«Если мы затронули хотя бы одно сердце, уже все не зря». Коммуникация Музея истории ГУЛАГа

Темный лабиринт без окон с низкими потолками создает ощущение закрытого тоннеля. Холодно. Выхода нет, пока не пройдешь весь путь, только в самом конце поднимаешься наверх и видишь свет. И если станет плохо по дороге, можно только звать на помощь.

Это не декорации фильма ужасов и не квест-комната, а один из самых впечатляющих музеев Москвы — Музей истории ГУЛАГа. Кирпичное здание в 1-м Самотечном переулке отрабатывает свое назначение на 100%: экспозицию дополняет и подчеркивает архитектура помещений, а маршрут позволяет прожить и прочувствовать историю несвободы каждому посетителю.

«Если мы затронули хотя бы одно сердце, уже все не зря». Коммуникация Музея истории ГУЛАГа

Музей как модное пространство

Гости музея чувствуют приятный запах дерева. Они могут посидеть в уютном кафе или посетить мероприятия в стильном зрительном зале. «Над музеем работали молодые эксперты, архитекторы, дизайнеры. Вся наша команда — в основном люди от 25 до 40 лет. Это лучшие специалисты города, они не могут сделать что-то плохое. Мы хотели создать классный музей, но есть большая сложность в нашей коммуникации: сама тема достаточно болезненная», — рассказывает Анна Стадинчук, заместитель директора по развитию Музея истории ГУЛАГа.

Посетителя музея ожидает травматичный опыт, но итог коммуникации должен быть позитивным.«В моем любимом отзыве посетитель написал: “Ваш самый крутой экспонат — это зеркало в гардеробе, потому что перед выходом я посмотрел в него и себя не узнал после экспозиции”».

Фото: Музей истории ГУЛАГа
Фото: Музей истории ГУЛАГа

Аудитория Музея истории ГУЛАГа

«Мы рассчитываем, что наша целевая аудитория — молодежь». Среди посетителей есть организованные группы школьников, студенты и думающие молодые люди, закончившие образование. Ядро экспозиции рассчитано на старшеклассников и студентов, но слоев погружения несколько — что-то интересное найдет и человек с нулевыми знаниями по теме, и уже читавшие Солженицына, Шаламова, Гинзбурга.

Музей ведет целенаправленную работу по приглашению школьных учителей к сотрудничеству: это и рассылка, и экскурсии, и семинары. «Кроме того, у нас есть урок памяти. Это такой конструктор, из которого можно собрать урок для школы к 30 октября — Дню памяти жертв политических репрессий. Там есть задания для школьников разного возраста, интервью, цитаты. Все загружено в сервис Московской электронной школы, все проверено и прошло всевозможные экспертные комиссии. И педагог при желании может просто уделить час времени и подготовить классный, интересный урок про нашу тему».

Музейная коммуникация

Фото: Музей истории ГУЛАГа
Фото: Музей истории ГУЛАГа

Коммуникация музея не ограничивается экспозицией. «Нам интересно абсолютно все. Отсюда появляются идеи сделать сборник комиксов, нарисовать граффити, выпустить альбом электронной музыки, провести какой-то необычный эксперимент». Когда в 2018 г. музей выпустил сборник графических новелл «Вы-жившие», реакция общества была как минимум неоднозначной. Но именно полярность мнений вызывает живую дискуссию и, как следствие, интерес к важной теме.

Фото: Музей истории ГУЛАГа
Фото: Музей истории ГУЛАГа

«Мы пробуем самые разные форматы: книжные ярмарки, публичные чтения. У нас есть спектакль с Театром предмета, где не дается ни одного звука голосом, а основные действующие лица — только предметы, привезенные из мест бывших лагерей». Недавно прямо в существующей экспозиции музейщики вместе со студентами московской школы дизайна провели выставку современного искусства, дополняя имеющиеся смыслы. Сейчас выпускницы британской школы дизайна разрабатывают для музея коллекцию ювелирных украшений — их можно будет приобрести как сувениры.

Фото: Музей истории ГУЛАГа
Фото: Музей истории ГУЛАГа

Разработка сувенирной коллекции вызывает непростые споры среди сотрудников музея. «Но мы сошлись на том, что даже в сложных тяжелых страницах и судьбах людей часто встречается нотка надежды, луч света — что-то, что помогало выжить, держаться. И когда ты хочешь разработать линейку сувенирной продукции, ты можешь показать именно то, что давало силы, сделать акцент на этом». Такими вещами могут стать поделка мамы для своего ребенка, рисунок, значок, стикер. «Люди могут не захотеть забрать с собой сувенир, который напоминает про страдания и смерть, но они с удовольствием купят значок с каким-то символом оптимизма, надежды. И наша задача в случае с сувенирной продукции выискивать эти нотки в темном царстве ГУЛАГа».

Музей активно работает со СМИ, создавая проекты, которые не оставляют равнодушным: «ГУЛАГ. Черновик» с ТАСС о первых лагерях советской власти, серия подкастов с МИА «Россия сегодня», проект о репрессированных спортсменах с «Чемпионат». «Там были очень разные отзывы, в том числе и такие: “Что-что вы нам подсунули? мы это не хотим!” Но это тоже классно. Это как раз выход на аудиторию, которая не совсем лояльна к нам или может про нас не знать, способ до нее дотянуться».

Стратегия музея

Миссия Музея истории ГУЛАГа — рассказать о своей теме как можно большему числу людей, стать площадкой, где об этом можно высказываться, свободно задавать любые вопросы, узнавать историю и понимать, как найти информацию о своих близких, изучить историю семьи.

При разработке стратегии музей опирается на данные исследований: результатами одного из них поделились коллеги из Государственной Третьяковской галереи, Еврейского музея и центра толерантности и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Работа посвящена музеям в целом: кто сейчас идет в музеи, какие аудитории, с какими целями. Кто хочет хорошо провести время, кто — показаться умным, приведя девушку на свидание, а кто — скоротать время с семьей и чем-то занять ребенка.

Фото: Музей истории ГУЛАГа
Фото: Музей истории ГУЛАГа

Собственные большие исследования Музей истории ГУЛАГа не проводит — это, в первую очередь, дорого. Но есть студенческие проекты: опросы, анкетирования, отчеты. Активно используется и анализ кассовой программы: на основе данных о проданных билетах можно сделать выводы об аудиториях, периодах наибольшей посещаемости, интересе к музею в зависимости от месяца. Впоследствие на этих данных строится план работ.

Помогают продумать планы и отзывы, которые пишут о музее посетители. «Если мы затронули хотя бы одно сердце, уже все не зря. “Каждый гражданин нашей страны должен посетить это место” — это красная нить вообще всех отзывов».

5
8 комментариев

Побольше бы таких проектов!

1
Ответить

Для ГУЛАГА нужны люди.

Ответить

Очень классная статья! Сразу все видится в другом (хорошем) свете - просто и понятно.

1
Ответить

За чей счёт банкет?

Ответить

Посмотрите ролики Егора Иванова (Плохой Сигнал) на тему - он довольно подробно осветил и Ваш вопрос в частности, и деятельность заведения в целом.

Ответить

Интересно, спасибо! И правда классно, что с такой темой работают не замшело, а с искренней открытостью к людям. Есть, чему поучиться

Ответить