«Потребитель не слабоумный»: почему сотрудникам агентств нужно меньше сидеть в офисе и больше общаться с людьми

Конспект выступления Мартина Вейгеля, руководителя отдела планирования рекламных кампаний агентства Wieden+Kennedy в Амстердаме, на лондонской конференции для рекламных стратегов APG Strategy Conference 2018.

Реальный мир

Маркетологи и сотрудники рекламных агентств каждый день задаются вопросом: «Как создать креативную рекламную кампанию, которая будет говорить с аудиторией на одном языке и решать бизнес-задачи клиента?»

Мартин Вейгель призывает сотрудников индустрии рекламы понять и полюбить аудиторию брендов. Он считает, что только так можно создать эффективную рекламу.

Лучший источник вдохновения для рекламы — реальный мир.

«Правда настоящих людей, которые живут в настоящем мире, — это материал для креатива. Правда помогает преодолеть шаблонное мышление»   
«Правда настоящих людей, которые живут в настоящем мире, — это материал для креатива. Правда помогает преодолеть шаблонное мышление»   

Почему маркетологи и сотрудники рекламных агентств не знают аудиторию, для которой создают рекламу

Чем сотрудник британского агентства отличается от обычного британца

Британские работники рекламы отличаются от британского общества. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к статистике.

В Великобритании 80% работников рекламной индустрии живут в Лондоне, хотя 87% населения Великобритании проживают в других частях страны.

Люди старше 50 лет составляют 47,6% от платёжеспособного населения Великобритании. Однако только 5,6% работников рекламных агентств — это люди старше 50 лет.

51% населения Великобритании — это женщины, но среди руководителей рекламного бизнеса их всего 31%. Только 12% женщин занимают должность креативного директора.

Сотрудники рекламных агентств не знают реалий жизни обычных людей

Даже тех, что напрямую связаны с потреблением рекламного контента.

Например, в 2014 году британские компании Ipsos Connect и Thinkbox, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, опросили 288 сотрудников рекламных агентств и 795 обычных людей. Тема опроса — телевизионные привычки британцев.

Обычные люди отвечали на вопросы о просмотре телевизора, а сотрудникам агентств предложили угадать результаты.

Прямые эфиры, по мнению работников рекламы, смотрят 49% населения Великобритании. На самом деле этот показатель составляет 87%.

«Потребитель не слабоумный»: почему сотрудникам агентств нужно меньше сидеть в офисе и больше общаться с людьми

По мнению работников агентств, люди каждый день тратят на просмотр телевизора — 161 минуту, на самом деле — 215 минут в день.

«Потребитель не слабоумный»: почему сотрудникам агентств нужно меньше сидеть в офисе и больше общаться с людьми

Сотрудники рекламной индустрии думают, что 37% людей смотрят телевизор на планшете, смартфоне или ноутбуке. Данные исследования говорят, что только 2% населения Великобритании использует эти устройства для просмотра ТВ.

«Потребитель не слабоумный»: почему сотрудникам агентств нужно меньше сидеть в офисе и больше общаться с людьми

Маркетологи занимаются бизнесом, а на исследования аудитории нет денег

У маркетологов нет времени заниматься коммуникациями — своё рабочее время они тратят на решение бизнес-вопросов. Об этом в 2016 году на конференции Engage говорила Джо Кендрик, четыре года занимавшая должность директора по маркетингу британского ритейлера товаров для сада и дома Homebase.

Клиенты не готовы выделять деньги на качественные исследования аудитории. Как результат — агентства не понимают потребителей товаров и услуг, аудиторию брендов, а производят рекламу, основываясь на интуиции.

«Маркетинг с помощью селфи-палки — нарциссизм, замаскированный под стратегию», — так охарактеризовал рекламу, основанную на личных вкусах, Боб Хоффман, создатель самого влиятельного блога о рекламе по версии издания Business Insider — The Ad Contrarian.

