Цифровизация в розничной торговле

Сфера розничной торговли была и остается одной из наиболее восприимчивых к различным инновациям. В прошедшем году цифровизация и информатизация ритейла набирали обороты, и сейчас ритейлерам необходимо решать новые задачи, чтобы использовать открывающиеся перед ними новые возможности и перспективы. Очевидно, что правильная и своевременная реакция на ситуацию на современном рынке розничной торговли даст компании преимущество перед конкурентами.

Цифровизация в розничной торговле

В российском ритейле, как и в мировом, наблюдается постоянный рост темпов цифровизации. Это обусловлено тем, что все больше потребителей активно используют цифровые технологии, а следовательно, чтобы соответствовать их предпочтениям и успешно конкурировать на рынке, требуется также внедрять и применять современные технологические решения. Что касается внедрения цифровых технологий, то российский рынок розничной торговли отличается все большей инновационностью. Ключевые тренды, изменившие мировой рынок ритейла, а именно Big Data, искусственный интеллект, дополненная реальность, блокчейн, уже активно влияют и на российские реалии.

Тенденции в сфере цифровизации российского ритейла

На сегодняшний день цифровизацию российского ритейла в значительной степени определяет изменение характера и модели поведения современного потребителя. Это обусловлено в том числе изменением среды – стремительным развитием технологий, возникновением цифровых экосистем и инновационных бизнес-моделей. Так, современные покупатели больше ценят удобство и экологичность, стремятся к экономии времени, требуют персонального подхода. Они активно используют цифровые технологии и различные каналы для получения информации. В целом наблюдается рост потребления, однако путь потребителя к приобретению становится многоканальным. Это приводит к необходимости изменений в розничной торговле.

Как показывает практика, наибольшую результативность дает комплексный подход при внедрении таких изменений. Например, в торговых сетях целесообразно не только внедрить системы для подсчета и анализа поведения посетителей, но и пересмотреть требования к персоналу и повысить производительность труда. С помощью цифровых технологий можно повысить эффективность операционной деятельности и, соответственно, уменьшить себестоимость товаров и сделать их более доступными на рынке.

При этом многие ритейлеры отмечают, что большинство российских потребителей с энтузиазмом относятся к техническим новшествам и охотно используют их в торговых объектах. Так, все более популярными становятся кассы самообслуживания, бесконтактные платежи, мобильные приложения торговых сетей.

Таким образом, в сфере цифровизации российского ритейла можно выделить 2 ключевых тенденции: активное применение современных технологий и стремление к глубокому анализу аудитории. Эти тенденции взаимосвязаны: технологичные торговые объекты привлекают современных потребителей, которые отличаются стремлением к развитию, а на основе анализа посетителей, зон их внимания и путей перемещения формируется адресное и более эффективное предложение. Цифровые системы позволяют ритейлеру накапливать информацию о потребителях, отслеживать историю покупок, анализировать спрос и оставаться востребованным для покупателей.

Цифровые технологии для повышения конкурентоспособности

В сфере розничной торговли сегодня выделяются 4 основополагающих направления цифровизации:

· работа с потребителями, включающая все этапы от возникновения интереса к торговой марке до момента совершения покупки;

· обеспечение операционной эффективности, в том числе результативности персонала, работы с продукцией, ценниками, выкладкой товара и др.;

· логистика и контроль поставок продукции;

· контроль работы ИТ-инфраструктуры и системы безопасности.

Каждый представитель розничной торговли, как и любых других отраслей бизнеса, стремится к достижению двух главных целей – повышению прибыли и сокращению затрат. Поэтому большинство ритейлеров уделяют максимум внимания в первую очередь работе с потребителями, поскольку именно это направление оказывает прямое влияние на рост прибыли.

Сегодня владельцы торговых точек понимают, насколько важно иметь максимально полную информацию о собственной аудитории. Кирилл Кирин, генеральный директор Market Music: «Анализ посетителей на основе технологии видеозрения позволит сформировать точный портрет целевой аудитории, повысить конверсию и эффективность рекламы. Он дает четкое представление о демографических особенностях аудитории торгового объекта и степени ее вовлеченности в мир бренда. Кроме того, эта технология позволит выявить точки с недостаточным уровнем конверсии посетителей в покупателей, своевременно отслеживать результаты маркетинговых активностей, накапливать статистические данные в режиме онлайн и сохранять историю посещаемости по каждой точке за определенный период времени. Поэтому современные программные решения с функцией распознавания лиц, использующие систему видеонаблюдения, становятся все более востребованными».

Данные, полученные с помощью анализа посетителей, необходимы для того, чтобы формировать персонализированные предложения для покупателей, ориентированные на их потребности, и таргетировать рекламу в торговой точке. Программные решения с функцией распознавания лиц используют видеокамеры для определения демографических особенностей посетителей и запускают на экранах в торговом зале трансляцию наиболее релевантного рекламного ролика, например, для молодого мужчины – рекламы спорттоваров, для девушки – парфюмерии и косметики. Это помогает привлекать больше покупателей в торговые объекты и стимулировать рост продаж определенных товарных групп.

