«Остаться впервые в жизни без работы было страшно»: бывший арт-директор Slava об уходе из агентства и смене профессии

Ольга Гришакова — о причинах ухода из агентского бизнеса, путешествиях и сложностях на пути к новой сфере.

«Остаться впервые в жизни без работы было страшно»: бывший арт-директор Slava об уходе из агентства и смене профессии

Редакция vc.ru предложила рекламным специалистам поделиться историями о смене сферы деятельности: зачем они это делают, как переходят в новое направление и чем занимаются сейчас.

Первая история — рассказ бывшего арт-директора агентства More и Slava Ольги Гришаковой.

О знакомстве с рекламой

Я всегда хотела быть журналистом — мне нравилось быть в центре событий. Но поступить на журналистику в 16 лет не удалось, и я пошла на факультет рекламы в Московский государственный университет печати.

Факультет был новым, мне всё нравилось настолько, что я быстро откинула мысли переходить в другой университет. Но на второй год обучения программа поменялась, преподаватели ушли, у меня появилось много свободного времени. Я искала стажировки, участвовала в студенческих конкурсах, поступила на второе высшее — экономику и управление на предприятии — и стала учить итальянский язык.

Летом после третьего курса у меня была стажировка в качестве арт-директора в агентстве Saatchi&Saatchi у Стюарта Робинсона. Тогда только вышла книга “Lovemarks”, агентство для меня было просто мечтой.

На стажировку я попала без особых усилий и очень сюрреалистично — моя подруга пришла на встречу в церковь евангельских христиан, познакомилась там с девушкой, которая работала аккаунт-менеджером в Saatchi. Мы отправили ей моё резюме, и уже через пару недель я стажировалась.

После стажировки я поняла, что это интересная работа, и я могу её делать. Многому нужно было учиться, но у меня была предрасположенность к этой работе. Но я отложила это на время. Мне было 20 лет, я хотела многое попробовать, приключений, а не сидеть в офисе, даже если это мансарда в центре.

Я переводила тексты с итальянского, ездила сопровождающим в Италию, работала продавцом в магазине мужских рубашек, была официанткой, рисовала логотипы и буклеты, делала фототесты актёрам, фотографировала концерты и мероприятия — старалась брать всю работу на свете, только бы за неё платили и у меня была бы возможность делать то, что интересно.

Параллельно я заполняла пробелы в арт-директорстве. Поступила в «Британку» на «Визуальные коммуникации» к Леониду Славину, но проучилась всего год. Тогда же я проходила курсы по фотографии у Ольги Тупаноговой-Волковой, а по ретуши фото — у Александра Забара.

Однажды я словила задний кант на сноуборде и получила серьёзную травму, после которой пришлось остаться дома почти на шесть месяцев. Решила, что нужно получить такой навык, с помощью которого я могла быть быть не только исполнителем, но и организовать других и в то же время зарабатывать, позвонив по телефону или написав письмо.

Как только мне разрешили сидеть, я всё же устроилась в офис в центре — менеджером в креативном отделе медийного агентства Target Media.

Когда работала аккаунт-менеджером, то терзалась, глядя, как другие придумывают концепции и делают принты, и додумывала их в голове. Писала длинные тексты в защиту концептов и такие же длинные подробные комментарии от клиентов, чтобы всё было понятно всем сторонам. Решила пойти на курсы Mads на второй поток.

После них у меня сложилось портфолио из восьми выпускных работ, я добавила туда свои фотографии и скетчи из «Британки».

Я прошло собеседование и меня приняли на первую в жизни работу арт-директором в только что открывшееся агентство Slava.

Жизнь в рекламе

В Slava в самом начале было несколько клиентов с молочными продуктами — BioMax, Imunele. Потом агентство выиграло тендер от Google, Life Group. Мне всегда было важно, чтобы босс был для меня вдохновляющим примером в профессии — и спасибо Денису Лапшинову, что он справлялся с такой функцией и со временем доверял мне всё больше работы.

А в начале было чувство «неужели теперь это моя работа» — теперь всё это можно делать легально: искать картинки, придумывать истории, делать пекшоты, ездить на съёмки. Тут закладывались основы — понимание, что работает, а что нет, как понятно донести идею, писать брифы, адекватно комментировать.

