Инженер-маркетолог или требования к маркетологам в 2023 году

Несколько лет назад мы готовили большую статью про требования к диджитал-директору в 2020 году и до сих пор получаем от нее неожиданно существенный отклик. Поэтому, проведя вебинар про маркетолог-инженеров вместе с Yagla, решили подготовить текстовый материал и оставить его тут.

Отметим, что это наша позиция, поэтому каждый пункт может быть дискуссионным, и нам будет интересно пообщаться с вами относительно ваших позиций по обозначенному вопросу.

Эффективный и востребованный маркетолог в 2023 году | Образовательный центр Yagla-PrimeGate

Непростой 2022 год заканчивается, а значит, самое время начать думать о грядущем 2023

Согласно исследованию портала hh.ru и онлайн-школы “Нетология”, в этом году по сравнению с 2021 количество резюме по специальности маркетолог выросло в 3 раза, а спрос сократился. Только в ноябре этого года было опубликовано почти 550 тысяч резюме по специальности “маркетолог”. А спрос на маркетинговых профессии в некоторые месяцы падал на 48%.
Большая часть этих специалистов - это начинающие маркетологи, только что закончившие курсы и пытающиеся найти свое место на рынке.
А также специалисты, которые выбрали для себя одну нишу и не считают нужным развиваться в других направлениях. Нишевание, экспертность - это отлично. Но реальность диктует другое. И быть экспертом только в одной области уже недостаточно.

Что же должен уметь маркетолог, в 2023 году, чтобы быть востребованным?

Начнем с основ. Кто такой маркетолог?
Еще 10 лет назад маркетологом назывался любой человек, который мог запустить рекламу и приводить лиды. И это было относительно несложно.
Что происходит сейчас?
С одной стороны, колоссальная инфляция. Например, стоимость клика в Яндекс.Директе с 2018 до 2021 года выросла на 42%. А с уходом Google в 2022 году стоимость клика в Директе увеличилась еще на 50%.
С другой, многие владельцы бизнеса до сих пор считают, что ведение рекламы - это что-то недорогое, не понимая, что с усложнением конъюнктуры рынка усложняется и процесс ведения рекламы, который теперь требует от маркетолога неустанного внимания к деталям и использования автостратегий.
Обратим внимание, что, во-первых, рекламных каналов становится все меньше, они дорожают, а лидов не прибавляется. Стоимость лида (не продажи!) в 2022 году по ряду направлений выросла в 4-5 раз, а заставить людей покупать стало еще сложнее.
Во-вторых, маркетинг постоянно усложняется - постоянно появляются новые инструменты и направления. Или исчезают инструменты, и специалистам приходится буквально изобретать велосипед, чтобы заставить маркетинг работать.
В-третьих, конкуренция ужесточается, а зарплаты в digital-сегменте снижаются. В 2022 году уже прослеживается тенденция снижение оплаты до 30-40%.
На рынке становится все больше специалистов, которые прошли курсы, освоили определенные навыки и на этом закончили свое развитие в профессии. Так появляются директологи, трафик-менеджеры, email-маркетологи и другие специалисты, которые являются специалистами узкого профиля и не могут выстроить стратегический маркетинг, особенно, для малого и среднего бизнеса.
Современному малому и среднему бизнесу же узкий специалист невыгоден и часто не по карману. Владелец не всегда понимает, что ему нужно, не понимает, как работает маркетинг. Он хочет результат в цифрах. И специалист, который разбирается только в отдельных блоках маркетинга, этого результата уже дать в большинстве случаев не может.
С другой стороны, это невыгодно и самому маркетологу, потому что он продает свои услуги, свои компетенции, свое понимание ситуации. Если он этого не может продать, то его просто вытеснят с рынка.

Инженер-маркетолог или требования к маркетологам в 2023 году

Какие требования к интернет-маркетологу в 2023 году?

Мы думаем, самое важное все-таки - это изменить свое отношение к профессии. Заниматься маркетингом, потому вам это нравится, а не только потому, что вы хотите заработать или считаете низким порог входа в профессию.

На рынке очень нужны те, кому интересно развиваться, нравится экспериментировать, браться за сложные проекты. Их катастрофически не хватает даже на перегретом рынке предложений.