Именно такой маркетинг делают современные агентства — считает Вейгель.

Люди со стоковых фото вместо аудитории

Маркетинговые исследования описывают аудиторию бренда субъективно. Например: «опытные охотники», «самостоятельные личности», «творческие люди».

В качестве целевой аудитории продукта исследования рисуют суперлюдей, а не простых смертных. Возникает вопрос: «Почему кто-то из этих людей вообще захочет купить продукцию бренда, которую продвигают маркетологи?» Судя по описанию аудитории — эти люди достигли наивысшей точки духовного развития и не нуждаются в материальных благах.

Если сотрудники агентств и маркетологи, работающие на стороне клиента, не придумывают супергероя-потребителя, то они обращаются к искусственному потребителю, похожему на стоковое изображение.

В рекламных брифах часто говорится, что аудитория бренда — «общительные» люди. Но эта характеристика ничего не говорит об аудитории.

Так выглядит общительный человек по версии сайтов стоковых изображений
Так выглядит общительный человек по версии сайтов стоковых изображений

Реклама волнует людей гораздо меньше, чем думают маркетологи

Изучение брендов и принятие решения о покупке не волнует большинство людей.

«Бренды не важны для людей?»
«Бренды не важны для людей?»

Рекламная индустрия не уважает людей, для которых производит рекламу

Фокус-группы

Сотрудники агентств не прислушиваются к тому, что говорят респонденты в фокус-группах. Работники рекламы закатывают глаза и считают людей глупыми, так как они не могут понять всю гениальность рекламы.

Снобская критика 
Снобская критика 

Маркетологи считают потребителей слабоумными

Сложно найти маркетолога, который бы согласился с Дэвидом Огилви, основателем рекламных агентств Ogilvy & Mather, Ogilvy PR: «Потребитель не слабоумный».

«Потребитель не слабоумный»
«Потребитель не слабоумный»

Американские маркетологи уверены, что американский потребитель всё воспринимает буквально. То же самое маркетолог-американец думает о китайских потребителях. Китайский маркетолог также считает, что китайские потребители воспринимают рекламные сообщения буквально.

Вейгель отмечает — представители рекламной отрасли считают, что аудитория не имеет воображения и не способна интерпретировать рекламу. По его мнению, работники агентств относятся к людям, как к пустым и пассивным сосудам, в чьи крошечные, простые и благодарные умы заливаются рекламные послания.

Реклама не украшает общественное пространство

Реклама перестала стремиться украсить пространство. Сотрудники агентств думают лишь о том, смогла ли реклама донести продающее сообщение.

Реклама сервиса по поиску отелей Trivago в лондонском метро 
Реклама сервиса по поиску отелей Trivago в лондонском метро 

По мнению Вейгеля, так было не всегда. В 1920-1930 годы реклама уважительно относилась к своей аудитории.

Генеральный директор компании-производителя алкогольных напитков Gruppo Campari Давид Кампари заказывал рекламные плакаты у знаменитых художников Италии: Леонетто Каппиелло, Марчелло Дудовича и Адольфа Гогенштейно.

Рекламный плакат Campari Леонетто Каппиелло
Рекламный плакат Campari Леонетто Каппиелло
Рекламный плакат Campari Марчелло Дудович
Рекламный плакат Campari Марчелло Дудович
Рекламный плакат Campari Адольф Гогенштейн
Рекламный плакат Campari Адольф Гогенштейн

Реклама Транспортного управления Лондона 1920-1930 годов украшала улицы Лондона, а не уродовала их.

«Потребитель не слабоумный»: почему сотрудникам агентств нужно меньше сидеть в офисе и больше общаться с людьми
«Потребитель не слабоумный»: почему сотрудникам агентств нужно меньше сидеть в офисе и больше общаться с людьми
«Потребитель не слабоумный»: почему сотрудникам агентств нужно меньше сидеть в офисе и больше общаться с людьми

Реклама модных брендов не уважает женщин

В рекламе модных брендов женщины удовлетворяют сексуальные потребности мужчин, становятся жертвами изнасилования или убийства.

