По результатам 9 месяцев можно зафиксировать несколько важных пунктов:
Во-первых, отечественный рекламный рынок по-прежнему находится в серьезном кризисе. Потеря целых пластов рекламодателей, рекламных площадок, специальных сервисов и т.д., чего одновременно ранее никогда не случалось, не могла пройти бесследно. И некоторые самонадеянные заявления о том, что кризис завершается и в ближайшее время начнется подъем, представляются преждевременными.
Во-вторых, вместе с тем, на данный момент ситуация на российском рекламном рынке оказалась существенно лучше, чем ожидалось первоначально. Более того: в 3 квартале зафиксировано улучшение динамики фактически во всех сегментах и подсегментах рынка. Если в целом по рынку во 2 квартале, пока наиболее сложном в этом кризисе, падение рынка составляло 16%, то в 3 квартале всего лишь 7%.
В-третьих, кризис в меньшей степени затронул региональный рекламный рынок, и сейчас можно однозначно утверждать, что его положение существенно улучшилось. Если несколько последних лет динамика регионального рынка почти всегда уступала динамике федерального рынка, то в 3 квартале этого года она не просто превзошла его, но и вышла в «плюс» к показателям 3 квартала 2021 года.
В-четвертых, сегодня уже можно говорить о том, что все основные субъекты рынка — рекламодатели, агентства, рекламные площадки — в той или иной степени адаптировались к изменившимся условиям и постепенно начинают думать не просто о выживании, но и о дальнейшем развитии.
В-пятых, уход большого количества крупных игроков с российского рынка, потеря отдельных важных технологий, утрата целого ряда источников информации, стремление части субъектов рынка в условиях кризиса к информационной закрытости существенно осложнили работу по оценке объемов рекламного рынка. В тоже время эксперты понимают, что и как надо делать в этом направлении, чтобы выправить ситуацию и восстановить высокую степень прозрачности на рынке.
В-шестых, сегодня в условиях большой неопределенности весьма сложно корректно оценивать перспективы выхода отечественного рекламного рынка из кризиса. Учитывая прогнозы правительственных структур, ведущих инвестиционных и финансовых компаний о перспективах российской экономики, можно предположить, что кризис продлится в 2023 году, но, возможно, во второй половине следующего года уже будут заметные подвижки в лучшую сторону.