Как же стать суперменом маркетинга? Поговорим о характеристиках востребованного маркетолога в 2023 году

Личностные характеристики эффективного маркетолога в 2023 году

- Подход “инженер”.
Бизнесу не хватает инженеров-маркетологов. Возможно, вы сейчас впервые слышите этот термин, но нам он очень близок и понятен и именно его мы хотим “развернуть” в этом материале, как “развернули” в вебинаре с Yagla. Кого можно считать маркетинг инженером?
Такие специалисты не только придумывают стратегию и ставят задачи, но и реализуют их.
При этом неважно, нужно ли иногда корректировать проект или переделывать все с нуля. Инженер доводит задачу до нужного ему результата, какой бы длинной ни была дистанция.
Инженер-маркетолог каждый день сталкивается с чем-то новым, предлагает бизнесу решение необычных задач. Например, у бизнеса нет лидов с рекламы. Маркетинг-инженер может предложить переделать сайт, сделать рассылку, попробовать другие нерекламные каналы привлечения лидов.
Маркетолог-инженер - это не руководитель отдела маркетинга и не директор. Это специалист, который занимается определенными бизнес-процессами, полностью замыкая их на себе.
- Гибкость мышления.
Чтобы продавать свои услуги, вы должны не бояться идти вперед, предлагать бизнесу новые идеи. Это и есть предпринимательский подход, который ценят владельцы бизнеса. По сути, это то, что называют “инициативность”.
- Мультизадачность.
Инженер в области маркетинга может заниматься совершенно разными задачами: контекстной рекламой, программой лояльности, цифровизацией бизнеса, аналитикой и прочее и прочее. И у него достаточно компетенций с ними справляться.
- Самообучение.
Инженер может разобраться в новой задаче сам и сориентировать бизнес на что-то новое.
Если вы чего-то не знаете - это нормально. Ненормально бояться или не хотеть пробовать что-то новое. Эти ограничения возникают из-за определенных установок в голове.
Человек может думать, что он уже все знает или наоборот - недостаточно хорош для новых проектов. Но решение только одно: попробовать задачу на практике. У маркетингового инженера нет этих границ.
- Уверенность на деле.
Инженер пробует новое и может разобраться по ходу дела. У него достаточно профессиональных компетенций.

Инженер-маркетолог или требования к маркетологам в 2023 году

А теперь кратко перечислим, что должен уметь маркетолог в 2023 году.

Повторимся, в этом материале мы не говорим про ребят, которые работают в корпорациях и в крупном бизнесе. Речь про малый и средний бизнес.

Не ограничивать себя в одной сфере.

Пробовать новое каждый день.

Иметь фундаментальные знания для решения разнообразных задач.

Быть усидчивым, чтобы суметь выстроить структуру своей работы.

Главные качества маркетолога - это системность и рекуррентность, а не творчество, как до сих пор думают многие. Современный маркетинг - это, в первую очередь, цифры и стратегия, а не только креативные месседжи.

Выводы

Маркетинг огромен, как экономика, и разнообразен, как бизнес. Каждый специалист может найти свое место. То, чем хочется заниматься и в чем развиваться. Можно совмещать отдельные роли или заниматься сразу несколькими блоками маркетинга. Главное - это не зацикливаться на собственных ограничениях и не бояться пробовать новое на практике каждый день.

Ссылка на интеллект-карту, скрины из которой приведены в этом материале.

66
16 комментариев

Спасибо за термин!

1
Ответить

подходит, правда?)

Ответить

Благодарю за очень актуальную статью! Стоимость лида в моем бизнесе действительно выросла в этом году почти в пять(!) раз. Причем у меня работают два очень грамотных маркетолога. О чем это говорит? Что нужно в корне менять подход к рекламе и продвижению? Или менять маркетологов? Или обучать их? Частично ответы на эти вопросы я нашел в вашей статье… Будем думать.

1
Ответить

мы бы предложили начать с обучения себя) потому что к счастью или к сожалению, но если у вас небольшой бизнес, на вас завязано все. Делегировать надо тогда, когда вы разбираетесь в деталях и действительно сможете контролировать специалистов

Ответить

Прочитал статью, улыбнулся и поздравил себя. Оказывается я – маркетолог-инженер! Слышу этот термин в первый раз, но по характеристикам почти всё совпадает. Надо пойти к начальнику и попросить, нет – потребовать повышения зарплаты. А если серьезно, то я действительно очень много учился и учусь до сих пор. Часто смотрю видео и вебинары разработчиков ПраймГейт. То, каким должен быть маркетолог в текущих реалиях я понял давно. А эта статья лишь убедила меня в собственной правоте….

1
Ответить

спасибо за доверие) рады, что засинхронизировались!

Ответить

Вопросов нет – статья хорошая. Только вот «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Где бизнесу сейчас найти таких вот маркетологов-инженеров? И самое главное – где обучают всем вышеописанным компетенциям? Вы, конечно затронули очень важную тему. Не желаете запустить курсы по обучению маркетологов? Я бы записался в первых рядах…

1
Ответить