Кейс Skypro и Glider: бренд-медиа с нуля до десятков тысяч читателей и первых продаж
Факап за факапом мы шли к цели: ловля багов и недоразработчиков и другие (не)удачи этого кейса.
Мы в Glider занимаемся стратегическим контент-маркетингом, создаем с нуля и развиваем бренд-медиа. Сегодня расскажем, как создали Медиа Skypro.
О клиенте и задачах
В сентябре 2021 года к нам обратился Skypro — онлайн-университет рентабельного образования от Skyeng. Ребята хотели сделать медиа, чтобы рассказывать о digital- и IT-профессиях и развеять миф о том, что начать карьеру в этой сфере страшно и сложно. Вдохновившись нашим кейсом бренд-медиа для Бизнес-Секретов Тинькофф, Skypro решили ускорить запуск и пришли к нам.
Команда Skypro ставила такие задачи:
Заинтересовать потенциальных покупателей курсов, помочь им выбрать новую профессию.
- Показать перспективность IT-направления, уровень зарплат.
- Выйти на все регионы — раньше основная аудитория была из Москвы и Санкт-Петербурга.
У клиента уже были готовы редполитика, tone of voice, портреты ЦА. Так мы быстрее погрузились в работу и поняли, для кого будем писать:
- сотрудников call-центров и сферы продаж;
- инженерно-технических работников;
- родителей выпускников школы;
- «синих воротничков» — работников физического труда;
- выпускников вузов и колледжей.
Работа над проектом
Расскажем, как разработали дизайн и медиа на Вордпрессе, собрали команду авторов и экспертов, подготовили темник и написали первые статьи.
Контентный аудит
Разработка контент-стратегии — старт любого проекта. При подготовке плана собрали первичный список конкурентов и оценили их трафик. В список вошли бизнес-конкуренты и конкуренты по информационному трафику, пишущие о разработке, менеджменте, дизайне. Так мы поняли, что работает и что не работает в конкретной нише.
Определили, что информационные страницы конкурентов приносят им большую часть видимости и трафика. На основе оценки конкурентов составили прогноз прироста SEO-трафика при публикации 15 статей в месяц в течение 5 месяцев.
Золотых гор не обещали: обозначили, что в первый месяц после публикации статьи не получают трафика. Трафик прирастает неравномерно и выходит на максимальные значения за 6–9 месяцев с разной динамикой в Яндексе и Google.
Дизайн и разработка
Ранее мы запускали медиа, но разработка и дизайн были на стороне клиента. Поэтому в штате у нас таких специалистов не было. Это был наш первый опыт — без факапов не обошлось.
Мы точно знали, что сайт нужно делать на WordPress. Это идеальная CMS для контентных проектов: удобная админка и редактор для контент-менеджеров, возможности по кастомизации. Можно работать с более чем сотней статей (что не получится в Тильде) и управлять ими автоматизировано, сохраняя высокую скорость загрузки сайта.
⚡MVP-1: успеть к Новому году
Было важно запуститься до Нового года, чтобы статьи проиндексировались за время праздников, и мы не потеряли это время. Но сделать хороший дизайн, верстку и интеграцию на WP со всеми конверсионными блоками за 2 месяца — сложная задача для первого раза. Поэтому решили работать итерациями и сначала внедрить все самое необходимое для функционирования медиа и индексации ПС.
Мы проанализировали 10 прямых конкурентов и еще порядка 15 бренд-медиа русскоязычного и англоязычного сегментов. Отталкиваясь от целей проекта и аудитории, подготовили ТЗ с набором страниц, элементами и функционалом сайта.
В диджитал нетворкинг и сарафанное радио работают безотказно. Обратились к знакомым дизайнерам, а уже по их рекомендации нашли разработчиков.
Наши ожидания. Задача тривиальная, всего лишь 3 типа страниц: главная с плитками статей, страница статьи и страница автора. Сроки: 2 недели на дизайн с согласованиями + 2,5 недели на разработку. Так мы заканчивали даже к середине декабря, и еще оставалось время на непредвиденное. Но провал уже близок.