Первые ролики для Imunele for Kids, придуманные в офисе Cabinet Lounge на Лубянке

Со Slava я попала в «Канны» во время фестиваля, потом мы летали в Нью-Йорк в кампус Mads, снимали с голливудским оператором Романом Васяновым, режиссёрами с мировыми именами. Это было круто и подразумевало минимум сна.

Когда перешла в агентство More, боссом стал Ярослав Орлов, а первой интересной кампанией — Smartory. Потом была большая и многогранная кампания по запуску новой Lada Vesta и Xray со съёмками под Петербургом, Москвой, Сочи, Барселоной. Было потрясающе работать с автомобильной категорией.

Один из роликов снимали с Алексеем Германом младшим. На плейбеке он часто переводил монитор в чёрно-белый вариант, чтобы цвет не мешал проверять композицию кадра — с тех пор тоже часто так проверяю.

В More сделали пару сезонов для Nike, моего бренда мечты с детства. Nike вело агентство Instinct, которое находилось через стенку. Работа в нём тоже была когда-то моей мечтой. Мы так хотели работать с Nike, что напросились участвовать в брифингах, а потом проводили вечера и выходные, чтобы реализовать работы для бренда.

Проект с Nike
Проект с Nike

У обоих агентств это было время становления. Я рада, что получалось попадать в самое пекло, когда в агентствах принципиально брали большие и амбициозные задачи, а очень небольшие группы людей их покоряли.

Всё это время я работала в паре с копирайтером Юлей Андриановой. Сейчас мы дружим, работаем иногда на некоммерческих проектах и курируем студентов.

Почему решила уйти из рекламы

На излёте полутора лет в More меня накрыло, наверное, то самое эмоциональное выгорание. Это были насыщенные четыре года в рекламе или даже девять лет беспрерывной активной работы в целом. Если раньше я радовалась новому брифу, большим задачам, то потом это состояние прошло, накопилась усталость. Мне не нравилось отсутствие драйва в работе.

Также мне стало тесно в профессиональном плане. Я понимала, что работаю на тот момент на одной из лучших позиций для арт-директора в Москве, и смена агентства не поможет в профессиональном росте. Тесно было скорее просто от работы в созданной заранее системе.

Я была не самым приятным для аккаунт-менеджеров и продюсеров арт-директором, который всё время недоволен и хочет других ретушёров, другой продакшн, переделать ещё раз: на пару фреймов не докрутили, графика не та — хотя клиента и команду всё устраивало.

Я заранее предупредила коллег, что уйду через три месяца. Именно столько мне бы хватило, чтобы накопить недостающую сумму для путешествий и завершить дела.

Как совершила переход

После увольнения из агентства планировала несколько поездок — получилось почти три месяца в путешествиях. Договорилась с собой, что разрешаю такой перерыв, только если в конце него придумаю себе бизнес и постепенно начну его строить. Тогда я думала: «Никаких иллюзий — через полтора года я остановлюсь, суммирую всё, что получилось, и по результатам решу, стоят ли они того, чтобы идти дальше, либо вернусь в предыдущую профессию».

Друг посоветовал, что для нового дела надо выбрать ту сферу, где мой прошлый опыт и достижения станут весомым плюсом. Одновременно призналась себе, что я устала работать «на дядю», а точнее в системе, где ты зарабатываешь деньги кому-то.

Из арт-директора я видела несколько прямых путей. Если оставаться в Москве, то самые очевидные — стать креативным директором, постепенно стать режиссёром, перейти в продюсеры, погрузиться в дизайн, например, упаковки. Из очевидного пути — искать работу арт-директором за границей.

Рассуждала примерно так. Моя сильная сторона — это картинки, и я понимаю, что такое стильно, это ценится в сфере моды. Также я обожаю дни на съёмочной площадке, я бы буквально жила этим процессом. Моя сестра заканчивала обучение в лондонском Marangoni по специальности дизайн одежды, хотя мода и новая для меня сфера, но я с удовольствием в неё окунулась.

Постепенно я решила, что буду делать коммерческие фото и видео для фэшн и рекламы, стану продюсером и посмотрю, сложится ли это в продакшн.

Также я видела московский потолок по заработку в профессии арт-директора, мне было интересно, насколько я в силах поднять эту планку, сменив профессию.

Оставаться без работы, даже без плана работы, в первый раз в жизни было страшно. Путешествия — это классно, но их отравляло сильнейшее беспокойство из-за неопределённости. Решила, что мне нужны константы, вокруг которых организуется время. Я стала собирать материалы для лекций на разные темы по рекламе и дизайну — обязательное упражнение по часу в день в будни, ходить на спорт раз или два раза в день. Это помогло.

