Быть везде и всюду: как автору максимально заработать на своих произведениях
Разбираемся, кому и как раздать авторские права на книгу, чтобы остаться в плюсе. Правда ли, что цифровые книги лучше публиковать через самиздат, и как быстро может вырасти ваш заработок? Писательница Анна Орехова рассказывает, почему все больше именитых авторов выбирают digital-платформы
В декабре 2021 года, как раз перед самым Новым годом, я приняла одно очень важное решение. Тогда я не спала две ночи, стресс был настолько сильным, что просто физически не могла уснуть. Но как это всегда бывает с правильными решениями, сейчас, спустя год, оно кажется очевидным. И вот почему.
Содержание
Та еще дилемма
На тот момент мой роман «Барселона под звуки смерти» уже два года продавался на Литрес в электронном формате, а права на аудиокнигу принадлежали аудиоиздательству «Вимбо». Этот роман занимал первые строчки в жанрах «Детективы» и «Современные детективы», был бестселлером и хитом продаж, что, конечно, помогло мне заинтересовать издательство. В ноябре 2021 года я заключила договор с издательством на публикацию бумажной книги. Книга готовилась к печати, права на электронную версию остались у меня, издательство на них не претендовало.
А потом произошло сразу три важных события.
- Я закончила роман «Стамбул. Подслушанное убийство», второй в серии, и готовилась опубликовать его на Литрес.
- Издательство предложило мне продолжить сотрудничество, но на этот раз просило полные права на роман: бумагу, электронку, аудио.
- Литрес прислал письмо о том, что вводит Продвинутый статус для авторов, где роялти повышается до 70%.
Тогда я только-только начала зарабатывать в самиздате. Мой доход в ноябре 2021-го года составил 25 928 рублей, и это при роялти в 35%.
Литрес повышал роялти в 2 раза.
На одной чаше весов оказалась возможность стать издаваемым автором, то есть перейти в новую лигу. На другой — возможность зарабатывать писательством, но остаться в самиздате. Та еще дилемма.
Не знаешь, как поступить? Смотри на цифры!
Примерный процент роялти в издательствах такой (зависит от конкретного издательства). Не буду называть точные издательские цифры, это запрещено условиями договора, но порядок роялти среди авторов моего уровня примерно следующий
Обратите внимание, что во второй колонке процент рассчитывается от отпускной цены книги, а во первой от розничной. То есть если вы самостоятельно продаете книгу на Литрес за 200 рублей, то получите 140 рублей, если же размещением книги занимается издательство, то вы получите максимум 40% от отпускной цены.
Но даже если Литрес отдает издательству 90%, то заработок автора составит 72 рубля. Издательство же получит 108 рублей.
Здесь, пожалуй, пришла пора рассказать, что у нас с мужем есть агентство интернет-маркетинга. Оно успешно существует вот уже 13 лет. Я привыкла все решения принимать взвешенно, оценивая не только выгоду, но и перспективы, а также опираясь на собственный опыт. Я посмотрела на эти цифры отстраненно, выйдя из ситуации и представив, что речь идет о ком-то другом.
И вот что получилось.
Печатное издание
Некий автор потратил 2 года на то, чтобы написать роман.
Автор мог бы заниматься этим сам, но у него просто нет тех инструментов, которыми обладает издательство. Редактура, корректура, обложка легко заказываются на биржах фриланса, и при объеме романа 14 авторских листов (один авторский лист = 40 000 знаков с пробелами) суммарно будут стоить порядка 40 тысяч рублей.
Печать — проблема посерьезней. Одно дело — напечатать 10 экземпляров, совсем другое — тираж в 3000 штук. В целом, решаемо, но придется потрудиться.
Поверьте, я пробовала разные пути. Можно продавать книги на Ozon или Wildberries, можно печатать по требованию, можно даже договориться с несетевыми магазинами, но это крохи. Самостоятельно добиться того охвата, который дает издательство, невозможно. По крайней мере я не знаю, как.
Электронное издание
С электронкой дело обстоит иначе. Тот же автор 2 года писал книгу, и издательство предлагает ему публикацию. Что делает издательство? Обложку, редактуру, корректуру и публикацию.
В случае с печатными экземплярами издательство действует в больших масштабах, по сравнению с автором, действующим самостоятельно. Но с электронной версией иначе. Автор может заказать обложку, редактуру и корректуру. А публикация — это вообще вопрос 10 минут.
Что я выбрала?
После того, как я вышла из ситуации и посмотрела на нее отстраненно, стало ясно, что причин оставить права на на электронную книгу себе, по крайней мере — для меня, больше. Даже если это поставит крест на печатных экземплярах. Я отказалась, прекрасно осознавая, что останусь автором самиздата, и мои основные площадки продаж будут электронными.
А потом, как это порой бывает в художественных романах, в кульминации сюжет развернулся на 180°, и открылись новые обстоятельства. Мы все обсудили с издательством и договорились: права на электронку я оставляю себе, а бумагу и аудио отдаю в издательство.
На этом история не закончилась. Узнав о том, что издательство претендует на права на аудиокнигу, издательство аудиокниг, которое озвучивало мой роман «Барселона под звуки смерти», сообщило, что не готово «передавать» меня любому другому издательству. Потому что я уже их автор. Это было чертовски приятно.
В результате мы разделили «Стамбул. Подслушанное убийство» на троих: печатное издание отошло одному издательству, аудио — второму, а электронное — мне.
Уже спустя месяц я поняла, что всё сделала правильно.
Еще немного цифр
Если бы я заключила договор с издательством, мой доход составил бы 57 000 рублей. С учетом трат на рекламу я бы заработала 17 000 вместо 72 000 рублей. Разница очевидна.
Литрес: Самиздат дает мне возможность находиться на одной электронной полке с издаваемыми авторами. Быть с ними наравне и получать за это справедливое вознаграждение.
Мои романы отлично смотрятся рядом с романами Михаэлидеса, Михалковой, Омера, Османа, Уитакера. Издательство дает то же самое, но за роялти в 3 раза меньше.
А что у других?
Специально для этого материала я попросила пять коллег-авторов ответить на вопрос: «Почему вы оставляете права на электронную книгу себе?»
Замечательна статья, познавательная и полезная. Автору Respect. Ждем новых книг. Успехов, Анна.
Спасибо за цифры, как-то искала, но весь расклад так и не нашла
Анна, большое спасибо за статью! Наконец-то я поняла про эксклюзив и про то, что можно делить права на электронную, бумажную и аудио книги. Спасибо!
Литрес, вы и ростелеком реально заепали спамом про "Две недели бесплатного...". Коллаб говенный
ну Литрес молодцы конечно
Анна, умеете же вы вдохновлять! Теперь тоже планирую оставлять себе права на электронку и аудио. Попытаюсь сама и с бумагой, а там посмотрим. Кстати, перенесла кое-какие цифры в свой дневник желаний.
просто публикуйся на автортудей, там кажется 85%