Цифровые системы позволяют получать и использовать объективные данные для формирования аналитических отчетов, планирования маркетинговых стратегий. С помощью аналитики можно оценить эффективность новой рекламной кампании или решения и выявить направления, где требуется оптимизация, а также прогнозировать покупательский спрос. Все это поможет сократить расходы, выстроить наиболее эффективную маркетинговую стратегию, повысить качество обслуживания посетителей.

Внедрение современных цифровых решений в сфере розничной торговли дает возможность оптимизировать бизнес-процессы и получать больше необходимой информации, а значит, принимать более рациональные и обоснованные решения и успешно конкурировать на рынке.

Сложности при внедрении новых цифровых решений

Что касается наиболее распространенных проблем, связанных с внедрением цифровых технологий, то их наглядно иллюстрируют результаты опроса 100 отечественных компаний, проведенного НИУ ВШЭ при поддержке корпорации Microsoft в рамках подготовки доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса».

К числу самых существенных проблем, с которыми сталкиваются компании при реализации различных проектов, относятся проблемы организационного характера. Так, для 54 % компаний сложность состоит в недостатке опыта создания и внедрения подобных проектов, для 49 % – в неправильной оценке сроков окончания работы над проектом, 48 % указывают на отсутствие достаточного количества квалифицированных сотрудников для реализации таких проектов и 48 % отмечают неэффективное взаимодействие между разными подразделениями.

Кроме указанных сложностей, связанных с организацией процесса внедрения цифровых решений, компании часто называли еще две распространенные проблемы, имеющие отношение к пользователям: 55 % компаний считают, что пользователи недостаточно компетентны с технологической точки зрения, а 47 % указывают на отсутствие заинтересованности и недостаточную вовлеченность.

Кроме того, показателем недостаточного уровня организации процесса цифровой трансформации отечественных компаний является отсутствие определенных стратегий, связанных с цифровизацией. Такая ситуация характерна для 83 % компаний. Многие из них не имеют четкого плана на ближайшие годы, связанного с внедрением цифровых решений.

Опрос показал, что дальнейшее развитие и активное использование цифровых технологий в компаниях замедляется вследствие ряда препятствий, причем среди них больше внешних факторов, нежели внутренних. Так, в качестве внешних факторов фигурируют экономическая нестабильность в целом по стране, недостаточно развитая информационно-коммуникационная инфраструктура, неготовность к широкому использованию цифровых систем. Внутренние факторы связаны прежде всего с финансированием: речь идет о немалой стоимости цифровых проектов, невысоком бюджете, серьезных расходах на внедрение и дальнейшую эксплуатацию решений.

При этом авторы доклада отмечают, что каждая из опрошенных компаний упоминала 7 разных факторов, которые становятся препятствиями для дальнейшего развития цифровых технологий. Это свидетельствует об отсутствии неких проблем глобального, всеобщего характера, характерных для российского рынка ритейла в целом.

Стоит отметить, что многие владельцы бизнеса до сих пор считают использование цифровых решений задачей исключительно технологического характера, которую должны выполнять назначенные для этой цели специалисты в области IT. Однако цифровая трансформация представляет собой не только развитие и внедрение новых технологий, но и изменение бизнес-процессов, новый уровень взаимодействия с партнерами и клиентами, новую систему управления и функционирования бизнеса. Речь идет о комплексных изменениях, затрагивающих все сферы деятельности компании и весь персонал, а не только IT-отдел. Четкое понимание этого обеспечит ритейлерам конкурентное преимущество.

Цифровые технологии в российском ритейле

На сегодняшний день все больше представителей ритейла переходят на новую модель ведения бизнеса, которая отличается ориентацией на работу с данными о посетителях в режиме реального времени.

Если говорить о темпах цифровизации, то здесь безусловным лидером пока остается отрасль интернет-торговли, которая сейчас активно развивается и наращивает объемы. Такая ситуация складывается не только на российском, но и на мировом рынке.

При этом большинство российских ритейлеров сегодня более чем серьезно относятся к воздействию цифровых технологий на бизнес-процессы. Владельцы бизнеса, руководство и специалисты осознают, что без внедрения современных цифровых решений уже невозможно удерживать свои позиции на рынке в условиях растущей конкуренции. В то же время многие организации стремятся внедрять самые необходимые решения, отсутствие которых уже начинает негативно сказываться на бизнесе, однако не торопятся развивать новые направления. Несмотря на это, постепенно к ритейлерам приходит понимание неизбежности происходящих изменений и их системного характера. Анализируя ситуацию в российском ритейле, можно отметить, что сейчас не просто используются инновационные цифровые решения, но и пересматриваются традиционные бизнес-модели, изменяются взаимоотношения с партнерами и потребителями. Цифровизация затрагивает различные сферы, и в ближайшем будущем ее темпы будут повышаться.