Быть везде и всюду: как автору максимально заработать на своих произведениях

Разбираемся, кому и как раздать авторские права на книгу, чтобы остаться в плюсе. Правда ли, что цифровые книги лучше публиковать через самиздат, и как быстро может вырасти ваш заработок? Писательница Анна Орехова рассказывает, почему все больше именитых авторов выбирают digital-платформы

В декабре 2021 года, как раз перед самым Новым годом, я приняла одно очень важное решение. Тогда я не спала две ночи, стресс был настолько сильным, что просто физически не могла уснуть. Но как это всегда бывает с правильными решениями, сейчас, спустя год, оно кажется очевидным. И вот почему.

Содержание

Та еще дилемма

На тот момент мой роман «Барселона под звуки смерти» уже два года продавался на Литрес в электронном формате, а права на аудиокнигу принадлежали аудиоиздательству «Вимбо». Этот роман занимал первые строчки в жанрах «Детективы» и «Современные детективы», был бестселлером и хитом продаж, что, конечно, помогло мне заинтересовать издательство. В ноябре 2021 года я заключила договор с издательством на публикацию бумажной книги. Книга готовилась к печати, права на электронную версию остались у меня, издательство на них не претендовало.

А потом произошло сразу три важных события.

  • Я закончила роман «Стамбул. Подслушанное убийство», второй в серии, и готовилась опубликовать его на Литрес.
  • Издательство предложило мне продолжить сотрудничество, но на этот раз просило полные права на роман: бумагу, электронку, аудио.
  • Литрес прислал письмо о том, что вводит Продвинутый статус для авторов, где роялти повышается до 70%.

Продвинутый статус автора Литрес — возможность зарабатывать до 70% роялти с продаж. Получить статус может любой автор, опубликовавший книгу через платформу Литрес: Самиздат. Достаточно выполнить несколько условий: они касаются подписчиков, продаж, количества и объема опубликованных произведений. Подробнее о том, как получить продвинутый статус и что он дает, читайте здесь

Тогда я только-только начала зарабатывать в самиздате. Мой доход в ноябре 2021-го года составил 25 928 рублей, и это при роялти в 35%.

Роялти — процент с продаж. В издательском бизнесе авторы получают либо гонорар за передачу прав и издание книги, либо — процент с продаж. Чаще всего два этих вида вознаграждения объединяются. Однако здесь все зависит от конкретного издательства. Сервисы самиздата выплачивают авторам роялти

Литрес повышал роялти в 2 раза.

Я понимала, что, оставшись в самиздате, за полгода-год добьюсь того, к чему шла предыдущие 6 лет — буду зарабатывать писательством

На одной чаше весов оказалась возможность стать издаваемым автором, то есть перейти в новую лигу. На другой — возможность зарабатывать писательством, но остаться в самиздате. Та еще дилемма.

Доход с продаж всех в книг в ноябре 2021

Не знаешь, как поступить? Смотри на цифры!

Примерный процент роялти в издательствах такой (зависит от конкретного издательства). Не буду называть точные издательские цифры, это запрещено условиями договора, но порядок роялти среди авторов моего уровня примерно следующий

Обратите внимание, что во второй колонке процент рассчитывается от отпускной цены книги, а во первой от розничной. То есть если вы самостоятельно продаете книгу на Литрес за 200 рублей, то получите 140 рублей, если же размещением книги занимается издательство, то вы получите максимум 40% от отпускной цены.

Но даже если Литрес отдает издательству 90%, то заработок автора составит 72 рубля. Издательство же получит 108 рублей.

Отпускная цена — цена книги, которая складывается из ее себестоимости и наценки издательства (налогооблагаемой прибыли), а также НДС. Так, если себестоимость книги — 300 рублей, налогооблагаемая прибыль — 50 рублей, а НДС 20% — 60 рублей, то отпускная цена составит 410 рублей. Дальнейшие наценки — это наценки магазинов

Здесь, пожалуй, пришла пора рассказать, что у нас с мужем есть агентство интернет-маркетинга. Оно успешно существует вот уже 13 лет. Я привыкла все решения принимать взвешенно, оценивая не только выгоду, но и перспективы, а также опираясь на собственный опыт. Я посмотрела на эти цифры отстраненно, выйдя из ситуации и представив, что речь идет о ком-то другом.

