Как быть, когда люди уезжают? Первые 5 действий работодателя, которые упростят найм и удержат важных сотрудников

Привет! Меня зовут Михаил Каншаев, я руководитель креативного кадрового агентства About People. Мы помогаем компаниям привлечь и удержать талантливых сотрудников. Пишем кратко и по делу в нашем телеграм-канале.

Как быть, когда люди уезжают? Первые 5 действий работодателя, которые упростят найм и удержат важных сотрудников

Управление персоналом все больше походит на работу с клиентами: сначала нужно привлечь хорошими условиями, потом повысить конверсию из отклика в принятие оффера, затем систематически увеличивать LTV и в итоге расстаться друзьями. Как во время любого кризиса, на каждый из этап стоит обратить особое внимание.

Совет 1. Донесите ценность работы в вашей компании до соискателей…

… написал я, а вы ответите «это же элементарно, Ватсон».

Однако к этому действию важно подойти системно, чтобы ничего не упустить. Ценность должна быть четко сформулирована на пересечении 3 областей:

  • потребностей группы соискателей (групп может быть несколько)
  • преимуществ вашей фирмы
  • того, что отсутствует у конкурентов
Как быть, когда люди уезжают? Первые 5 действий работодателя, которые упростят найм и удержат важных сотрудников

Такая формулировка ценности называется Employer Value Proposition (EVP) или ценностное предложение работодателя. Итогом его разработки станет фраза-слоган, визуальная концепция и план действий по его «активации», т. е. донесению до целевой аудитории. Ниже несколько примеров качественно разработанных ценностных предложений.

McDonald’s до известных событий запустил в России рекламную кампанию по развитию HR-бренда со слоганом «Можем устроить», а также расширением для трех целевых аудиторий: молодежи, мужчин в возрасте 25-35 лет и женщин с детьми.

«Вкусно и точка» тоже показали неплохой результат, акцентируя внимание на стремлении кандидатов к стабильной работе в надежной компании с хорошими условиями

Kaspersky Russia показали, что команда состоит из обычных людей, но при этом у каждого есть суперспособности, которые помогают их команде спасать мир. Слоган «Быть человеком, работать героем» отразил стремление сотрудников компании к созданию безопасного пространства.

Важно отметить: просто разработать EVP недостаточно, очень важно инвестировать в его активацию, т. е. донесение до целевой аудитории через релевантные каналы: социальные сети, СМИ, офлайн-рекламу, блогеров – выберите те, которые «касаются» ваших потенциальных сотрудников.

Совет 2. Используйте аналитику для повышения качества процесса отбора

Перенесите базу резюме из экселя в HRM-систему (аналог CRM, human resources management system), чтобы конверсия на каждом этапе рассчитывалась автоматически, вы видели время закрытия вакансий, эффективность работы рекрутеров, а также активно использовали кандидатов, которые не подошли для одной вакансии, приглашая их пройти отбор на другую.

Как быть, когда люди уезжают? Первые 5 действий работодателя, которые упростят найм и удержат важных сотрудников

Так выглядит воронка подбора в HRM-системе «СберПодбор». Проанализировав конверсии на каждом этапе, можно сделать выводы об эффективности используемых инструментов и составить план по повышению сквозной конверсии.

На примере с вакансией «грузчик» небольшого регионального завода, клиента About People, видно, что конверсия из новой заявки в телефонное интервью составляет всего 17%. В комментариях рекрутер указывает, что много кандидатов в данным момент не ищут работу. При холодном поиске рабочей вакансии это нормально, так как работники не удаляют свои резюме с работных сайтов, чтобы в случае увольнения не повторять одни и те же действия. Повысить конверсию можно за счет увеличения доли кандидатов, которые оставили отклик самостоятельно, однако это ведет к дополнительным издержкам на hr-маркетинг.