У нас были требования к сайту: скорость загрузки, плагины для SEO и тема Reboot. Разработчики предложили использовать другую тему и сделать блочный редактор статей, вместо классического, чтобы было удобнее добавлять блоки с цитатами и картинками. Мы полностью доверились, ведь они опытные и разрабатывают большие интернет-магазины.
В реальности. Все пошло не так. Первые сложности начались с дизайном. У дизайнеров не было опыта работы с блогами, а мы тогда не понимали, насколько детально необходимо описывать в ТЗ содержание, расположение и элементы на странице.
В итоге мы накатали 8 листов обратной связи, после правок согласовали с клиентом. На дизайн ушло 4 недели вместо 2-х. Сразу передали макеты в разработку, и к 21 декабря у нас было нечто похожее на версию сайта.
Разработчики взяли еще 2 дня на доработку, и наконец-то первая версия готова.
С горем пополам начинаем публиковать статьи
Получили от разрабов инструкцию, как публиковать, но она не покрывала и половины функционала:
Самое критичное — через блочный редактор лонгрид публиковали час-полтора. Оказалось, все, что нам сделали — не масштабируемая история для медиа.
Вплоть до 30 декабря мы занимались тем, что отлавливали баги, проверяли работоспособность сайта. Контент-менеджеры на ходу учились отличать кривую верстку текста от нормальной.
Наконец мы разместили первые статьи. Анонса не делали и не ставили ссылки на медиа с основного сайта, MVP запустили только для индексации. Оставалось поставить счетчики аналитики, чтобы посмотреть результаты статей за время каникул.
Что может быть проще, чем закинуть скрипт в хедер и пойти отдыхать. Но видимо, новогоднее настроение не давало правильно скопировать скрипт и его закинули с ошибками:
Мы смогли поправить самостоятельно и завершили работы:
Что в итоге:
⚠ низкая скорость загрузки (20 по Google Speedtest);
⚠ контент-менеджер плачет: публикация 10 статей отнимает 10-12 рабочих часов;
⚠ шрифт от Skypro нечитаемый, не подходит для контентных проектов.
В январе думали, как из этого сделать удобную и масштабируемую версию для медиа. Опять же по старой дружбе мы связались со специалистом по WP. Он нам подсказал, где допущены ошибки и что с этим делать.
Что мы узнали. В текущей версии у нас костыль на костыле и при обновлении WP сайт отвалится в любой момент.
За неделю на теме reboot наш консультант собрал все необходимые элементы на странице. Получилась рабочая версия — сайт больше не превратится в кирпич при обновлении WP. Осталось только сверстать всё в нашем дизайне.
Еще мы поняли, что блочный редактор Гутенберг нам не подходит, а в классическом редакторе WP статью можно разместить за 5 минут.
Что решили. Пересобрать проект с учетом всех ошибок и делать сразу MVP-2 с расширенным функционалом. Пересборка полностью за наш счет. 😓
⚡MVP-2: кринжуем от разработчиков
В этой версии добавили страницу раздела и 404, блоки вебинаров, подписки на рассылку, блоки с переходом на курс, похожие материалы, теги на странице статьи и на плитках. Для релиза согласовали срок — месяц. 2 недели ушли на дизайн.
С предыдущей командой разработчиков мы больше не хотели работать. Опять же силой нетворкинга знакомимся с разработчиком на рыбалке. Мы повелись на его большой опыт и портфолио. А еще он согласился все сделать всего за 2 недели.
Что получилось. История повторялась: разработчик говорил, что все сделал, но мы находили все новые и новые баги. Разработчики не тянули проект.
Один из неприятных моментов, когда мы внедряли блок (например, с профессиями) во все статьи, на следующий день этот блок начинал багать. Разработчики чинили, а нам приходилось заново все править вручную в статьях. А на следующий день то же самое: начинал багать другой блок.
После правок всех багов, с задержкой в неделю мы передали обновленную версию клиенту. Мы были заинтересованы сделать проект еще лучше, докручивали дизайн и функционал, следили за динамикой трафика, правили ошибки.
