Лечить кариес больше не выгодно. На чем стоматологии зарабатывают миллионы?
Какое направление стоматологии сегодня самое прибыльное? Как зарабатывать больше при цене услуг «как у всех»? Как региональной клинике получить стабильный поток первичных пациентов?
Об этом и не только рассказал Василий Глотов, генеральный директор агентства стоматологического маркетинга «Синергиум». За год с небольшим его команде удалось повысить месячную выручку «Центра лазерной стоматологии» с 2,5 до 13 млн рублей.
Чтобы заработать, нужно потратить
В 2022 году в клинике «Центр лазерной стоматологии» работали четыре кресла. Вместе они приносили 2,5 млн рублей в месяц, а чистая прибыль не превышала 10–15% — это достаточно скромный показатель для стоматологии.
Цель «Центра лазерной стоматологии» — увеличить выручку с 2,5 до 4 млн рублей.
Бюджет на продвижение — 500 тыс. рублей (мы закладывали не менее 10% от прогнозируемой выручки).
До начала работы с нами клиника выделяла на рекламу в 3 раза меньше средств, чем требовалось для достижения цели, — всего 150–200 тыс. рублей. Поэтому клиенту пришлось принимать меры:
- пересмотреть цены на услуги и повысить прайс;
- на некоторое время перевести врачей на фиксированную оплату;
- сократить административные расходы.
За счет оптимизации бюджета удалось выделить необходимую сумму на продвижение, и мы начали работу.
Стоматология у дома vs центр имплантации и протезирования
Первое, с чего начали, — позиционирование клиники и выбор приоритетных услуг для продвижения.
«Синергиум» работает со 120 стоматологиями по всей России. По нашему опыту, 80–90% из них рекламируют услуги с высоким чеком.
Какой чек можно считать высоким? Опираясь на аналитику Calltouch и анализируя средние чеки стоматологий, мы выделили на рынке две главные бизнес-модели:
- Стоматологии рядом с домом. Месячная выручка с одного кресла не превышает 1,5 млн рублей. Один клиент тратит не более 40–50 тыс. рублей в год. И это потолок.
- Клиники, которые фокусируются на услугах с высоким чеком — имплантации, протезировании, ортодонтии, винирах. Одно кресло приносит 2–3 млн выручки в месяц, средний чек за год — 200 тыс. рублей.
Учитывая амбициозную цель «Центра лазерной стоматологии» по выручке, решено было изменить позиционирование клиники и сместить фокус с недорогой услуги лазерного лечения кариеса на дорогостоящие — имплантацию и протезирование.
Оцифровали маркетинг с помощью Calltouch
Оцифровка маркетинга стала точкой опоры для нашей дальнейшей работы.
С помощью коллтрекинга Calltouch удалось проанализировать текущие рекламные каналы и избавиться от неэффективных. Яндекс Директ оказался единственным рабочим каналом привлечения клиентов. Таргет приносил гораздо меньше целевых лидов, поэтому от него решили отказаться.
Стоматология — не e-commerce с легко прогнозируемыми KPI. Для этого бизнеса характерны разные модели атрибуции и сдвиги оплаты во времени. Результат продвижения виден только через некоторое время.
Чтобы не работать вслепую, необходимы точные данные. Мы получили их, построив собственную бизнес-аналитику на основе коллтрекинга Calltouch. С демоверсией системы можно познакомиться по этой ссылке. В нее подтягиваются метки из коллтрекинга. Благодаря этому мы можем посмотреть, сколько денег принес клинике каждый пациент, и знаем, откуда он пришел. Как результат — понимаем, какие рекламные кампании наиболее успешны и какие из них стоит масштабировать. Можно сказать, что коллтрекинг Calltouch — это первое связующее звено между рекламным каналом (в данном случае Яндекс Директом) и системой бизнес-аналитики.
Одна услуга — один лендинг
Подход, при котором трафик из Яндекс Директа льется только на основной сайт компании, не всегда оправдан. Представим: клиент приходит по рекламному объявлению с услугой имплантации. Он знакомится с предложением, но вместо целевого действия начинает листать другие страницы сайта. В итоге или уходит совсем, или заказывает менее маржинальную услугу, например лечение кариеса у ребенка. По опыту других наших проектов, количество таких «заблудившихся» лидов может достигать 20–30%.
