Гайд по Agile: как работать, несмотря ни на что (на примере маркетинга)

Весь мир трясет и переворачивает с ног на голову. Привычная схема работы может в один миг стать убыточной. Компаниям приходится подстраиваться и перекраивать все бизнес-процессы прямо на ходу. Адаптация и трансформация процессов и продуктов проходит легче у тех, кто руководствуется принципами Agile.

Давайте разберемся, что такое методика Agile, кому она поможет в непростое время и как её использовать на примере маркетинга.

Что такое Agile?

Agile (Аджайл) – это подход к управлению процессами, основанный на принципах гибкости и оперативной реакции на изменения среды и запросов аудитории. Изначально принципы сформировались для разработки IT-продуктов, но постепенно стали применяться и в других областях бизнеса.

Немного истории

Понятие Agile как свод принципов появилось в 2001 году в США, штат Юта. Команда разработчиков занималась развитием и внедрением разных методик для роста эффективности работы, например, Каскадной модели и Экстремального программирования. Эти программисты объединили правила реакции на изменения условий и выработали манифест Agile, а затем создали некоммерческую организацию Agile Alliance, цель которой – продвигать и внедрять «гибкие» технологии управления процессами.

<p>Разработчики и инженеры, которые были у истоков методологии Agile</p>

Разработчики и инженеры, которые были у истоков методологии Agile

Манифест Agile: 4 основных принципа

Метод управления процессами Agile базируется на четырех ключевых суждениях, которые помогают компаниям стать гибкими:

  1. Люди и их взаимодействие важнее, чем рабочие процессы и инструменты.

  2. Функционирующий продукт важнее, чем регламенты, написание инструкций, задания.

  3. Сотрудничество с заказчиком важнее, чем просто подписание договора.

  4. Адаптивность и оперативная реакция важнее, чем слепое следование плану.

Раскроем каждый принцип подробнее.

Принцип 1. Коммуникация важнее инструментов и процессов

Весь бизнес – это не просто набор механизмов и процессов. Любой бизнес состоит в первую очередь из людей. Люди работают с людьми и делают продукт для людей. И их отношения важнее любых регламентов.

На практике внутри компании это выражается в том, что любой сотрудник может обратиться к коллеге за помощью или мнением, несмотря на должности и иерархию.

На отношениях вовне этот принцип реализуется через ориентированность на человека в создании продукта: в центре всех процессов стоят потребности аудитории.

Принцип 2. Работающий продукт важнее документации

Этот принцип говорит, что результат важнее пути к нему. Неважно, каким образом вы решили проблему или задачу, главное, что она решена. Например, в маркетинге вы можете проигнорировать контент-план или перекроить рекламную стратегию под влиянием изменений среды.

Принцип 3. Диалог с заказчиком важнее договоров

Работа над проектом всегда имеет конкретную цель. Но внешние обстоятельства преобразуются, меняются условия, возникают форс-мажоры. Как следствие, поведение потребителя или запрос целевой аудитории тоже может измениться. Заранее этого не предусмотреть. Чтобы окупить потраченные время и ресурсы, вы должны оперативно реагировать на изменения. Плотно работая с заказчиком, вы можете быстро перестроить движение к цели с учетом новых вводных.

Принцип 4. Изменения и адаптация важнее следования плану

Принцип неразрывно связан с третьим постулатом. Гибкость и умение адаптироваться – естественный ответ на изменения условий.

Agile – это постоянное исследование клиента, рынка, конкурентов. Для этого вам нужна отработанная схема непрерывной обратной связи: так вы сможете отслеживать изменения на всех уровнях и вовремя корректировать действия команды. Это не значит, что нужно отказаться от стратегического планирования, но вы должны быть готовы скорректировать планы исходя из ситуации здесь и сейчас.

Диана Тананова, руководитель отдела маркетинга, Веб-Центр

Чем полезна методика Agile для компаний

Отделы или целые компании внедряют принципы Эджайл, чтобы быстро реагировать на изменения внешней и внутренней сред. Строгое следование плану (особенно на длинных временных отрезках) сковывает инициативу сотрудников на местах, которые погружены в текущие дела глубже, чем руководство. А ведь они могли бы предложить более эффективные решения, так как находятся «ближе к земле». Agile позволяет команде адекватно реагировать на трансформацию условий, учитывать в планировании переменные и достигать целей, не смотря на неожиданности и кризисы.

Руководителям часто сложно дать такую свободу своим подчиненным. Но этот шаг полностью компенсируется, если соблюдаются все принципы Agile:

  • люди работают для людей, а значит и линейные сотрудники будут нацелены на конечный результат;

  • постоянная обратная связь поможет руководителю или заказчику вовремя вмешаться и перенаправить работу команды;

  • если члены команды могут обратиться за советом к старшему и более опытному товарищу, то количество неверных решений и затраты времени на исправление ошибок сокращается.

Agile на практике

✔ Цикл работы

Вся работа над проектом – это цикл, который состоит из повторяющихся отрезков – спринтов: планирование, разработка, тестирование или проверка, демонстрация. Чтобы применять принципы Agile, спринты должны быть короткими по времени – от одной недели до месяца. Цикл повторяется, пока команда не достигнет нужного результата, чтобы впоследствии его внедрить.