⚡MVP-3: заговор на успех
В июне мы начали искать новых разработчиков для третьей версии сайта. Нужны были разработчики, которые могут самостоятельно менеджерить проект, тестировать и оперативно фиксить критичные баги — и мы нашли таких! Новый подрядчик работал преимущественно с WordPress, это было огромным плюсом. Заложили полтора месяца на разработку с нуля после согласования финальной версии дизайна.
Дизайнеры прислали первую версию MVP-3 с тремя вариантами дизайна страниц и блоков. На обсуждение к нам присоединился дизайнер Skypro, чтобы внести предложения и правки со своей стороны.
Изменили дизайн всех конверсионных блоков и их расположение на страницах, табы в меню, цвет тегов, добавили строку поиска, убрали элементы дизайна с бэкграунда, поправили таблицы, плитки статей оформили в карточки и изменили саму сетку.
Из-за большого списка правок от клиента нам потребовалось еще несколько недель на внедрения и согласования. Каждую неделю мы созванивались и обсуждали сделанные правки и находили новые. К середине августа у нас получилась вторая версия дизайна MVP-3.
Темник и ТЗ
Первичный темник на 100 тем готовили на основе конкурентного анализа: в соответствии с поисковым спросом и интересами целевой аудитории. Для этого проанализировали тематики, форматы конкурентов, отметили наиболее успешные страницы и статьи. При выборе тем ориентировались на приоритеты по продуктовым направлениям и поисковому спросу.
После отбора тем и согласований готовили ТЗ на статьи. В среднем выпускали по 15 статей в месяц.
Статьи
Где искали авторов. Часть статей готовили наши штатные редакторы: в основном обо всем, что касается маркетинга и рекламы — у нас есть опыт работы с подобными темами.
Но большую часть блога составляют статьи о программировании и тестировании. Нужны были не просто авторы, а действующие разработчики. Поэтому искали их не в группах по копирайтингу, а в специализированных телеграм-чатах и каналах.
Связи тоже помогли: так мы нашли Fullstack-, Java-разработчиков, дизайнера с более чем 10-летним практическим опытом.
Как редактировали. Сначала статью смотрел редактор: стиль, подачу, насколько автор придерживается задачи, помнит ли об аудитории. А эксперты-программисты проверяли, не допустил ли разработчик ошибок в коде.
Как усиливали тексты. Продумывали интересный контент, который разбавит материал: чек-листы, гифки, цитаты, таблицы, инфографику, иллюстрации.
Обложки к статьям и инфографику рисовал иллюстратор, следуя визуальной стилистике бренд-медиа. Важно, чтобы все страницы выглядели гармоничными — в едином стиле.
Признаться, с обложкой мы один раз промахнулись. В статье про онлайн-курсы сделали шуточную обложку с инфоцыганами. 😂
Редактор Skypro отметил, что это ту мач, намек на расизм. 😬Согласились и поменяли смысл:
Какие форматы писали. Были подборки, рейтинги, инструкции, личный опыт, словари. Например, подборка бесплатных конструкторов по созданию сайтов, топ сериалов про айтишников, словарь аналитика. Истории студентов Skypro о смене профессии, поиске мотивации и борьбе с трудностями.
Помимо стандартных лонгридов, делали короткие форматы — ресайзы на основе уже имеющегося контента. Из соцсетей Skypro брали посты, дополняли их, актуализировали и публиковали.
Идеи для новых статей искали в своих же материалах. Так, из статей о профессиях мы взяли данные по зарплатам в IT и оформили в новую статью. Поделились актуальными цифрами, указали, что влияет на доход. Ресайзы отлично экономят ресурсы проекта.
Как преодолевали трудности
События в феврале, конечно, повлияли на проект. Ресурсы были ограничены и темпы пришлось замедлить. Это позволило нам глубже проработать дизайн, а где-то полностью переделать.
Проект только стартовал, поэтому в марте трафика на сайте было еще мало. К тому же сайт был на поддомене и почти не имел ссылочного веса. Это влияло на ранжирование в ПС.
Чтобы быстрее достигнуть результатов в условиях кризиса, действовали так:
- предложили переехать с медиа на общий домен Skypro;
- разработали ссылочную стратегию до конца года;
- совместились с отделом SMM и переиспользовали их часть контента, тем самым сократив расходы.