Чтобы внимание потенциальных покупателей не рассеивалось, нужен короткий и понятный лендинг. Поэтому под каждую флагманскую услугу «Центра лазерной стоматологии» мы сделали отдельную посадочную страницу.
Лендинги просты в производстве и стоят недорого. А если клиника молодая, то на старте большой сайт не нужен вовсе. Это прерогатива лидеров рынка, у которых достаточно средств и ресурсов для быстрой работы с контентом и SEO.
Цены, которые позволяют продавать и зарабатывать
Главное условие успешной лидогенерации в медицинской сфере — цена в рынке. «Центр лазерной стоматологии» изучил рынок и переработал прайс востребованных услуг — установил цены «как у всех».
Объясню, почему это крайне важно было сделать. Цена — это точка опоры для клиентов в момент принятия решения. Если она будет существенно выше рыночной, это сразу отсекает огромную долю потенциальных клиентов. Поэтому этот шаг был необходим, чтобы обеспечить поток первичных обращений в клинику.
Важно понимать, что цена, указанная в рекламе, всегда отличается от той суммы, которую в итоге заплатит клиент. Порой стоимость услуги в клинике возрастает в 3–4 раза, например, из-за необходимости дополнительных процедур или замены материалов на более качественные и дорогостоящие. Если клиент чувствует доверие к компании, то он будет лоялен и к росту ценника.
Как зарабатывать больше с ценой в рынке?
«Центр лазерной стоматологии» формально разделил свои услуги на три группы:
- Витринные, самые востребованные — их цена не должна выходить за рамки рынка. Аудитория имеет представление о стоимости таких услуг и ориентируется на это знание при выборе клиники. В качестве витринных услуг «Центр лазерной стоматологии» оставил 15–20 позиций: лечение кариеса, установка коронок и подобные.
- Трипваеры — услуги, на которых клиника не специализируется и может дать хорошую скидку, чтобы привлечь внимание покупателей. Пример: скидка от 50 до 100% на удаление зубов при имплантации. На таких услугах клиника не зарабатывает или зарабатывает очень мало.
- Ядро — флагманские услуги, на которых стоматология хорошо зарабатывает. На них можно установить цену по своему усмотрению — в соответствии со своими финансовыми амбициями.
Это деление помогает построить «лестницу услуг», где нижняя ступень — витринные услуги, высшая — флагманские. По этому пути пациента проводят врач и куратор, который подробно разъясняет медицинские рекомендации и помогает клиенту выбрать необходимые процедуры.
А что с зарплатами врачам?
Чтобы увеличить расходы на маркетинг и развитие, «Центр лазерной стоматологии» снизил процент, который врачи получают за каждого пациента. Но за счет продвижения услуг с высоким чеком зарплаты не сократились. Напротив, повышение цен обеспечило стабильный рост гонораров.
Каких результатов мы добились
За 15 месяцев нашей совместной работы число приемов в клинике увеличилось до 124 в месяц. Это первичные пациенты, которые заинтересовались именно имплантацией. В этой статистике нет других услуг клиники — с ними результат еще выше.
Стоимость привлечения клиента — около 2 тыс. рублей. Средний годовой чек каждого вырос шестикратно и в декабре 2022-го составил 239 488 рублей. Выручка с четырех кресел увеличилась с 2 млн до 13 млн рублей в месяц. На 2023 год у нас еще более амбициозные планы — увеличить выручку с каждого кресла до 5 млн рублей в месяц.
Вместо заключения: наши рекомендации для успешного продвижения стоматологии
- Изучите слабые места маркетинговой стратегии и масштабируйте успешные решения. Управлять бизнесом с помощью цифр поможет Calltouch.
- Придерживайтесь финансовой модели с правильными прайсом и системой оплаты врачам: снизьте процент для врачей, чтобы увеличить бюджет на маркетинг.