Реклама голландского бренда Suit Supply 
Реклама голландского бренда Suit Supply 
Реклама американского бренда American Apparel
Реклама американского бренда American Apparel
Реклама итальянского бренда Dolce & Gabbana
Реклама итальянского бренда Dolce & Gabbana
Реклама британского бренда Jimmy Choo
Реклама британского бренда Jimmy Choo

Массовая культура лучше, чем реклама

Сотрудники рекламных агентств говорят, что они создают культуру, но массовая культура лучше, чем реклама. Популярная культура относится к людям с уважением.

Вейгель приводит в качестве примеров YouTube-блогеров и популярных писателей. Так, YouTube-блогер IBallisticSquid хочет вдохновить фанатов своим творчеством. Актриса и YouTube-блогер Мари Такахаси считает своих фанатов интересными людьми. Писательнице Джоан Роулинг нравятся читатели её книг. Американский актёр, сценарист, комик и музыкант Дональд Гловер считает, что люди умны.

«Дональд Гловер считает, что люди умны»
«Дональд Гловер считает, что люди умны»

Почему Чарльз Диккенс лучше Сета Година и Дугласа Рашкоффа

Мартин Вейгель считает, что маркетологам и сотрудникам рекламных агентств нужно отказаться от чтения книг Гладуэлла, Година и Рашкоффа. В романах Чарльза Диккенса больше правды, чем в популярных книгах о социологии и бизнесе.

Вейгель советует обратить внимание на работы журналистов, документалистов и художников. Они исследуют разные группы общества.

Чтобы сделать рекламу для юноши, который живёт в спальном районе северного Лондона, нужно понять, как он мыслит. Лучший способ это сделать — прочитать книгу Гайа Гюнаратне «В нашем безумном и размеренном городе».

Мохсин Хамид написал книгу «Как стать богатым в развивающейся Азии». Прочитав этот роман, можно представить себя на месте человека, который мигрирует из сельской местности в город. Только поняв опыт этого человека, маркетологи смогут выстроить правильную коммуникацию с жителями Азии.

2525
27 комментариев

Откройте раздел тренды на ютюб.
Чекните популярные паблики вконтакте.
Посмотрите топ твиттера.
Оцените современную моду.
А потом скажите, что потребитель не "слабоумный".

Столько дерьма, сколько жрут его сейчас - люди не потребляли никогда.

19

Это в первую очередь связано с более доступным удовлетворением первичных потребностей. Все же редко кому приходится в буквальном смысле слова впахивать по 16 часов в сутки, чтобы тупо с голоду не сдохнуть. Ну а дальше классика: "когда его голова занятий себе не находит..."

4

Комментарий недоступен

2

Поддержу. По всем этим направлениям такой провал, что ппц.

"Мартин Вейгель считает, что маркетологам и сотрудникам рекламных агентств нужно отказаться от чтения книг Гладуэлла, Година и Рашкоффа. В романах Чарльза Диккенса больше правды, чем в популярных книгах о социологии и бизнесе."

ХВАЛА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
Почти в каждом треде, где подростки с голыми щиколотками рекомендуют "бизнес-литературу" уровня "Богатый папа - сын пидор" я стараюсь выражать такую мысль, что человечество создало несметное множество отличных учебников, художественной литературы и произведений искусства, которые могут и вдохновить и научить многому. В то время, как МОТИВАЦЫОННЫЕ книги про УСПЕХХХХ засирают мозги, без того не сильно эрудированным читателям.
Я очень рад, что эту тему, наконец, затронули с высокой трибуны.

10

Маркетологи и сотрудники агентств сжигают чужие деньги, а не свои - вот и весь сказ.

Если Каёсаки и Гладуэлл (мотивации книга!!) одно и тоже, то зачем тебе вообще отличать Джэка Лондона от Тони Робинса?