«Я просто посмотреть» Или как сделать аудит сайта, от которого будет толк

Женщина в поликлинике заглядывает в кабинет врача и спрашивает: — Извините, вы гинеколог? — Нет, но посмотреть могу!

Подобным образом часто звучит запрос на аудит сайта: «Настя, привет! Посмотри, пожалуйста, визуально сайт и скажи, что нужно поменять, чтобы сайт наконец начал конвертить и приносить клиентов».

Так вот, друзья. У меня плохие новости. Так оно не работает. Точнее, работает, но хреново. «Посмотреть визуально» поможет выловить грубые ошибки, но далеко не всегда ответит на вопрос «Почему сайт не конвертит».

Глобально «не конвертит» может быть по 3 причинам

  • проблемы с трафиком (кто пришел);
  • проблемы с контентом (что написано);
  • проблемы с юзабилити (а сайт вообще работает?)

И далеко не все из этого можно отследить визуально.

Что не так с трафиком

Значит, на сайт пришли не ваши покупатели или просто мало людей. И тут опять засада: это разные причины.

1) Пришло мало людей. Самый простой случай. Лучший в мире сайт не будет конвертить, если на него не привести клиентов.

Как это отследить? С помощью статистики. Яндекс-Метрика, Гугл-аналитика покажут, сколько людей посетили сайт за последний день, неделю, месяц и т д.

Если за 3 месяца на сайте было 635 посетителей, вряд ли мы говорим о серьезных конверсиях
Если за 3 месяца на сайте было 635 посетителей, вряд ли мы говорим о серьезных конверсиях

Почему так случилось? Очевидно, просто не настроен трафик. Не работает реклама, не приходят новые люди. Если продвигаетесь через SEO, может быть не сделана seo-оптимизация.

2) Пришли не ваши покупатели

Как это отследить? И снова нам в помощь Яндекс. Метрика. Вебвизор, конверсии и процент отказов покажут, насколько людям интересно происходящее на сайте.

Отказов около 40%. Это значит, что 40% посетителей провели на сайте менее 15 секунд. Причины могут быть разные,  но один из вариантов — сайт неинтересен покупателям. 
Отказов около 40%. Это значит, что 40% посетителей провели на сайте менее 15 секунд. Причины могут быть разные,  но один из вариантов — сайт неинтересен покупателям. 

Почему так случилось? Скорее всего некорректно настроена реклама. Неинтересные объявления, не те каналы, неправильно выбрана целевая и т. д. Если вы продаете дорогие шубы, а рекламу разместили в группах для мам в декрете, переходы на сайт будут, а вот покупки — вряд ли.

Или другой вариант. С рекламой все ок, привлекли кого хотели. Только эти «хотели» не оставляют заявки. А значит, ошибка на другом уровне — неправильно проанализировали целевую аудиторию и оценили их боли-хотелки-ситуации-потребности.

Что не так с контентом

Не то написано, не теми словами, не так проиллюстрировано. Часть этих проблем как раз отловит «посмотреть визуально», о котором шла речь в начале статьи. Но никакое смотрение не поможет, если нет базы.

Да, опять этот чертов маркетинговый анализ. Кто целевая, какие у них задачи-боли-хотелки-страхи и т д. Кто конкуренты, что предлагают, как продают. Потому что от этого напрямую зависит, что и какими словами писать на вашем сайте, какие добавлять кнопки, фотки, видео и т. д. Структура, смыслы, длинный или короткий, квиз или ленд — примерно все. И просто «в вакууме» оценить сайт очень сложно.

Конечно, бывают грубые ошибки:

  • совсем уж дикий оффер;
  • непонятна суть предложения;
  • текст идет сплошной простыней, без деления на абзацы;
  • нечитабельный шрифт;
  • сплошное «мыканье» в ключе «мы красавцы, покупайте у нас»;
  • картинки не соответствует заложенным смыслам;
  • и так далее

Более подробно об ошибках в контенте писала в статье «Как не платить за ненужные переделки сайта». Но когда все не очень плохо, этого мало.

Например, почему не конвертит этот сайт? Как тут «посмотреть визуально»?

«Я просто посмотреть» Или как сделать аудит сайта, от которого будет толк

Да примерно никак. С разбегу грубых ошибок нет, значит, надо разбираться глубже. Понять, выполняет ли сайт задачу пользователей. А для этого понять, кто наши пользователи, чего они хотят от сайта и вот эта вся бадяга, без которой не работает.

Что не так с юзабилити

Бывает, что и с трафиком порядок, и контент хороший, а заявок с сайта нет. И это повод внимательно проверить, работает ли сайт с технической точки зрения:

  • грузится нормально? Не висит страница дольше 2-3 секунд?
  • навигация по сайту работает?
  • корректно читается с разных устройств? Мобилки, десктопа, ноутбука, планшета?
  • кнопки нажимаются и ведут на запланированные формы?
  • а формы вообще отправляются?
  • заявки в CRM приходят?
  • звонки, переходы в мессенджеры работают?

Проще говоря: клиенты вообще могут сделать то, ради чего вы вели их на сайт? Желание проработали, теперь дайте возможность.

Резюме.

— Если сайт не конвертит, проверьте сначала на самые простые ошибки. Есть ли трафик и работают ли кнопки/формы.

— Все ок? Тогда задачка посложнее: проверить, что сайт читается легко и понятно.

— И опять все хорошо? Ну тогда пора проверить смыслы. Насколько вообще интересно посетителям то, что вы предлагаете, как вы это преподносите и как предложение выглядит на фоне конкурентов.

Вообще все хорошо, а сайт все равно не конвертит? Пишите WhatsApp или Telegram, разберемся, в чем причина и что с этим делать.

44
6 комментариев

Маловато для выводов-то одной базовой статистики. На сайт может литься тонна бототрафика, и судить по нему и чисто количественным метрикам из систем веб-статистики - путь вникуда. Тут инсайты нужны, основанные на куда больших данных - и из разных источников.

1
Ответить

По-хорошему, оно, конечно, да. Каждый из пунктов "кто пришел - зачем пришел - что происходит на сайте" нужно разбирать более подробно. Но тем более очевидна мысль, что одного "посмотреть визуально" недостаточно.

1
Ответить

Подобные аудиты надо начинать с анализа трафика, корректно ли настроены кампании, все ли там грамотно проработано и тд тп. если трафик SEOшный то тоже нужно понимать вообще правильно ли там все сделано. Только поняв и будучи уверенным в том, что на сайт идет нужный трафик, можно уже анализировать сам сайт.

Согласен, что без понимания целевой аудитории, ситуации на рынке и поведения конкурентов маркетинговые аудиты это полный бред и зачастую вкусовщина и субьективщина, которая ничем не подкрепляется, кроме желания вытащить деньги из заказчика.

1
Ответить

Да, расширенный ответ на вопрос "кто и откуда пришел на сайт".

Ответить

Честно - не о чем статья. Увидел ссылку на вашу статью из реально полезной статьи про коридорный тест, тут же на VC. Про метрики - у яндекса из полезного - это вебвизор, который позволяет понять, где user не стал конвертироваться. А вообще я предпочитаю Matomo (self-hotsed).

Ответить