- Сфокусируйтесь на рекламе услуг с высоким чеком — это принесет больше выручки клинике и обеспечит высокие гонорары врачам даже с учетом снижения процентной части зарплат.
- Продвигайте флагманские услуги с помощью отдельных лендингов, чтобы получать больше целевых обращений.
- Используйте Яндекс Директ в качестве основного рекламного канала — пока что это самый рабочий инструмент, который приводит целевых клиентов.
- Соблюдайте ценовой баланс: витринные услуги должны стоить на уровне рынка, флагманские — сколько угодно.
- Работайте над внутренними процессами и командой: научите врачей продавать или введите должность куратора, который поможет клиенту подняться по «лестнице услуг».
Тема юнит-экономики не раскрыта. Даже себестоимости нет.
Почему кариес невыгоден тоже не расписано. О чём вообще статья с таким заголовком? Какие-то отдельные цифры свалены в кучу, а целостной картины нет.
А ещё зовёте себя "Системой сквозной аналитики"...
Юнит-экономика для стоматологий в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге и т.д. будет разная. Главный фокус в кейсе - на подходе к позиционированию, ценообразованию, продвижению клиники. Учитывая опыт коллег в нише, ему стоит верить ;)
Какие конкретно цифры вас интересуют? Возможно, коллеги смогут поделиться информацией.
А о каком городе идёт речь в статье? В каком кариес лечить невыгодно? Где при этом зарабатывают миллионы?
Какие цифры интересуют... Ну, например, про тот же кариес из заголовка: почему его невыгодно? Я так и не понял. Какая у него себестоимость по материалам и работам, а какая цена для клиента?
Или вот пишите "Цель — увеличить выручку с 2,5 до 4 млн рублей."
А в итоге количество записей увеличилось с 21 до 177. Круто.
Считаю.
Было: 2,5/21=119 т.р. с одной записи
Стало: 4/177 = 23 т.р. с одной записи
Но при этом: "Средний годовой чек каждого вырос шестикратно"
Как это понять можно?
Дмитрий, стоматология, указанная в кейсе, находится в Нижнем Новгороде. Речь идет о рекламном продвижении, а не о том, что выгодно лечить, а что нет. Стоимость первичного обращения из Яндекс Директ одинаковая что по имплантации, что по терапии. Естественно, что средние чеки разные. В этом суть. Цель - увеличить выручку с 2,5 млн до 4 млн на кресло, чтобы ее увеличить, нужно привлекать пациентов на высокочековые услуги в рекламе, лечить и с помощью грамотного подхода и сервиса оставлять такого пациента в базе, разумеется, плюс сарафанное радио, которое стимулируется благодаря рекламе. По подсчетам: 4 кресла с выручкой в 3,25 млн на каждое, общая - 13 000 000₽, было 2,5 млн ₽ итог: Чек был 40 000, стал 239 488₽, благодаря тому, что клиника сфокусировалась на услугах имплантации и тотального протезирования. Более подробно можно посмотреть кейс в видео формате https://www.youtube.com/watch?v=cOwf8di6Dn0&t=0s
Лид по терапии по цене лида на имплантацию? При условии, что терапия более массовая услуга? При стоимости клика, даже в Москве, ниже в три раза, чем по имплантации? Соболезную.
Апокалипсия Армагеддоновна, подскажите, возможно, у вас есть кейсы, где цена обращения (квалифицированного лида) на имплантацию и терапию сильно отличаются, и терапия при этом окупается. Было бы интересно посмотреть. Мы пробовали разные модели маркетинга, и за многолетний опыт в стом сфере терапия через Директ не окупилась нашим собственникам ни разу, если заниматься исключительно ей, не развивая другие направления.
О статьях на заказ силами сына маминой подруги)
1. Смена позиционирования из обычной многопрофильной стоматологии в центр имплантологии/центр лазерной стоматологии/академию абатмента/любое_другое_название_без_плебейского_«стоматология» предполагает переоборудование кабинетов под новое «позиционирование», найм новых сотрудников, покупку дополнительного оборудования для диагностики и тд.
