд.

— Какие еще блоги, помимо вышеупомянутого Тинькофф, стоит почитать на Хабре?

Яндекс очень последователен в ведении своего блога, хорошим пост у них считается, когда набирает от пятидесяти плюсов, и они в это целятся. Крутой блог еще у Mail.ru — один из моих любимых, я когда-то там работала и помогала его строить. Хороший блог у Сбера. Интересных блогов очень много, и каждый может найти что-нибудь на свой вкус. Я, например, читаю всю ленту и всегда отмечаю для себя самое интересное.

— Говорят, аудитория на Хабре довольно активная и всегда готова ввязаться в распри в комментариях. Это хорошо — попасть в подобный конфликт, или следует писать лучше нейтральные материалы? На какие темы писать лучше всего?

У нас есть внутренний мем: «Пишешь статью о том, как ты сделал. А потом читаешь в комментариях, как надо было сделать». Кажется, это не только про Хабр, это в принципе про специалистов в России. Нас никто не учил софт-скилам и эмоциональному интеллекту. Да, иногда комментарии резки. Айтишники очень метко кидают дротиками, но в целом наша аудитория считается доброй по нашим метрикам. Плюсов на статьях у нас всегда в три раза больше, чем минусов.

На комментарии надо просто уметь реагировать. Стараться не воспринимать на свой счет и не расстраиваться из-за этого.

А вообще диалог — это очень хорошо. Наша аудитория живая, поэтому компании приходят к нам именно для того, чтобы получить конструктивную обратную связь. Да, бывают колкости, но если их отфильтровать, то получается концентрированный полезный фидбэк.

Как будет развиваться ваша профильная отрасль в ближайшие пять лет?

Она будет расти, а мы сможем вырастить и обучить новых айтишников. Сейчас предлагается множество любопытных инициатив по наему IT-специалистов из разных профессий и слоев населения. Плюс на ускоренное обучение айтишников сейчас направлены усилия государства.

Думаю, всё это возымеет должный эффект и мы сможем классных профессионалов, которые помогут значительно вырастить и задрайвить отрасль. Это сейчас очень нужно, поскольку многие решения ушли, а новые еще не появились — их кто-то должен сделать. Рук не хватает. Айтишники настолько востребованные, что подчас работают на трех работах, но это сильно выматывает. Поэтому нужен новый поток.

Мы делаем свой вклад в формирование этого самого нового потока айтишников. Аудитория приходит к нам, чтобы познакомиться с IT и научиться. По нашим опросам больше половины аудитории приходит на Хабр именно для того, чтобы научиться. Мы — Википедия от мира IT, которая помогает адаптироваться людям. Мы тоже вносим свой вклад и будем продолжать это делать.

Мы тоже на это рассчитываем и желаем вам удачи. Спасибо, что пришли к нам на подкаст!

5
2 комментария