В середине отпуска я вернулась в Москву, в почте и Facebook, которые я удалила с телефона, обнаружила 28 приглашений на собеседования. Это придало уверенности, что арт-директор всегда работу найдёт. Стало спокойнее.

Я сходила на четыре собеседования. Это были интересные предложения, но я не готова была приступить к новым задачам. И уехала ещё на месяц. Кайф от безделья я поймала только в конце третьего месяца, когда было пора возвращаться в работу — заканчивались средства и появилось ощущение, как после летних каникул в школе, когда рвёшься к делам.

Проект для «Сбербанка» «Активный возраст»: фотограф Даша Ястребова, арт-директор Ольга Гришакова, продюсер Анна Тафрова (Stereotactic)
Проект для «Сбербанка» «Активный возраст»: фотограф Даша Ястребова, арт-директор Ольга Гришакова, продюсер Анна Тафрова (Stereotactic)

Когда вернулась в Москву, переход из одной профессии в другую выглядел так:

  • 50% времени занимал фриланс в качестве арт-директора на больших проектах (ролики, кивижуалы, digital) для агентств или для клиентов напрямую. С момента брифинга до завершения проходил месяц-два, но сумма гонорара большая. Эти проекты давали ощущение стабильности на ближайшие месяцы.
  • 30% уходило на всё, что можно сделать быстро и так же быстро получить оплату. Тут часто был даунгрейдинг: я делала логотипы для ИП, оформляла презентации. Эта работа не увеличивала портфолио, но приносила средства на каждый день.
  • 20% времени в самом начале уделила для переориентации в продюсера. Было непонятно, когда и какие проекты это будут, и внутренне я готова была делать их в ноль.

Первый год я почти круглосуточно работала. Через полгода соотношение стало 50% — креатив с агентствами и 50% — продюсирование. А сейчас, через 2,5 года, 70% — продюсирование и 30% — креатив.

Первые продюсерские проекты появились через фотографа Дашу Ястребову. Увидела в Facebook её сообщение о поисках личного менеджера. Мы встретились, я рассказала о себе, и мы договорились, что попробуем поработать на коммерческих проектах.

Получилось несколько съёмок, одна за другой. Постепенно я стала уверенно чувствовать себя в продакшне фото и видео в форматах студии, а также пост-продакшне. Потом постоянным партнёром по съёмкам стал оператор Арабек Давудов из Superbasic.

В это время я часто встречалась с продюсерами, владельцами разных компаний, много советовалась. Как только получала бриф, звонила кому-то и пыталась проверить логику следующих шагов или предлагала пообедать со мной, чтобы мне рассказали, как идти по этому пути и сделать минимальное количество ошибок. И это было правильно. Люди любят делиться своими историями, опытом.

Тому, кто спрашивает совета, придётся выйти из зоны комфорта. Принять, что ты опять не эксперт, что опять в начале пути, практически ноль, и что тебе ещё учиться и учиться. Иногда нарывалась на мнение от людей «да зачем ты лезешь», но просто больше их не тревожила.

Чем занимаюсь сейчас

Сейчас я работаю как продюсер и оставила немного времени на фриланс арт-директором. Только что отучилась на дисциплине “Art-direction for Fashion” на онлайн-курсе Saint Martins, чтобы плотнее объединить два направления: арт-дирекшн и продюсирование.

Стараюсь брать проекты, даже если это реклама, связанные только с фэшн и лайфстайл, чтобы знать тонкости съёмок бьюти, спорта, предметов, детей, глобальных кампаний, и в целом знакомиться с компаниями на рынке. Если моим талантам — фотографу, режиссёру, оператору — нужно сопровождение менеджера, то с радостью работаю линейным продюсером с продакшнами.

Из известных брендов мне удалось поработать с Zasport, Divage, Butik.ru, Kupivip.ru, «Снежной Королевой», ГУМ, Uber, «Сбербанком», UniCredit, «Газпромом», сетью ресторанов «Урюк». Это не только фэшн фото и видео, это ещё и традиционная реклама, а также контент для соцсетей. Сняли вместе с дружественным продакшном «Первое творческое объединение» рекламные кампании для WorldSkills Russia и Ticketland.