Исходя из ваших цифр, данные траты не учитываются, а хотелось бы знать сроки окупаемости. Да и честную цену лида от всей суммы затрат (переоборудование, рекламный бюджет, абонентская плата агентства, затраты на сервисы аналитики) тоже интересно было бы глянуть.
2. Проанализировав все источники трафика и увидев Директ как самый эффективный, вы отказались от всех каналов, в том числе от тех, которые приносят меньше, но тоже приносят записи?) А никого не смутило, что на имплантации бюджет 7,5 ляма, а на на таргете 66к? Сравнение эффективности источников, где бюджет одного направления больше другого в 112 раз, на мой взгляд, и простите за грубость, выглядит как сравнение жопы с пальцем.
3. А ведь где-то так и бродят эти 20-30% лидов… Несчастные, беззубые, что делать незнающие… грустно.
А вообще да, британские ученые недавно доказали, что минимальное количество информации о дорогостоящей услуге и о специалисте, который оказывает эту дорогостоящую услугу, способствует немедленному порыву в духе «Shut up and take my money».
4. Цена должна быть «как у всех». =>>
Но она влияет на выбор пациентом клиники =>>
Но при этом клиент, увидев лендинг на котором минимум информации, нам, внезапно, уже доверяет. =>>
Доверие дает бафф на х4 к голде.
Я ничего не упустила?
Что ж, звучит правдаподобно
Так почему клиент выбрал именно эту клинику, если цена стоит как у всех, цена основополагающий фактор при выборе?
Почему клиент решил что может доверять именно этой клинике, если мы используем «короткий» (читай «малоинформативный») лендинг? Потому что на лендинг повесили шильдик «Стоматология №1 по мнению моей мамы»?
Хорошо. Профгигиена не нужна. Окей. Это же всего лишь дешевая процедура,
которая приводит первичку, которая переходит в повторку, так как процедура хоть и дешевая, но регулярная, что прозрачно намекает на длительный LTV. Вот бы пациенты, которых устроило качество услуги пришли бы хотя бы к терапевту на осмотр, ну хотя бы за пломбочкой.. Эх, жаль что так не бывает…Профгигиена — не бро!
Нужна имплантация, при которой пациент ставит имплант, да фиг с ним, даже с коронкой ставит и уходит.
Какой смысл гнать первичку, если она дальше не работает и не переходит в повторку?
Интересно. А может тогда и вместо обычной хирургии оставить только пластическую, чек выше крыши. Предлагаете оставить в медицине ортодонтию и пластику? А специалистов где искать, там же где и диетологов сейчас находят на ютуб-курсах? Хотели про маркетинг, вот и нужно было в маркетинг.
А разве мы написали, что клиникам нужно перестать оказывать какой-то вид услуг? Здесь речь идет о привлечении пациентов с помощью рекламы на услуги с высоким чеком. В остальных услугах пациентам, безусловно, никто не отказывает)
Ну мне из статьи показалась мысль - нафик ту терапию, давайте будем протезировать. Если не так то ладно, понятно, что в перегретых нишах мелкому и уже среднему бизнесу делать нечего, но спрос рождает предложение.
Комментарий недоступен
Самое неприятное на самом то деле, слишком много визитов нужно для решения небольших проблем с зубами.
Если надо удалять нерв. пломбировать каналы, устанавливать вкладку, изготавливать коронку (или даже половина из этого), то несколько визитов - это золотой стандарт. От тех стоматологий, кто это делает за 1 визит надо бежать. За 1 визит можно залечить неглубокий кариес без повреждения нерва.
Согласны: обидно, досадно. Но врачам виднее, и здесь важно найти тех, кому захочется доверять
Интересная версия)) Если смотреть со стороны пациента, в ней что-то есть)
Это все не важно. Главное чтобы соблюдались высокие стандарты качества. "Не навреди" - вот уж точно. Страшно ходить по врачам из-за желания навариться и заработать на пациенте.
100%! Врачебные стандарты должны соблюдаться независимо от маркетинговой стратегии клиники. Недостаточно привлечь пациента - нужно сделать так, чтобы он остался. И здесь уже профессионализм врачей решает.