Это решение позволило не отвлекать разработку клиента от задач по продукту. Обычно подобные решения крупные бренды принимают долго (иногда годами). Поэтому, забрав все на свою сторону, мы смогли значительно сэкономить время и приблизиться к достижению целей бренд-медиа.
Из-за того, что проект находится в папке на основном домене /media/, работы по ссылкам будут прокачивать именно основной домен. То есть медиа теперь — это часть основного сайта, один ресурс. Ссылка, поставленная на практически любую страницу, прокачивает не только ее, но и весь сайт в целом. Поскольку качественный линкбилдинг — важный фактор ранжирования в Google, мы смогли быстрее получить результаты.
К каким результатам пришли за девять месяцев (февраль-октябрь)
Сколько опубликовали: 96 статей, 31 статью редакции SkyPro и 34 ресайза.
Что с трафиком. Общий трафик статей из Яндекса и Google в октябре по данным из Яндекс.Метрики вырос на 4,5%, по сравнению с предыдущим месяцем.
Какой факап. Когда посмотрели трафик по дням в октябре, заметили, что несколько дней трафика не было. Так вышло из-за того, что 19 октября мы перенесли медиа на новую версию сайта. Но только 21 поняли, что счетчик Метрики слетел, поэтому трафик отслеживался некорректно.
Даже несмотря на это:
- общий трафик в Яндексе и Google вырос на 35,3%;
- трафик в Яндексе за месяц вырос на 40,8%;
- трафик в Google вырос за месяц на 32,1%.
Корректный график трафика:
Трафик начал расти после переезда в мае с отдельного поддомена на основной домен + закупка и качество ссылочной массы повлияли на положительный результат.
По многим целевым запросам наши статьи попали в блок быстрых ответов в Яндекс и Google. Это нулевая позиция над выдачей.
Примеры попадания в блок быстрых ответов в Яндексе и Google
Что дальше
💹 Цели по трафику — рост в 4 раза к концу 2023.
💹 Планы по увеличению количества лидов в 5,5 раз к концу 2023.
💹 Повысить вовлеченность пользователей, чтобы сформировать ядро постоянной аудитории медиа.
Чтобы не просто писать статьи в блог, а с их помощью получать трафик и клиентов, приходите на наш курс «Контент, который приводит клиентов». Расскажем, как прогнозировать трафик и конверсии, какие метрики отслеживать и как достигать результатов с помощью SEO для контента.
Какие молодцы! Горжусь причастностью.
Спасибо за опыт) поделитесь, что делали, чтобы появились первые лиды и продажи?
Интересно, как объяснялись перед клиентом, когда на сайте начинало всё лететь?
Для нас главное — это честность) Говорили все как есть и дату, когда поправим баги. Разумеется без дополнительной платы.
Как говорится, если бы не было ошибающихся, откуда бы брались мудрецы 😅
Просто потрясающая некомпетентность всех персонажей в этой истории! Теперь стало понятнее, почему был такой трешак.
Дополню со свой стороны этот замечательный кейс
https://vc.ru/claim/363636-kak-ya-napisal-tekst-dlya-korporativnogo-media-skyeng-i-menya-kinuli-na-dengi
Добрый вечер, Илья! Спасибо, что ознакомились с нашей историей) Мы сожалеем о том, что год назад вы столкнулись с такой ситуацией! Однако же ваш кейс не имеет никакого отношения к нашему проекту, агентству и нашей команде! Более того, мы никогда с вами не взаимодействовали) Мы от всей души желаем вам в новом году оставить этот стресс позади и найти новые и интересные проекты!
Перечитал ещё раз и понял, что меня смутило при быстром пролистывании:
1. Менеджер Скайэнга нанял контентное агентство, у которого не было опыта создания сайтов, ЛОЛ. Даже дизайнера (!) в штате не было.
2. Агентство, не умея ставить технические задания на сайты, нанимает не пойми кого, причём дважды (!!!) ошибается в выборе.
3. Руководитель Скайэнга вообще не контролирует работу менеджера и всей команды проекта, потому что иначе таких проблем не возникло.