<p>Цикл работы по Agile</p>

Цикл работы по Agile

Руководитель команды или заказчик должен иметь соответствующую квалификацию и постоянно быть внутри процессов. Так он будет связующим звеном между другими членами команды и сможет принимать решения о перестройке процессов при необходимости. Руководитель регулярно собирает планерки с командой, чтобы получить обратную связь от сотрудников и оперативно управлять процессом.

✔ Спринты

В начале работы над проектами составляется перечень требований заказчика, а к ним – список рабочих задач. Такой список называют бэклог. Расположите в нем задачи в порядке убывания их важности, чтобы составить дорожную карту к цели. По приоритетности задач в бэклоге команда поймет, какие из них стоит выполнять в первую очередь.

По бэклогу выбирается длительность спринтов и составляется их план. Длина всех спринтов должна быть одинаковой. Чтобы контролировать ход проекта, команда систематически собирается на планерки, обсуждает проект и анализирует возможности улучшения хода работы или продукта.

По итогам руководитель или заказчик изучает результаты спринта и, при необходимости, вносит корректировки в план.

✔ Минимально жизнеспособный, или МЖП

Суть Agile – сделать ровно столько, сколько необходимо для человека. Не нужно пытаться сразу спроектировать и сделать сложный продукт. Выберите конкретную проблему аудитории, которую хотите решить, и работайте с ней. Выпускайте на рынок минимально жизнеспособный продукт – такой, который закрывает потребность ЦА и больше ничего. В процессе работы с каждым спринтом вы сможете его улучшать и дополнять. Вы выпустите на рынок работающий продукт и сможете проанализировать его эффективность в бою, а значит понять, какие нужны доработки в первую очередь, чем можно пренебречь, а что и вовсе убрать.

5 признаков, что внедрение Agile прошло успешно

  • Сократилось количество документации.

  • Информация о проектах внутри команды, между отделами и между исполнителями и заказчиком стала курсировать быстрее.

  • Увеличился темп работы команды.

  • Решения стали чаще появляться не на уровне руководства, а на уровне команд.

  • Работающий продукт или его обновления стали внедряться чаще.

❌ Кому противопоказана гибкая система Agile

Вы можете применять принципы манифеста Agile или просто руководствоваться его философией, если:

  • У вас проект, который быстро трансформируется по ходу работы, стартовые условия не четко определены, а объем работы может изменяться.
  • Вы работаете в быстро меняющейся нише: телемедицина, Edtech, IT, маркетинг, туризм, онлайн-торговля, логистика, кадровые агентства, консалтинговые услуги.

С той скоростью, с какой сегодня меняется мир, нужно меняться и бизнесу. Трансформируются почти все ниши и их игроки, даже неповоротливые корпорации-гиганты. Если бы я составлял актуальный список изменчивых ниш, там был бы один только пункт: все ниши.

Игорь Баннюк, руководитель отдела продаж, Веб-Центр
  • Вы постоянно внедряете инновации в процессы и продукты.
  • Вы тесно сотрудничаете с заказчиком на протяжении всё работы.

Вам точно не подойдет и даже будет вреден гибкий подход, если:

  • Вам нужно выдавать один и тот же стабильный результат.

  • В базовых процессах компании заложены неизменно повторяющиеся процессы.

  • Ваша команда не понимает сути принципов Agile и не может принимать решения, исходя из ее философии.
  • Руководитель не может дать инициативу сотрудникам и не готов глубоко погружаться в проект.
  • Сотрудники не могут общаться друг с другом на ежедневной основе. Постоянный обмен информацией – это один из Атлантов Agile.
  • Ваши процессы сопровождаются большим объемом документов. Agile подразумевает сокращение отчетности и сопроводительной документации.

Как применять Agile в маркетинге

  1. Все, что помогает компании расти и привлекать новые деньги – оправдано и должно быть задействовано. В то же время не забывайте: люди работают для людей, остальное вторично. При разработке стратегии продвижения у вас должны быть ответы на эти вопросы:

    Какие проблемы клиентов мы решаем своим продуктом?

    Как нам стать незаменимыми?

    Почему мы лучше конкурентов?

  2. Лучше провести много маленьких экспериментов, чем один большой. Тестируйте гипотезы чаще.

  3. Корректируйте стратегию, исходя из данных, а не мнений. Чтобы получать данные, настраивайте каналы обратной связи от вашей команды.

  4. Выстраивайте сотрудничество с клиентом, а не стройте жесткую иерархию.

  5. Запускайте адаптивные кампании вместо больших и сложных.

  6. Изучайте клиентов: отзывы и реакции – основа для изменений.

Все изменения – это проверка бизнеса на прочность и гибкость. Без корректировок смогут выстоять огромные, мощные компании, которые компенсируют неповоротливость системы гигантскими бюджетами. Если это не ваш вариант, становитесь быстрыми, гибкими, адаптивными, чуткими ко всем изменениям. В этом помогут принципы Agile.

Если вы хотите выстроить маркетинг, который быстро реагирует на изменения вокруг вашей компании, напишите нам. Мы работаем уже 18 лет, пережили не один кризис и помогли его преодолеть нашим клиентам. Запросите аудит сайта, контекстной рекламы или соцсетей: мы покажем начальные точки роста и вместе с вами выберем направление развития вашей компании.

66
реклама
разместить
Начать дискуссию