Из этой же статистики мы можем сделать еще один вывод – важно продолжать пополнять базу кандидатами, чтобы при следующем поиске сотрудников звонить сначала тем, чьи контакты уже сохранены в HRM-системе, что снизит затраты на размещение вакансий и оптимизирует время работы рекрутера.

Когда кандидатов на рынке мало, ведение и непрерывная актуализация базы кандидатов позволит закрывать вакансии быстрее, а кандидатам показывать, что компания действительно заинтересована в них, уделяет им внимание – а это косвенные признаки хорошего работодателя.

Совет 3. Проведите качественный онбординг

Что вообще такое качественный онбординг? – ниже есть три фактора, реализовав которые вашу программу адаптации можно считать «хорошей», а дальше собирайте обратную связь, дорабатывайте материалы и ищите новые способы подачи.

Или так: "Требования к адаптации от собственника, менеджеров, соискателей, ...."
Или так: "Требования к адаптации от собственника, менеджеров, соискателей, ...."
  1. Адаптация сотрудников, или онбординг, это задача не только эйчара, но и непосредственного руководителя. Согласно исследованию программ адаптации 2022 года от экопси, 75% и более сотрудников успешно проходят испытательный срок в компаниях, где руководитель несет ответственность за отдельные этапы адаптации.
  2. Подготовку к адаптации сотрудника нужно проводить заранее, чтобы в момент выхода на работу у него уже было готово рабочее место, программа адаптации и набор материалов, которые можно изучить. Хорошо, если руководитель назначит новичку наставника или бадди, который проведет экскурсию по компании и поможет адаптироваться в коллективе.
  3. Предоставьте сотруднику обучение, даже если он опытный специалист. Так вы сможете рассказать больше о компании, презентовать и обсудить подходы к работе и используемые инструменты, а сотрудник может подсказать идеи по улучшению ваших процессов на основе опыта с прошлого места работы.

Как понять, насколько наша программа адаптации эффективна, если не с чем сравнить? – как базу для сравнения можно использовать статьи с практиками крупных игроков рынка и результаты консалтинговых и научных исследований.

Совет 4. Повышайте ценность работы для текущих сотрудников

Никаких ассоциаций, просто танцы
Никаких ассоциаций, просто танцы

EVP – это не только слоган и гайдбук, но и план работы по созданию и повышению ценности для сотрудников.

Часто компании, разработав классное ценностное предложение забывают, что часть инициатив, которые в него заложены, находятся в стадии развития и сотрудники еще не успели их использовать. Это ведет к разрыву «ожидание – реальность», когда работодатель рассказывает о множестве преимуществ, а сотрудники ехидно хихикают и называют рекламные кампании «ловушкой для дураков», так как написанное сильно разнится с действительностью.

Чтобы такого не случилось, важно при разработке EVP составить план работ на ближайшее время, в котором описать инициативы, оценить стоимость их внедрения и прогнозируемый эффект, сформулировать задачи и назначить ответственных. А потом систематически контролировать статус проект и выполнение поставленных задач.

Совет 5. Расставайтесь красиво и не сжигайте мосты

Рано или поздно сотрудник все же покинет вашу компанию. Возможно, он будет стремиться к карьерному росту или искать работу поближе к дому. Так или иначе, с сотрудником нужно грамотно расстаться, чтобы не создать себе дополнительных сложностей.

Как быть, когда люди уезжают? Первые 5 действий работодателя, которые упростят найм и удержат важных сотрудников

Первое, что нужно сделать, это узнать причину ухода сотрудника. Возможно, это будет что-то настолько незначительное, что вам достаточно будет пары минут, чтобы исправить проблему, которая его мучила. Например, ввести запрет на принятие пищи на рабочем месте (и чавкающий сосед расстроенного сотрудника переедет на кухню и больше не будет вызывать желание его поколотить).

Если же сотрудник все-таки намерен уйти, важно провести с ним выходное интервью (exit-interview). Его может провести специалист по персоналу или непосредственный руководитель, однако во втором случае есть риск смягчения ситуации со стороны менеджера, если негатив сотрудника касается его лично.

