Бывший директор по рекламе Cosmopolitan ушла из индустрии и открыла свой кабинет психолога

Вера Усольцева — о причине ухода из рекламы, финансовых трудностях и новой профессии.

Справа — Вера Усольцева 
Справа — Вера Усольцева 

Как пришла в рекламу

Я закончила университет печати, хотела быть редактором и мечтала работать в журнале. Подруга порекомендовала меня в издательский дом, где она работала в отделе производства. Я попала в отдел по работе с клиентами, нужно было общаться с компаниями и рекламными агентствами, получать от них макеты для журналов.

Сначала я думала, что это будет первым шагом к работе в редакции, но реклама увлекла меня. В издательском доме Independent Media я проработала 11 лет: из отдела по работе с клиентами перешла в отдел продаж и выросла до директора по рекламе журнала Cosmopolitan.

Мне повезло: Independent Media в то время, когда ей владел и управлял её создатель Дерк Сауэр, — компания мечты. Я знаю много компаний на российском рынке, но за эти годы не встретила ни одной, где было бы так комфортно и увлекательно работать.

Было много свободы в работе, поддерживалась любая инициатива, начальники стояли горой за подчинённых, при хорошей работе сотрудников быстро растили. Наверное, основных факторов было два:

  • каждый чувствовал свою ценность: человеческую, профессиональную;
  • и получал много свободы в рабочем процессе, поскольку важен был результат.

Когда Дерк продал компанию, всем сотрудникам начислили премию — она зависела от стажа работы в компании. А во время кризиса 2008 года руководство компании разослало письмо сотрудникам о том, что решено сократить страховые программы для сохранения рабочих мест. И сокращения были минимальными.

О работе

Благодаря деятельности в отделе по работе с клиентами, который был частью производственного отдела, я знала весь цикл производства журналов и часто бывала в типографии. Благодаря работе в рекламном отделе, а позднее и в рекламном агентстве, я объездила много стран, была и на чайных фабриках, и на сыроварнях, и на секретных производствах, и на киностудиях. Моя работа была удивительно интересной и в буквальном смысле расширяла границы.

Бывший директор по рекламе Cosmopolitan ушла из индустрии и открыла свой кабинет психолога

За эти годы было много увлекательных событий, проектов, мероприятий, но самые яркие я помню два.

Первый — мы делали глобальный конкурс с компанией Unilever с брендом Sunsilk. Девушки со всей России писали нам письма, а главным призом была поездка в Москву на ужин с главным редактором Cosmopolitan, фотосессия и размещение фотографии девушки на билборде в её родном городе.

Я сама обзванивала победительниц конкурса и помню некоторые диалоги дословно. Бабушку, которая говорила: «Вы действительно из Москвы? Вы только не обманите мою внучку, она у меня одна, она так любит ваш журнал». Молодого человека, который перезванивал мне, чтобы убедиться, что его невеста действительно едет в Москву к нам на мероприятие.

Помню этих удивительных девушек: кто-то основал в своём городе школу танцев, кто-то — производство. Они были из таких городов России, названий которых мы даже не знали, а билборды не могли там купить, потому что их в городе не было. Эти девушки рассказывали нам, как журнал изменил их жизнь, дал возможность поверить в свои силы, помог осуществить мечту.

Помню это потому, что это было самым важным в моей работе: я знала, что наш журнал меняет жизнь миллионов девушек в России.

А второй проект, который я помню, — мой последний номер Cosmopolitan. Юбилейный выпуск на 20-летие журнала мы сделали в подарочной коробке с флаконом Guerlain: наш отдел производства провёл немало ночей на работе, чтобы это стало возможным. Насколько я знаю, подобную упаковку и такой проект ни до, ни после ни один журнал и ни один бренд не повторили.

Бывший директор по рекламе Cosmopolitan ушла из индустрии и открыла свой кабинет психолога

Почему решила менять сферу

Кризис глянцевой индустрии совпал со сменой руководства Independent Mediа и с моим личным кризисом: я перестала чувствовать ценность своей работы, видеть своё будущее в ней, мои друзья и коллеги один за другим покидали компанию, а зачастую и индустрию.

Сначала я сменила компанию, но оказалось, что продажи сами по себе мне не очень интересны.