4. Все эти изумительные люди в сумме закладывают на создание проекта 1 месяц, хотя очевидно, что этого времени при такой цепочке действующих лиц с трудом хватает только на согласование. У меня куча примеров, когда люди над текстами месяц думают, а тут сайт большого проекта. Средний срок разработки сайта - от 3-6 месяцев при уже готовой (!) айдентике.
5. Далее сайтоделы наполовину самоустраняются и уходят в астрал, а манагеры Скайэнга вообще не понимают, что происходит и начинаю заново рефрешить проект - лично за этим наблюдал, хоть и был только райтером.
В промежутке при этом рассуждения про быструю индексацию просто умиление вызывают, так как любой контентщик с минимальным опытом понимает, что всё это в лучшем случае начинает давать эффект от 6+ месяцев, а при неготовом сайте вообще не имеет значения.
Можно было бы ещё написать про абсолютно шаблонный уродливый дизайн картинок, но это повальная проблема 99% сегодняшних околоайтишных сайтов... Ну и статьи, в которых в тексте значатся советы для экономии денег бегать бесплатно в парке - совсем мрак.
Итого: зачем всё это описывать совершенно непонятно. Рассказать, что спустя год с адовым гемороем Скайэнг таки тащнул наконец свой проект? Ну такое себе.
При этом, всё что сказано по поводу контента и минимального задействования в SEO - просто какой-то базис, на уровне советов надевать по утрам новые носки.
Цель нашего кейса, Илья, - поделиться своим опытом и признать, что не всегда все бывает безоблачно в процессе работы. Однако важно быть нацеленными на результат, уметь признать свои ошибки и вовремя их исправить. Благодаря поддержке со стороны клиента и оперативному реагированию нашей команды, нам удалось быстро устранить все замечания и выйти на отличные показатели. Нам жаль, что вы не прониклись визуалом, однако восприятие дизайна субъективно.
Ну окей, ваше дело. По мне так всё это антикейс.
Не то чтобы не имеет, но так - косвенный фоновый подтекст))
За пожелания спасибо, конечно, вам тоже всего наилучшего.
Мне интереснее всего сколько вы платите за статьи тем, кто умеет программировать?
Добрый вечер! Спасибо, что прочитали кейс) По договоренности и при личном общении)
А более-менее точная сумма секрет?)
и более, и менее точные суммы - коммерческая тайна)
Статья хорошая, факапы типичные) Скажите, как собираетесь план по трафику выполнять, за счет чего? как будете нагонять ЦА?
и кстати, лайфхак: вы в след.раз сначала авторов ищите - если они с темой справляются, то скорее всего и ручками все умеют (но это не точно)))
Большое спасибо, что прочитали наш кейс) Мы сейчас опережаем план по трафику, и стратегия на следующий год тоже есть. ЦА привлекаем за счет правильно подобранных тем, качественных ТЗ на оптимизацию и интересных текстов!
А за идею вам спасибо, учтем)
Ого вон оно как сложно оказывается. А я как то сел и решил сам сайты на WP делать открыл какой то блог. И смастерил glx.su чисто для любопытства и самообразования. А он взял и вырос в июне 2021 года до 67071 новых посетителей. А так как это не основное направление, то потом снизилось количесво до 11 000 в месяц. Есть побочные эффекты в виде запросов на различные услуги по консалтингу.
Значит вы талантливы и попали в тему. Коммерческие сайты развивать действительно сложно и затратно.
Илья, а потом мне один человек говорит, давай разовьём логистику из США, ну и получился проект usadostavka.ru нам весь маркетинг с 2019 года по 5000 рублей в месяц с телефонией обходится. А ещё другой знакомый предложил интернет магазин мебели развивать, без бюджета только своими силами на третий месяц первые продажи пошли. Вот только не повезло с поставщиком, отказались от проекта. А так сейчас 8 проектов в работе, включая интернет-магазин ароматических отдушек с которого запросы есть, а продавать пока нечего 😂. Ещё пришлось взять SEO специалиста на аутсонсинге, за каждый сайт по 3000 платить. Действительно многие считают, что я талантлив и чутко вхожу в тему.
Не приссали написать про факапы и всякие "с горем пополам", хорошо, что не только успешный успех освещаете
Мы за честность! Спасибо!