В выходном интервью важно по-человечески пообщаться с коллегой, узнать все проблемы, которые мучили его во время работы у вас, а также попросить предложить решение этих проблем. Иногда бывает, что собственник и сотрудники отдела кадров не знают о некоторых ситуациях, которые негативно сказываются на работе людей, и только во время выходного интервью, “когда уже нечего терять”, сотрудники признаются в существовании больших сложностей, которые подрывали эффективность команды.

Так exit-интервью может стать точкой сбора честной обратной связи и отправным пунктом улучшения коммуникации и бизнес-процессов, а также повышения лояльности увольняющихся, что снизит их внутреннюю напряженность и вероятность того, что негатив, ставший причиной ухода, выйдет за границы компании и снизит привлекательность работодателя для потенциальных кандидатов.

Хорошим завершением последней встречи с сотрудником (при условии, что он уходит самостоятельно, а не вы увольняете его) станет приглашение вернуться, если его планы или позиция изменится. Один из наших клиентов, сибирский завод, в сфере которого есть серьезный недостаток квалифицированных кадров, отметил, что 6% ушедших сотрудников возвращаются и продолжают вовлеченно работать, что приводит к существенной экономии на подборе.

Кратко: если нет времени читать

  1. Разработайте EVP – ценностное предложение работодателя, которое в ёмкой форме отразит потребности сотрудников, которые вы закрываете, при этом этими инструментами не пользуются конкуренты. Важно не только разработать EVP, но и «активировать его», то есть донести до целевой аудитории через разные рекламные каналы.
  2. Используйте HRM-систему, собирайте в ней данные и анализируйте воронку подбора, каналы привлечения, причины отказов, чтобы на основе этих данных оптимизировать затраты на найм и повысить сквозную конверсию в оффер.
  3. Проведите качественный онбординг: подготовьте к приходу сотрудника его рабочее место и обучающие материалы, назначьте бадди и проведите экскурсию по компании. Кстати, по статистике, наилучшие показатели прохождения испытательного срока у компаний, где за адаптацию отвечает и HR, и непосредственный руководитель.
  4. EVP – это не только слоган и визуальная концепция, но и план действий, как привести действительность к образу, который вы показываете соискателям, а затем совершенствовать результат на основе обратной связи.
  5. Проводите с уходящими сотрудниками выходное интервью: на нем стоит задать вопросы о том, что стали причиной ухода и как компания может эту проблему решить. Exit-интервью станет точкой роста качества процессов вашей фирмы.

Больше статей про HR-бренд, аналитику и автоматизацию работы с сотрудниками в телеграм-канале About People. Присоединяйтесь!

77
15 комментариев

exit-интервью — а как лучше себя вести работнику? просто как по мне, это все интервью идет в пользу работодателя, что получит работник, почему он должен правдиво отвечать на вопросы?

1
Ответить

Как лучше вести себя: говорить честно, но без обвинений. Это должен быть разговор на равных, когда обсуждаются процессы в компании, которые мешают «сотрудничеству». Чем конструктивнее получится поговорить, тем выше вероятность решения проблемы. В любом случае сжигать мосты не стоит. Рынок труда небольшой, компании друг другу дают рекомендации на бывших сотрудников. Когда-то вы все равно пересечетесь и будет как минимум неприятно, а может это даже негативно повлияет на ваш карьерный путь.

1
Ответить

Для работника exit-интервью - это возможность сообщить работодателю о том, что послужило причиной ухода. Возможно, это легко и быстро исправить, и если работодатель захочет удержать сотрудника, он это сделает, а сотрудник продолжит работать.

1
Ответить

А работник облегчит душу - можно рассмотреть это как бесплатный сеанс психотерапии.
🙂

1
Ответить

Так а что делает HR, ничего же)

1
Ответить

Согласна, все меняет руководитель. HR тут ток как посредник

1
Ответить

Наверное, не совсем точно. За зарплатой же приходит)

Ответить