И вот что получилось.

Печатное издание

Некий автор потратил 2 года на то, чтобы написать роман.

Издательство берет на себя редактуру, корректуру, обложку, печать, логистику и забирает 90% дохода

Автор мог бы заниматься этим сам, но у него просто нет тех инструментов, которыми обладает издательство. Редактура, корректура, обложка легко заказываются на биржах фриланса, и при объеме романа 14 авторских листов (один авторский лист = 40 000 знаков с пробелами) суммарно будут стоить порядка 40 тысяч рублей.

Печать — проблема посерьезней. Одно дело — напечатать 10 экземпляров, совсем другое — тираж в 3000 штук. В целом, решаемо, но придется потрудиться.

Однако, есть ещё один важный аспект, разобраться с которым автору не по силам, — логистика в магазины

Поверьте, я пробовала разные пути. Можно продавать книги на Ozon или Wildberries, можно печатать по требованию, можно даже договориться с несетевыми магазинами, но это крохи. Самостоятельно добиться того охвата, который дает издательство, невозможно. По крайней мере я не знаю, как.

Электронное издание

С электронкой дело обстоит иначе. Тот же автор 2 года писал книгу, и издательство предлагает ему публикацию. Что делает издательство? Обложку, редактуру, корректуру и публикацию.

В случае с печатными экземплярами издательство действует в больших масштабах, по сравнению с автором, действующим самостоятельно. Но с электронной версией иначе. Автор может заказать обложку, редактуру и корректуру. А публикация — это вообще вопрос 10 минут.

Что я выбрала?

После того, как я вышла из ситуации и посмотрела на нее отстраненно, стало ясно, что причин оставить права на на электронную книгу себе, по крайней мере — для меня, больше. Даже если это поставит крест на печатных экземплярах. Я отказалась, прекрасно осознавая, что останусь автором самиздата, и мои основные площадки продаж будут электронными.

А потом, как это порой бывает в художественных романах, в кульминации сюжет развернулся на 180°, и открылись новые обстоятельства. Мы все обсудили с издательством и договорились: права на электронку я оставляю себе, а бумагу и аудио отдаю в издательство.

Если права на электронную книгу остаются у автора, а на бумажную — у издательства, то для электронной версии нельзя использовать издательскую обложку, а также исправленный корректором и редактором текст. Автор либо выпускает книгу в «авторской редакции», либо заказывает услуги корректуры и редактуры отдельно

На этом история не закончилась. Узнав о том, что издательство претендует на права на аудиокнигу, издательство аудиокниг, которое озвучивало мой роман «Барселона под звуки смерти», сообщило, что не готово «передавать» меня любому другому издательству. Потому что я уже их автор. Это было чертовски приятно.

В результате мы разделили «Стамбул. Подслушанное убийство» на троих: печатное издание отошло одному издательству, аудио — второму, а электронное — мне.

Уже спустя месяц я поняла, что всё сделала правильно.

Еще немного цифр

В январе 2022-го года я заработала на продаже электронных копий «Стамбула. Подслушанное убийство» 112 000 рублей. Из них порядка 40 тысяч я вложила в рекламу. Чистая прибыль — 72 000 рублей

Если бы я заключила договор с издательством, мой доход составил бы 57 000 рублей. С учетом трат на рекламу я бы заработала 17 000 вместо 72 000 рублей. Разница очевидна.

Статистика продаж романа и полученное роялти

Литрес: Самиздат дает мне возможность находиться на одной электронной полке с издаваемыми авторами. Быть с ними наравне и получать за это справедливое вознаграждение.

Мои романы отлично смотрятся рядом с романами Михаэлидеса, Михалковой, Омера, Османа, Уитакера. Издательство дает то же самое, но за роялти в 3 раза меньше.

Мои книги рядом с топами жанра на Литрес

А что у других?

Специально для этого материала я попросила пять коллег-авторов ответить на вопрос: «Почему вы оставляете права на электронную книгу себе?»