За один день это, конечно, не происходит: чтобы даже нащупать, куда двигаться, понадобилось около года. Я думала о том, что единственное, что я действительно люблю делать, — это разговаривать с людьми. Мне были интересны их истории, пути развития, кризисы.

Подруга предложила мне пойти вместе учиться в Московский институт психоанализа: там была годичная программа переквалификации для работы в сфере психологического консультирования. Я плохо представляла, куда иду: никогда до этого не увлекалась популярной психологией, даже к рубрике «Психология» в журнале относилась скептически.

В первые два месяца думала уйти из института — было странным то, что я слышала, многое было непонятно, учиться тоже отвыкла. Но потом начала читать, появились талантливые преподаватели, и я увлеклась не на шутку. Практиковать я начала почти сразу после получения диплома: к концу курса я не представляла, как можно не начать этим заниматься.

Как совершила переход

Я много говорю с людьми — это мне и помогло. Пока я училась, я всем своим коллегам, клиентам, друзьям и знакомым про это рассказывала: поэтому первые клиенты пришли ко мне по рекомендации знакомых и друзей. Также я обратилась за помощью к своей преподавательнице: она взяла меня в стажёры и первый год давала мне свой кабинет, помогала в продвижении и была моим супервизором (более опытным психотерапевтом со специальной подготовкой).

Это было для меня большой поддержкой в начале практики.

Я не знала, сколько нужно учиться, чтобы двигаться в профессии дальше, поэтому пришлось потратить много сил, времени и денег: я училась и учусь параллельно в двух или трёх местах.

  • В магистратуре — чтобы было второе высшее образование.
  • В психотерапевтическом направлении — потому что нужна специализация.
  • На коротких тематических программах.
Вера Усольцева
Вера Усольцева

Как сейчас

В финансовом отношении мне на первом этапе помог близкий человек, позже я выходила и выхожу сейчас на проекты в продажи, работаю в свободном графике, чтобы и зарабатывать, и продолжать практику.

Сейчас понимаю, что нужно было раньше поднимать цены на приём, что больше нужно было уделять внимания продвижению. Сейчас в соцсетях есть много алгоритмов и курсов по продвижению для помогающих практиков.

Если говорить о доходе, я уходила с высокого уровня заработной платы. Конечно, только приём мне его не компенсирует. Поэтому, как и многие психологи, я зарабатываю не только индивидуальным консультированием. Плюс моей ситуации в том, что я могу выходить на офисную работу. А мои коллеги, специализирующиеся только на психологии и психотерапии, в основном преподают.

Сейчас я практикую уже три года: принимаю в среднем 10–12 человек в неделю. Для меня это много. Веду рубрику «Психология» в журнале Top Beauty, периодически поддерживаю благотворительные проекты. Также хочу начать выходить на другие проекты — не в продажи, а на стыке моих двух профессий: присматриваюсь к оценке персонала, бизнес-психологии.

Работа «в кресле» очень увлекательна, но в ней есть и ограничения: для качественной работы у каждого специалиста своё количество клиентов. Я, например, пока больше 12 человек в неделю принимаю с трудом, особенно если есть сложные случаи. Также не хватает социализации: центров, сообществ, конференций всё ещё мало.

В целом моя жизнь стала совершенно другой: вернулось ощущение свободы, расширились границы, появился выбор; легко учиться, легко двигаться, много интереса к жизни. Важно выходить за рамки — своей профессии, опыта, общепринятых представлений о жизни и карьере.

Если говорить о моём опыте, опыте моих коллег и ровесников, я думаю, что важно рассматривать для себя такую перспективу: смену профессии или сферы, овладение несколькими специальностями. Жизнь стремительно меняется, к ней нужно адаптироваться и постоянно учиться.

66
12 комментариев

Как журнал изменил их жизнь? Интересно

7
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

А жена не против будет?

Ответить

"Я сама обзванивала победительниц конкурса и помню некоторые диалоги дословно. Бабушку, которая говорила: «Вы действительно из Москвы? Вы только не обманите мою внучку, она у меня одна, она так любит ваш журнал». - так себе примерно представляю нынешнюю ЦА модного глянца и канала MTV. что то из глубинки, где отсутствует высокоскоростной электрический интернет.

1
Ответить

жалко девушек, которым феминистки портят жизнь, рассказывая что "чтоб жить счастливо нужно относиться к мужчине как к мусору"

1
Ответить