Оператор и монтаж — Арабек Давудов, креативный директор — Алёна Лавдовская

90% клиентов приходит по рекомендации, и это здорово, так как я ненавижу продавать свои услуги. Максимум говорю: «Вот несколько работ из портфолио, если мы вам нужны, то знайте, что мы есть». Несколько раз клиенты подписывали документы и выходили на съёмки просто потому, что нас порекомендовали, даже не видя остальные работы.

Через год выстроилась хорошая административная часть, которая важна для больших клиентов. Если раньше удовольствие я находила только в производстве картинки, то сейчас документы, права, выплаты и договорённости расписаны по таблицам и доставляют такое же эстетическое удовольствие.

Много всего попробовала: разные команды, фотографов, операторов, бухгалтеров, юристов, продюсеров, ассистентов, визажистов, стилистов, ретушеров, монтажёров — остаются только те, с кем процесс работы приятный и получается достойное качество работы.

Агентство Main Target Group. Пример работы для World Skills Russia: фотограф Пётр Титаренко, продюсер Елена Степанищева, дизайн «12 космонавтов»
Агентство Main Target Group. Пример работы для World Skills Russia: фотограф Пётр Титаренко, продюсер Елена Степанищева, дизайн «12 космонавтов»

Сейчас у меня есть два основных продукта.

Первый — съёмки для кампаний. Мы совмещаем съёмки фото и видео, затем адаптируем материал на максимальное количество медиа: наружку, прессу, витрины, соцмедиа, всё, что может быть нужно бренду. Важный сейчас показатель — это количество имиджей. Причём не одних и тех же. Бренду надо быть всё время на виду, и мы помогаем с этим.

Второй — это путешествия для брендов, когда фотограф или оператор берёт с собой чемодан вещей или отдельный продукт, едет в Исландию, США, Италию, куда угодно, на красивую локацию. На этом месте находим местную модель. И каждый раз выдаём огромное количество контента. Даже если бренд небольшой, международные истории дают ему силу и вес.

Этот второй продукт удивительным образом для меня ещё не полетел — видимо, надо больше знакомиться с владельцами марок и постепенно получать доверие. Но мне нравится идея, и я продолжу вкладывать туда усилия и рассказывать о ней.

Съёмка фотографа Лены Артамоновой из Исландии
Съёмка фотографа Лены Артамоновой из Исландии

Мне нравится находиться в небольшой команде. Даже в студийной локации можно снимать красиво. Думаю, это самоограничение нужно, чтобы отточить мастерство на всех этапах.

Я рада, что решилась на историю с уходом из агентства и сменой деятельности. При этом понимаю преимущества, которые даёт агентство или большая компания — возможность работать с самыми крутыми продакшнами, глобальными клиентами с именами.

У меня сейчас другая проработка. Во время плавания без подстраховки в виде аккаунт-менеджеров и директоров учишься быстрее. Сейчас знаю, что продолжу заниматься картинками. И пока мы просто думаем-делаем-смотрим.

1616
21 комментарий

Летом после третьего курса у меня была стажировка в качестве арт-директорапосле такого эпика - дальше читать смысла не вижу.

хотя потом пересилил себя и дошел до этой странной "женской логики", где в россии на дядю - фу, противно работать, а заграницей - очень даже престижно и "очевидно":
Одновременно призналась себе, что я устала работать «на дядю», а точнее в системе, где ты зарабатываешь деньги кому-то.Из очевидного пути — искать работу арт-директором за границей.

8
Ответить

На самом деле уже после фразы:
я попала без особых усилийможно закрывать статью.

3
Ответить

Рекламный арт-директор чутка отличается от нерекламного, как в той же Студии Лебедева, и во фразе нет никакого противоречия. Считайте это дизайнером, который умеет придумывать рекламные идеи.

3
Ответить

Эт прям резюме. Профит в чем? Всех матает в поиске себя. Или личный пиар?

6
Ответить

Вот да. Бесконечно заебал контент про выгорания/релокейт/смену сферы… Это ж абсолютно не масштабируемые истории. Нахуй они? Автору какбе спасибо за текст, кто-то узнает что можно и вот так, но если реальный профит ожидается в пиаре персоны (ну а какой еще-то тут очевиден), то… ну бляяя.

2
Ответить

локации, продакшн, плейсмент, диджитал, креатив

это видео 100% про вас

8
Ответить

Ах, эти простодушные упоминания всех без исключения заграничных вояжей

6
Ответить