Я оставляю за собой права на свои книги в силу того, что времена изменились. Сейчас появилась масса возможностей, позволяющих авторам напрямую общаться и работать с читателями, полностью минуя при этом посредников. Мне проще и быстрее все делать самому. Так что производственный цикл максимально сузился, автор сейчас сам себе и издатель, и рекламщик, и агент. Ну, если, конечно, он при этом не лентяй, который написал один роман и улегся на диван ждать, когда к нему все побегут с контрактами на экранизацию, деньгами и Нобелевской премией в области литературы.

Андрей Васильев, российский писатель, автор романов в жанрах фэнтези и ЛитРПГ

Допустим, книга на площадке продается за 100 рублей. Издательство, размещая ее, имеет (допустим) 50% – 50 рублей. Согласно вашему лицензионному договору, издательство из этой суммы начисляет 20% авторского гонорара, что составляет 10 рублей. Минус из этой суммы вы уплатите налог. Сравните: автор размещает книгу на издательской платформе для digital-авторов Литрес самостоятельно. Из тех же 100 рублей имеет 35%, что составляет 35 рублей, т.е. ровно в 3,5 раза больше. А если у вас «продвинутый» статус на Литрес и вы эксклюзивно размещаете книгу, то из 100 рублей вы получите 75 рублей. Да, издатели часто настаивают на передаче всех прав, особенная боль – это права на электронку. У меня перед глазами ряд примеров, когда автор надеется передать все права издателю, не публикуется в сети, сохраняя эксклюзивность текста. А издатель отказывает в публикации по причине того, что нет сетевых публикаций и аудитории. Замкнутый круг.

Евгения Кретова, автор остросюжетной прозы, писатель-фантаст. Лауреат премий

В какой-то момент доходы от продаж электронных книг составляли очень маленькие суммы.. Тогда мало кто из авторов оставлял их себе. Сейчас электронные права для большинства авторов важный источник доходов.

Дмитрий Емец, автор знаменитой серии романов о девочке-волшебнице «Таня Гроттер»

Многие говорят, что электронные книги никогда не заменят бумажные. Да, согласна, заменить конечно не заменят, но создадут (и уже создают) хорошую конкуренцию и дополнят формат. Электроника это удобно, это дешевле, это большой выбор. Поэтому многие писатели зарабатывают больше на электронных книгах. У меня количество в бумаге, что продается примерно за полгода, в электронке, та же книга, продается в месяц. Конечно, издательства не всегда соглашаются взять у вас только печатные права. Поэтому автору приходится импровизировать. Какую книгу отдать с электронными правами, а какую оставить себе. Все сложно в мире книг. Иногда автор тратит больше времени на организационные вопросы, нежели на писательство. И чем больше книг, тем сложнее. В последнее время все больше думаю об литагенте, который бы решал за меня все эти вопросы.

Юлия Ефимова, автор остросюжетной литературы, лауреат премий

Я продлеваю права на бумагу, электронка и аудио остаются мне. Это более быстрая выплата: помесячно или поквартально. И есть возможность размещать книги на многих площадках.

Милена Завойчинская, российская писательница, работает в жанре женского фэнтези

Анна Орехова
Писательница, победительница премии «Русский детектив». Работает в жанре детектива
0
7 комментариев
Написать комментарий...
Artur Svyatogor

Замечательна статья, познавательная и полезная. Автору Respect. Ждем новых книг. Успехов, Анна.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Корякова

Спасибо за цифры, как-то искала, но весь расклад так и не нашла

Ответить
Развернуть ветку
Корнеева

Анна, большое спасибо за статью! Наконец-то я поняла про эксклюзив и про то, что можно делить права на электронную, бумажную и аудио книги. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Литрес, вы и ростелеком реально заепали спамом про "Две недели бесплатного...". Коллаб говенный

Ответить
Развернуть ветку
Solodkin Denis

ну Литрес молодцы конечно

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Решетникова

Анна, умеете же вы вдохновлять! Теперь тоже планирую оставлять себе права на электронку и аудио. Попытаюсь сама и с бумагой, а там посмотрим. Кстати, перенесла кое-какие цифры в свой дневник желаний.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

просто публикуйся на автортудей, там кажется 85%

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда